Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся. Однако все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.
Программа ориентирована на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей деятельность.
- предметно-творческая деятельность (создание художественного образа).
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Срок реализации 1 год.
№ | | Содержание | Кол-во часов |
|
1 | Вводное занятие. Введение в программу. | 1 |
2 | Инструктаж по правилам ТБ и ПБ. Прослушивание учеников, распределение по голосам. | 1 |
3 | Певческая установка. | 1 |
4 | Посадка певца, положение корпуса, головы. | 1 |
5 | Навыки исполнения сидя и стоя. | 1 |
6 | Певческое дыхание. | 1 |
7 | Дыхание перед началом пения | 1 |
8 | Одновременный вдох и начало пения. | 1 |
9 | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. | 1 |
10 | Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости от характера произведения: медленное, быстрое. | 1 |
11 | Смена дыхания в процессе пения. | 1 |
12 | Музыкальный звук. Высота звука. | 1 |
13 | Естественный свободный звук без крика и напряжения. | 1 |
14 | Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. | 1 |
15 | Работа над звукоизвлечением и чистотой интонации. | 1 |
16 | Работа над звукоизвлечением и чистотой интонации. | 1 |
17 | Естественный свободный звук без крика и напряжения | 1 |
18 | Мягкая атака звука. | 1 |
19 | Работа над звукоизвлечением и чистотой интонации. | 1 |
20 | Естественный свободный звук без крика и напряжения. | 1 |
21 | Мягкая атака звука | 1 |
22 | Округление гласных | 1 |
23 | Мягкая атака звука. | 1 |
24 | Округление гласных | 1 |
25 | Мягкая атака звука. Округление гласных. | 1 |
26 | Способы формирования гласных звуках в различных регистрах (головное звучание). | 1 |
27 | Способы формирования гласных звуках в различных регистрах (головное звучание). | 1 |
28 | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 |
29 | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 |
30 | Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесение звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот) | 1 |
31 | Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесение звуков речи, разборчивость слов или дикции (артикулляционная гимнастика) | 1 |
32 | Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесение звуков речи, разборчивость слов или дикции (правильное положение губ) | 1 |
33 | Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесение звуков речи, разборчивость слов или дикции (освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти) | 1 |
34 | Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесение звуков речи, разборчивость слов или дикции (свободное положение языка во рту). | 1 |
35 | Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. | 1 |
36 | Формирование чувства ансамбля. | 1 |
37 | Выработка активного унисона в ансамбле | 1 |
38 | Формирование чувства ансамбля. | 1 |
39 | Выработка активного унисона в ансамбле | 1 |
40 | Формирование сценической культуры. | 1 |
42 | Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада | 1 |
43 | Выработка устойчивого интонирования одноголосного пения при сложном аккомпанементе. | 1 |
44 | Формирование сценической культуры | 1 |
45 | Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. | 1 |
46 | Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. | 1 |
47 | Обучение учеников пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. | 1 |
48 | Обучение учеников пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе. Работа над унисоном в произведении. | 1 |
49 | Обучение учеников пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе. Работа над цепным дыханием. | 1 |
50 | Обучение учеников пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе. Работа над плавным звуковедением, на (legato) | 1 |
51 | Обучение учеников пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе. Работа над дикцией в ансамбле. | 1 |
52 | Пение под фонограмму – заключительный этап. | 1 |
53 | Певческое дыхание. | 1 |
54 | Певческое дыхание. Плавная смена дыхания. | 1 |
55 | Смена дыхания в процессе пения. | 1 |
56 | Различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное в медленных). | 1 |
57 | Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. | 1 |
58 | Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания. | 1 |
59 | Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). | 1 |
60 | Использование элементарных навыков ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве. | 1 |
61 | Уметь работать с микрофоном под минусовую фонограмму. | 1 |
62 | Совершенствование умения создавать вариант интерпретации исполняемого произведения. | 1 |
63 | Уметь работать с микрофоном под минусовую фонограмму. | 1 |
64 | Работа над звукоизвлечением и чистотой интонирования. Артикулляционные попевки. | 1 |
65 | Работа над звукоизвлечением и чистотой интонирования. Работа над цепным дыханием. | 1 |
66 | Пение легато. Пение нон легато. | 1 |
67 | Работа над ровным звучанием во всём диапазоне юношеского голоса. | 1 |
68 | Работа над умением использовать головной и грудной регистр. | 1 |
69 | Работа над дикцией и артикуляцией. | 1 |
70 | Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных. | 1 |
71 | Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных) | 1 |
72 | Работа над особенностями произношения при пении (стремление к чистоте звучания) | 1 |
73 | Работа над особенностями произношения при пении (быстрое и чёткое выговаривание согласных) | 1 |
74 | Уметь работать с микрофоном под минусовую фонограмму | 1 |
75 | Использование элементарных навыков ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве. | 1 |
76 | Использование элементарных навыков ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве. | 1 |
77 | Работа с фонограммой. Развитие навыка исполнения под фонограмму | 1 |
78 | Формирование чувства ансамбля. | 1 |
79 | Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. | 1 |
80 | Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). | 1 |
81 | Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. | 1 |
82 | Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). | 1 |
83 | Навыки пения двухголосия песен без сопровождения. | 1 |
84 | Формирование сценической культуры. | 1 |
85 | Навыки пения трёхголосных песен под музыкальное сопровождение и без сопровождения. | 1 |
86 | Развитие сценических, артистических способностей обучающихся, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. | 1 |
87 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Сценический образ, сценический макияж. | 1 |
88 | Работа с фонограммой. Развитие навыка исполнения под фонограмму. | 1 |
89 | Отчетный концерт студии. | 1 |
90 | Подбор и разучивание репертуара для проведения торжественной линейки на первое сентября. | 1 |
91 | Закрепление основных навыков пения: дыхание, дикция, певческая установка, фразировка. | 1 |
92 | Уметь работать с микрофоном под минусовую фонограмму, вибрато. | 1 |
93 | Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Пение в унисон. | 1 |
94 | Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Пение на легато. | 1 |
95 | Естественный свободный звук без крика и напряжения. Пение на пиано. | 1 |
96 | Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Пение акапельное. | 1 |
97 | Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Работа над дыханием. | 1 |
98 | Формирование сценической культуры. Движение при пении. | 1 |
99 | Формирование сценической культуры. Работа с микрофоном. | 1 |
100 | Формирование сценической культуры. Импровизация. | 1 |
101 | Формирование сценической культуры. Репетиция для отчетного концерта. | 1 |
102 | Отчетный концерт. | 1 |
| | Итого: | 102 часа |