СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Куклы»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Куклы»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»





Рассмотрено: Утверждаю:

на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

МБОУ «Иланская СОШ №1» _________/Максаков Ю.В./

протокол № __«___» ______ 2020 г. «__» ________2020г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Куклы»


для учащихся 5-6 классов

Срок реализации программы 1 год










составлена на основе

примерной программы внеурочной деятельности

художественного творчества школьников

учителем технологии Кулишовой Е.А.









2020-2021 уч.г.



Пояснительная записка

Представленная программа занятий кружка «Куклы» предложена для учащихся 5-7 классов. В современном мире мы довольно часто сталкиваемся с куклами, будь то театр, магазин или на экранах телевизора. В нашем представлении кукла – это игрушка, незаменимый участник детских игр. А между тем были времена, когда кукла являлась почти единственным распространителем моды, по которому женщины разных стран судили о новых направлениях моды в одежде.

Самое же поразительное, что куклы во всем мире вплоть до середины XIX века копировали не детей, а взрослых, одетых соответственно эпохе, так как детский костюм на протяжении столетий был уменьшенной копией костюма взрослого человека. Поэтому мы сейчас можем смело сказать, что история куклы – это история моды.

Постепенно куклы-модницы стали вытесняться серийными куклами-игрушками. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке не забыт такой загадочный жанр искусства как художественная авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для игры, эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа составлена на основе примерной внеурочной программы художественного творчества школьников

Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа. Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Основные задачи программы:

• Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

• Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ, практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами; назначением и областью применения материалов, экономному их использованию.

• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

• Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

• Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

• Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина. Значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества, с различными видами текстильных кукол: маппет-куклы, тильды, интерьерные куклы, с работами лучших авторов-кукольников.

Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных кукол, как по разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет большое значение в развитие творческих способностей учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек, состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек. Этапы работы над куклой, описанные во 2-5 пунктах тематического планирования, повторяются несколько раз: при работе над изделиями первой и второй сложности, маппет-куклами и в процессе создания учащимися кукол по собственным эскизам и выкройкам в ходе работы над творческими проектными работами.

Занятия кружка имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности, самостоятельного выполнения работ от эскиза до воплощения замысла в материале. Предполагется рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ (сборка образцов кукол, изготовление декоративных изделий). Все объекты труда являются максимально познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают представления о последовательности и методах сборки текстильных кукол.

Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до конечного результата». Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Программа рассчитана на период обучения – 1 год.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа курса внеурочной деятельности:

Программа рассчитана на детей 10-12 лет.

Занятия проводятся в свободное от учебы время 1 раза в неделю.

Режим занятий:

• общее количество часов в год – 68ч.;

• количество часов и занятий в неделю - 1 раз по 2 часа.

Форма организации занятий –фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективное творчество.

Методы обучения – словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический.

В конце учебного года ими выполняется защита творческого проекта, по качеству исполнения которого определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.

Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии.

Предметные результаты:

•Изучение детьми различных видов народных промыслов;

•Понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;

•Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

•Владение приемами и техникой изготовления народной куклы, интерьерной куклы, ткачества, низания бисера;

•Применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.

•Развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета, гармонии, композиционного мышления.

Метапредметные результаты:

•Планирование процесса познавательной деятельности;

•Развитие творческих способностей у детей;

•Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;

•Развитие графических и конструктивных навыков и умений;

•Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;

•Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.

Личностные результаты:

•Бережное отношение к своему труду;

•Развитие трудолюбия и усидчивости;

•Овладение способностью самим создавать композиции работ;

•Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;

•Проявление технологического мышления при организации своей деятельности;

•Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.

Содержание курса

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теория



1

Вводные занятия

4

2

2

Ручные швы

4

2

3

Изделия первой сложности из 2-3 выкроек

16

4

4

Изделия второй сложности из 4-7 выкроек

20

5

5

Куклы для кукольного театра

12

4

6

Творческий проект.

12

4

итого


68

21



Учебно-тематический план

№ п/п раздела

№ п/п урока

Тема

К-во часов

(час)

Дата

Корректировка дат

1


Вводные занятия (4 часа)

4




1

Вводное занятие. Мир игрушек. История кукол. Русская народная кукла.

2




2

Значение работы над текстильной куклой. Виды работ. Организация рабочего места

2



2


Ручные швы

4




3

Ручные швы. Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки.

2




4

Выполнение различных видов швов.

2



3


Изделия первой сложности из 2-3 выкроек

16




5

Цветовое решение игрушек Выбор материалов. Набивка. Кукольная фурнитура.

2




6

Знакомство с лекалами и количеством деталей.

2




7

Работа с чертежами и выкройками.

2




8

Раскрой. экономичности раскладки. Классификация деталей срезов.

2




9

Сборка куклы.

2




10

Последовательность сборки.

2




11

Глаза и нос куклы. Рисование глаз куклы.

2




12

Декоративное оформление куклы. Кукольная одежда и аксессуары.

2



4


Изделия второй сложности из 4-7 выкроек

20




13

Кукла «Тильда. Ткани, используемы для их пошива.

2




14

Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая.

2




15

Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд.

2




16

Сшивание и вырезание деталей кроя.

2




17

Сборка куклы.

2




18

Особенности набивки тильд.

2




19

Одежда для кукол-тильд.

2




20

Аксессуары-тильда.

2




21

Материалы для изготовления кукольных причесок.

2




22

Изготовление волос куклы разными способами.

2



5


Куклы для кукольного театра

12




23

Маппет-куклы. Особенности кроя маппет-кукол

2




24

Работа с чертежами и выкройками. Раскрой.

2




25

Сборка маппет-куклы.

2




26

Особенности набивки

2




27

Одежда и аксессуары.

2




27

Уход за текстильными куклами работы. Ремонт текстильной куклы.

2



6


Творческий проект.

12




29

Создание эскиза куклы.

2




30

Конструирование выкройки. Создание куклы по собственному эскизу

2




31

Сборка куклы.

2




32

Создание одежды и аксессуаров.

2




33

Изготовления прически для куклы.

2




34

Защита творческих работ. Выставка кукол

2



итого

34


68








Содержание программы

Раздел 1. Вводные занятия (4 часа)

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Русская народная кукла. Традиции изготовления. Куклы-берегини.

Значение работы над текстильной куклой. Виды работ. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий



Раздел 2. Ручные швы (4 часа)

Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов. Назначение швов и область их применения. Выполнение различных видов швов

Раздел 3. Изделия первой сложности из 2-3 выкроек (16 часов)

Цветовое решение игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Мех и флис – недостатки и преимущества. Выбор материалов по их свойствам. Набивка, её виды. Приспособления для набивки. Кукольная фурнитура.

Знакомство с лекалами и количеством деталей. Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекал с журнала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. Раскрой. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз». Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.

Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал.

Сборка куклы. Определение последовательности сборки. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.

Оформление глаза и носа куклы. Знакомство с различными способами изготовления. Способы прикрепления (приклеивание, нитяной прикреп). Рисование глаз куклы. Правила расположения глаз относительно носа. Образцы росписи кукольных лиц. Знакомство с красками, применяемыми для росписи кукол.

Декоративное оформление куклы. Разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда и аксессуары. Выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров



Раздел 4. Изделия второй сложности из 4-7 выкроек (20 часов)

Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разных странах. Виды кукол-тильд.

Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива. Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Различные способы окрашивания.

Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд. Последовательнось кроя. Снятие лекал с журнала на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономного кроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Инструменты и приспособления.

Сборка куклы. Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление.

Одежда для кукол-тильд. Аксессуары-тильда. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички



Раздел 5. Куклы для кукольного театра (12 часов)

Ккулы для кукольного театра. Марионетки. Пальчиковые куклы. Маппет-куклы. Особенности кроя маппет-кукол.

Работа с чертежами и выкройками маппет-кукол. Снятие лекал на кальку. Раскрой с учётом экономичности раскладки.

Сборка маппет-куклы.

Уход за текстильными куклами и мягкими игрушками ручной работы. Инструменты и приспособления. Ремонт текстильной куклы.

Раздел 6. Творческие проектные работы (14 часов).

Создание эскиза куклы. Конструирование выкройки. Создание куклы по собственному эскизу. Защита проектов. Выставка кукол.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

Правила безопасного труда с разными материалами и инструментами, подготовки рабочего места ; Оборудование и инструменты для ручных работ; Виды игл и ниток; Виды материалов используемых при изготовлении мягкой игрушки; Технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол; Область применения и назначение материалов и инструментов

Учащиеся должны уметь:

Соблюдать правила безопасного труда, планировать собственную трудовую деятельность; Снимать лекала с журналов; Разрабатывать по эскизу выкройки деталей несложной формы, изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию; Использовать различные техники и приёмы обработки ткани и меха (выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам); Пользоваться ручным инструментом; Осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы.

быть:  дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;  создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;  осуществления сотрудничества в процессе совместной работы

Универсальные учебные действия:

Познавательные Общеучебные действия  Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;  Выделение познавательной цели;  Выбор наиболее эффективного способа решения;  Смысловое чтение; У П логические Д  Анализ объектов  Синтез как составление частей целого;  Доказательство;  Установление причинно-следственных связей;  построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД  Постановка вопросов;  Умение выражать свои мысли полно и точно;  Разрешение конфликтов.  Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД  Целеполагание;  Волевая саморегуляция  Прогнозирование уровня усвоения  Оценка;  Коррекция

Методическое обеспечение образовательной программы.

Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: материалов, изделий, композиции, сложности задания и т.д.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с прикладным искусством, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.

Содержание учебного процесса строится на основании неоднократного

повторения одного и того же учебного материала с постепенным усложнением учебных заданий. В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении работ, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.

Выполнение изделий дает представление о форме, ее конструкции, композиции и оформлении изделий. На занятиях будут использоваться дидактические материалы – альбомы по различным видам прикладного искусства, работы педагога и детей.

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, форме изделий, их элементах, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

Условия реализации программы:

Для успешной работы по программе необходимо:

  • хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

  • технические средства обучения (компьютер, принтер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска,

  • оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;

  • инструменты: швейные машины, ножницы, кисти, шило, плоскогубцы, нож и др.;

  • материалы (хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты; нитки для шитья, шерстяные, «мулине»; иглы разной величины; ножницы, картон, калька, копировальная бумага; линейка, карандаш, фломастеры, клей; вата, синтепон, проволока; бисер, пуговицы, тесьма, кружева.

  • методические пособия и разработки по различным видам изготовления тряпичной куклы.

  • учебный комплект на каждого ученика (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, альбом)

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более подготовленным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе учащиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты декоративно-прикладного творчества: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и другие компоненты.

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы с детьми не менее года, образование – не ниже средне-профессионального педагогическое.


Список литературы




Для педагогов:

1. О. Е.Лебедев, М. В.Катунова. - Дополнительное образование для детей, Гуманитарный издательский центр М., 2000 г

3. О. С.Молотобарова, Кружок изготовления игрушек-сувениров, М., Просвещение, 1990 г.

2. Бондаренко Т.В.«Куклы своими руками». Материалы, выкройки, технология изготовления. М.Полиграфиздат, 2009. В. Войдинова « Куклы в доме», М. Профиздат, 2000.
3. Зайцева О. « Декоративные куклы». Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол М.: АСТ; СП: Астрель, 2010
4.И. Страдитти «Делаем куклы». Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. .
5. Силецкая И.Б., « Мягкая игрушка: Герои любимых сказок своими руками», М.: Эксмо, 2009.
6. История кукол

7. Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия.

Кукольный сундучок. – М. : Белый город, 2010.

8. Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М. : Профиздат, 1998.



Для обучаемых:

1. С. Кочетова, - Игрушка для всех М., Олма-пресс; СПб., Издательский дом Нева, 1999 г.

2. З. Неботова. - Игрушки – сувениры. М., Олма-пресс; СПб., Издательский дом Нева, 1999 г.

3. Ванханен Н. А. «Фантазии из колготок», М.: Профиздат, 2007


https://www.livemaster.ru/masterclasses/kukly-i-igrushki/kukly-tildy

https://skolko-krestikov.ru/vyshivka/vse-vykrojki-tilda-na-kuklu-kak-sshit-igrushku-svoimi-rukami-iz-tkani.html


https://ideikin.ru/kukly-dlya-kukolnogo-teatra-svoimi-rukami/



















Приложения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!