СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Ребятам о зверятах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Ребятам о зверятах"»

Управление образования Администрации

Городского округа Стрежевой Томской области



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детский эколого – биологический центр

городского округа Стрежевой»


Принята на заседании Утверждаю:

Методического совета Приказ № 67 от «04» 09.2019 г.

Протокол № 1 Директор МОУДО «ДЭБЦ»

от «03» 09.2019 г. _______________________

В.Н. Постернак

М.П.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 2 года











.

Автор – составитель:

Литау Лариса Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОУДО «ДЭБЦ»











г. Стрежевой, 2019 г.


Содержание:



  • Титульный лист

  • Информационная карта программы

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  • 1.1. Пояснительная записка

  • 1.2. Цель и задачи программы

  • 1.3. Содержание программы

  • 1.4. Планируемые результаты

Раздел № 2 «Комплекс организационно- педагогических условий»

  • 2.1. Календарный учебный график

  • 2.2. Условия реализации программы

  • 2.3. Формы аттестации

  • 2.4. Оценочные материалы

  • 2.5. Методические материалы

  • 2.6. Список литературы

  • Приложения





































Информационная карта

Образовательной программы



I Наименование программы

«Ребятам о зверятах»

II Направленность

Естественнонаучная

III Сведения о разработчике (составителе)


1. ФИО

Литау Лариса Ивановна

2. Год рождения

24.07.1970 г.

3. Образование

Высшее, педагогическое

4. Место работы

МОУДО «ДЭБЦ»

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Высшая

7. Электронный адрес, контактный телефон

[email protected] телефон 89138565753

VI Сведения о программе


1. Срок реализации

2 года

2. Возраст обучающихся

7 – 10 лет

3. Тип программы

Авторская

4. Характеристика программы


По месту в образовательной модели

Детский коллектив (группа) одного возраста

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

Модульная

5. Цель программы

Формирование у обучающихся младшего школьного возраста эколого-этической культуры, человеческих качеств: нравственность, ответственность, милосердие через осознанное и гуманное отношение к домашнему животному.

6. Учебные курсы/ дисциплины/ разделы (в соответствии с учебным планом)

1 год обучения. Домашние животные живущие в доме.

2 год обучения. Домашние животные живущие во дворе.

7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности

Учебные занятия. Проектная деятельность. Творческие задания. Участие в выставках, конкурсах, акциях различного уровня.

8. Формы мониторинга результативности

Банк достижений обучающихся. Выставки, проекты, конкурсы, викторины. Промежуточная и итоговая диагностика, аттестация.

9. Результативность реализации программы

2018 – 2019 год

Городская фотовыставка «Мир удивительных животных», посвященная Акции: «День защиты животных» МОУДО «ДЭБЦ» Диплом I место – 1 человек, Диплом II место - 1 человек, Диплом II место - 1 человек.

Межрегиональная выставка декоративно прикладного и технического творчества «Калейдоскоп» Диплом II место – 6 человек, Диплом III место – 1 человек.

Всероссийский дистанционный конкурс «Векториада 2018» 3 Диплома победителя – 4 человека.

10. Дата утверждения и последней корректировки

03.09.2019 г.

11. Рецензенты

О.К. Васькина, заместитель директора по УВР МБОУДОД Дворца творчества детей и молодежи г. Томска 2012 год



Концепция автора образовательной программы.

«В наш век урбанизации мы все реже общаемся с природой, все больше дистанция, отделяющая нас от нее. Как бы компенсируя этот разрыв, человек заводит животных у себя дома, в квартире. Они приносят ему много хлопот, отнимают у него массу времени, и тем не менее с каждым годом их становится все больше и больше». Джеймс Хэрриот.

Рядом с человеком с давних пор живут домашние животные – друзья и помощники. Родители, как правило, берут щенят и котят, маленьких, пушистеньких, хорошеньких, по просьбе ребенка. В нашем быстром современном ритме жизни очень часто взрослым не хватает времени на уход и содержание домашнего питомца, поэтому заботу о кошках, собаках и других животных вполне могут взять на себя дети. Нередко бывает и так, что взятые животные надоедают, их бросают, плодя армию бездомных и несчастных.

Осознанный выбор домашнего животного очень важный человеческий фактор, который формирует ответственное отношение к тому, кого приручил. Человек берет животное не на один день, неделю, месяц, а на годы. Если достучаться до детской души, может быть, тогда хотя бы на 1 % уменьшится количество бездомных и брошенных кошек и собак, а так же других домашних животных.

Практически у каждого в доме или во дворе есть одно или несколько домашних животных. Анкетирование, проведённое среди учащихся начальных классов, показало, что дети мало знают или совсем не знают как правильно содержать домашнего животного, как кормить и ухаживать за ним, какие необходимы аксессуары для питомца.

Учитывая пожелания и спрос учащихся, а так же, беря во внимание, на сегодняшний день проблему увеличения количества бездомных животных была разработана данная программа.



РАЗДЕЛ № 1 «КОПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»


    1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Ребятам о зверятах» (далее Программа) разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12 2012 года;

  • Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504;

  • «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242;

  • «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14;

  • Устава МОУДО «ДЭБЦ», 2015 год.

. Прием и зачисление на первый год обучения производится без вступительных испытаний (процедур отбора) по желанию детей независимо от уровня подготовки на основании письменного заявления родителей (законных представителей). После окончания первого года обучения, дети автоматически переводятся на второй год обучения.

Реализация программы - формирование жизненных и социальных компетенций через общение с животным миром.

Адаптация дополнительной общеразвивающей программы призвана решать следующие проблемы:

 организация индивидуального маршрута обучения ребѐнка, ориентированного на его интересы и возможности;

 развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;

 выявление творческого потенциала детей путѐм включения в разнообразные виды деятельности (участие в творческих коллективах, посещение мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях);

Требования к условиям реализации программы Для реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы в образовательной организации создаются специальные условия:

 дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок для каждого обучающегося);

 психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

Образовательная организация создаѐт условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области изучения животного мира, в том числе и профессиональные, с целью ведения методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий. Материально-технические условия реализации программы Материально-техническая база МОУДО «ДЭБЦ» соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом. Учебные аудитории для проведения групповых занятий имеют учебное оборудование: столы, стулья, шкафы, стеллажи, натурные столики, мольберты, мультимедийное оборудование. В образовательном процессе используются учебно-методические пособия, хрестоматии, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых содержится в программе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Ребятам о зверятах» - естественнонаучной направленности, соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения:


Принципы обучения

  • Принцип индивидуальности

  • Принцип доступности

  • Принцип гуманности

  • Принцип результативности

Актуальность программы: спрос обучающихся, возможность расширения диапазона действий обучающихся по исследовательской деятельности, наблюдению, изучению и непосредственного общения с безопасными животными. Экологическая проблема увеличения количества бездомных животных. Эта программа будет актуальна всегда, так как домашних животных человек заводил, заводит и будет заводить.

Новизна программы состоит в предметно – исследовательском обучении, изучении домашних животных в реальных условиях, проведение наблюдений и исследований, общение с обитателями выставочных залов детского эколого – биологического Центра.

Доступность программы образовательная программа «Ребятам о зверятах» разработана для детей младшего школьного возраста, учитывая возрастные и физиологические особенности обучающихся.

Педагогическая целесообразность в том, что программа позволяет сделать доступное обучение как целостный процесс трехсторонней деятельности педагога, учащихся и родителей. Такие отношения формируют у школьников способность к индивидуальной и коллективной деятельности, стимулируют творческую активность, целеустремлённость, развивают волевые, нравственные качества и социальные компетенции.




Практическая значимость изучаемого предмета

При реализации программы обучающиеся начального звена получают знания о повадках и образе жизни домашних животных, учатся самостоятельно без помощи родителей ухаживать за домашними животными. Занятия по данной программе направлены на формирование человеческих качеств, таких как: самостоятельность, ответственность, милосердие. На занятиях обучающиеся познают все особенности и индивидуальности отдельно взятого домашнего животного.

В процессе освоения программы дети получают основные сведения о домашних животных, представление о разнообразии и содержании домашних животных в доме и во дворе. Получают дополнительные знания о значении домашних животных для человека. Обучающиеся учатся правильному и осознанному выбору, приобретению домашнего животного, учитывая все факторы появления живого существа в доме. Знакомятся с необходимыми условиями для существования домашнего питомца, а так же рационом правильного и полноценного питания.

В отличии от традиционного обучения, работа строится на собственных наблюдениях, исследованиях, общении с безопасными животными.

Этапы реализации программы 2 года.

1 год обучения

Должны знать: Виды и породы домашних животных. Содержание, уход, санитарно – гигиенические правила, кормление, рацион питания изучаемых животных. Особенности образа жизни животных в домашних условиях. Значение для жизнедеятельности человека. Терминологию. Простые методики исследования.

Должны уметь: Работать с литературой. Проводить сравнительные характеристики разных пород домашних животных. Правильно содержать и кормить домашних питомцев. Правильно оформлять практические и исследовательские работы. Применять на практике простые методики исследования.

2 год обучения

Должны знать: Виды и породы одомашненных животных. Содержание, уход, санитарно – гигиенические правила, кормление, рацион питания изучаемых животных. Особенности образа жизни животных, живущих во дворе. Значение для жизнедеятельности человека. Терминологию. Экологическое значение животных. Методики исследования.

Должны уметь: Проводить сравнительные характеристики разных пород одомашненных животных. Правильно оформлять практические работы и исследовательские проекты. Применять на практике более сложные методики исследования.

Уровень освоения - углубленный предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Адресат программы – учащиеся младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Объем и срок освоения программы

Основные этапы: в первый год обучения изучаются домашние животные, живущие в доме; во второй год обучения – домашние животные, живущие во дворе.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 часа с 10 минутным перерывом, согласно СанПин 2.4.4.3172 – 14.

Программа 1 года обучения составляет 128 часов: из них 48 ч. – теории, 80 ч. – практики (занятия 1 года обучения начинаются с 15 сентября).

Программа 2 года обучения составляет 136 часов: из них 41 ч. - теории, 95 ч. – практики (занятия 2 года обучения начинаются с 1 сентября).

В программе предусмотрены часы, отведенные на подготовку и оформление конкурсов, выставок, акций; исследовательских проектов в период подготовки к городской экологической конференции.

В содержание программы включены самые различные виды деятельности: наблюдения за обитателями выставочных залов Центра: «Террариум», «Аквариум», «Птичник», исследования, экскурсии, практическая работа.

Содержание программы подразумевает непосредственное общение детей с обитателями живого уголка Центра, дома, фермы. Предоставляется возможность изучать, наблюдать, исследовать повадки, образ жизни животных в домашних условиях, в учебном учреждении, на ферме. В процессе этой работы учащиеся приобретают практические умения и навыки по содержанию и кормлению животных, по уходу за ними, учатся вести наблюдения и ставить простые опыты.

Темы программы содержат теоретическую и практическую части, которые распределены на весь учебный год. Практическая часть программы включает в себя: практические задания, наблюдения, исследования, составление кроссвордов, ребусов, тестов, изготовление различных поделок, композиций, аппликаций, проведение акций, праздников, экологических игр, выставок.


Формы обучения – очная форма обучения (Закон № 273 – ФЗ, гл.2,ст.17, п.2).

Особенности организации образовательного процесса

В соответствии с учебным планом формируются группы (кружки), состав группы постоянный.


    1. Цель и задачи программы


Цель программы: Формирование у учащихся младшего школьного возраста эколого-этической культуры, человеческих качеств: нравственность, ответственность и милосердие через осознанное и гуманное отношение к домашнему животному.


Задачи программы

Личностные:

  • Сформировать у учащихся мировоззрение. Нравственные, этические представления; взгляды, убеждения, соответствующего поведения и деятельности в обществе, востребованных в современном мире.

  • Способствовать формированию активной жизненной позиции по охране бездомных животных.

  • Воспитать нравственные качества такие как: доброжелательность, гуманность, милосердие.

Метапредметные:

  • Способствовать развитию деловых качеств: ответственность, самостоятельность, активность; развитию познавательных и творческих способностей, саморазвитию.

  • Развивать сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.

Предметные:

  • Познакомить учащихся с видами домашних животных.

  • Сформировать специальные умения и навыки по содержанию домашних животных.

  • Обучить учащихся применять на практике полученные знания по уходу и кормлению домашних животных.

  • Обучить учащихся работать с литературой, излагать собственные мысли, вести записи наблюдений и исследований, представлять свои достижения.



















1.3.Содержание образовательной программы.


Учебно-тематический план образовательной программы 1 г.о.


п/п

Тема

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Введение.

2

1

1

3.

Хомяки

10

4

6

4.

Крысы, песчанки, мыши

10

4

6

5.

Морские свинки

10

4

6

6.

Черепахи

8

4

4

7.

Кошки

16

6

10

8.

Собаки

16

6

10

9.

Комнатные птицы

16

6

10

10.

Аквариумные рыбки

18

8

10

11.

Итоговые занятия.

8

-

8

12.

Исследовательская деятельность.

12

4

8

ИТОГО:

128

48

80


Учебно-тематический план образовательной программы 2 г.о.


п/п

Тема

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Введение.

4

2

2

3.

Домашние птицы (индейки, цесарки, куры, гуси, утки)

24

8

16

4.

Кролики

14

4

10

5.

Свиньи

14

4

10

6.

Овцы, бараны, козы

24

10

14

7.

Лошади

14

4

10

8.

Коровы

14

4

10

9.

Итоговые занятия.

6

-

6

10.

Исследовательская деятельность.

20

4

16


ИТОГО:

136

41

95


















Содержание учебно – тематического плана 1 г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж

Ознакомительная экскурсия № 1

Инструкции по ТБ и ПБ, ПДД огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Выставочные залы Центра

Беседа, рассказ

Экскурсия по зданию

Сентябрь

2ч.

Введение.

Приручение домашних животных

Телевизор, видеомагнитофон

Таблицы, карточки, иллюстрации, плакаты.

Вводная диагностика, Игра

Сентябрь

2ч.


Хомяки.

Происхождение грызунов.

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа

выставочный зал «Террариум»

Сентябрь

2ч.


Породы хомяков.

Практическая работа № 1, правила ТБ. Аппликация «Хомяк»

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа

Практическая работа

Октябрь

2ч.


Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические правила.

Телевизор, видеомагнитофон,

клетка

Иллюстрации, живые объекты, аксессуары

Рассказ, беседа,

Просмотр фильма

Октябрь

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 2, «Кроссворд»

Телевизор, видеомагнитофон,

клетка

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, Практическая работа, беседа.

Октябрь

2ч.


Практическая работа № 3, «Наблюдение за хомяками»

Фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа выставочный зал «Террариум»

Октябрь

2ч.


Крысы, песчанки, мыши.

Породы крыс, песчанок, мышей.

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа.

выставочный зал «Террариум»

Октябрь

2ч.


Особенности поведения грызунов.

Практическая работа № 4, «Ребусы, карточки»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа. Практическая работа

выставочный зал «Террариум»

Октябрь

2ч.


Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические правила.

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа.

выставочный зал «Террариум»

Октябрь

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 5, правила ТБ.

Аппликация «Мышь»

Музыкальный центр

Плакаты, иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа. Практическая работа


Октябрь

2ч.


Закрепление пройденного материала.

Практическая работа № 6, «Кормление грызунов»

Фотоаппарат

Живые объекты

Практическая работа

выставочный зал «Террариум»


Октябрь

2ч.


Морские свинки.

Породы морских свинок.

Практическая работа № 7, рисунок «Морские свинки»

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, видеофильм, живые объекты

Рассказ, беседа

Практическая работа



Ноябрь

2ч.


Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила.

Фотоаппарат

Иллюстрации, Живые объекты

Рассказ, беседа

выставочный зал «Террариум»

Ноябрь

2ч.


Кормление, рацион питания.


Фотоаппарат

Карточки, живые объекты

Рассказ, беседа

выставочный зал «Террариум»

Ноябрь

2ч.


Практическая работа № 8, правила ТБ. «Кормление морских свинок»

Клетка, фотоаппарат

Живые объекты

Практическая работа

выставочный зал «Террариум»

Ноябрь

2ч.

Практическая работа № 9, «Наблюдение за морскими свинками», оформление дневников наблюдений

Фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа выставочный зал «Террариум»

Ноябрь

2ч.


Черепахи.

Происхождение сухопутных черепах.

Виды сухопутных черепах.

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, видеофильм.

Рассказ, беседа,

выставочный зал «Террариум»


Ноябрь

2ч.


Практическая работа № 10, «Наблюдение за сухопутными черепахами», оформление дневников наблюдений

Фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа выставочный зал «Террариум»


Ноябрь

2ч.


Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила. Практическая работа № 11, рисунок «Черепаха»

Телевизор, видеомагнитофон

Ребусы, кроссворды, карточки. Живые объекты

Рассказ, беседа.

Практическая работа

Декабрь

2ч.


Кормление, рацион питания.


Телевизор, видеомагнитофон

Ребусы, кроссворды, карточки. Живые объекты

Рассказ, беседа.

выставочный зал «Террариум»


Декабрь

2ч.


Кошки.

Роль кошек в жизни человека.

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, открытки

Рассказ, беседа, викторина


Декабрь

2ч.


Породы кошек.

«Наблюдение за кошками»


фотоаппарат

Плакаты, иллюстрации, дневники наблюдений, живые объекты

Домашнее наблюдение.

Декабрь

2ч.


Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические правила.

Практическая работа № 12, рисунок «Кошки»

Телевизор, видеомагнитофон.

Карточки,

ребусы, кроссворды

Рассказ, беседа.

Практическая работа



Декабрь

2ч.


Практическая работа № 13, «Изготовление карточек, кроссвордов, ребусов»

Музыкальный центр

Карточки,

ребусы, кроссворды

Практическая работа

Рассказ, беседа.


Декабрь

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 14, правила по ТБ.

Аппликация «Кошка»

Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты, иллюстрации, открытки

Рассказ, беседа.

Практическая работа


Декабрь

2ч.


Профилактические мероприятия, гигиена


Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты, иллюстрации, открытки

Домашнее наблюдение.


Декабрь

2ч.


Практическая работа № 15, Составление пазлов «Все о котиках и кисках»

Музыкальный центр

Книжка – пазл (5 картинок пазлов из 48 элементов

Практическая работа

Рассказ, беседа

Декабрь

2ч.


Практическая работа № 16, «Котики и киски»

фотоаппарат

живые объекты, предметы и аксессуары для кошек

Практическая работа

Выставка кошек.

Январь

2ч.


Собаки.

Породы собак.

Практическая работа № 17 Рисунок «Собаки бывают разные»»

Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты, иллюстрации, открытки.

Рассказ, беседа.

Практическая работа

Домашнее наблюдение.

Январь

2ч.


Роль собаки в жизни человека.


Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты, иллюстрации

Рассказ, беседа.

Домашнее наблюдение.

Январь

2ч.


Особенности поведения домашних собак.

Практическая работа № 18 «Мой песик»

фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа Домашнее наблюдение.

Январь

2ч.


Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические правила.

Телевизор, видеомагнитофон.

Ребусы, кроссворды,

карточки

Рассказ, беседа.

Домашнее наблюдение.

Январь

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 19 «Карточки, кроссворды, ребусы»

Музыкальный центр

Ребусы, кроссворды, карточки

Рассказ, беседа.

Практическая работа

Январь

2ч.


Профилактические мероприятия, гигиена.

Предметы и аксессуары для собак

Плакаты, иллюстрации

Рассказ, беседа.



Февраль

2ч.


Практическая работа № 20 «Наблюдение за собаками»

фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Рассказ, беседа.

Практическая работа

Февраль

2ч.


Практическая работа № 21 «Мой верный, четвероногий друг»

фотоаппарат

живые объекты, предметы и аксессуары для собак

Практическая работа Выставка собак.

Февраль

2ч.


Комнатные птицы.

Разновидность комнатных птиц.

Практическая работа № 22 Аппликация «Попугай»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, открытки, иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа.

выставочный зал «Птичник»,

Практическая работа

Февраль

2ч.


Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила.

Практическая работа № 23 «Наблюдение за птицами»

Телевизор, видеомагнитофон.

Дневники наблюдений,

живые объекты

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа выставочный зал «Птичник»

Февраль

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 24 «Кормление птиц»

Телевизор, видеомагнитофон.

Ребусы, кроссворды,

Рассказ, беседа.

Самостоятельная работа выставочный зал «Птичник»

Февраль

2ч.


Особенности поведения комнатных птиц.

Практическая работа № 25 рисунок «Пернатый друг»

фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа Наблюдения выставочный зал «Птичник»

Февраль

2ч.


Значение комнатных птиц для человека.

Практическая работа № 26 «Лото»

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, живые объекты

Практическая работа Наблюдения выставочный зал «Птичник»

Февраль

2ч.


Практическая работа № 27 «Ребусы, кроссворды, карточки»

Музыкальный центр

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа, Практическая работа

Март

2ч.


Профилактические мероприятия, гигиена.

Клетка

Предметы и аксессуары

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа. выставочный зал «Птичник»

Март

2ч.


Санитарно – гигиенические правила.


Клетка

Предметы и аксессуары для птиц

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа. выставочный зал «Птичник»


Март

12ч.

Исследовательский проект

Компьютер, фотоаппарат,

проектор

Журналы, книги, живые объекты,

дневники наблюдений, фотографии.

Семинар, сбор информации, сбор материала, самостоятельная работа, наблюдения, слайдовая презентация, защита проекта

Апрель

2ч.


Аквариумные рыбки.

Аквариум.

Практическая работа № 28 рисунок «Аксессуары аквариума»

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, аквариумы

Рассказ, беседа,

выставочный зал «Аквариум» Практическая работа

Апрель

2ч.


Многообразие аквариумных рыб.

Практическая работа № 29 Аппликация «Мой аквариум»

Музыкальный центр

Иллюстрации, открытки,

живые объекты

выставочный зал «Аквариум»

Практическая работа

Апрель

2ч.


Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические правила.

Значение для человека.

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, карточки, живые объекты

выставочный зал «Аквариум»



Апрель

2ч.


Практическая работа № 30 «Наблюдение за аквариумными рыбками»

фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа выставочный зал «Аквариум»

Апрель

2ч.


Практическая работа № 31 «Обитатели аквариума»,

оформление дневников наблюдений

Музыкальный центр

Иллюстрации, плакаты, дневники наблюдений,

живые объекты.

Практическая работа Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.


Кормление, рацион питания.

Аксессуары для аквариума.

Иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа, игра.
выставочный зал «Аквариум»

Апрель

2ч.


«Наблюдение за кормлением рыб», оформление дневников наблюдений

Аксессуары для аквариума.

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа Рассказ, беседа, игра.
выставочный зал «Аквариум»

Май

2ч.

Значение аквариумных рыб для человека.

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, плакаты.

Рассказ, беседа, игра выставочный зал «Аквариум»

Май

2ч.

Оформление дневников наблюдений

Фотоаппарат

Дневники наблюдений,

живые объекты

Самостоятельная работа.

Наблюдение

Май

2ч.

Обобщение знаний


Музыкальный центр

Иллюстрации, плакаты.

Викторина, игра


Май

2ч.

Итоговое занятие. Закрепление знаний.

Музыкальный центр

Карточки, ребусы, кроссворды

Игра


Май

2ч.

Итоговая диагностика

учащихся


тесты

тестирование

Май

2ч.

Итоговая аттестация учащихся


тесты

тестирование


Содержание учебно – тематического плана 2 г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

2ч.

Вводное занятие.

Знакомство с программой, инструктаж.

Инструкции по ТБ и ПБ, ПДД огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа

Вводная диагностика

Сентябрь

2ч.

Введение.

Одомашненные животные.

Основные термины.

Телевизор, видеомагнитофон

Таблицы, карточки, иллюстрации, плакаты

Игра



Сентябрь

2ч.


Введение.

Виды одомашненных животных. Особенность образа жизни.

Практическая работа № 1 Коллаж «Домашние животные»

Телевизор, видеомагнитофон

Таблицы, иллюстрации, плакаты

Беседа, рассказ

Практическая работа

Выставочные залы: «Террариум», «Птичник»

Сентябрь

2+2ч.


Домашние птицы.

Виды домашней птицы.

Практическая работа № 2 Аппликация «Куры, цесарки»

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа

выставочный зал «Птичник»

Практическая работа


Сентябрь

2+2ч.


Многообразие домашней птицы и образ жизни.

Практическая работа № 3 «Кроссворды, ребусы»

Телевизор, видеомагнитофон.

Иллюстрации, живые объекты

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Сентябрь

2ч.


Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические нормы. Практическая работа № 4«Памятки, карточки»

Фотоаппарат


Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа

выставочный зал «Птичник»

Октябрь

2+2ч.


Индейки, цесарки, куры.

Практическая работа № 5 рисунок «Домашние птицы»

Телевизор, видеомагнитофон,

клетка

Иллюстрации, живые объекты

выставочный зал «Птичник»

Практическая работа

Октябрь

2ч.

Практическая работа № 6 «Наблюдение за птицами»

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, живые объекты

Практическая работа

Октябрь

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 7 «Кормление домашних птиц»

Телевизор, видеомагнитофон,

клетка

Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа выставочный зал «Птичник»

Октябрь

2+2ч.


Гуси, утки, индоутки. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила. Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 8, правила ТБ.

Аппликация «Гуси, утки»

Фотоаппарат

клетка

Живые объекты

Практическая работа выставочный зал «Птичник»

Октябрь

2ч.


Значение домашней птицы в жизнедеятельности человека.

Самостоятельная работа «Реферат»

Фотоаппарат

клетка

Кроссворды, ребусы, карточки,

живые объекты

Самостоятельная работа





Октябрь

2+2ч.


Кролики.

Породы кроликов.

Практическая работа № 9, правила ТБ.

Аппликация «Кролик»

Телевизор, видеомагнитофон,


Иллюстрации, плакаты.

Беседа, рассказ

Практическая работа

Выставочный зал «Террариум»

Ноябрь

2ч.


Значение кроликов в жизнедеятельности человека.

Практическая работа № 10 «Карточки, памятки»

Телевизор, видеомагнитофон


Лото, карточки


Выставочный зал «Террариум»

Практическая работа

Ноябрь

2ч.


Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила Практическая работа № 11«Кроссворды, ребусы»

Фотоаппарат

клетка


живые объекты

Кроссворды, ребусы

Выставочный зал «Террариум»

Практическая работа

Ноябрь

2+2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 12, правила ТБ.

«Кормление кроликов»

Телевизор, фотоаппарат,

клетка


Иллюстрации, видеофильм, живые объекты

Рассказ, беседа

выставочный зал «Террариум»

Практическая работа

Ноябрь

2ч.


Практическая работа № 13 «Наблюдения за кроликами»

Фотоаппарат

клетка


Дневники наблюдений,

живые объекты

Практическая работа

Выставочный зал «Террариум»

Ноябрь

2ч.


Свиньи.

Породы свиней.

Практическая работа № 14, правила ТБ.

Аппликация «Поросенок»

Телевизор, видеомагнитофон

Таблицы, иллюстрации, плакаты

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Декабрь

2ч.


Практическая работа № 15, Игра – лото,

Коллаж «На ферме»

Телевизор, видеомагнитофон

Таблицы, карточки, иллюстрации, плакаты

Викторина, игра

Практическая работа

Декабрь

2+2ч.

Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила.

Практическая работа № 16,«Кроссворды, ребусы»

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, видеофильм.

Рассказ, беседа

Практическая работа

Декабрь

2ч.

Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 17, рисунок «Что в меню у поросенка?»

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, видеофильм.

Рассказ, беседа

Практическая работа

Декабрь

2+2 ч.


Значение свиней в жизнедеятельности человека.

Практическая работа № 18, правила по ТБ, ПДД. Экскурсия на ферму

Фотоаппарат


Дневники наблюдений, живые объекты

Практическая работа

Экскурсия

Январь

2ч.


Овцы.

Породы овец.


Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, карточки

Рассказ, беседа, игра

Январь

2ч.


Значение овец в жизнедеятельности человека.

Практическая работа № 19, рисунок «Овечки»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, карточки

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа


Январь

2ч.

Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические правила.

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, кроссворды

Рассказ, беседа, игра


Январь

2ч.

Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 20, Аппликация «Кудряшка»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, кроссворды

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа


Январь

2ч.

Бараны.

Породы баранов.

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации, карточки

Рассказ, беседа, игра


Январь

2ч.


Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила.

Практическая работа № 21,рисунок «Барашек»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, открытки

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Февраль

2ч.

Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 22, «Кроссворды, ребусы»

Телевизор, видеомагнитофон

Карточки, ребусы, кроссворды

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Февраль

2ч.


Значение баранов в жизнедеятельности человека.

Практическая работа № 23, «Игра – лото»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации, карточки

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа


Февраль

2ч.

Козы.

Породы коз.

Телевизор, видеомагнитоф

Плакаты, иллюстрации,

Рассказ, беседа, игра

Февраль

2ч.


Значение коз в жизнедеятельности человека.

Практическая работа № 24, Аппликация «Козы»

Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты, иллюстрации,


Рассказ, беседа, игра

Практическая работа


Февраль

2ч.

Содержание и уход.

Санитарно – гигиенические правила.

Телевизор, видеомагнитофон.

иллюстрации,

картинки


Рассказ, беседа, игра

Февраль

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 25, «Карточки»

Телевизор, видеомагнитофон.

Плакаты, иллюстрации,

карточки

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Февраль

2+2ч.


Лошади.

Породы лошадей.

Практическая работа № 26, рисунок «Лошадь в яблоках»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты, иллюстрации,

Картинки, видеофильм

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа


Март

2+2ч.


Значение лошадей в жизнедеятельности человека.

Практическая работа № 27, Аппликация

«Моя лошадка»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты,

открытки,

видеофильм

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа


Март

2+2ч.


Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила.

Практическая работа № 28, настольная игра «На ферме»

Музыкальный центр


Иллюстрации,

картинки, книжка – игра

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа



Март

2ч.


Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 29, коллаж «Лошади»

Телевизор, видеомагнитофон

Картинки, видеофильм

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Март

20ч.


Исследовательский проект

Компьютер, фотоаппарат,

проектор

Журналы, книги, живые объекты,

дневники наблюдений, фотографии.

Семинар, сбор информации, сбор материала, самостоятельная работа, наблюдения, слайдовая презентация, защита проекта

Март

2ч.


Коровы.

Породы коров.

Практическая работа № 30, правила ТБ. Аппликация «Буренка»

Телевизор, видеомагнитофон

Плакаты,

картинки,

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Апрель

2+2ч.


Значение коров в жизнедеятельности человека.

Практическая работа № 31, «Памятка»

Телевизор, видеомагнитофон

Иллюстрации,

картинки,

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа


Апрель

2+2ч.

Содержание и уход. Санитарно – гигиенические правила.

Практическая работа № 32, рисунок «Коровы»

Телевизор, видеомагнитофон

видеофильм

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Апрель

2ч.

Кормление, рацион питания.

Практическая работа № 33, «Карточки»

Телевизор, видеомагнитофон,

Карточки, ребусы, кроссворд

Рассказ, беседа, игра

Практическая работа

Май

2ч.


Практическая работа № 34, Экскурсия на ферму предпринимателя

Фотоаппарат

Дневники наблюдений, живые объекты

Практическая работа

Экскурсия

Май

2ч.

Май

2ч.

Обобщение знаний.


Закрепление знаний.

Музыкальный центр

Музыкальный центр

Иллюстрации, плакаты.

Карточки, ребусы, кроссворды

Викторина, игра


Игра

Май

2ч.

Итоговая диагностика учащихся.

Итоговая аттестация учащихся


Тесты


Тесты

Тестирование


Тестирование





















1.4. Планируемые результаты


Образовательный стандарт 1 г.о.


Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Вводные занятия.

Экология

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2.

Введение.

Прирученные домашние животные

Разделение животных

Различать домашних животных от диких животных

3.

Хомяки

грызуны

Золотистый

(сирийский), джунгарский,

мышевидный,

обыкновенный

хомяк

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать хомяков по породе. Содержать и кормить.

4.

Крысы, песчанки, мыши


Грызуны

Крысы: черная, белая, пасюк

Песчанки: полуденная, большая

Мышь домовая

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать крыс, песчанок и мышей по породе и окрасу. Содержать и кормить.

5.

Морские свинки

Грызуны

Морские свинки:

короткошерстные, агути серые и золотистые, гималайские, длинношерстные или ангорские, жесткошерстные

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать морских свинок по породе, цвету, длине, жесткости шерсти.

Содержать и кормить.

6.

Черепахи

Сухопутная черепаха

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Содержать и кормить.

7.

Кошки

Кошки:

Обыкновенные европейские, русские голубые, ангорские, персидские, сиамские и другие

Содержание и уход, кормление, рацион питания. Профилактические мероприятия. Гигиена

Различать породы кошек. Содержать и кормить.



8.

Собаки

Собаки:

служебные, охотничьи,

спортивно - служебные,

декоративные

Содержание и уход, кормление, рацион питания. Профилактические мероприятия. Гигиена

Различать породы собак. Содержать и кормить.



9.

Комнатные птицы

Птицы: Чиж, Щегол, зяблик, канарейки, попугаи, ткачики и другие

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать комнатных птиц. Содержать и кормить.

10.

Аквариумные рыбки

Аквариум.

Аквариумные рыбки:

Живородящие, икрометающие, лабиринтовые, цихлидовые, харациновые, карпы, золотые рыбки

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать виды рыб. Содержать и кормить.

11.

Итоговые занятия

Гигиена

Виды и породы домашних животных. Их содержание и кормление.

Проявлять необходимые навыки по любому разделу программы.

12.

Исследовательская деятельность.

Проект, литературный обзор, методика.

Методику наблюдения и исследования

Ставить цели и задачи, работать с животными, оформлять иллюстративный и наглядный материал


Образовательный стандарт 2 г.о.


Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Вводное занятие.

Экология

Правила по ТБ и ПБ.

Ориентироваться в здании.

2.

Введение.

Одомашненные животные

Основные термины. Виды одомашненных животных

Определять одомашненных животных


3.

Домашние птицы (индейки, цесарки, куры, гуси, утки)

Индейки: черная тихорецкая, бронзовая, белая московская, палевая.

Цесарки: сибирская белая, обыкновенная

Куры: минорки, пестрые, адлерская серебристая, леггорн, куропатчатые, банкивские

Гуси: китайские, холмогорские, роменские

Утки: кряква, пекинская белая.

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать породы домашних птиц

4.

Кролики

Кролики:

русский горностаевый, фландр, голубой венский, ангорский пуховый, советский мардер.

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать породы кроликов

5.

Свиньи

Свиньи:

крупная белая, миргородская, литовская белая

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать породы свиней




6.

Овцы, бараны, козы

Овцы:

Каракульские, курдючные, таджикские

Бараны:

цигайский, асканийский меринос, южноказахстанский

Козы:

советская шерстная, ангорская, горьковская, мегрельская

Содержание и уход, кормление, рацион питания

Различать породы мелкого рогатого скота

7.

Лошади

Лошади:

арабская, ахалтекинец, орловский рысак, чистокровная верховая, тяжеловозы (першерон,

советский, владимирский)

Породы лошадей. Содержание и уход, кормление, рацион питания .

Различать породы лошадей.

8.

Коровы

Коровы:

костромская, холмогорская, ярославская, симментальская, швицкая, калмыцкая, герефорд, абердин – ангусская


Породы коров. Содержание и уход, кормление, рацион питания.

Различать породы крупного рогатого скота (коров)

9.

Итоговые занятия

Одомашненные животные

Виды и породы одомашненных животных. Их содержание и кормление.

Проявлять необходимые навыки по любому разделу программы.

10.

Исследовательская деятельность.

Проект, литературный обзор, методика

Методику наблюдения и исследования

Ставить цели и задачи, работать с животными, оформлять иллюстративный и наглядный материал






















Требования к уровню образованности обучающихся

в результате реализации программы «Ребятам о зверятах»


1 год обучения

Знание:

  • Виды и породы домашних животных.

  • Содержание, уход, санитарно – гигиенические правила, кормление, рацион питания изучаемых животных.

  • Особенности образа жизни животных в домашних условиях.

  • Значение для жизнедеятельности человека.

  • Терминология.

  • Простые методики исследования.

Умение:

  • Работать с литературой.

  • Проводить сравнительные характеристики разных пород домашних животных.

  • Правильно содержать и кормить домашних питомцев.

  • Правильно оформлять практические и исследовательские работы.

  • Применять на практике простые методики исследования.

Освоение:

  • Вести записи наблюдений и исследований.

  • Представлять свои достижения.


Проявление:

  • Деловых качеств, таких как ответственность, самостоятельность, активность.

  • Познавательных и творческих способностей.

  • Соответствующего поведения и деятельности в обществе.

  • Сенсорных восприятий, двигательной и мотивационной деятельности.


2 год обучения

Знание:

  • Виды и породы одомашненных животных.

  • Содержание, уход, санитарно – гигиенические правила, кормление, рацион питания изучаемых животных.

  • Особенности образа жизни животных, живущих во дворе.

  • Значение для жизнедеятельности человека.

  • Терминология.

  • Экологическое значение животных.

  • Методики исследования.

Умение:

  • Проводить сравнительные характеристики разных пород одомашненных животных.

  • Правильно оформлять практические работы и исследовательские проекты.

  • Применять на практике более сложные методики исследования.

Освоение:

  • Вести записи наблюдений и исследований.

  • Представлять свои достижения.

Проявление:

  • Деловых качеств, таких как ответственность, самостоятельность, активность; интеллекта, воли.

  • Познавательных и творческих способностей.

  • Активной жизненной позиции по охране бездомных животных.

  • Соответствующего поведения и деятельности в обществе.

  • Сенсорных восприятий, двигательной и мотивационной деятельности.



Предполагаемые итоги и результаты


В программе сделан акцент на практическую и исследовательскую деятельность, которая помогает обучающимся применять полученные знания в домашних условиях, в учебной деятельности: акциях, выставках, конкурсах, на конференциях при защите исследовательских проектов, проводимых на уровне Центра, города, области.

После выявления способностей у учащихся к исследовательской деятельности, появляется возможность индивидуальной работы педагога с учеником. Результатом данной работы являются: доклад, реферативная работа, исследовательской проект. Учащимся предоставляется возможность проявления инициативы. Темы для докладов, рефератов, проектов и виды животных для наблюдения учащиеся выбирают самостоятельно. Исследовательские и опытнические работы дети проводят по нескольку месяцев, прежде чем достигнуть результатов. Это вырабатывает выдержку, терпение, умение сделать какое – то интересное открытие, сформулировать экологическую проблему, сделать выводы, рекомендации для решения проблем. В течение двух лет проводятся занятия по оформлению исследовательских проектов.

Во время наблюдения детям требуется не только педагогическая помощь, но и помощь родителей, таким образом, родители становятся участниками детских исследований, конкурсов, акций, выставок. Вместе с детьми родители принимают активное участие в процессе изготовления поделок из природного материала, оформления рисунков и фотографий.

При реализации образовательной программы можно выявить категорию детей, которые возможно в будущем свяжут свою жизнь с животноводством, птицеводством, фермерством. Полученные знания помогут определиться и в выборе профессии: ветеринар, кинолог, эколог, зоолог и т.д.


Реализация образовательной программы «Ребятам о зверятах» предполагает получение обучающимися следующих результатов:

  • Прочные теоретические и практические знания умения и навыки по содержанию домашних животных;

  • Активное участие в акциях, выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах.

  • Выбор профессии.


Внутрикурсовые и межкурсовые связи: обучающиеся, прошедшие обучение по программе «Ребятам о зверятах» могут продолжить и в дальнейшем получать и углублять свои знания, расширять свой кругозор о домашних животных обучаясь по образовательным программам для среднего школьного возраста: «Советы доктора Айболита» (лечение и профилактика заболеваний домашних животных), «Царство Нептуна» (изучение аквариумных рыб).



















РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»


2.1. Календарный учебный график (приложение)

2.2. Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение:

Кабинет «Экология» пол покрыт нескользящей кафельной плиткой. Шкафы с безопасными дверцами без стекол и зеркал. Кабинет полностью оборудован мебелью: столы с двигающейся столешницей, стулья регулируемые под рост ребенка.

Три выставочных зала расположены на 1 этаже эколого – биологического Центра: «Птичник», «Террариум», «Аквариум» достаточно оснащенных разными видами животных:

  • Выставочный зал «Птичник» - 24 вида птиц (попугаи, горлицы, канарейки, амадины)

  • Выставочный зал «Террариум» - 30 видов млекопитающих, рептилий (еж обыкновенный, мыши, кролики, крысы, морские свинки, хомяки, черепахи).

  • Выставочный зал «Аквариум» - 78 наименований рыб

Информационное обеспечение - технические средства, используемые на занятиях:

  • Телевизор

  • Планшеты

  • Проектор

  • Компьютер

  • Интерактивная доска

  • Музыкальный центр

  • Фотоаппарат

Кадровое обеспечение – в реализации программы заняты педагоги дополнительного образования с высшим образованием. Высшей и первой категории. Педагоги, прошедшие повышение квалификации по теме: «Медиативные технологии в работе с семьей и детьми. Проектирование служб примирения в организациях», «Формирование профессиональных компетентностей педагогов для эффективной организации образовательного процесса как средство достижения инновационного качества образования».


2.3. Формы аттестации


Система текущего и итогового контроля 1 и 2 г.о.

Форма текущего контроля: карточки, кроссворды, ребусы, практическая работа, самостоятельная работа, опрос, беседа, семинар.

Форма итогового контроля: тест, игра, исследовательский проект.

Теоретическая проверка знаний учащихся проводится в виде аттестации, диагностики методом тестирования. По окончании учебного года – промежуточная аттестация, в конце реализации программы – итоговая аттестация. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг личностного развития учащегося проводится в конце реализации программы. Итоговые занятия проводятся разными способами: творческий отчёт, выставка, конкурс, конференция, акция и т.д.















2.4. Оценочные материалы


Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы «Ребятам о зверятах»

Показатели
(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики


I. Организационно - волевые качества:


1.1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

  • терпения хватает,

  • терпения хватает, чем на 1/2 занятия

  • терпения хватает на все занятие

1

5

10

тест

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

  • волевые усилия ребенка побуждаются извне

  • иногда – самим ребенком

  • всегда – самим ребенком

1

5

10

тест

1.3.Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)

  • ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне

  • периодически контролирует себя сам

  • постоянно контролирует себя сам

1



5



10

тест


II. Ориентационные качества:


2.1. Самооценка





2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям


Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

  • завышенная

  • заниженная

  • нормальная

  • интерес к занятиям продиктован ребенку извне

  • интерес периодически поддерживается самим ребенком

  • интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1
5
10

1



5

10


тест


III. Поведенческие качества:


3.1.Конфликтность
(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

  • периодически провоцирует конфликты

  • сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

  • пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

0

5





10

тест

3.2.Тип сотрудничества
(отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

  • избегает участия в общих делах

  • участвует при побуждении извне

  • инициативен в общих делах

0

5

10

тест















Оценочно-результативная таблица 1 г.о.


п/п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1.

Вводные занятия

Опрос

Тест

2.

Введение

Опрос

Беседа

Тест

Игра

3.

Хомяки

Карточки

Кроссворды

Практическая работа

Самостоятельная работа

Тест

Игра

4.

Крысы, песчанки, мыши

Карточки

Кроссворды

Практическая работа

Тест

Игра

5.

Морские свинки

Карточки

Кроссворды

Практическая работа

работа

Тесты

Игра

6.

Черепахи

Карточки

Кроссворды

Тест

Игра

7.

Кошки

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа

работа

Тест

Игра

8.

Собаки

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа

работа

Тест

Игра

9.

Комнатные птицы

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа

работа

Тест

Игра

10.

Аквариумные рыбки

Карточки

Кроссворды

Практическая работа

работа

Тест

Игра

11.

Итоговые занятия

Кроссворды

Ребусы

Игры

Тесты

12.

Исследовательская деятельность.

Семинар


Исследовательский проект


1 год обучения

Должны знать: Виды и породы домашних животных. Содержание, уход, санитарно – гигиенические правила, кормление, рацион питания изучаемых животных. Особенности образа жизни животных в домашних условиях. Значение для жизнедеятельности человека. Терминологию. Простые методики исследования.

Должны уметь: Работать с литературой. Проводить сравнительные характеристики разных пород домашних животных. Правильно содержать и кормить домашних питомцев. Правильно оформлять практические и исследовательские работы. Применять на практике простые методики исследования.






Оценочно-результативная таблица 2 г.о.


п/п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1.

Вводное занятие

Опрос

Игры

Тест

2.

Введение

Карточки

Кроссворды

Ребусы

Игра

Тест

3.

Домашние птицы (индейки, цесарки, куры, гуси, утки)

Карточки

Самостоятельная работа

Практическая работа

Игра

Тест

4.

Кролики

Карточки

Кроссворды

Самостоятельная работа Практическая работа

Игра

Тест

5.

Свиньи

Карточки

Кроссворды

Практическая работа

Игры

Тесты

6.

Овцы, бараны, козы

Карточки

Кроссворды

Практическая работа

Игра

Тест

7.

Лошади

Карточки

Кроссворды

Практическая работа

Игра

Тест

8.

Коровы

Карточки

Кроссворды Практическая работа

Игра

Тест

9.

Итоговые занятия

Карточки

Кроссворды

Ребусы

Игры

Тесты

10.

Исследовательская деятельность.

Семинар

Исследовательский проект


2 год обучения

Должны знать: Виды и породы одомашненных животных. Содержание, уход, санитарно – гигиенические правила, кормление, рацион питания изучаемых животных. Особенности образа жизни животных, живущих во дворе. Значение для жизнедеятельности человека. Терминологию. Экологическое значение животных. Методики исследования.

Должны уметь: Проводить сравнительные характеристики разных пород одомашненных животных. Правильно оформлять практические работы и исследовательские проекты. Применять на практике более сложные методики исследования.

Рассматриваются критерии оформления исследовательских работ. Изучаются основные направления статистической обработки. Составляются таблицы на изучаемый объект и список литературы. Оформляются исследовательские проекты.











2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • словесные методы: объяснение, беседа, инструктаж, рассказ;

  • наглядные методы: использование дидактического, раздаточного материала; презентация исследовательских работ; демонстрация фото и видеоматериала;

  • аналитические методы: наблюдение, исследование, сравнение, тестирование.

  • практические методы: выставки, конференции, акции, экологические и развивающие игры, экскурсии, просмотр видеофильмов.


Формы организации образовательного процесса:

индивидуальная, индивидуально – групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия – акция, беседа, выставка, защита проектов, игра, исследование, концерт, конкурс, конференция, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, экскурсия, ярмарка.

Педагогические технологии

-технология игровой деятельности,

-технология коллективной творческой деятельности,

-технология развития мышления, памяти через наблюдения, тренингов, викторин и т.д.


Алгоритм учебного занятия


Краткое описание структуры занятия и его этапов 1 г.о.


  1. Вводное занятие

На вводном занятии проводится инструктаж по ТБ и ПБ, знакомство с учебной программой: сообщается учащимся краткое сведение о содержании программы, основные задачи. Знакомство с кабинетом экологии, знакомство с выставочными залами. Знакомство учащихся в коллективе.

  1. Введение.

Вводное тестирование. Игровое занятие для выяснения уровня знаний учащихся. Домашние животные. Основные термины. Виды прирученных домашних животных. Особенность образа жизни домашних животных.

  1. Хомяки.

Породы хомяков. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания.

  1. Крысы, песчанки, мыши.

Породы крыс, песчанок, мышей. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Особенности поведения.

  1. Морские свинки.

Породы морских свинок. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания.

  1. Черепахи.

Сухопутные черепахи. Виды черепах. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания.

  1. Кошки.

Породы кошек. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Профилактические мероприятия, гигиена. Роль в жизни человека. Особенности поведения.

  1. Собаки.

Породы собак. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Профилактические мероприятия, гигиена. Роль в жизни человека. Особенности поведения.

9. Комнатные птицы.

Разновидность комнатных птиц. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Особенности поведения. Значение для человека.

10. Аквариумные рыбки.

Аквариум. Многообразие аквариумных рыб. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания Значение для человека.

11. Итоговые занятия.

Занятия в игровой форме по пройденным темам.

12. Исследовательская деятельность.

Семинары по оформлению исследовательских проектов


Краткое описание структуры занятия и его этапов 2 г.о.


1. Вводное занятие

На вводном занятии проводится инструктаж по ТБ и ПБ, знакомство с учебной программой: сообщается учащимся краткое сведение о содержании программы, основные задачи.

2. Введение.

Одомашненные животные. Основные термины. Виды одомашненных животных. Особенность образа жизни одомашненных животных.

3. Домашние птицы (индейки, цесарки, куры, гуси, утки).

Виды домашней птицы. Многообразие и образ жизни. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Значение домашней птицы в жизнедеятельности человека.

4. Кролики.

Породы кроликов. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Значение кроликов в жизнедеятельности человека.

5. Свиньи.

Породы свиней. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Значение свиней в жизнедеятельности человека.

6. Овцы, бараны, козы.

Породы овец, баранов, коз. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Их значение в жизнедеятельности человека.

7. Лошади.

Породы лошадей. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания. Значение лошадей в жизнедеятельности человека.

8. Коровы.

Породы коров. Содержание и уход, санитарно – гигиенические правила по ТБ, кормление, рацион питания Значение коров в жизнедеятельности человека.

9. Итоговые занятия.

Занятия в игровой форме по пройденным темам.

10.Исследовательская деятельность.


















Дидактические материалы


  • Реализовать программный материал помогает использование вариативного дидактического материала, научной, художественной и методической литературы. На занятиях используется занимательный материал: ребусы, кроссворды, чайнворды, пазлы, настольные игры, карточки, лото, загадки, стихи, которые развивают память, мышление. На всех занятиях применяются слайдовые и игровые презентации на каждый вид домашнего животного по темам занятий: породы, содержание, кормление и т.д.


Перечень дидактического материала

  1. Кроссворды, загадки, ребусы, шарады, сказки, стихи

  2. Игра развивающая "Домашние животные". Электронный звуковой плакат

  3. Настольные игры: «Лото», «Панно».

  4. Трафареты, карточки, тесты.

  5. Демонстрационный материал (диски – энциклопедии, плакаты, таблицы, картинки, видеофильмы).

  6. Книжка – игрушка «На ферме» с многоразовыми наклейками с изображением домашних животных.

  7. Раскраски – аппликации «На ферме», «Мой аквариум».

  8. Муляжи (животные, продукты питания).

  9. Магниты с изображением домашних животных, живущих в доме и во дворе.

  10. Открытки: «Наши верные друзья», «Комнатные птицы», «Наш друг лошадь».

  11. Картинки с изображением домашних животных (20 штук).

  12. Книжка – пазл «Все о котиках и кисках» (5 пазлов из 48 элементов) на одной стороне книги - пазлы, на другой стороне информация о кошках (породы кошек, содержание, уход, кормление, аксессуары).

  13. Книжка – пазл «Все о собачках» (5 пазлов из 48 элементов) на одной стороне книги - пазлы, на другой стороне информация о собаках (породы собак, содержание, уход, кормление, аксессуары).

  14. Рефераты о домашних животных.

  15. Разработки занятий, конкурсов, выставок, игр.

  16. Рекомендации по проведению практических работ.

  17. Инструкции по технике безопасности (правила общения с животными).

  18. Памятки по уходу и кормлению животных.

  19. Комплект развивающих игр на картоне «Домашние животные» 16 листов.

  20. Методичка «Домашние животные» к комплекту развивающих игр на картоне, (зрительные ориентиры, предметные картинки, Чей хвост? дидактический цветок, четвертый лишний, силуэты, пересеченные контуры, кто что дает?).

  21. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Домашние животные и их детеныши» 16 карточек с изображением домашних животных и информацией о них на обратной стороне.

  22. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Домашние любимцы» 24 карточки.

  23. Демонстрационный материал «Уроки экологии» 16 картинок + 8 схем (беседы по картинкам, на обороте каждой картинки: проблемные вопросы, творческие задания, игровые упражнения, загадки, приметы, пословицы, поговорки, стихи, рассказы, обсуждение ситуаций, добрые поступки).

  24. Демонстрационный материал «Домашние животные и птицы» 28 предметных рисунков с изображением домашних животных и птиц.

  25. Тематический словарь в картинках Мир животных «Домашние и дикие животные средней полосы» 8 крупных иллюстраций и задания к ним.

  • Литература для педагога – 43 экземпляра (книги, энциклопедии, пособия); газета: «Первое сентября»; журналы: «Начальная школа», «Внешкольник».

  • Литература для обучающихся – 17 экземпляров (книги, энциклопедии, пособия).

  • Литература для педагога, обучающихся и родителей - журналы: «Звери» (домашние животные от А до Я), «В мире животных», «Юный натуралист», «Аквариум».

Дидактическое оснащение программы "Ребятам о зверятах"


В доме:

Звери: хомяки, крысы, песчанки, мыши, морские свинки, черепахи, кошки, собаки.

  1. Видеофильмы: "Собаки Динго", "Грызуны и зайцы", "Отряд грызуны", «Кошки - ласковые тигры», "Черепахи".

  2. Живые объекты: морские свинки, крысы, шахматные мыши, иглистые мыши, хомяки сирийские, хомяки джунгарские, песчанки, черепахи.

  3. Плакаты: «Домашние животные», "Питание домашних животных"

  4. Иллюстрации: морские свинки, мыши, крысы, хомяки, различные породы собак, кошек, виды черепах.

Комнатные птицы.

  1. Живые объекты: волнистые попугайчики, неразлучники, ожереловые попугаи, канарейки, амадины, певчие попугаи, нимфа - корелла, горлицы.

  2. Сухой препарат: крылья и хвосты птиц, перья птиц.

  3. Микропрепараты: перо птицы.

  4. Плакаты: "Птицы домашние"

  5. Иллюстрации: попугаи, канарейки, другие комнатные птицы.

  6. Видеофильмы: «Птицы – пересмешники» (попугаи, канарейки).

Аквариумные рыбки.

  1. Видеофильмы: "Подводный мир", "Видеокурс по зоологии".

  2. Живые объекты: коллекция рыб выставочного аквариумного зала (78 видов).

  3. Плакаты: «Домашний аквариум», «Аквариумные рыбки».

  4. Иллюстрации: живородящие рыбки, лабиринтовые, цихлиды, харациновые, золотая рыбка и ее разновидности, сомик, расбора, данио, тернеция.


Во дворе:

Домашние птицы.

1. Живые объекты: утка, петух, курица, индоутка.

2. Сухой препарат: крылья и хвосты птиц, перья птиц.

  1. Микропрепараты: перо птицы.

  2. Плакаты: "Домашние птицы"

  3. Иллюстрации: гусь, курица, петух, цыпленок, утка, индюк.

6. Видеофильмы: «Куры».

Звери: кролики, свиньи, овцы, бараны, козы, лошади, коровы.

1. Видеофильмы: "Прошу любить и жаловать" (о свиньях), "Рыжик и его родня" (о коровах), «Великолепные лошади».

2. Живые объекты: карликовые кролики, на ферме: свиньи, козы, лошади, коровы.

3. Плакаты: «Животные во дворе», «Ферма»

4. Иллюстрации: коровы, лошади, свиньи, кролики, бараны, овцы, козы.


  • Комплект лабиринтов для развития моторики (4 шт.)

  • Комплект оборудования для песочной терапии (7 шт.)

  • Планшеты (2 шт.)











2.6. Список литературы


Литература для педагога


  1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных» - г. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

  2. Альфред Брем «Жизнь животных», Млекопитающие (домашние собаки) – Ленинградское издательство, 2008 г.

  3. Альфред Брем «Жизнь животных», Наши любимцы – домашние животные и птицы – Ленинградское издательство, 2008 г.

  4. Альфред Брем «Жизнь животных», Птицы (попугаи)– Ленинградское издательство, 2008 г.

  5. Анашкин Е. Н. "Кроссворды для школьников". Биология. - Ярославль: "Академия развития": 1997- 128с.

  6. Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о домашних животных". - Ярославль: Академия развития, 1997 - 208с.

  7. Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о птицах". - Ярославль: Академия развития: 1998- 240с.

  8. Брикетти П. Птицы. Справочник. Пер. с итал. Т.А. Васильевой, Е.В. Шишловой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 – 318с.

  9. Букатов В.М., Ершова А.П."Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения": Книга для учителя. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002 - 224с.

  10. В.Г. Гусев «Живой уголок», г. Москва, «Лесная промышленность», 1985 г.

  11. Глиер К.Б. сборник по собаководству «Твой друг», г. Москва, Издательство ДОСААФ, 1973 г.

  12. Гусев В.Г., «Наши питомцы», г. Москва, издательство «Лесная промышленность», 1987 г.

  13. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: 1996 – 344с.

  14. Дмитриев Ю. «Соседи по планете. Домашние животные» - СП «ЮНИСАМ», 1993 г.

  15. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов" - Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг: 2000 - 224с.

  16. Ерастов Г.М., Юкова Г.С. перевод с английского «Азбука животновода» - г. Москва, 1970 г.

  17. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 320с.

  18. Иванов А.Н. «Кошкин дом» Полезные советы любителям кошек, г. Екатеринбург,1991 г.

  19. Касаткина Н.А. "Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы", - Волгоград: "Учитель": 2004 - 160с.

  20. Коган М.С. "С игрой круглый год в школе и на каникулах". - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во: 2004 - 151с.

  21. Конрад Лоренц, «Человек находит друга», г. Новосибирск, «Наука», 1991 г.

  22. Кривопишин И.П., Чернов К.П. «Домашнее птицеводство» - г.Москва, 1991 г.

  23. Кугач А.Н., Турыгина С.В. "Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы". - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004 - 192с.

  24. Кузнецова Э.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии". К.: ГИППВ: 1998 - 240с.

  25. Курило Н.В. «Домашняя ферма» - г. Петрозаводск «Карелия», 1993 г.

  26. Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ООО Изд. "АСТ": 2002 - 542с.

  27. Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ТКО "АСТ": 1996 - 544с.

  28. Мазнин И.А. "500 загадок для детей". - М.: ТЦ Сфера: 2002 - 128с.

  29. Мак - Фарленд Д. «Поведение животных: Психология, этология и эволюция»: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988 – 520с.

  30. Максимов А.П. «Практические советы кролиководам – любителям» - Издательство Правления общества «Знание», г. Москва, 1993 г.

  31. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 64с.

  32. Минина И.С., Майоров А.И. Всё о кроликах: Альбом. - М.: Агропромиздат, 1988. - 184с.

  33. Михайлова М.А. "Детские праздники. Игры, фокусы, забавы". Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: " Академия развития"1997 - 240с.

  34. Осипенко И.Л. "Классные" праздники, или как научить школьников жить весело. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003 - 160с.

  35. Остапенко В.А., «Канарейки», г. Москва, «Эра», 1991 г.

  36. Псалмов М.Г. «Книга собаковода», г Москва «Колос», 1994 г.

  37. Рогожкина Л.Г., Рогожкин А.Г.Рогожкин Д.А. «Домашние животные» малая энциклопедия, часть 1, часть 2, Карелия А.О. «РУДИ - БАРС», 1994 г.

  38. Тинберген Н. «поведение животных». – М.: Изд. «МИР», 1969 – 191с.

  39. Филиппов Ю.И., «Домашние кошки», г. Москва, Росагропромиздат, 1991 г.

  40. Хэрриот Джеймс «О всех созданиях - прекрасных и удивительных» - Издательство «Мир», г. Москва, 1987 г.

  41. Шабаршов И.,Исаченко Л. «Книга юного натуралиста» - Издательство «Молодая гвардия», 1989 г. – с. 103.

  42. Шорина С.В. "Интеллектуально - познавательные игры и игровые методики". Методическое пособие. М.: ЦГЛ: 2005- 190 с.

  43. "Экологический мониторинг": М 1996-90 с.

Литература для обучающихся и родителей


  1. Баксис Д., Самервиль Б. "Дрессировка и воспитание хомячка." / Пер. с англ. Т.В. Лисициной. - М.: ООО "Аквариум - Принт", К.: ОАО "Дом печати - ВЯТКА": 2005 - 64с.

  2. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И "Атлас родной природы". Животные поселения человека: - М: "Эгмонт Россия": 2001 - 64с.

  3. Губарева Н, Абрамова М., Раскраска – аппликация «Мой аквариум», г. Москва Издательство «Хатбер – М», 2005 г.

  4. Губарева Н, Абрамова М., Раскраска – аппликация «На ферме», г. Москва Издательство «Хатбер – М», 2005 г.

  5. Иваницкий В.В. "Детская энциклопедия". Птицы. - М: Изд. "Астрель": 2000 - 400с.

  6. Колобовский Е.Ю. "Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К": 1998 - 256с.

  7. Майоров Т.С. География. "Справочник школьника." - Москва: Слово:1997 - 576 с.

  8. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с.

  9. Нехаев В.С., «Воспитай себе друга», издательство «Детская литература», г. Москва, 1992 г.

  10. Никулина Т.Н., Чеснокова Ж.А. «Декоративные собаки» - г. Москва, «Лесная промышленность», 1988 г.

  11. Пожарицкая Н.М. «Путешествие к домашним животным» - г. Москва, «Детская литература», 1985 г.

  12. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. - Смоленск: Русич, 1996. - 544с.

  13. Чижевский А.Е. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Экология. - М.: ООО Изд. "АСТ-ЛТД", Олимп: 1998 - 432с.

  14. Шорыгина Т.А. "Птицы. Какие они?" Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Изд. "ГНОМ и Д": 2003 - 96с.

  15. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Животные. - М.:ТКО"АСТ": 1996-544с.

  16. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Птицы. - М.: Изд. "Астрель": 2000-400с.

  17. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Экология. - М.: Изд. АСТ - ЛТД, Олимп: 1998-432с.



Скачать

© 2020 235 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!