Управление образования администрации Селивановского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малышевская средняя общеобразовательная школа»
Дополнительная образовательная программа
«Настольный теннис»
Программа рассчитана для детей с 9-16 лет
(срок реализации 3 года)
Учитель физической культуры:
Коннов Сергей Сергеевич
МОУ «Малышевская средняя
общеобразовательная школа»
Программа утверждена на
педагогическом совете
МОУ «Малышевская средняя
общеобразовательная школа»
30 августа 2012 года
Протокол № 1
Директор школы Терентьева Н.Ю.
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, завоевавший авторитет, как в России, так и на всех континентах мира. Сама игра из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Цель и задачи программы
Цель – многолетняя подготовка спортивных резервов для настольного тенниса с гармоничным развитием физических и духовных сил.
Задачи:
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;
- сообщение и закрепление специальных знаний по игре в настольный теннис.
- Развивающие:
- способствовать развитию координации движений и основные физические качеств: силу, ловкость, быстроту реакции;
- способствовать развитию двигательных способностей посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
- Воспитательные:
-способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни;
- содействие в самоопределении, социальной адаптации;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- формирование мировоззрения, внутренней культуры личности.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, по 1 часу в неделю. Возраст детей от 9-ти до 16 лет.
Численность группы- при наличии одного стола не более 6-ти человек, двух столов 8-10 человек, для 3-х столов 11-14 человек.
Основной формой организации учебного процесса является занятие. Оно проводится по традиционной схеме и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительную часть входит разминка, ее цель - разогреть мышцы. Разминка составляет 10-12 минут.
Основная часть тренировки направлена на освоение техники и тактики игры, развитие специальных физических и моральных качеств. Обучающиеся выполняют упражнения на столе, у стены, играют на счет.
Заключительный этап занятия включает подведение итогов, анализ работы на тренировке каждого воспитанника, делаются соответствующие выводы и рекомендации.
Планируемые результаты обучающихся:
Будут знать:
Что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
Как правильно распределять свою физическую нагрузку;
Правила игры в настольный теннис;
Правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Правила проведения соревнований.
Будут уметь:
Проводить специальную разминку для теннисиста;
Овладеют основами техники настольного тенниса;
Овладеют основами судейства в теннисе;
Составлять график соревнований в личном зачете и определять победителя.
Разовьют следующие качества:
Улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
Улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
Повысят адаптивные возможности организма
– противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
- обучения правилам игры, основам техники игры;
- развитие физической и специальной подготовки, совершенствование психологических показателей;
- повышение уровня дисциплины и культуры поведения на занятиях.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение, техника безопасности, правила дорожного движения. | 1 | 1 | - |
2 | Физическая культура и спорт в России, области, городе. | 1 | 1 | - |
3 | Валеология. -лекции о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма, и курения. - безопасность поведения- залог сохранения здоровья. | 2 | 2 | - |
4 | Основы техники и тактики игры. | 20 | | |
Хватка ракетки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Игровая стойка у стола. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Перемещение у стола. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Набивание мяча на ракетке. -одной стороной ракетки; - двумя сторонами ракетки поочередно; -набивание мяча на постоянную и на разную контрастную высоту. | 3 | 1,5 | 1,5 |
Плоский удар (откидка) -слева; - справа; - перемещение влево-вправо при выполнении плоского удара; - «треугольник» плоским ударом. | 4 | 1 | 3 |
Подача. -плоским ударом без вращения; -с верхним вращением; - с нижним вращением; - прием подачи плоским ударом, накатом, качем | 4 | 1 | 3 |
Накат. -справа и слева по диагонали; - справа и слева по прямой; - «треугольник» накатом. | 3 | 1 | 2 |
Кач. - справа и слева по диагонали; - справа и слева по прямой; - «треугольник» качем. | 3 | 1 | 2 |
5 | Методика обучения. | 1 | 1 | - |
6 | Правила игры. - правила одиночных игр. | 2 | 1 | 1 |
7 | Участие в соревнованиях. | 3 | - | 3 |
8 | Индивидуальная работа. | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Разминка перед занятием. | 1 | - | 1 |
10 | Контроль нормативов физического развития. | 1 | - | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание программы
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. История развития настольного тенниса.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.
Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры настольного тенниса. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по техники-тактической подготовке воспитанников.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Набивание мяча на ракетке. Плоский удар, накат, кач, подача без вращения, с верхним и нижним вращением.
Методика обучения. Соблюдение принципов последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технической подготовки. Определение ошибок в технике занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.
Участия в соревнованиях. Выступление на соревнованиях внутришкольного и районого уровня.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных силовых упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину, прыжками через скакалку. Контроль нормативов по технической подготовки проводится два раза: в начале и конце учебного года.
Второй год обучения.
-повышение уровня технико-тактической подготовки;
- изучение новых технических приемов и комбинаций;
- формирование навыков самоконтроля и судейской практики.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение, техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Физическая культура и спорт в России, области, городе. - тенденции развития тенниса в мире; - развитие настольного тенниса в России. | 1 | 1 | |
3 | Валеология. | 1 | 1 | |
| Опасность вредных привычек. -наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение. Безопасность поведения-залог сохранения здоровья. -поведение дома и в школе, на улице, в общественных местах. | 1 | 1 | |
4 | Основы техники и тактики игры. | 21 | | |
| Подача. - с верхним вращением; - с нижним вращением; - с боковым вращением. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Прием подачи. -накатом; - качем; - плоским ударом. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Накат. - справа по диагонали; - слева по диагонали; - справа и слева по прямой; - «треугольник» в правый угол; - «треугольник» в левый угол; - «восьмерка» с углов; - «восьмерка» по прямой. | 3 | 1 | 2 |
| Контрудар. | 2 | 0,5 | 1,5 |
-справа. | | | |
| Кач. (срезка) - справа по диагонали; - слева по диагонали; - справа и слева по прямой; - «треугольник» в правый угол; - «треугольник» в левый угол; - «восьмерка» по диагонали; - «восьмерка» по прямой. | 3 | 1 | 2 |
Атакующий удар с кача (срезки). - справа по диагонали; - слева по диагонали; - справа по прямой; - слева по прямой. | 3 | 1 | 2 |
Удар по «свече» - накатом. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Игры. -«крутиловка»; - «один против всех»; - «попади в цель». | 2 | 0,5 | 1,5 |
Топ-спин справа. - по диагонали. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Комбинированные серии ударов. | 1 | - | 1 |
5 | Психологическая подготовка. - настрой на подачу и на розыгрыш очка. | 1 | 1 | - |
6 | Методика обучения. | 1 | 1 | - |
7 | Правила игры. - парные игры, правила игры; - олимпийская система соревнований; - круговая система соревнований; - судейская практика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Участие в соревнованиях. - товарищеские встречи; - городские соревнования. | 3 | - | 3 |
9 | Индивидуальная работа. | 2 | 1 | 1 |
10 | Разминка перед занятием. | 1 | - | 1 |
11 | Контроль нормативов физического развития | 1 | - | 1 |
| Итого: | 34 |
Содержание программы
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов города и области в региональных, областных, городских соревнований. Тенденции развития настольного тенниса в мире, развитие данного вида спорта в России.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице, в общественных местах.
Основы техники и практики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение новых более сложных приемов игры. Совершенствование технико-тактической подготовки. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Стабильная подача с различным вращением мяча, укороченная и длинная в различные точки стола. Техника игры накатом по диагонали и по прямой сериями (до 15 ударов). Техника игры качем (срезкой) по диагонали и по прямой сериями (до 15 ударов). Атакующий удар с кача (срезки) как средство завершения атакующих действий. Изучение технического приема «топ-спин» справа и его отражения, подрезки справа и слева по свече накатом, контрудара, как средство перехвата инициативы в игре. Подраздел «Игры» используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движения, «чувства мяча» физической подготовки, но и как интересный и полезный отдых для большой компании. Подраздел «Комбинированные серии ударов» моделирует игровые ситуации, наиболее часто встречаемые с игре на счет. Необходим для выстраивания индивидуального стиля игры спортсмена, его умения создавать выигрышные ситуации в игре и выходить из них победителем. Подраздел способствует развитию скорости и вариативности мышления, а также творческих способностей воспитанников.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении – от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.
Правила игры, соревнования, их организация, судейская практика, контроль подготовленности занимающихся, парные игры. Закрепление правил одиночных игр. Знакомство с олимпийской и круговой системой соревнований. Судейская практика. Правила парных игр. Парные игры.
Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях внутришкольного и районого уровня, в пределах школы.
Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса.
Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.
Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину, прыжками через скакалку. Контроль нормативов по технической подготовки проводится два раза: в начале и конце учебного года.
Третий год обучения.
- совершенствование техники игры;
-приобретение знаний о тактике игры понятия о тактике игры;
-совершенствование психологических показателей;
-приобретение навыков анализа игры;
- приобретение навыков судейской практики.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение, техника безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Физическая культура и спорт в России, области, городе. - тенденции развития тенниса в мире; - развитие настольного тенниса в России. - развитие настольного тенниса в нашей области. | 1 | 1 | |
3 | Валеология. | 1 | 1 | |
| Опасность вредных привычек. -наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение. Безопасность поведения-залог сохранения здоровья. -поведение дома и в школе, на улице, в общественных местах. | 1 | 1 | |
4 | Основы техники и тактики игры. | 23 | | |
| Подача. - с верхним вращением; - с нижним вращением; - с боковым вращением. - индивидуальная | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Прием подачи. -атакующим ударом; -подрезкой; -подставкой. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Накат. - справа по диагонали; - слева по диагонали; - справа и слева по прямой; - «треугольник» в правый угол; - «треугольник» в левый угол; - «восьмерка» с углов; - «восьмерка» по прямой; -совершенствование техники и тактики игры. | 3 | 1 | 2 |
Контрудар. -справа топ-спином; - справа накатом. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Кач. (срезка) - справа по диагонали; - слева по диагонали; - справа и слева по прямой; - «треугольник» в правый угол; - «треугольник» в левый угол; - «восьмерка» по диагонали; - «восьмерка» по прямой; -совершенствование техники и тактики игры. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Атакующий удар с кача (срезки). - справа по диагонали; - слева по диагонали; - справа по прямой; - слева по прямой. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Подрезка. -справа; -слева; -комбинированная игра подрезкой справа и слева. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Удар по «свече» - накатом; - срезкой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Технический прием «свеча» -без вращения; - с вращением. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Игры. -«крутиловка»; - «один против всех»; - «попади в цель»; -«командная партия» | 2 | 0,5 | 1,5 |
Топ-спин. - справа по диагонали (форхенд); -справа по прямой (форхенд); -перекрутка топ-спина справа; -слева (бекхенд). | 1 | 0,5 | 0,5 |
Прием топ-спина. -подставкой; -накатом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тактика игры. - против игрока атакующего плана; - против игрока защитного плана; - против разнопланового игрока. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Виды накладок и игра против них. - гладкие накладки; -накладки шипами наружу. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Психологическая подготовка. -настрой на подачу; -настрой на розыгрыш очка; - оценка игровой ситуации; -анализ игры; -поведение и психология парных игр. | 1 | 1 | |
7 | Методика обучения. | 1 | 1 | - |
8 | Правила игры. - парные игры, правила игры; - олимпийская система соревнований; - круговая система соревнований; - судейская практика; -состав судейской коллегии, обязанности судей; -двухминусная система соревнований. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Участие в соревнованиях. - товарищеские встречи; - городские соревнования. | 3 | - | 3 |
10 | Индивидуальная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Разминка перед занятием. | 1 | - | 1 |
12 | Контроль нормативов физического развития | 1 | - | 1 |
| Итого: | 34 |
Содержание программы
Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.
Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов города и области в региональных, областных, городских соревнований. Тенденции развития настольного тенниса в мире, развитие данного вида спорта в России.
Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице, в общественных местах.
Основы техники и практики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение новых более сложных приемов игры. Совершенствование технико-тактической подготовки. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников.
Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Стабильная подача с различным вращением мяча. Индивидуальная подача. Игра ударами «накат» по диагонали и по прямой сериями (до 65 ударов). Игра «качем» по диагонали и по прямой сериями (не более 6 ошибок за 3 минуты). Главная задача данного этапа подготовки- научить придавать мячу сильное вращение верхнее и нижнее. Для этого много внимания уделено техническому приему топ-спин и его отражению. Изучается его выполнение с наката (подставки) и кача (подрезки) сериями (до 6 ударов). На этом году обучения подробно изучается топ-спин справа (форхенд) и топ-спин слева (бекхенд) не является зачетными при выходном контроле и носит познавательный характер, для комплексного представления об изучаемом приеме. Сильное нижнее вращение мяча достигается подрезкой справа и слева не только наката, но и сильных атакующих ударов или топ-спинов. Моделирование игровых ситуаций достигается за счет темы «Комбинированные серии ударов». Изучаются основы игры против игроков нападающего и защитного плана.
Психологическая подготовка. Основы анализа поведения теннисиста во время встречи. Психологический настрой на встречу с соперником, и на отдельные технические приемы, такие как подача, завершающий удар, контрудар и другие. Психологическая установка на игру.
Особенности инвентаря в настольном теннисе. Техника, тактика и особенности игры против игроков, обладающими гладкими накладками и накладками шипами наружу. Их разновидности, характеристика, преимущества, недостатки и наиболее часто используемые тактические и технические приемы при игре данным инвентарем.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении- от простого к сложному. Всесторонность физической, морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок. Участие в тренировочном процессе 1-го и 2-го годов обучения на правах более сильного спарринг-партнера и советника.
Правила игры. Закрепление правил одиночных и парных игр, тонкости правил. Проведение соревнований по круговой, олимпийской и двухминусной системам соревнований. Составление положения о соревнованиях и графиков соревнований. Судейская практика в качестве судьи у стола. Проведение соревнований внутри клуба.
Участие в соревнованиях. Участие во внутришкольных и районных соревнованиях по настольному теннису. Приобретение соревновательного опыта с равными игроками или значительно сильнее себя, опыт игры на выездных соревнованиях в незнакомой обстановке.
Индивидуальная работа. Совершенствование изученных видов ударов в разнообразных условиях. Правильная оценка игровой ситуации (развивать хорошее игровое мышление, способность быстро принимать решения). Психологический настрой на победу. Отработка игровых ситуаций и умение применять в игре заранее отработанные комбинации. Тренировка высокой скорости выполнения ударов, выносливости, мгновенной реакции.
Разминка перед занятием. Комплекс специальных физических упражнений по разминке мышц рук, ног, спины, шеи. Серьезное отношение к разминке. Отличие разминки перед тренировкой и перед соревнованиями. Разминка во время перерыва во время соревнований.
Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину, прыжками через скакалку. Контроль нормативов по технической подготовки проводится два раза: в начале и конце учебного года.
Список литературы
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции.- Москва: Просвещение, 1986.
Байгулов Ю.П. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Программа Настольный теннис.- ГОУ ЦРСДОД. Москва, 2004.
Байгулов Ю.П.Настольный теннис вчера, сегодня, завтра….- ГОУ ЦРСДОД. Москва, 2005.
«Теннис» Правила соревнований.- Москва, 2005.
Захаров Г.С. Настольный теннис. Верхневолжское книжное издательство, Ивановское отделение, 1990.