СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа группы «журналистика в школе» социально-педагогической направленности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Журналистика в школе» имеет социально-педагогическую направленность и разработана на основе программы «Теория и практика сочинений разных жанров», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации  1990 года выпуска, авторы Т.А.Ладыженская и Т.С. Зепалова     

 Настоящая Программа оформлена в соответствии c письмом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей,  с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях республики Саха (Якутия). Программа реализуется   педагогом дополнительного образования, учителем русского языка и литературы в МБОУ «Эльдиканская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Константиновой» Безродных Г. И.

     Одной из задач современной школы является профильное обучение старшеклассников, цель которого – максимальная  индивидуализация и социализация обучения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная обшеобразовательная общеразвивающая программа группы «журналистика в школе» социально-педагогической направленности»

Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

муниципального района «Усть-Майский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)





ПРИНЯТО


На заседании Педагогического совета

Протокол №___от «___»______________



УТВЕРЖДАЮ


Директор МБООДО «ЦВР»

_______________Болдина Е.В.

«____»_______________2016 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ «ЖУРНАЛИСТИКА В ШКОЛЕ»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ




Возраст участников: 12- 13 лет

Срок реализации: 1 год

Руководитель: Безродных Галина Ивановна, педагог дополнительного образования










п. Эльдикан, 2016 г.


Пояснительная записка



Программа «Журналистика в школе» имеет социально-педагогическую направленность и разработана на основе программы «Теория и практика сочинений разных жанров», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1990 года выпуска, авторы Т.А.Ладыженская и Т.С. Зепалова

Настоящая Программа оформлена в соответствии c письмом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях республики Саха (Якутия). Программа реализуется педагогом дополнительного образования, учителем русского языка и литературы в МБОУ «Эльдиканская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Константиновой» Безродных Г. И.

Одной из задач современной школы является профильное обучение старшеклассников, цель которого – максимальная индивидуализация и социализация обучения.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту.

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Программа группы «Журналистика в школе» предлагается для учащихся 6-7 классов как элемент активизации деятельности учащихся.

Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.

Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, в единстве творческого и рационального познания искусства слова, помогающего развитию личности школьника.

Отличительной особенностью программы является ее направленность на развитие письменной речи учащихся, совершенствование содержания и языкового оформления речи, что способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся.

Программа развивает творческие способности учащихся, умение работать с различными видами текста, строить связные высказывания, используя различные жанры.

Новизна программы состоит в том, что она предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, дает расширенное представление о жанрах публицистического стиля, газетных жанрах, знакомит учащихся с основными признаками гипертекста, который широко представлен в новых информационных и коммуникационных технологиях. Программа выводит учащихся на новый виток осмысления полученных на уроках знаний. Программа имеет практическую значимость: активное вовлечение учащихся в дискуссии, самостоятельные поиски, работа в разноообразной деятельности, отвечающей интересам и возможностям детей: исследовательской, игровой, практической. Программа предлагается как элемент активизации интереса к гуманитарным дисциплинам и служит предпрофильной подготовкой для последующего выбора профессии.

Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов-исследователей, проявить коммуникативные качества, творческие и ораторские способности.

Одна из важнейших задач обучения на кружке - подготовить воспитанников, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью. Как показывает практика прошлых лет, литературное мастерство школьника в сочинениях по личным впечатлениям проявляется наиболее зрело и глубоко, если он умеет не только изложить содержание, но и разработать тему в нужном жанре. Иначе говоря, школьник, как и любой автор, должен научиться в творческой работе владеть содержанием и формой в их диалектическом единстве. Творческие работы находят применение в издательской работе - выпуск стенгазет, рукописных журналов, альбомов, стендов, альманахов. В школе налажен выпуск газеты и поздравительных бюллетеней, каждый месяц выходит газета. Воспитанники выражают своё «я», своё мироощущение на бумаге, результаты - в статьях, публикациях на странице улусной газеты «Вестничек» либо в творческих конкурсах сочинений, дистанционных российских конкурсах. Таким образом, совершенствуются навыки устной и письменной речи. Газетные жанры глубоко затрагивают интересы школьников и приобщают их к жизни страны - так процессы обучения и воспитания наглядно сливаются воедино.

Программа рассчитана на учащихся среднего звена(6-7классов); на участие в различных конкурсах, выполнение заданий на кружке с использованием словарей и сайтов Интернета. Продолжительность обучения - 1 год.. Количество часов в неделю - 5, в год – 170 часов.


Цели программы:

Образовательные:

  • Систематизировать знания о стилях, типах речи.

  • Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.

  • Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.

  • Научить самооценке своей работы.

Развивающие:

Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.

  • Развить диалогическую и монологическую речь.

  • Развить память, воображение, мышление.

  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся.


Воспитательные:

  • Создание отношений сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса.

  • Формирование основных этических норм и понятий.

  • Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции.

Для достижения данных целей формируются следующие задачи:

  • Содействие в воспитании информационной культуры школьников, развитие творческих и коммуникативных способностей.

  • Повышение интереса к учебе (литературе, русскому языку, информатике).

  • Знакомство с основами профессии журналиста.

  • Формирование начальных представлений о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.

  • Содействие воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

  • Совершенствование умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

  • Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

  • Привитие трудовых навыков, профессиональная ориентация и социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.


Планируемые результаты курса. В рамках данной программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:


  1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

  2. Расширение кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.

  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики (умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное).

  4. Развитие монологической и диалогической речи.

  5. Уметь составить и написать статьи публицистического стиля. 

  6.  Иметь положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании изданий.

  7. Иметь опыт разработки и публичной защиты созданного проекта(презентации, газетной статьи, сочинения, реферата). 

  1. Осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по написанию статей.

9.Свободное владение печатным словом (умение писать в разных жанрах).

10.Воспитание активной гражданской позиции.

  1. Установление связей с улусными СМИ, публикация статей кружковцев в республиканских и российских печатных изданиях.

  2. Предоставление возможностей для самореализации учащихся, общественного признания.


Способы оценивания уровня достижений учащихся. Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся (статьи, сочинения, издания, фотографии, буклеты, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам программы.


Критерии отслеживания программы

  1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

  2. Развитие креативного мышления учащихся.

  3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.

  4. Написание сочинений разных жанров.

  5. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

  1. Участие в улусных, республиканских, всероссийских конкурсах .


Формы занятий

  1. Лекции.

  2. Семинары.

  3. Практикумы.

  4. «Круглый стол».

  5. Беседы.

  6. Экскурсии.

Формы и режим занятий: содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей(12-13 лет), наполняемость групп – до 15 человек.

Наполняемость учебных групп и продолжительность занятий выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

  • смена места жительства.

В течение учебного года воспитанники могут быть зачислены в группу по результатам собеседования.

Формы организации занятий.

Ведущей формой организации обучения является групповая и индивидуальная.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Требуется индивидуальная работа по написанию и редактированию статей, сочинений разных жанров. Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Каждая тема начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. На занятиях составляем и решаем занимательные задачи, кроссворды, шарады. Выполняем конкурсные олимпиадные задания. Проводим различные воспитательные мероприятия.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Дети изучают его с целью создания запланированного продукта - статьи, графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий. Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию какого-либо издания. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует творческому росту учащихся.

Программа обеспечивает: межпредметные связи с литературой (в написании статей для газеты), технологией (бизнес-план по реализации продукции и расчета себестоимости выпуска печатного издания), искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов) и информатикой (работа в прикладных программах на ПК);- приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Методы и приемы

  1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).

  2. Наглядный.

  3. Проблемный.

  4. Игровой.

  5. Диалоговый.

  6. Экскурсии.

  7. Проектный (создание, издание и распространение школьной газеты).

  8. Выпуск альманаха(отслеживание мероприятий в школе)


Методы обучения:

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

1) социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо писать статьи и создавать печатное издание); 

2) личностная  значимость  компетенции  (зачем необходимо быть компетентным в области журналистики и верстки издания); 

3) перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.); 

4) знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам; 

5) способы деятельности по отношению к данным объектам; 

6) минимально необходимый опыт деятельности учащихся в сфере данной компетенции.


Учебно-тематический план:


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.


Подготовка к новому учебному году:

1. Планирование работы;

2. Набор учащихся, желающих заниматься в кружке

3. Уточнение списков. Правила поведения, инструкция по ТБ И ПБ

4. Выпуск спортивного бюллетеня

3

2

1

2.

Что такое журналистика. Проба пера. Заготовка материала к Дню учителя

2

1

1

3.

Написание статей об учителях. Сочини синквейн, стихотворения, поздравления. Составь открытку к Дню учителя.

4

1

3


4.

Организация работы редакции, распределение обязанностей, круг интересов журналиста. Структура редакции (практическое занятие). Выпуск газеты №1. День учителя

7

1

6

5.

В мастерской художника слова. Волонтёры. Портрет . Осень.

3

1

2

6.

Привлечение учащихся к конкурсам:

участие в конкурсах «Интеллект-экспресс» в номинации (литература), «Кладезь знаний»

2

0

2

7.

Роль речевого этикета в общении. Написание мини-проектов. Сочинение о маме. Конкурс чтецов. Выпуск газеты №2 к Дню матери

8

4

4

8

Час занимательной стилистики

2

1

1

9.

Работа со словарями

3

1

2

10

Подготовка и сбор материалов для исследовательской работы

6

2

4

11

Клуб знатоков русского языка. Игры на занятиях Составление шарад, кроссвордов

2

0

2

12

Выпуск школьной газеты №3 Новогодней

4

0

4

13

Анализ выпущенной газеты

1

1

0

14

Написание статей в газету

2

0

2

15

Игры на занятиях. Тренинг общения

2

0

2

16

Сбор материала для письменного сообщения и устного выступления на конференции

6

2

4

17

Участие в конкурсах «Интеллект-экспресс» в номинации «Грамотеи». Дистанционный конкурс «Эрудит»

Выполнение заданий, работа со словарями

2

0

2

18

Формирование “информационного багажа” журналиста

2

1

1

19

Знакомство и интересными людьми. Написание статей Выпуск школьной газеты №4

4

0

4

20

”СМИ: общие положения. СМИ: аудитория, история, специфика

4

2

2

21

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

6

2

4

22

Участие в дистанционном конкурсе «Продлёнка», «Новый урок», «Кириллица». Заявки, выполнение заданий

3

0

3

23

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

4

2

24

Профессиональная этика

3

2

1

25

Информационная политика СМИ

3

2

1

26

Творческие улусные, республиканские, российские, конкурсы сочинений

4

0

4

27

Виды печатных изданий (практическое занятие в библиотеке)

2

0

2

28

Выпуск школьной газеты №5

4

0

4

29

Информация как основа материала

3

2

1

30

“Публицистический стиль: лексика и синтаксис”

8

4

4

31

Тема материала. Компоновка газетного номера

8

4

4

32

Методы поиска информации. Источники информации Выпуск школьной газеты№6

2

1

1

33

Разные способы подачи информации

2

1

1

34

Жанры журналистики (общий обзор)

3

2

1

35

Участие в творческом конкурсе «Эрудит»

4

0

4

36

Жанры журналистики: Технология интервью.

6

2

4

37

Жанры журналистики: расширенная заметка. информационная заметка

4

2

2

38

Жанры журналистики: репортаж

4

2

2

39

Жанры журналистики: корреспонденция

6

4

2

40

Композиция и структура газетного материала Заголовок (практическое занятие )Выпуск газеты №7

2

0

2

41

“Жанры периодической печати” Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе

7

2

5

42

Редактирование и корректура (практическое занятие) Газета: общие положения (структура, объем формат, название)

4

3

1

43

Модель и название газеты (практическое занятие)

1

0

1

44

“Издательская работа”: Основы дизайна и верстки: подготовка газетного номера Выпуск газеты №8

4

2

2

45

Анализ выпущенной газеты

1

1

0

46

Заключительное занятие: подведение итогов

1

0

1


Итого

170

64

106

Содержание программы «Журналистика в школе»

1. Организация занятий кружка. Вводная беседа с детьми о занятиях на кружке. Знакомство с альманахом. Инструктаж по технике безопасности. Выпуск спортивного бюллетеня (выезд спортсменов на республиканские соревнования). Написание статьи. Посвящение в среднее звено, старшее звено.

2. Что такое журналистика. Проба пера. Заготовка материала к Дню учителя Диалог с учителями, формы «человекотворчества». Информация. Мотивы, цели, функции и результаты коммуникативной деятельности. Культура оформления рукописи.

уметь: программировать собственную деятельность на успех

3. Развитие письменной речи. Написание статей об учителях. Сочини синквейн, стихотворения, поздравления. Составь открытку ко Дню учителя. Коллективная работа воспитанников.

4.Организация работы редакции, распределение обязанностей, круг интересов журналиста Анкетирование учащихся

Структура редакции (практическое занятие). Выпуск газеты №1. День учителя

5. В мастерской художника слова. Напиши о волонтёрском движении. Портрет в статье, произведении. Краски осени, осенний бал.

6. Участие в творческих конкурсах «Интеллект-экспресс» в номинации (литература) «Грамотеи»; дистанционных олимпиадах: «Продлёнка», «Эрудит», «Кладезь знаний»

7 . Роль речевого этикета в общении

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устная и письмен­ная).

Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, офици­ально-деловая.

Культура речевого общения:

1) как умение правильно построить свою речь, точно и логически верно выразить мысль, стилистически адекватно передать её содержание;

2) как владение вербальными и невербальными средствами об­щения в разнообразных речевых ситуациях.

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Речевой этикет как правила речевого общения. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет.

Общая характеристика норм речевого этикета, которые:

1) предписывают употребление этикетных знаков;

2) запрещают употребление определённых слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Речевая ситуация; её основные характеристики (кто — ко­му — о чём — где — когда — зачем — почему). Языковые сред­ства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикет­ной формулы. Этикетный диалог.

Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Русские народные пословицы и поговорки, отражающие ос­новные правила речевого поведения (Ласковое слово не трудно, а скоро. Сперва подумай, а там и скажи. Много крику, да ма­ло толку и т. д.).

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной си­туации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Презентация «Правильно ли мы говорим по телефону»

Сочинение о маме.

Конкурс чтецов

8. Час занимательной стилистики Лаконизм, чёткость, точность речи. Тропы и фигуры речи. Выразительные средства языка. Игровое занятие. Презентация «Загадки страны «Стилистика»

9.Работа со словарями. Виды словарей -лекция.

Презентация. Коммунарские сборы.

10. Подготовка и сбор материалов для исследовательской работы. Создание мини-проектов, мини-исследований

Выбор темы и обдумывание основ­ной мысли.

Выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации, оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой об­становки, осознание цели будущего высказывания (письменного или устного).

Работа над содержанием речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания. Анализ литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернет-публикаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых), тезисов, ан­нотаций и т. п. Конспектирование лекций учителя на заданную тему, особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух.

Организация самостоятельной поисковой деятельности с ис­пользованием ресурсов Интернета в процессе подбора материала по теме выступления.

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме. Выделение главной и второстепенной информации.

Отбор наиболее удачных и ярких доказательств основной мыс­ли в соответствии с целью и ситуацией речевого общения. Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

Способы цитирования в письменном пересказе прочитанной и прослушанной информации. Использование специфических средств письма для точной передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др.

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. Стили произношения (нейтральный, вы­сокий и разговорный) и их особенности и уместность использова­ния в разных ситуациях общения.

Уместное использование интонации, мимики и жестов как условие точности, правильности и выразительности устной речи.

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. Репетиция речи. Выработка уверенности в себе. Продумывание внешнего вида.

Психологическая готовность к трудностям публичного выс­тупления.

11. Клуб знатоков русского языка. Игры на занятиях Составление шарад, кроссвордов

12. Выпуск школьной газеты № 3.Подведение итогов 2016 года.

13 Анализ статей выпущенной газеты. Рефлексия: чему я научился, какие статьи подготовил

14. Написание статей в газету

Основная часть речевого высказывания. Подчинённость дока­зательств главной идее текста. Обдумывание последовательности в изложении доказательств как условие развития главной мысли высказывания. Логические формы и приёмы изложения (дедук­ция, индукция, аналогия). Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

Заключение и основная мысль текста (устного и письменного). Функция заключения, варианты заключений.

15. Игры на занятиях. Тренинг общения Анкетирование учащихся. Составление игр, шарад, кроссвордов

16. Сбор материала для письменного сообщения и устного выступления на конференции

Участие в творческих конкурсах сочинений, рефератов, подготовка к улусному конкурсу ораторов «Аман-ос»

Систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление предварительного плана.

Продумывание композиции высказывания: вступления, глав­ной части, заключения.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. Особенности вступления и заключения пуб­личного выступления.

Смысловые части письменного текста и абзац. Разные спосо­бы связи частей текста и предложений.

Смысловые части устного высказывания и интонационные средства их связи.

Логичность и упорядоченность мысли как требование к письменному и устному речевому высказыванию. Риторичес­кие вопросы, вопросно-ответный ход как способ развития мыс­ли текста.

Причинно-следственные отношения и способы их выражения в речи (лексические, синтаксические). Языковые средства, под­черкивающие движение мысли в письменном тексте. Основные критерии оценки выступления на защите научной работы: содержательность; соответствие языковым нормам; выразитель­ность речи; успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения на конференции

17. Участие в конкурсах «Интеллект-экспресс», в дистанционном конкурсе «Эрудит».

18. Формирование «информационного багажа» журналиста

Поиск темы и информации. Каналы формирования «информационного багажа».

знать: каналы формирования «информационного багажа»; уметь: самостоятельно отбирать актуальный материал; формулировать тему публицистического сочинения.

19. Знакомство и интересными людьми. Встречи в библиотеке с ветеранами тыла, старожилами села. Написание статей. Выпуск школьной газеты №4

20. СМИ: общие положения. СМИ: аудитория, история, специфика. Основы деятельности журналиста: закон о СМИ. Периодические журналы, газеты. Работа в библиотеке. Презентация «История журналистики» . История письма. Как писать письма. Работа с эссе.(Л. Керролл)

21. Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств - 6 часов

Работа над точностью и правильностью речевого вы­сказывания. Орфоэпические словари. Аудиозаписи.

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. Точность словоупотребления. Ос­новные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литера­турного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правопис­ные (орфографические и пунктуационные). Вариативность норм.

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справоч­ники по русскому правописанию.

Уместное использование языковых средств с учётом особен­ностей речевой ситуации. Уместное использование жестов; мими­ки, телодвижений и позы в разных ситуациях устного общения.

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точ­ности, ясности и стилистической уместности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов языковых средств, наиболее подходящих в данной речевой ситуации.

Оценка точности, чистоты, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

высказывания как средства эмоцио­нального воздействия на слушателя.

22. Участие в конкурсах: в дистанционном конкурсе «Продлёнка», «Новый урок», «Кириллица». Заявки, выполнение заданий

23. Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

Выразительность речи. Источник богатства и вырази­тельности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, сло­вообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Использование в письменном высказывании средств эмоцио­нального воздействия на читателя.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи: риторическое обращение, инверсия, синтак­сический параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, оксюморон, градация, эллипсис, умолчание и т. д. Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя./Презентация/

Использование в публичном выступлении средств эмоцио­нального воздействия на слушателя. Интонационные особенности предложений, содержащих стилистические фигуры. Употребление их в устной речи.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоцио­нального воздействия на слушателя.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

24. Профессиональная этика. Работа над лексическими и грамматическими ошибками

/Газета «Усть-Майский вестник»/ Профессия «Корректор»

25. Информационная политика СМИ. Литературная игра «Что? Где? Когда?»

26. Творческие улусные, республиканские, российские, конкурсы сочинений

27. Виды печатных изданий (практическое занятие в библиотеке). Газеты, журналы детские. Текст. Работа с различными текстами. Композиция рассказа. Темы широкие и узкие.

28 Выпуск школьной газеты. Написание статей. Редактирование статей

29. Информация, как основа материала. Секреты художественного слова «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся» -мероприятие.

30. Публицистический стиль: лексика и синтаксис

Общие особенности языка газеты. Лексика современной газеты. Стилистическая роль устойчивых сочетаний. Фразеология в контексте. Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии. Синтаксис языка газеты. /Презентация

Практические занятия:

Анализ лексики современной газеты.

Трансформация фразеологии. Ошибки в использовании фразеологии.

Наблюдения над синтаксисом языка газеты. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. “Рубленая” проза. Эллиптическое предложение. Номинативные предложения. Присоединительные конструкции. Актуальное членение предложения. Управление. Согласование.

Организации самостоятельной работы: Составить таблицу “Особенности публицистического стиля”.

Найти приметы научного и художественного стилей./Презентация

Выбрать из текста речевые формы, обладающие оценочным характером.

знать: лексические особенности газетного жанра; синтаксические особенности публицистического произведения, уметь: отбирать устойчивые сочетания, фразеологию, формирующие различные газетные жанры.

Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий.

31 Тема материала. Темы широкие и узкие. Строение текста повествовательного типа. Композиция рассказа(Нестандартные уроки).

Компоновка газетного номера

32. Методы поиска информации. Источники информации. Деловая игра «Прогулка по магазину». Игра «Корректор»

33. Разные способы подачи информации. «В лабиринтах текста».Комплексный анализ текста(на примере рассказа И.С. Соколова-Микитова «Звуки утра»

34. Жанры журналистики (общий обзор) Брейн-ринг «Рыцари журналистики»

35 Участие в конкурсах «Эрудит», «Молодёжное движение»

36. Жанры журналистики. Технология интервью

Подходы к интервью. Виды интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники. Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире.

Самостоятельная работа: Составить интервью на заданную тему.

знать: теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.

уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.

37. Жанры журналистики. Жанр заметки: расширенная заметка, информационная заметка

Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Поиск заголовка. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка.

Практические занятия: Анализ заметки информационного характера. Специфика положительной заметки. Особенности критической заметки. Специфические особенности полемической заметки.

Организация самостоятельной работы: Найти в газете критическую, полемическую, расширенную заметку, заметку информационного характера. Наклеить в тетрадь.

Найти в любой газете 10 свежих заголовков, запишите их в тетрадь с указанием газеты и номера. Если сам заголовок не ясен, то в скобках сообщите суть материала.

Исправить заметки учащихся. Объясните коррективы.

Написать заметку на любую актуальную тему: Школьная форма. Экзамены. Дружба. Помоги собачке.

38. Репортаж

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие корреспондента – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого–либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

39.Жанры журналистики. Корреспонденция Страницы истории славянской письменности- лекция и беседы.

Практические занятия: Особенности жанра корреспонденции.

знать: специфические особенности жанра. Уметь: анализировать и обрабатывать исходный материал.

40. Композиция и структура газетного материала. Заголовок (практическое занятие)

41. Жанры периодической печати

Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе.

Практические занятия:

1)Отзыв о кинофильме, спектакле, картине. 2)Отзыв о двух или нескольких произведениях современной литературы на одну и ту же или близкую тему.

Что такое рецензия? Отличие от отзыва и аннотации. Особенности жанра рецензии. Написать отзыв о кинофильме или спектакле.

Жанр очерка. Виды очерков: публицистический, художественный, путевые заметки. Найти в газетах очерк, приклеить в тетрадь. Определить вид очерка.

Эссе. Написать эссе на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах). Подготовка материала к Дню славянской письменности. Репетиции.

Примеры организации самостоятельной работы: Найти в газетах зрительский отзыв, приклеить в тетрадь.

знать: особенности публицистических жанров. Уметь: составлять аннотации, рецензии, писать отзывы, очерки, эссе; высказывать свои впечатления о произведении искусства; уметь сжато излагать текст.

42. Редактирование и корректура (практическое занятие)

Газета: общие положения (структура, объем формат, название)

43. Модель и название газеты

Практическое занятие: фантастический вариант. Проведение линейки ко Дню славянской письменности.

44. Издательская работа

Организация и планирование работы редакций. Выбор и подготовка иллюстраций. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы редакций.

Примеры организации самостоятельной работы в: учащиеся работают в группах – каждая группа должна выпустить один номер. Написать сочинение в любом публицистическом жанре.

знать: как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.

уметь: оформить печатные издания; планировать работу редакции; уметь работать в команде.

45. Анализ выпущенной газеты

46. Заключительное занятие: подведение итогов




Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • разработки ролевых игр, деловых игр, уроков-тренингов, экскурсий

  • рекомендации по проведению риторического анализа устных и письменных текстов.

  • разработки по составлению презентации в программе MS PowerPoint с требованиями к оформлению презентаций.

Рекомендации по организации практических работ:

Практические работы предусматривают выполнение различных практических и творческих заданий по темам, создание выпуска газеты, проведение конкурса «Лучшее интервью», проведение ролевых игр, деловых игр, проведение занятий в форме интервью, пресс-конференции, регламентированной дискуссии, “живой газеты”, редакционного совета.

Дидактический материал представлен:

  • тексты и задания по теории;

  • презентации по темам программы.

  • карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

  • газетные статьи;

  • справочники;

  • словари;

  • наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

  • подборка школьных газет.

Лекционный материал представлен:

Тематическими беседами по темам программы.

Материально-техническое оснащение занятий:

Кабинет для обучения:

    • Доска – 1,

    • Экран - 1

    • столы – 11,

    • стулья – 22,

    • компьютер – 1,

    • принтер – 1,

    • мультимедийный видеопроектор – 1,

    • фотоаппарат – 1,

    • стеллажи для хранения – 2.

Инструменты и приспособления: ножницы, кнопки, магниты.

Материалы: ватман, офисная бумага, цветная бумага, мел, скотч, клей, фломастеры, цветные карандаши.



Воспитательная работа. В программе особое внимание уделяется освещению таких вопросов, как здоровье, изучение родного края, чувство коллективизма, сплоченность и ответственность за других. Проводится работа по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании, курения и безопасности учащихся.

Для учащихся группы проводятся тематические мероприятия по календарным праздникам: День Государственности РС (Я), День пожилого человека, мероприятие ко Дню народного единства, «День Матери», Новый год, мероприятие, посвященное 23 февраля «Наши защитники», «Мамин праздник», конкурс елочных игрушек своими руками, конкурс открыток «Весенний букет», кроме этого проводятся беседы, игры и т.п.


План воспитательной работы группы «Журналистика в школе»


Тема мероприятия, беседы, игры и т.п.

Форма проведения

Дата проведения

I год обучения

1

«Книга- лучший друг»- воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к чтению.

Устный журнал

Октябрь

2

«Уроки Доброслова» - прививать любовь к этикетным словам, познакомить детей с манерами поведения культурного, воспитанного человека, прививать этические нормы поведения в обществе.

Представление

Февраль Март

3

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»- развивать коммуникативные способности учащихся, умение общаться в коллективе, воспитывать нравственные ценности, уважение друг к другу.

тренинг

Апрель


Литература, рекомендованная учащимся:


  1. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2001.

  2. Ладыженская Т. А., Зепалова, Т. С. Развивайте дар слова. Теория и практика сочинений разных жанров(8-9классы). - М.: Просвещение, 1990.

  3. Морозова Н. П.Учимся писать сочинение. - М. : Просвещение, 1990.

  4. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –М.:Азбуковник, 1997.

  5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: 1974.

  6. Янченко В. Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки. – М.: 2002.

  7. Электронное приложение «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия 5-9классы», издательство «Планета»

  8. Ресурсы Интернета


Литература, используемая при разработке программы и используемая педагогом в работе:


1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., перераб. и доп. — М., 1984..

2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М., 1993.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. — М., 1997.

4. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

5. Граудина Л.К., Мифкевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989.

6. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

7. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

8. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

9. Засурский Я.. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н.– М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

10. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. — М., 1992.

11. Ивин А.Л. Основы теории аргументации. — М., 1997.

12. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.

13. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.

14. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М., 1998.

15. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

16. Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М, 1991.

17. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

19. Основы культуры речи: Хрестоматия. / сост. Л.И. Скворцов. — М., 1984.

20. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

21. Проблемы эффективности речевой коммуникации / под ред. Ф.М. Березина. — М., 1989

22. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с

23. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

24. Ресурсы Интернета

25. Сопер ПЛ. Основы искусства речи. — М.,1995

26. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

27. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994

28. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

29. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие



















Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

муниципального района «Усть-Майский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)





УТВЕРЖДАЮ


Директор МБООДО «ЦВР»

_______________Болдина Е.В.

«____»_______________2016 г.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ГРУППЫ «ЖУРНАЛИСТИКА В ШКОЛЕ»


2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 12- 13 лет

Руководитель: Безродных Галина Ивановна













п. Эльдикан, 2016г.


Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.


Подготовка к новому учебному году:

1. Планирование работы;

2. Набор учащихся, желающих заниматься в кружке

3. Уточнение списков. Правила поведения, инструкция по ТБ И ПБ

4. Выпуск спортивного бюллетеня

3

2

1

2.

Что такое журналистика. Проба пера. Заготовка материала к Дню учителя

2

1

1

3.

Написание статей об учителях. Сочини синквейн, стихотворения, поздравления. Составь открытку к Дню учителя.

4

1

3


4.

Организация работы редакции, распределение обязанностей, круг интересов журналиста. Структура редакции (практическое занятие). Выпуск газеты №1. День учителя

7

1

6

5.

В мастерской художника слова. Волонтёры. Портрет . Осень.

3

1

2

6.

Привлечение учащихся к конкурсам:

участие в конкурсах «Интеллект-экспресс» в номинации (литература), «Кладезь знаний»

2

0

2

7.

Роль речевого этикета в общении. Написание мини-проектов. Сочинение о маме. Конкурс чтецов. Выпуск газеты №2 к Дню матери

8

4

4

8

Час занимательной стилистики

2

1

1

9.

Работа со словарями

3

1

2

10

Подготовка и сбор материалов для исследовательской работы

6

2

4

11

Клуб знатоков русского языка. Игры на занятиях Составление шарад, кроссвордов

2

0

2

12

Выпуск школьной газеты №3 Новогодней

4

0

4

13

Анализ выпущенной газеты

1

1

0

14

Написание статей в газету

2

0

2

15

Игры на занятиях. Тренинг общения

2

0

2

16

Сбор материала для письменного сообщения и устного выступления на конференции

6

2

4

17

Участие в конкурсах «Интеллект-экспресс» в номинации «Грамотеи». Дистанционный конкурс «Эрудит»

Выполнение заданий, работа со словарями

2

0

2

18

Формирование “информационного багажа” журналиста

2

1

1

19

Знакомство и интересными людьми. Написание статей Выпуск школьной газеты №4

4

0

4

20

”СМИ: общие положения. СМИ: аудитория, история, специфика

4

2

2

21

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

6

2

4

22

Участие в дистанционном конкурсе «Продлёнка», «Новый урок», «Кириллица». Заявки, выполнение заданий

3

0

3

23

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

4

2

24

Профессиональная этика

3

2

1

25

Информационная политика СМИ

3

2

1

26

Творческие улусные, республиканские, российские/ конкурсы сочинений

4

0

4

27

Виды печатных изданий (практическое занятие в библиотеке)

2

0

2

28

Выпуск школьной газеты №5

4

0

4

29

Информация как основа материала

3

2

1

30

“Публицистический стиль: лексика и синтаксис”

8

4

4

31

Тема материала. Компоновка газетного номера

8

4

4

32

Методы поиска информации Источники информации Выпуск школьной газеты№6

2

1

1

33

Разные способы подачи информации

2

1

1

34

Жанры журналистики (общий обзор)

3

2

1

35

Участие в творческом конкурсе «Эрудит»

4

0

4

36

Жанры журналистики: Технология интервью.

6

2

4

37

Жанры журналистики: расширенная заметка. информационная заметка

4

2

2

38

Жанры журналистики: репортаж

4

2

2

39

Жанры журналистики: корреспонденция

6

4

2

40

Композиция и структура газетного материала Заголовок (практическое занятие )Выпуск газеты №7

2

0

2

41

“Жанры периодической печати” Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе

7

2

5

42

Редактирование и корректура (практическое занятие) Газета: общие положения (структура, объем формат, название)

4

3

1

43

Модель и название газеты (практическое занятие)

1

0

1

44

“Издательская работа”: Основы дизайна и верстки: подготовка газетного номера Выпуск газеты №8

4

2

2

45

Анализ выпущенной газеты

1

1

0

46

Заключительное занятие: подведение итогов

1

0

1


Итого

170

64

106






21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!