СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа « ТОЙ ВЫБОР»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа, которая ориентирует обучающихся на выбор медицинских профессий. Помогает выявить способности к данным профессиям.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа « ТОЙ ВЫБОР»»


Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа

« той выбор»


Направленность программы: профориентационная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучащихся: 15-16 лет

Срок реализации программы: 1 год




пояснительная записка


Направленность программы: профориентационная


Уровень программы: ознакомительный

Актуальность программы

Профессиональная ориентация молодежи на этапе школьного обучения является важнейшей составной частью народного образования. Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в медицине. Разработка новых форм образования опирается на концепцию долговременной непрерывной подготовки специалиста, которая предусматривает ранние формы профессиональной ориентации. В случае медицинской ранней профессиональной ориентации предусматриваются две задачи: Разработка новых форм образования опирается на концепцию долговременной непрерывной подготовки специалиста, которая предусматривает ранние формы профессиональной ориентации. В случае медицинской ранней профессиональной ориентации предусматриваются две задачи: отбор учащихся на принципах долговременного наблюдения, целенаправленной ориентации на профессию, постепенна адаптация и психологическая предрасположенность. Приобретение дополнительных компетенций по оказанию первой помощи, уходу за тяжелобольными и консультирование по вопросам здорового образа жизни среди сверстников

В основе принципов реализации данной программы лежит теоретическая подготовка, развитие практических навыков, изучение основ работы медицинской организации, адаптация к условиям работы медицинского работника, развитие личных профессиональных качеств, освоение различных форм обучения и самообучения, воспитание глубокой ответственности.


Необходимость обучения на тренажерах, фантомах, симуляторах, в условиях имитации профессиональной деятельности. Подготовка медицинского работника любой специальности и уровня образования (среднее, высшее) предполагает обучение умению правильно и четко действовать при развитии угрожающих жизни состояниях. Причем, необходимость таких действий актуальна как на рабочем месте, так и в обычной жизни. Формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим и больным не возможно без использования имитационных методов. Для этого используются занятия в медицинском колледже и ресурсных школах.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Твой выбор».


Отличительная особенность данного курса состоит в том, что курс содержит информацию о связях компетенций, получаемых в процессе изучения учебных предметов, и профессии, в которых они могут быть использованы.

Цель программы:

  1. создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе;

  2. помочь учащимся сделать самый первый шаг на пути к получению профессионального образования, помочь выбрать профессию в медицине.

  3. интеллектуальное развитие личности каждого учащегося с учетом его индивидуальных интересов и наклонностей;

  4. развитие исследовательских умений учащихся;

  5. формирование опыта творческой деятельности;

  6. воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.

  7. формирование представления о выбранной профильной подготовке;


Задачи программы:

задачи в обучении:

  • помочь обучающимся сделать осознанный выбор профессии

  • помочь понять к каким предметам есть у обучающихся способности; совершенствовать интеллектуальные возможности обучающихся;

  • своевременно оценить свои возможности и сделать правильный выбор;

  • развивать познавательную активность.

  • создать условия для развития исследовательских навыков в работе;


задачи в развитии:

  1. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  2. овладение системой знаний о мире современных профессий, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  3. Содействовать развитию зрелости интересов обучающихся.

  4. Развить у обучающихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания.



  1. формирование представлений об учебных предметах, необходимых в будущей профессиональной жизни

задачи в воспитании:

  1. воспитание культуры личности, отношения к знаниям как к части общечеловеческой культуры.

  2. Содействовать самоопределению подростков, активизировав их личностную позицию в ситуации профессионального выбора.

  3. Сформировать у обучающихся представления о рынке труда и

  4. рынке образовательных услуг.


Категория обучающихся

Данная программа рассчитана на учащихся от 15 до 16 лет (10-11классы), которым интересна возможность улучшить знания о новых перспективных выбранной профессии, предполагает различные виды деятельности с учетом возрастных и физиологических особенностей, интересов детей и потребностей родителей в дополнительном образовании. Программа обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения подростков.

Срок реализации программы 1 год, 34 часа

Формы обучения и режим занятий

Форма:- очная, групповая (одновозрастная группа – 29 учеников) Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа (практикумы, тестовые исследования), творческие задания. Ведущее место при проведении занятий будет уделяться изложению материала с использованием активных методов обучения

Режим: Занятия проходят 1раз в неделю 1 час







Планируемые результаты реализации программы


в предметной сфере - улучшение качества предметной подготовки:

  • развитие умений и навыков, способов познавательной деятельности;

  • повышение уровня исследовательской работы

  • формирование устойчивого интереса к профильным предметам

в личностной сфере – успешная самореализация в учебной деятельности:

  • развитие на более высоком уровне общих операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.);

  • овладение способами самостоятельной, исследовательской деятельности;

  • формирование нестандартного продуктивного самостоятельного мышления учащихся;

  • умения использовать приобретенные знания в практической деятельности

  • приобретение опыта коллективной работы.

Личностные результаты:

Программные требования к уровню воспитанности: успешная самореализация в учебной деятельности:

  • развитие на более высоком уровне общих операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.);

  • овладение способами самостоятельной, исследовательской деятельности;

  • формирование нестандартного продуктивного самостоятельного мышления учащихся;

  • умения использовать приобретенные знания в практической деятельности

  • приобретение опыта коллективной работы: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение .

  5. создание адекватной системы представлений обучающихся о себе, рынке труда для медработников, рынке образовательных услуг;

  6. наличие у обучающихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;

  7. владение подростками технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;

  8. наличие траектории профессионального самоопределения у каждого школьника;

  9. активная личностная позиция обучающихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.




содержание программы

тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0.5

0.5

тестирование

2.

Знакомство с сайтами. Профориентация

1


1


Диагностические тесты с психологом школы

3

Кем быть

1


1

4

Профильная подготовка.

2

1

1

5

Атлас новых профессий в медицине.

Встреча с представителями разных медицинских профессий

2

1

1



6

Профессии на стыке предметов: химия, биология, Физика, информатика и ИКТ

2

1

1

.

7

«Сто дорог - твоя одна» Экскурсия в медицинский колледж Москвы

1

0

1


8

Темперамент и профессия


1

1



9

Интересы, склонности в выборе профессии врача.

1


1


10

Слагаемые в выборе профессии врача.

2

1

1

Мини-проект





тест

11

Характер в профессиональной деятельности

1

0,5

0,5

12.

Тестирование «Способности к профессии врача.

1

-

1

13

Основные составляющие

профессионального выбора


2

1

1

Занятие практикум

14

Профессия – специальность

1


1

Игра

15

Измерение ценностных ориентаций

1

0,5

0,5

Психологическое исследование

16

Результаты тестирования по способностям к профессии фармацевта.

1

0,5

0,5

практикум

17

    1. Экскурсия в поликлинику

Знакомство с трудовой деятельностью медсестры.


1


1

Выездное занятие

На каникулах

18

Профессиональная диагностика “Карта интересов” по методике Голомштока

2

1

1


19

Результаты диагностики и беседа об интересах

1


1

Проверка самостоятельно решенных задач

20

Игра “Профессия - специальность”

2

1

1

Проверка самостоятельно решенных задач

21

Группа предметов: “Биология ”, “Химия ”, “Физика ”

1


1

Тест

22

Основные шаги по принятию решения о выборе профессии

1


1

Мозговой штурм

23

Предмет «Физика, Химия, Биология»

Способности, которые развивает эта группа предметов

2

1

1

Тест «Способности к физике, химии и биологии»

Встреча с родителями - врачами

24

Предмет «Информатика в медицине»

Виртуальное путешествие

1

1

1

Тест «Способности к информатике в медицине»

25

Группа предметов «ОБЖ и физическая культура»

Медработники, для которых необходима хорошая физическая подготовка

2

1

1

Нормативы ГТО для 4 ступени

26

Как предметы соотносятся с профилями и областями профессиональной деятельности

2

1

1

Составление таблицы

27

Определение медицинского профиля

1


1

Итоговое занятие











Основным формами занятий являются:

- тренинги;

- беседы и дискуссии;

- игры (словесные, сюжетно-ролевые, профориентационные);

- экскурсии;

- мастер-классы;

- упражнения на взаимодействие;

- диагностика.

Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам обучения (беседы, просмотр видеоматериалов, работа со специальной литературой, экскурсии).

На занятиях используются следующие педагогические технологии:

  • технология группового обучения;

  • технология коллективного взаимообучения;

  • технология исследовательской деятельности;

  • технология игровой деятельности;

  • технология коллективной творческой деятельности.


Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы используется оборудование медицинского кабинета. Для знакомства с профессиональными видами деятельности используются возможности лечебных учреждений и медицинских учебных заведений, на территории которых проводятся экскурсии.



Дидактическое обеспечение

Для обеспечения учебного процесса необходимы наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

  • методические разработки,

  • методическая литература,

  • раздаточный материал,

  • пособия,

  • профориентационные игры,

  • тестовый материал,

  • видеоролики,

  • презентации.


Мониторинг образовательных результатов

Педагогический контроль обучающихся осуществляется в несколько этапов: входной, промежуточный и итоговый контроль.

Все виды контроля предусматривают выполнение тестовых работ по тематике курса.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется «Анкета для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский)». Методика проводится в начале и в конце обучения.

Показателем результативности образовательного процесса по ДОП «Профориентационный навигатор» и эффективности курса является тенденция к среднему и высокому уровням готовности к выбору профессии обучающихся при конечном замере.





Список литературы


  1. Лайм М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: Пер. с англ. - М.: Н1РРО, 2005.

  2. Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации учащихся. Москва. Просвещение.2018г.

  3. Ансимова Н.П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.

  4. Медицинские противопоказания при выборе форм профессионального обучения и трудовой деятельности: Методические рекомендации для профконсультантов и специалистов по профориентации / Сост. А.Г. Красильников. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.

  5. Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учащихся старших классов.

  6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Генезис, 2000.



Календарный учебный график

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов:

Количество учебных недель или дней: 34

Продолжительность/сроки каникул: в каникулярное время занятия проводятся по расписанию.

Сроки контрольных процедур:

– входной контроль (1 занятие; форма - тест);

- промежуточный контроль: (по графику; форма - проверочная работа;

- итоговый контроль (34 занятие; форма – тест)





Скачать

© 2021, 110 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!