СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «Настольный теннис»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, завоевавший авторитет, как в России, так и на всех континентах мира. Сама игра из развлечения преврати­лась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый так­тическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Настольный теннис»»

Управление образования администрации Селивановского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Малышевская средняя общеобразовательная школа»








Дополнительная образовательная программа


«Настольный теннис»



Программа рассчитана для детей с 9-16 лет

(срок реализации 3 года)






Учитель физической культуры:

Коннов Сергей Сергеевич

МОУ «Малышевская средняя

общеобразовательная школа»


Программа утверждена на

педагогическом совете

МОУ «Малышевская средняя

общеобразовательная школа»

30 августа 2012 года

Протокол № 1




Директор школы Терентьева Н.Ю.





2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта, завоевавший авторитет, как в России, так и на всех континентах мира. Сама игра из развлечения преврати­лась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый так­тическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и психологической подготовки.

Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Цель и задачи программы


Цель – многолетняя подготовка спортивных резервов для настольного тенниса с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Задачи:

    1. Образовательные:

- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);

- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;

- сообщение и закрепление специальных знаний по игре в настольный теннис.

  1. Развивающие:

- способствовать развитию координации движений и основные физические качеств: силу, ловкость, быстроту реакции;

- способствовать развитию двигательных способностей посредством игры в теннис;

- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.

  1. Воспитательные:

-способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

-воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

- пропаганда здорового образа жизни;

- содействие в самоопределении, социальной адаптации;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- формирование мировоззрения, внутренней культуры личности.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения, по 1 часу в неделю. Возраст детей от 9-ти до 16 лет.

Численность группы- при наличии одного стола не более 6-ти человек, двух столов 8-10 человек, для 3-х столов 11-14 человек.

Основной формой организации учебного процесса является занятие. Оно проводится по традиционной схеме и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительную часть входит разминка, ее цель - разогреть мышцы. Разминка составляет 10-12 минут.

Основная часть тренировки направлена на освоение техники и тактики игры, развитие специальных физических и моральных качеств. Обучающиеся выполняют упражнения на столе, у стены, играют на счет.

Заключительный этап занятия включает подведение итогов, анализ работы на тренировке каждого воспитанника, делаются соответствующие выводы и рекомендации.

Планируемые результаты обучающихся:

Будут знать:

  • Что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;

  • Как правильно распределять свою физическую нагрузку;

  • Правила игры в настольный теннис;

  • Правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;

  • Правила проведения соревнований.

Будут уметь:

  • Проводить специальную разминку для теннисиста;

  • Овладеют основами техники настольного тенниса;

  • Овладеют основами судейства в теннисе;

  • Составлять график соревнований в личном зачете и определять победителя.

Разовьют следующие качества:

  • Улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;

  • Улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

  • Повысят адаптивные возможности организма

– противостояние условиям внешней среды стрессового характера;

  • Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

Учебно-тематический план



Первый год обучения.

- обучения правилам игры, основам техники игры;

- развитие физической и специальной подготовки, совершенствование психологических показателей;

- повышение уровня дисциплины и культуры поведения на занятиях.

п\п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение, техника безопасности, правила дорожного движения.

1

1

-

2

Физическая культура и спорт в России, области, городе.

1

1

-

3

Валеология.

-лекции о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма, и курения.

- безопасность поведения- залог сохранения здоровья.

2

2

-

4

Основы техники и тактики игры.

20



Хватка ракетки.

1

0,5

0,5

Игровая стойка у стола.

1

0,5

0,5

Перемещение у стола.

1

0,5

0,5

Набивание мяча на ракетке.

-одной стороной ракетки;

- двумя сторонами ракетки поочередно;

-набивание мяча на постоянную и на разную контрастную высоту.

3

1,5

1,5

Плоский удар (откидка)

-слева;

- справа;

- перемещение влево-вправо при выполнении плоского удара;

- «треугольник» плоским ударом.

4

1

3

Подача.

-плоским ударом без вращения;

-с верхним вращением;

- с нижним вращением;

- прием подачи плоским ударом, накатом, качем

4

1

3

Накат.

-справа и слева по диагонали;

- справа и слева по прямой;

- «треугольник» накатом.

3

1

2

Кач.

- справа и слева по диагонали;

- справа и слева по прямой;

- «треугольник» качем.

3

1

2

5

Методика обучения.

1

1

-

6

Правила игры.

- правила одиночных игр.

2

1

1

7

Участие в соревнованиях.

3

-

3

8

Индивидуальная работа.

2

0,5

1,5

9

Разминка перед занятием.

1

-

1

10

Контроль нормативов физического развития.

1

-

1


Итого

34



Содержание программы

Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.

Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. История развития настольного тенниса.

Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице.

Основы техники и тактики игры. Изучение базовых приемов игры настольного тенниса. Изучение технических приемов. Контроль нормативов по техники-тактической подготовке воспитанников.

Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Изучение хватки ракетки; стойки у стола; перемещения у стола. Набивание мяча на ракетке. Плоский удар, накат, кач, подача без вращения, с верхним и нижним вращением.

Методика обучения. Соблюдение принципов последовательности в обучении - от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технической подготовки. Определение ошибок в технике занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.

Правила игры. Ознакомление с правилами одиночных игр.

Участия в соревнованиях. Выступление на соревнованиях внутришкольного и районого уровня.

Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса.

Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных силовых упражнений.

Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину, прыжками через скакалку. Контроль нормативов по технической подготовки проводится два раза: в начале и конце учебного года.

Второй год обучения.

-повышение уровня технико-тактической подготовки;

- изучение новых технических приемов и комбинаций;

- формирование навыков самоконтроля и судейской практики.

п\п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение, техника безопасности.

1

1


2

Физическая культура и спорт в России, области, городе.

- тенденции развития тенниса в мире;

- развитие настольного тенниса в России.

1

1


3

Валеология.

1

1



Опасность вредных привычек.

-наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение.

Безопасность поведения-залог сохранения здоровья.

-поведение дома и в школе, на улице, в общественных местах.

1

1


4

Основы техники и тактики игры.

21




Подача.

- с верхним вращением;

- с нижним вращением;

- с боковым вращением.

2

0,5

1,5

Прием подачи.

-накатом;

- качем;

- плоским ударом.

2

0,5

1,5

Накат.

- справа по диагонали;

- слева по диагонали;

- справа и слева по прямой;

- «треугольник» в правый угол;

- «треугольник» в левый угол;

- «восьмерка» с углов;

- «восьмерка» по прямой.

3

1

2


Контрудар.

2

0,5

1,5

-справа.





Кач. (срезка)

- справа по диагонали;

- слева по диагонали;

- справа и слева по прямой;

- «треугольник» в правый угол;

- «треугольник» в левый угол;

- «восьмерка» по диагонали;

- «восьмерка» по прямой.

3

1

2

Атакующий удар с кача (срезки).

- справа по диагонали;

- слева по диагонали;

- справа по прямой;

- слева по прямой.

3

1

2

Удар по «свече»

- накатом.

2

0,5

1,5

Игры.

-«крутиловка»;

- «один против всех»;

- «попади в цель».

2

0,5

1,5

Топ-спин справа.

- по диагонали.

1

0,5

0,5

Комбинированные серии ударов.

1

-

1

5

Психологическая подготовка.

- настрой на подачу и на розыгрыш очка.

1

1

-

6

Методика обучения.

1

1

-

7

Правила игры.

- парные игры, правила игры;

- олимпийская система соревнований;

- круговая система соревнований;

- судейская практика.

1

0,5

0,5

8

Участие в соревнованиях.

- товарищеские встречи;

- городские соревнования.

3

-

3

9

Индивидуальная работа.

2

1

1

10

Разминка перед занятием.

1

-

1

11

Контроль нормативов физического развития

1

-

1


Итого:

34



Содержание программы

Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.

Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов города и области в региональных, областных, городских соревнований. Тенденции развития настольного тенниса в мире, развитие данного вида спорта в России.

Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице, в общественных местах.

Основы техники и практики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение новых более сложных приемов игры. Совершенствование технико-тактической подготовки. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников.

Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Стабильная подача с различным вращением мяча, укороченная и длинная в различные точки стола. Техника игры накатом по диагонали и по прямой сериями (до 15 ударов). Техника игры качем (срезкой) по диагонали и по прямой сериями (до 15 ударов). Атакующий удар с кача (срезки) как средство завершения атакующих действий. Изучение технического приема «топ-спин» справа и его отражения, подрезки справа и слева по свече накатом, контрудара, как средство перехвата инициативы в игре. Подраздел «Игры» используется не только как способ обучения и усовершенствования техники, тактики, координации движения, «чувства мяча» физической подготовки, но и как интересный и полезный отдых для большой компании. Подраздел «Комбинированные серии ударов» моделирует игровые ситуации, наиболее часто встречаемые с игре на счет. Необходим для выстраивания индивидуального стиля игры спортсмена, его умения создавать выигрышные ситуации в игре и выходить из них победителем. Подраздел способствует развитию скорости и вариативности мышления, а также творческих способностей воспитанников.

Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении – от простого к сложному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок.

Правила игры, соревнования, их организация, судейская практика, контроль подготовленности занимающихся, парные игры. Закрепление правил одиночных игр. Знакомство с олимпийской и круговой системой соревнований. Судейская практика. Правила парных игр. Парные игры.

Участие в соревнованиях. Выступление на соревнованиях внутришкольного и районого уровня, в пределах школы.

Индивидуальная работа. Отработка технических приемов настольного тенниса.

Разминка перед занятием. Занятия с универсальным силовым тренажером, свободная игра у стола, комплекс специальных физических упражнений.

Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину, прыжками через скакалку. Контроль нормативов по технической подготовки проводится два раза: в начале и конце учебного года.

Третий год обучения.

- совершенствование техники игры;

-приобретение знаний о тактике игры понятия о тактике игры;

-совершенствование психологических показателей;

-приобретение навыков анализа игры;

- приобретение навыков судейской практики.

п\п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение, техника безопасности.

1

1


2

Физическая культура и спорт в России, области, городе.

- тенденции развития тенниса в мире;

- развитие настольного тенниса в России.

- развитие настольного тенниса в нашей области.

1

1


3

Валеология.

1

1



Опасность вредных привычек.

-наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение.

Безопасность поведения-залог сохранения здоровья.

-поведение дома и в школе, на улице, в общественных местах.

1

1


4

Основы техники и тактики игры.

23




Подача.

- с верхним вращением;

- с нижним вращением;

- с боковым вращением.

- индивидуальная

2

0,5

1,5


Прием подачи.

-атакующим ударом;

-подрезкой;

-подставкой.

2

0,5

1,5

Накат.

- справа по диагонали;

- слева по диагонали;

- справа и слева по прямой;

- «треугольник» в правый угол;

- «треугольник» в левый угол;

- «восьмерка» с углов;

- «восьмерка» по прямой;

-совершенствование техники и тактики игры.

3

1

2

Контрудар.

-справа топ-спином;

- справа накатом.

2

0,5

1,5

Кач. (срезка)

- справа по диагонали;

- слева по диагонали;

- справа и слева по прямой;

- «треугольник» в правый угол;

- «треугольник» в левый угол;

- «восьмерка» по диагонали;

- «восьмерка» по прямой;

-совершенствование техники и тактики игры.

2

0,5

1,5

Атакующий удар с кача (срезки).

- справа по диагонали;

- слева по диагонали;

- справа по прямой;

- слева по прямой.

2

0,5

1,5

Подрезка.

-справа;

-слева;

-комбинированная игра подрезкой справа и слева.

1

0,5

0,5

Удар по «свече»

- накатом;

- срезкой.

1

0,5

0,5

Технический прием «свеча»

-без вращения;

- с вращением.

1

0,5

0,5


Игры.

-«крутиловка»;

- «один против всех»;

- «попади в цель»;

-«командная партия»

2

0,5

1,5

Топ-спин.

- справа по диагонали (форхенд);

-справа по прямой (форхенд);

-перекрутка топ-спина справа;

-слева (бекхенд).

1

0,5

0,5

Прием топ-спина.

-подставкой;

-накатом.

1

0,5

0,5

Тактика игры.

- против игрока атакующего плана;

- против игрока защитного плана;

- против разнопланового игрока.

1

0,5

0,5

5

Виды накладок и игра против них.

- гладкие накладки;

-накладки шипами наружу.

1

0,5

0,5

6

Психологическая подготовка.

-настрой на подачу;

-настрой на розыгрыш очка;

- оценка игровой ситуации;

-анализ игры;

-поведение и психология парных игр.

1

1


7

Методика обучения.

1

1

-

8

Правила игры.

- парные игры, правила игры;

- олимпийская система соревнований;

- круговая система соревнований;

- судейская практика;

-состав судейской коллегии, обязанности судей;

-двухминусная система соревнований.

1

0,5

0,5

9

Участие в соревнованиях.

- товарищеские встречи;

- городские соревнования.

3

-

3

10

Индивидуальная работа.

1

0,5

0,5

11

Разминка перед занятием.

1

-

1

12

Контроль нормативов физического развития

1

-

1


Итого:

34



Содержание программы

Введение, техника безопасности. Правила внутреннего распорядка, знакомство с программой работы объединения, техника безопасности на занятиях.

Физическая культура и спорт в России. Развитие настольного тенниса в нашем городе, области. Значение занятий физической культурой и спортом для трудовой деятельности и подготовки к защите Родины. Выступление российских спортсменов на мировой арене. Участие спортсменов города и области в региональных, областных, городских соревнований. Тенденции развития настольного тенниса в мире, развитие данного вида спорта в России.

Валеология. Пагубное влияние алкоголя, табакокурения и наркотиков на организм человека, безопасное поведение дома, в школе, на улице, в общественных местах.

Основы техники и практики игры. Совершенствование приемов игры, освоенных ранее. Изучение новых более сложных приемов игры. Совершенствование технико-тактической подготовки. Контроль нормативов по технико-тактической подготовке воспитанников.

Краткое описание содержания практических занятий по разделу. Стабильная подача с различным вращением мяча. Индивидуальная подача. Игра ударами «накат» по диагонали и по прямой сериями (до 65 ударов). Игра «качем» по диагонали и по прямой сериями (не более 6 ошибок за 3 минуты). Главная задача данного этапа подготовки- научить придавать мячу сильное вращение верхнее и нижнее. Для этого много внимания уделено техническому приему топ-спин и его отражению. Изучается его выполнение с наката (подставки) и кача (подрезки) сериями (до 6 ударов). На этом году обучения подробно изучается топ-спин справа (форхенд) и топ-спин слева (бекхенд) не является зачетными при выходном контроле и носит познавательный характер, для комплексного представления об изучаемом приеме. Сильное нижнее вращение мяча достигается подрезкой справа и слева не только наката, но и сильных атакующих ударов или топ-спинов. Моделирование игровых ситуаций достигается за счет темы «Комбинированные серии ударов». Изучаются основы игры против игроков нападающего и защитного плана.

Психологическая подготовка. Основы анализа поведения теннисиста во время встречи. Психологический настрой на встречу с соперником, и на отдельные технические приемы, такие как подача, завершающий удар, контрудар и другие. Психологическая установка на игру.

Особенности инвентаря в настольном теннисе. Техника, тактика и особенности игры против игроков, обладающими гладкими накладками и накладками шипами наружу. Их разновидности, характеристика, преимущества, недостатки и наиболее часто используемые тактические и технические приемы при игре данным инвентарем.

Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении- от простого к сложному. Всесторонность физической, морально- волевой, технико-тактической подготовки. Определение ошибок в технике и тактике игры занимающихся, проведение работы над исправлением ошибок. Участие в тренировочном процессе 1-го и 2-го годов обучения на правах более сильного спарринг-партнера и советника.

Правила игры. Закрепление правил одиночных и парных игр, тонкости правил. Проведение соревнований по круговой, олимпийской и двухминусной системам соревнований. Составление положения о соревнованиях и графиков соревнований. Судейская практика в качестве судьи у стола. Проведение соревнований внутри клуба.

Участие в соревнованиях. Участие во внутришкольных и районных соревнованиях по настольному теннису. Приобретение соревновательного опыта с равными игроками или значительно сильнее себя, опыт игры на выездных соревнованиях в незнакомой обстановке.

Индивидуальная работа. Совершенствование изученных видов ударов в разнообразных условиях. Правильная оценка игровой ситуации (развивать хорошее игровое мышление, способность быстро принимать решения). Психологический настрой на победу. Отработка игровых ситуаций и умение применять в игре заранее отработанные комбинации. Тренировка высокой скорости выполнения ударов, выносливости, мгновенной реакции.

Разминка перед занятием. Комплекс специальных физических упражнений по разминке мышц рук, ног, спины, шеи. Серьезное отношение к разминке. Отличие разминки перед тренировкой и перед соревнованиями. Разминка во время перерыва во время соревнований.

Контроль нормативов физического развития. Проверка физического развития и потенциала воспитанников. Сдача нормативов по отжиманию, бегу на короткие дистанции, прыжкам с места в длину, прыжками через скакалку. Контроль нормативов по технической подготовки проводится два раза: в начале и конце учебного года.













Список литературы



  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции.- Москва: Просвещение, 1986.

  2. Байгулов Ю.П. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Программа Настольный теннис.- ГОУ ЦРСДОД. Москва, 2004.

  3. Байгулов Ю.П.Настольный теннис вчера, сегодня, завтра….- ГОУ ЦРСДОД. Москва, 2005.

  4. «Теннис» Правила соревнований.- Москва, 2005.

  5. Захаров Г.С. Настольный теннис. Верхневолжское книжное издательство, Ивановское отделение, 1990.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!