СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа журналистики"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Коммуникативная направленность обучения даёт обучающимся возможность общаться в процессе работы редакции, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать индивидуально и в коллективе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа журналистики» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования РФ способствует:

− созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

− удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях научно-техническим творчеством;

− формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа журналистики"»

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

В воспитании и образовании молодого поколения немаловажную роль играют средства массовой информации, которые становятся для учащихся «окном в мир», воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации.

«Школа журналистики» ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналиста, смогли реализовать свои способности в интересном деле, изучали различные сферы деятельности современного общества и смогли определиться в мире профессий.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе нескольких программ: Тараканова, Л.К. Образовательная программа дополнительного образования -М, 2006. www.collection.edu.ru/; ; Спирина, Н.А. Журналистика в школе: экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н.А. Спирина. – Ленинск-Кузнецкий: Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. – 53 с. Все вышеуказанные нормативные документы с их последующими дополнениями и изменениями.

Программа «Школа журналистики» имеет социально-педагогическую направленность, базовый уровень и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Министерство образования и науки России Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»);

  • Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области, утвержденные приказом Департамента образования и науки Кемеровской области от 5.04.2019 №740;

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «Центр детского творчества» Гурьевского района, утверждённым приказом директора № 24 от 01.09.2016 года.

Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Коммуникативная направленность обучения даёт обучающимся возможность общаться в процессе работы редакции, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать индивидуально и в коллективе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа журналистики» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования РФ способствует:

− созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

− удовлетворению индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях научно-техническим творчеством;

− формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.

Таким образом, актуальность программы обусловлена:

− целями и задачами, представленными в приоритетных программных документах развития дополнительного образования о развитии и формировании у учащихся творческих способностей, удовлетворении индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, формировании общей культуры на основе творческой созидательной деятельности в социуме, профессиональной ориентации, социализации и личностного становления детей и подростков;

− обогащением содержания на основе предметных и метапредметных компетенций в области формирования современного уровня культуры, развитием креативного мышления и реализацией творческого потенциала,

− актуализацией субъектного опыта, возможностью личностного самоопределения и самореализации учащихся в процессе формирования общей культуры, ориентацией в политических, социальных, правовых реалиях жизни общества.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих прослеживаются в содержании учебного материала, в формах и методах работы, которые выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

Новизна программы заключается в использовании современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса: проектная деятельность, групповые тренинги, ролевые игры и имитационные игры, развитие критического мышления, проблемное обучение, наставничество старших над младшими, работа в волонтерских отрядах по реализации социально значимых акций и проектов, экскурсионная практика, учебно-исследовательская деятельность;

Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся 10-14 лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего школьного возраста.

В возрасте 10-14 лет ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции.

Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Они способны управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Срок освоения программы – три года, содержание программы в соответствии с учебным планом по годам обучения рассчитано на 576 часов.

Содержание программы представлено следующим образом:

- первый год обучения - 144 часа: 44 часа теоретических занятий и 100 часов практической работы.

- второй год обучения - 216 часа: из них 54 часа теоретических занятий и 162 часов практической работы.

- третий год обучения - 216 часа: из них 40 часов теоретических занятий и 176 часов практической работы.

Формы организации образовательного процесса. Основная форма организации занятий – групповая. В программе предполагается использование таких форм обучения как: лекции, урок-семинар, диспут, практикум, круглый стол, практическая работа, пресс-конференция, экскурсия, деловая и ролевая игра.

Согласно учебному плану первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, с перерывом 10 минут после каждого часа занятий. По учебному плану второго обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут после каждого часа занятий.



    1. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа журналистики»

Цель программы: развитие творческого потенциала литературных способностей детей для формирования активной жизненной позиции, социальной и профессиональной ориентации обучающихся средствами журналистской деятельности

Задачи:

  • обучать основам журналистики, теории и практики газетного дела;

  • изучать специальные компьютерные программы, позволяющие создавать, редактировать и верстать печатную продукцию;

  • формировать навыки совместной деятельности и диалогового общения;

  • способствовать развитию самодисциплины и ответственности;

  • развивать творческие способности, индивидуальное мышление;

  • прививать ребятам навыки делового общения, культуры речи, публичного выступления.







1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа журналистики»


Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа журналистики» отражено в учебном плане, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации, учащихся по годам обучения (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5).



Учебный план первого года обучения


№ п/п


Название раздела, темы


Общее

количество часов

Теория

Практика

Форма аттестации


Раздел 1.Введение в журналистику





Введение в журналистику

2

1

1

Устный опрос

История журналистики

6

2

4

Структура СМИ. Редакция газеты.

12

4

8

Защита моделей газеты


Раздел 2.Личность журналиста





Качества, нужные журналисту

18

3

15


Основы журналистского этикета

8

2

6

Устный опрос, практические ситуации

Творчество известных журналистов

10

6

4

Презентация журналиста


Раздел 3. Информационные жанры





Новости – основа информационного потока

12

4

8

Тест по итогам изучения информационных жанров, творческие работы по каждой теме

Заметка – искусство замечать детали

12

4

8

Источник информации – интервью

12

4

8

Мнение читателя. Как его узнать?

10

3

7


Раздел 4. Оформление журналистского материала





Особенности оформления различных материалов

12

6

6

Практическая самостоятельная работа

Художественное оформление материала

12

4

8

Работа над выпуском газеты «Школа по-приколу»

16

-

16

Зачет творческих работ

Итоговое занятие

2

1

1

Карта самооценки


Итого:

144

44

100




Содержание учебного плана первого года обучения



Раздел 1.Введение в журналистику

Тема 1. Введение в журналистику.

Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Знакомство с основными понятиями журналистики, профессии журналист.

Практика: Игры и тренинги на знакомство, выявления склонности к деятельности в сфере журналистики. Входная диагностика.

Тема 2. История журналистики

Теория: История российской журналистики. История подростковой прессы. Гимназические рукописные журналы, газеты. В советский период – самодеятельные стенгазеты, литературные альманахи. Коммерческие детские издания – копии западных развлекательных журналов и газет для подростков и детей. Подростковая пресса – трибуна юных. Свобода слова и цензура. Краткий юридический словарь журналиста.

Практика: Анализ современной подростковой прессы и печатных изданий советского периода. Создание коллажей и стенгазеты.

Тема 3. Структура СМИ. Редакция газеты.

Теория: Типы и виды изданий. Понятие об «информационной нише». «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Коммерсант» и их приложения. Радио-версии. Тележурналы. Виртуальные издания («Газета.ru», «Лента. ru», информационные агентства). Модели газет и журналов. Редакция газеты. Распределение обязанностей в различных типах изданий. Система отделов, их рабочая направленность.

Практика: Анализ детской и подростковой прессы: «Ровесник», «Все звезды», «Молоток» и др. Групповая разработка своей модели. Конкурсная защита моделей газет. Обсуждение достоинств и недостатков. Ролевая игра «Редакция».

Раздел 2.Личность журналиста

Тема 4. Качества, нужные журналисту.

Значение внимания, памяти, фантазии. Журналист должен запомнить не только факты, их можно сразу записать или позднее уточнить, но и свое восприятие происходящего, интересные детали, реплики очевидцев, их эмоциональное состояние. Способы воссоздания полноты картины происходившего события. Достоверность информации. Журналист - очевидец или участник события. Вербальные и невербальные коммуникации.

Практика: Тренинги на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. Тестирование самооценки, упражнения на формирования адекватного восприятия «я», умение налаживать внутренний и внешний диалоги. Упражнение на командообразование.

Тема 5. Основы журналистского этикета.

Ты – представитель своей газеты. Разговор по телефону. Можно ли забыть имя собеседника, как нужно ли готовиться к встрече с героем своего будущего материала. Основы этикета. Понятие «объективности» и «субъективности» в рамках журналистской этики. Мораль и нравственность в СМИ.

Практика: Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др.

Тема 6. Творчество известных журналистов.

Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».

Практика: Подготовка презентаций «Журналист, который мне интересен».

Раздел 3. Информационные жанры

Тема 7. Новости – основа информационного потока.

Теория: Понятие информации и информационного потока. Роль информации в обществе. Как собрать новости и где их найти. Дополнительные источники информации. Знакомство со Всемирной информационной сетью. Новость и расширенная новость. «Скелет» новости. Схемы написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Понятия «ядро», «деталь», «бэкграунд».

Практика: составить «десятку» последних школьных новостей. Написание новостей различными способами (применение схем на практике). Написание новости по фото. Упражнения на внимательность, развитие ассоциативного мышления.

Тема 8. Заметка – искусство замечать детали.

Теория: Заметка – искусство замечать детали. Заметка и ее виды: хроникальная, информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и обозрение – отличия и сходства.

Практика: Упражнения на определение подвида заметки. Практическая работа по отработке навыков написания разного вида заметок.

Тема 9. Источник информации – интервью.

Теория: Чем отличается интервью от заметки. Как выбирается собеседник (обладатель интересной информации, очевидец события, участник мероприятия). Алгоритм работы над интервью. Основные типы вопросов. Интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог.

Практика: Интервью у одноклассников, у взрослого человека. Объяснить свой выбор. Упражнения «Интервью у супер-героя», «Самоинтервью», «Идеальный собеседник» и др.

Тема 10. Мнение читателя. Как его узнать?

Теория: Что такое обратная связь? Особенности работы с письмом. Как искать ответы на вопросы читателя. Работа в социальных сетях. Специфика тематических соцопросов. Что показывают соцопросы? Как проверить достоверность данных? Отличительные черты соцопроса и блиц-опроса.

Практика: провести соцопрос на любую выбранную тему устно и в социальной сети. Объяснить свой выбор, обработать результаты. Провести блиц опрос у 10 незнакомых людей.

Раздел 4. Оформление журналистского материала

Тема 11. Особенности оформления различных материалов.

Теория: Заголовок и заголовочный комплекс. Подзаголовок. «Броский» заголовок. Как привлечь внимание читателя заголовком. Типология заголовков, вариации. Рубрика – смысловая нагрузка и оформительский элемент. Постоянная рубрика и периодическая. Особенности тематической страницы. Как выбрать тематику. Праздничные материалы – тонкости настроения перед праздником.

Практика: подготовка праздничного или тематического материала. Упражнения на подбор заголовка к материалам. Отработка типов заголовков.


Тема 12. Художественное оформление материала.

Теория: Фотография, рисунок (иллюстрации к репортажу, путевым заметкам, зарисовкам). Дополнение к материалу или отдельный объект? Особенности фотографии: четкость, яркость, цвет.

Рисунок – развлечение: комиксы, головоломки, юмор и сатира. Может ли рисунок заменить фотографию? Карикатура.

Практика: Постановочные фотографии к выданным материалам. Репортажная съемка. Упражнения «Настенная живопись», «Рисунок в клеточку» и др.

Тема 13. Работа над выпуском газеты «Школа по-приколу»

Практика: редактура и корректировка материалов для газеты «Школа по-приколу». Вычитка, начальное макетирование.

Тема 14. Итоговое занятие.

Теория: Анализ выпусков газеты «Школа по-приколу» за год. Подведение итогов.

Практика: Карта самооценки. Планы на следующий год, раздача заданий на лето.


Учебный план второго года обучения


п/п

Название темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Форма аттестации


Раздел 1. Журналистика как общественное явление





Законодательная основа журналистики

3

1

2

Тестирование по итогам изучения тем

Электронные виды СМИ

3

1

2

Журналистика и общественное мнение

3

1

2


Раздел 2. Работа с текстом





Текст и его составляющие

12

4

8

Практическая самостоятельная работа

Способы подготовки материалов

9

2

7


Раздел 3. Жанры журналистики





Интервью

15

5

10

Тестирование по итогам изучения жанров, творческие работы по каждой теме

Репортаж

9

3

6

Зарисовка

9

3

6

Очерк и эссе

12

4

8

Рецензия

6

2

4

Сатирические жанры

6

2

4


Раздел 4. Личность журналиста





Журналистика и психология

21

6

15


Творчество известных журналистов

12

4

8

Презентации проектов


Раздел 5. Верстка и дизайн газеты





Верстка и дизайн газеты

36

15

21

Защита макетов газет

Работа над выпуском газеты «Школа по-приколу»

42

-

42

Рейтинг публикаций

Подготовка к конкурсам

15

-

15


Итоговое занятие

3

1

2

Карта самооценки


Итого:

216

54

162




Содержание учебного плана второго года обучения

Раздел 1. Журналистика как общественное явление

Тема 1. Закон о СМИ.

Теория: Инструктаж по ТБ. Основные положения закона о СМИ Российской Федерации. Другие нормативные акты, которые должен знать каждый журналист. Понятие достоверности информации с точки зрения закона.

Практика: Работа с документами, связанными с деятельностью СМИ. Разбор практических ситуаций.

Тема 2. Электронные виды СМИ.

Теория: Интернет и СМИ. Компьютерная база данных. Электронная версия газеты от печатной.

Практика: Презентация электронных СМИ.

Тема 3. Журналистика и общественное мнение.

Теория: Журналистика – четвертая власть. Влияние журналистики на общественное мнение и наоборот – общественного мнения на журналистику. Цензура – «вынужденная остановка» мнения?

Практика: Упражнения «Круговорот информации», тренинг «Что сказать нельзя».

Раздел 2. Работа с текстом

Тема 4. Текст и его составляющие.

Теория: Текст состоит (схематично) из описания, диалогов, цитат. Жанровые отличия журналистского языка. Выразительные средства. Как избежать схематичности в зарисовке и очерке (схема: «родился - учился – добился»). Язык и стиль школьной, юношеской прессы. Стилистические особенности. Стандарт (запас готовых речевых формул) – клише. Речевые штампы. Факты и мнения о фактах. Краткость – сестра таланта. Магия первой фразы. Смысловая структура текста. Темп, ритм. Лид и его виды. Заключение, виды заключения. Способы разбиения основной части, понятий «кирпич».

Практика: Упражнения «Новый лид», «Составь текст», «Сухарь и вода». Практические приему работы с текстом.

Тема 5. Способы подготовки материалов.

Теория: Подготовка материала – ремесло и творческий процесс. Работа с документальными источниками. Пять этапов подготовки материала:

1. Выбор темы, «привязка к местности» (каких местных специалистов по выбранной теме опросить, с какими подростками, в каких школах, других учреждениях).

2. Сбор информации.

3. Написание материала.

4. Сдача готового материала ответственному редактору.

5. Визирование материала (если материал в жанре интервью, а также статьи, корреспонденции, в которых приведено мнение специалиста).

Практика: Работа с текстами. Поиск информации в документальных источниках: словарях, энциклопедиях, справочниках.

Раздел 3. Жанры журналистики

Тема 6. Интервью.

Теория: Три источника информации: наблюдение, общение, работа с документами. Интервью-портрет, интервью-беседа, интервью-событие, интервью-воспоминание. Классификация вопросов. Создание блочной схемы интервью. Работа с интревьируемым. Работа над интервью – от идеи до встречи с героем интервью. Авторское «я», лирический герой. Эмоциональная осторожность.

Практика: Анализ интервью в печатных СМИ. Поэтапная работа с интервью. Упражнения: «5 фактов о…», «Презентация героя», «Вопрос-ловушка».




Тема 7. Репортаж.

Теория: Виды репортажа и их особенности. Событийный и «тихий» репортаж. Мастерство журналиста и литератора проявляются в событийном репортаже. Дополнительные сведения о событии. Исторические справки. Психологические зарисовки. Диалоги. Мнения. Личные впечатления. Живое изложение. Авторский стиль.

Проблемный репортаж. Информационный повод. Анализ причин, мнения разных специалистов, рядовых граждан. Выразительные средства: описания, красочные детали, характеризующие обсуждаемую проблему, диалоги, исторические экскурсы, мнения специалистов. Проблемный репортаж может быть серийным.

Специальный репортаж – в нём соединились черты событийного, проблемного репортажа.

Практика: написать репортажи всех типов, найти отличия. Упражнение «Репортер на выезде», «Фото-история», «Наблюдатель».


Тема 8. Зарисовка.

Теория: Предмет и цель. Особенности жанра. Зарисовка, как результат наблюдений и личного восприятия автора. Виды зарисовок: портретная, пейзажная, ассоциативная, бытовая.

Практика: Упражнения «Отгадай кто», «Я художник – я так вижу!». Написание и анализ зарисовок любого типа.

Тема 9. Очерк и эссе.

Теория: Художественно-публицистические жанры. Образное отражение действительности. Особенности стилистики художественно-публицистических жанров. Очерк – газетный жанр, цель которого показать становления личности, создание образа героя наших дней. Жанровые признаки очерка. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк. Новые веяния: очерк-блиц. Эссе – прозаический этюд. Стремление к самовыражению.

Практика: Работа над очерком любого типа и эссе. Упражнения: «С моей точки зрения», «Ассоциации».

Тема 10. Рецензия.

Теория: Критика и библиография в газете. Рецензия: литературная, театральная, музыкальная и т.д. Вопросы литературы и искусства в СМИ. Проблемы компетентности.

Практика: написать рецензию на любой кинофильм, книгу или спектакль. Упражнение «Внимательный кинокритик».

Тема 11. Сатирические жанры.

Теория: Сатира и юмор. Как рассмешить читателя. Фельетон. Сатирическая зарисовка. Приемы создания комического. Сатирический рисунок и другие неязыковые формы сатиры.

Практика: Работа с сатирическими жанрами. Фельетон по картине.

Раздел 4. Личность журналиста

Тема 12. Журналистика и психология.

Теория: Личные качества журналиста. Умение слушать и воспринимать информацию. Язык жестов. Как расположить к себе собеседника.

Тренинг креативности, как способ раскрытия творческого потенциала. Отработка публичного выступления.

Практическое задание: придумать ситуацию для вербального и невербального общения. Упражнения: «Здравствуйте», «Помогите мне», «Красная точка», «Оживший предмет», «Синий крокодил» и др.

Тема 13. Творчество известных журналистов.

Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года».

Практика: Презентация на тему «Журналист, который мне интересен».

Раздел 5. Верстка и дизайн газеты

Тема 14. Верстка и дизайн газеты.

Теория: Что такое верстка? Программы для верстки газетных полос. Размещение материалов и фотографий на полосе. Основные функции электронного макета. Разработка универсальной сетки. Первая полоса – настроение всего номера. Психология восприятия размещения материалов и фотографий.

Дизайн газеты – лицо издания. Гармония в дизайне. Разработка дизайна газеты. Как сделать полосу интересной визуально?

Практика: Разработка дизайна газеты. Верстка полосы и разворота. Макетирование. Верстка газеты «Школа по-приколу».

Тема 15. Работа над выпуском газеты «Школа по-приколу».

Практика: редактура и корректировка материалов для газеты «Школа по-приколу». Вычитка, начальное макетирование.

Тема 16. Подготовка к конкурсам.

Практика: Редактура и корректировка материалов для межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей: «Тайм код», «Больше изданий хороших и разных», «Репортер», «ЮнГа», «Медиапокорение».

Тема 17. Итоговое занятие.

Теория: Анализ выпусков газеты «Школа по-приколу» за год. Чествование победителей конкурсов.

Практика: Карта самооценки. Планы на следующий год, раздача заданий на лето.


Учебный план третьего года обучения


п/п

Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика

Форма аттестации


Раздел 1. Жанры журналистики





Статья

12

4

8

Тестирование по итогам изучение жанров, творческая работа по каждой теме

Корреспонденция

6

2

4

Комментарий

6

2

4

Журналистское расследование

9

3

6

Письмо

3

1

2

Особенности пресс-конференции

3

1

2


Раздел 2. Работа с текстом





Образные средства журналистики

12

4

8

Самостоятельная работа

Редактура и корректировка

24

6

18


Раздел 3. Верстка и дизайн





Инфографика в издании

9

3

6

Верстка газеты

Верстка газеты «Школа по-приколу»

24


24


Раздел 4. Личность журналиста





Проблемно - тематическая специализация журналиста

9

3

6

Презентации журналистов

Секреты профессионализма

24

6

18

Творчество известных журналистов

12

4

8

Работа над выпуском газеты «Школа по-приколу»

36

-

36


Подготовка к конкурсам и олимпиадам

24

-

24


Итоговое занятие

3

1

2

Карта самооценки, итоговая диагностика


Итого:

216

40

176


Содержание учебного плана третьего года обучения


Раздел 1. Жанры журналистики

Тема 1. Статья.

Теория: Инструктаж по ТБ. Статья – главный жанр в аналитической журналистике. Общеисследовательская, практико-аналитическая статья. Полемические или проблемные статьи. Этапы работы с материалами.

Практика: Работа со статьями в печатных СМИ. Отработка на практике приемов написания статей. Написание статей всех типов. Упражнения: «Вижу - не вижу», «Стул критики».

Тема 2. Корреспонденция.

Теория: Один из древнейших газетных жанров. Виды корреспонденции, их отличительные черты. Схемы написания.

Практика: Написание корреспонденции разного вида. Упражнения: «Письмо», «Гонец».

Тема 3. Комментарий.

Теория: Виды комментария. Позиция автора. Чем комментарий отличается от статьи. Схемы написания.

Практика: Упражнения «Спортивный комментатор», «Что вижу, то пишу». Отработка на практике схем написания комментариев.

Тема 4. Журналистское расследование.

Теория: Герой и сюжет расследовании. Работа с источниками. Права и обязанности журналиста. Логика и стиль изложения материала. Понятия объективности и субъективности в журналистском расследовании.

Практика: Упражнения «Детектив», «Да-нет», «История наоборот». Поиск и презентация самых громких расследований в российской и зарубежной прессе.

Тема 5. Письмо.

Теория: Эпистолярный жанр в журналистике. Предмет письма и стиль изложения. Обращение к читателю.

Практика: Упражнения «Письмо», «Литературно или разговорно?». Отработка на практике жанр письма.


Раздел 2. Работа с текстом

Тема 6. Особенности пресс-конференции.

Смысл пресс-конференции. Правила ведения пресс-конференции: представительство, очередность, точность формулировки вопроса. Группировка вопросов.

Практика: Упражнения «Пресс-конференция», «Сказочный персонаж».

Тема 7. Образные средства журналистики.

Теория: Журналист не только работает с документами, но и наблюдает события. Художественные методы познания и отображения действительности. Наглядность, конкретность изображаемого. Создание яркого и точного образа. Авторское «я», портрет героя, диалоги, прямая речь, картины природы, образный точный язык. Профессиональная лексика, диалектизмы, просторечная лексика, молодежный сленг. Композиция материала. Краткость, емкость изложения.

Практика: Использование художественных методов в написании материалов различных жанров. Упражнение на развитие внимательности, наблюдательности, образного мышления.

Тема 8. Редактура и корректировка.

Теория: Этапы работы с текстом. Типология ошибок. Символы редактирования и корректуры. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-переделка, обработка.

Практика: Упражнение на отработку приемов редактирования и корректировки. Задания на внимательность, визуальную память.

Раздел 3. Верстка и дизайн

Тема 9. Инфографика в издании.

Теория: Образность инфографики, ее виды и назначение. Работа с диаграммами и таблицами в печатных СМИ. Способы оформления.

Практика: Упражнения на создание инфографики по тексту. Работа с диаграммами и таблицами.

Тема 10. Верстка и дизайн газеты.

Теория: Макетирование разных видов печатных СМИ. Стиль и дизайн издания. Объемная и плоская верстка. Понятие «воздух» и его назначение.

Практика: Анализ изданий с фестивалей и конкурсов. Верстка полосы и разворота. Макетирование. Верстка газеты «Школа по-приколу».

Раздел 4. Личность журналиста

Тема 11. Проблемно-тематическая специализация журналиста.

Теория: Проблемно-тематическая специализация журналиста. Тип газеты и направление деятельности. Экономические, технические издания. Издания по вопросам культуры, искусства, спорта, медицины. Развлекательные. Круг тем, для изданий любого типа. Журналистская и специальная подготовка для специализированного издания. Журналист и реклама.

Практика: Презентация специфического издания. Упражнения «пресс-конференция», «Специальный корреспондент».

Тема 12. Секреты профессионализма.

Теория: Редакция – не только творческий, но и производственный коллектив. Периодичность выхода газеты или программы. Планирование индивидуального творчества, редакционное помесячное и перспективное планирование. Основные рубрики, темы. Графики выхода газеты, программ.

Взаимозаменяемость, овладение всеми жанрами. Методы и приемы журналистской деятельности.

Практика: планирование работы редакции на неделю, месяц, год. Работа ответственного редактора. Отработка приемов и методов на практике.

Тема 13. Творчество известных журналистов.

Теория: Творчество журналистов, пишущих в молодежных и подростковых изданиях. Победители конкурса «Журналист года». Задание «Журналист, который мне интересен».

Практика: презентация творчества журналистов с мировым именем.

Тема 14. Работа над выпуском газеты «Школа по-приколу».

Практика: редактура и корректировка материалов для газеты «Школа по-приколу». Вычитка, макетирование, черновая верстка.

Тема 15. Подготовка к конкурсам.

Практика: Редактура и корректировка материалов для межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей: «Тайм код», «Больше изданий хороших и разных», «Репортер», «ЮнГа», «Медиапокорение».

Тема 16. Итоговое занятие.

Теория: Анализ выпусков газеты «Школа по-приколу» за год. Чествование победителей конкурсов и выпускников.

Практика: Итоговая диагностика. Карта самооценки.



    1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа журналистики».


По итогу освоения программы учащиеся достигнут следующих результатов



знают/понимают:

- основы журналистского этикета и особенностей этой профессии;

умеют:

применять на практике особенности информационных жанров: новость, заметка, интервью, соцопрос, блиц-опрос;

- собирать, анализировать, обрабатывать полученную информацию;

развитие памяти, внимания, фантазии;

- самостоятельно выбирать тематику материалов, подбирать источники информации;

используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- публикации не менее 3-х материалов в различных жанрах.


В итоге освоения программы второго года обучения, учащиеся знают/понимают:

- виды и особенности различных жанров журналистики;

- имеют начальные знания и навыки работы в программах Adobe Photoshop, Page Maker, Adobe InDesign;

умеют:

- самостоятельно выбирать тематику материалов;

используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- публикации не менее 5 материалов в различных жанрах в газетах «Школа по-приколу».


В итоге освоения программы третьего года обучения, учащиеся знают/понимают:

- виды СМИ, их природу и особенности;

- владеют профессиональными журналистскими навыками, дающими возможность раскрыть свои способности: креативности, ответственности, инициативности и др.;

умеют:

- умеют работать в программах Adobe Photoshop, Page Maker, Adobe InDesign (ретушь фото, верстка газеты);

- умеют разработать и выпустить номер газеты;

используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- публикации не менее 7 материалов в разных жанрах и разных изданиях.


В итоге освоения программы на «Базовом уровне» учащимися должны быть достигнуты:

Личностные результаты:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Умеют извлекать информацию из различных источников, умеют работать с текстом.

Владеют всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

умеют слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку









Планируемые результаты

Личностные результаты:

 Формирование уважительного отношения к мнению других, истории и культуре других народов.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе о нравственных нормах.

 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

имеют навыки ораторского искусства, макетирования газеты;

Приобретение навыков создания текстов разных жанров;

Умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью.

    1. Условия реализации программы.


Успешной реализации программы способствует наличие постоянного рабочего помещения (кабинета) со всеми необходимыми материалами и оборудованием.

Помещение должно быть светлым, просторным, хорошо проветриваемым.

Материально-техническое обеспечение:

  • IBM PC – совместимый компьютер;

  • процессор Pentium-II 300 и выше;

  • оперативная память 128 Мб и больше;

  • видеокарта, поддерживающая 16-битный цвет (65 000 оттенков) и разрешение 800х600 (желательно – 1024x68);

  • дисплей с диагональю 15 дюймов;

  • графический планшет Wacom bamboo любой модификации;

  • цифровой фотоаппарат;

  • сканер;

  • выход в Интернет (ограниченный доступ);

  • цветной принтер (струйный).

  • Мультимедийный проектор (с экраном)

  • Диктофон;

  • Фильтр-удлинитель (для офиса с заземляющим контактом, с встроенной защитой от перегрузки и короткого замыкания, с защитой модемной линии);

  • Бумага для работы на лазерном принтере;

  • Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры и др.

Информационное обеспечение:

  • копилка мультимедийных презентаций по темам.

  • набор CD дисков с программами.

Программное обеспечение:

  • Операционная система: Windows 7 или Windows 8;

  • Графический редактор Page Maker;

  • Графический редактор Adobe InDesign;

  • Графический редактор Adobe Photoshop;

  • Программа для просмотра рисунков (любая).

Методическое обеспечение:

  • раздаточный материал по жанровой тематике (художественно-публицистические, аналитические, информационные жанры);

  • методические материалы с лекциями по теории журналистики;

  • карточки для проведения занятий по развитию памяти, фантазии и внимания;

  • видеолекции по журналистике;

  • презентационные материалы к занятиям;

  • подборка печатных изданий.

  • методические разработки занятий;

  • копилка творческих достижений воспитанников

  • инструкции по охране труда и технике безопасности;

  • информационный стенд;

  • стенд «Техника безопасности».

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования имеет высшее образование, первую квалификационную категорию, курсы ПК 120 часов по дополнительной профессиональной программе «Теория и практика организации деятельности педагога дополнительного образования, педагога-организатора»

    1. Формы аттестации


Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «школа журналистики»: практическая работа, выполнение и презентация творческого проекта, защита индивидуального проекта, игра, тестирование, выставка работ.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа журналистики»: готовая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, портфолио.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа журналистики»: аналитический материал по итогам проведения стартовой и итоговой диагностики, аналитическая справка, демонстрация и защита творческих работ, диагностическая карта, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио.


    1. Оценочные материалы


Разработаны тестовые материалы (Приложение 1) для проверки уровня освоения программного материала, материалы для проведения стартовой и итоговой диагностики (Приложение 2), рейтинг участия в конкурсных событиях различного уровня (Приложение 3).

Для выявления динамики качества усвоения программного материала каждым ребенком предусматриваются следующие формы контроля:

- Стартовый - определение исходных знаний учащихся. Может проводится в виде собеседования, тестирования.

- Текущий - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения этапов работы. Осуществляется педагогом по результатам выполнения учащимися практических заданий.

- Итоговый - определение объема и качества полученных учащимися знаний. Может проводится в виде творческого проекта, презентации работ, контрольного тестирования.

- Самооценка и самоконтроль - определение учащимися границ своего «знания - незнания», «умения - неумения». Осуществляется учащимися самостоятельно по всем видам контроля.

Для оценки эффективности освоения программного материала (текущий контроль) используются следующие показатели:

– самостоятельность при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учащихся, и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– активность учащихся на занятии: активное поведение учащихся на занятиях, заинтересованность, любопытство обеспечивают положительные результаты занятий;

– практическое использование полученных результатов: участие готовых работ в конкурсах, выставках, использование работ в школьных предметах.

Данные показатели определяются по уровням проявления:

- Высокий уровень – показатель четко выражен;

- Средний уровень – показатель неустойчивый, выражен не в полной мере;

- Низкий уровень – показатель не выражен или выражен слабо.

Уровни проявления показателей определяются педагогом на основе наблюдений и самостоятельно учащимися. Затем вносятся в индивидуальный лист оценки эффективности освоения программного материала (Приложение 1).


    1. Методические материалы

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа журналистики» осуществляется в очной форме.

Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой, проектный.

Для повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитания – убеждение, поощрение, стимулирование.

Формы проведения учебных занятий: демонстрация – объяснение, мультимедийная презентация, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация, защита проектов, фестиваль, конкурс.

Педагогические технологии – технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.



Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый)


  1. Инициация (приветствие)

  • Создание эмоционального настроя

  1. Вхождение или погружение в тему (целеполагание)

  • Формулирование цели и содержание деятельности занятия

  1. Формирование ожиданий учащихся

  • Выяснение ожиданий и опасений предстоящей деятельности

  1. Теоретическая часть

  • Объяснение нового материала, лекция, интерактивная лекция, мультимедийная презентация и т.п.

  1. Динамическая пауза

  • Снятие напряжения, усталости

  1. Практическая часть

  • Игра, работа над творческим проектом, конкурс и т.п.

  1. Подведение итогов

  • Рефлексия, анализ и оценка занятия.


Дидактические материалы для реализации программы:

  • Тестовые материалы для проверки уровня освоения программного материала;

  • Методики диагностик;

  • Кейсы с теоретическим материалом;

  • Практические задания;

  • Электронная база графических файлов;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!