Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
« той выбор»
Направленность программы: профориентационная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучащихся: 15-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
пояснительная записка
Направленность программы: профориентационная
Уровень программы: ознакомительный
Актуальность программы
Профессиональная ориентация молодежи на этапе школьного обучения является важнейшей составной частью народного образования. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в медицине. Разработка новых форм образования опирается на концепцию долговременной непрерывной подготовки специалиста, которая предусматривает ранние формы профессиональной ориентации. В случае медицинской ранней профессиональной ориентации предусматриваются две задачи: Разработка новых форм образования опирается на концепцию долговременной непрерывной подготовки специалиста, которая предусматривает ранние формы профессиональной ориентации. В случае медицинской ранней профессиональной ориентации предусматриваются две задачи: отбор учащихся на принципах долговременного наблюдения, целенаправленной ориентации на профессию, постепенна адаптация и психологическая предрасположенность. Приобретение дополнительных компетенций по оказанию первой помощи, уходу за тяжелобольными и консультирование по вопросам здорового образа жизни среди сверстников
В основе принципов реализации данной программы лежит теоретическая подготовка, развитие практических навыков, изучение основ работы медицинской организации, адаптация к условиям работы медицинского работника, развитие личных профессиональных качеств, освоение различных форм обучения и самообучения, воспитание глубокой ответственности.
Необходимость обучения на тренажерах, фантомах, симуляторах, в условиях имитации профессиональной деятельности. Подготовка медицинского работника любой специальности и уровня образования (среднее, высшее) предполагает обучение умению правильно и четко действовать при развитии угрожающих жизни состояниях. Причем, необходимость таких действий актуальна как на рабочем месте, так и в обычной жизни. Формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим и больным не возможно без использования имитационных методов. Для этого используются занятия в медицинском колледже и ресурсных школах.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Твой выбор».
Отличительная особенность данного курса состоит в том, что курс содержит информацию о связях компетенций, получаемых в процессе изучения учебных предметов, и профессии, в которых они могут быть использованы.
Цель программы:
создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе;
помочь учащимся сделать самый первый шаг на пути к получению профессионального образования, помочь выбрать профессию в медицине.
интеллектуальное развитие личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных интересов и наклонностей;
развитие исследовательских умений учащихся;
формирование опыта творческой деятельности;
воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.
формирование представления о выбранной профильной подготовке;
Задачи программы:
задачи в обучении:
помочь обучающимся сделать осознанный выбор профессии
помочь понять к каким предметам есть у обучающихся способности; совершенствовать интеллектуальные возможности обучающихся;
своевременно оценить свои возможности и сделать правильный выбор;
развивать познавательную активность.
создать условия для развития исследовательских навыков в работе;
задачи в развитии:
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
овладение системой знаний о мире современных профессий, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
Содействовать развитию зрелости интересов обучающихся.
Развить у обучающихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания.
формирование представлений об учебных предметах, необходимых в будущей профессиональной жизни
задачи в воспитании:
воспитание культуры личности, отношения к знаниям как к части общечеловеческой культуры.
Содействовать самоопределению подростков, активизировав их личностную позицию в ситуации профессионального выбора.
Сформировать у обучающихся представления о рынке труда и
рынке образовательных услуг.
Категория обучающихся
Данная программа рассчитана на учащихся от 15 до 16 лет (10-11классы), которым интересна возможность улучшить знания о новых перспективных выбранной профессии, предполагает различные виды деятельности с учетом возрастных и физиологических особенностей, интересов детей и потребностей родителей в дополнительном образовании. Программа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения подростков.
Срок реализации программы –1 год, 34 часа
Формы обучения и режим занятий
Форма:- очная, групповая (одновозрастная группа – 29 учеников) Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа (практикумы, тестовые исследования), творческие задания. Ведущее место при проведении занятий будет уделяться изложению материала с использованием активных методов обучения
Режим: Занятия проходят 1раз в неделю 1 час
Планируемые результаты реализации программы
в предметной сфере - улучшение качества предметной подготовки:
развитие умений и навыков, способов познавательной деятельности;
повышение уровня исследовательской работы
формирование устойчивого интереса к профильным предметам
в личностной сфере – успешная самореализация в учебной деятельности:
развитие на более высоком уровне общих операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.);
овладение способами самостоятельной, исследовательской деятельности;
формирование нестандартного продуктивного самостоятельного мышления учащихся;
умения использовать приобретенные знания в практической деятельности
приобретение опыта коллективной работы.
Личностные результаты:
Программные требования к уровню воспитанности: успешная самореализация в учебной деятельности:
развитие на более высоком уровне общих операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.);
овладение способами самостоятельной, исследовательской деятельности;
формирование нестандартного продуктивного самостоятельного мышления учащихся;
умения использовать приобретенные знания в практической деятельности
приобретение опыта коллективной работы: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение .
создание адекватной системы представлений обучающихся о себе, рынке труда для медработников, рынке образовательных услуг;
наличие у обучающихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
владение подростками технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;
наличие траектории профессионального самоопределения у каждого школьника;
активная личностная позиция обучающихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
содержание программы
тематический план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 0.5 | 0.5 | тестирование |
2. | Знакомство с сайтами. Профориентация | 1 | | 1 | Диагностические тесты с психологом школы |
3 | Кем быть | 1 | | 1 |
4 | Профильная подготовка. | 2 | 1 | 1 |
5 | Атлас новых профессий в медицине. Встреча с представителями разных медицинских профессий | 2 | 1 | 1 | |
6 | Профессии на стыке предметов: химия, биология, Физика, информатика и ИКТ | 2 | 1 | 1 | . |
7 | «Сто дорог - твоя одна» Экскурсия в медицинский колледж Москвы | 1 | 0 | 1 | |
8 | Темперамент и профессия | 1 | 1 | | |
9 | Интересы, склонности в выборе профессии врача. | 1 | | 1 | |
10 | Слагаемые в выборе профессии врача. | 2 | 1 | 1 | Мини-проект тест |
11 | Характер в профессиональной деятельности | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Тестирование «Способности к профессии врача. | 1 | - | 1 |
13 | Основные составляющие профессионального выбора | 2 | 1 | 1 | Занятие практикум |
14 | Профессия – специальность | 1 | | 1 | Игра |
15 | Измерение ценностных ориентаций | 1 | 0,5 | 0,5 | Психологическое исследование |
16 | Результаты тестирования по способностям к профессии фармацевта. | 1 | 0,5 | 0,5 | практикум |
17 | Экскурсия в поликлинику Знакомство с трудовой деятельностью медсестры. | 1 | | 1 | Выездное занятие На каникулах |
18 | Профессиональная диагностика “Карта интересов” по методике Голомштока | 2 | 1 | 1 | |
19 | Результаты диагностики и беседа об интересах | 1 | | 1 | Проверка самостоятельно решенных задач |
20 | Игра “Профессия - специальность” | 2 | 1 | 1 | Проверка самостоятельно решенных задач |
21 | Группа предметов: “Биология ”, “Химия ”, “Физика ” | 1 | | 1 | Тест |
22 | Основные шаги по принятию решения о выборе профессии | 1 | | 1 | Мозговой штурм |
23 | Предмет «Физика, Химия, Биология» Способности, которые развивает эта группа предметов | 2 | 1 | 1 | Тест «Способности к физике, химии и биологии» Встреча с родителями - врачами |
24 | Предмет «Информатика в медицине» Виртуальное путешествие | 1 | 1 | 1 | Тест «Способности к информатике в медицине» |
25 | Группа предметов «ОБЖ и физическая культура» Медработники, для которых необходима хорошая физическая подготовка | 2 | 1 | 1 | Нормативы ГТО для 4 ступени |
26 | Как предметы соотносятся с профилями и областями профессиональной деятельности | 2 | 1 | 1 | Составление таблицы |
27 | Определение медицинского профиля | 1 | | 1 | Итоговое занятие |
| | | | | |
Основным формами занятий являются:
- тренинги;
- беседы и дискуссии;
- игры (словесные, сюжетно-ролевые, профориентационные);
- экскурсии;
- мастер-классы;
- упражнения на взаимодействие;
- диагностика.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам обучения (беседы, просмотр видеоматериалов, работа со специальной литературой, экскурсии).
На занятиях используются следующие педагогические технологии:
технология группового обучения;
технология коллективного взаимообучения;
технология исследовательской деятельности;
технология игровой деятельности;
технология коллективной творческой деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы используется оборудование медицинского кабинета. Для знакомства с профессиональными видами деятельности используются возможности лечебных учреждений и медицинских учебных заведений, на территории которых проводятся экскурсии.
Дидактическое обеспечение
Для обеспечения учебного процесса необходимы наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
методические разработки,
методическая литература,
раздаточный материал,
пособия,
профориентационные игры,
тестовый материал,
видеоролики,
презентации.
Мониторинг образовательных результатов
Педагогический контроль обучающихся осуществляется в несколько этапов: входной, промежуточный и итоговый контроль.
Все виды контроля предусматривают выполнение тестовых работ по тематике курса.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используется «Анкета для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский)». Методика проводится в начале и в конце обучения.
Показателем результативности образовательного процесса по ДОП «Профориентационный навигатор» и эффективности курса является тенденция к среднему и высокому уровням готовности к выбору профессии обучающихся при конечном замере.
Список литературы
Лайм М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: Пер. с англ. - М.: Н1РРО, 2005.
Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации учащихся. Москва. Просвещение.2018г.
Ансимова Н.П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.
Медицинские противопоказания при выборе форм профессионального обучения и трудовой деятельности: Методические рекомендации для профконсультантов и специалистов по профориентации / Сост. А.Г. Красильников. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учащихся старших классов.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2000.
Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов:
Количество учебных недель или дней: 34
Продолжительность/сроки каникул: в каникулярное время занятия проводятся по расписанию.
Сроки контрольных процедур:
– входной контроль (1 занятие; форма - тест);
- промежуточный контроль: (по графику; форма - проверочная работа;
- итоговый контроль (34 занятие; форма – тест)