СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Трудовое воспитание в семье как важнейший фактор социализации ребенка с ОВЗ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Трудовое воспитание в семье как важнейший фактор социализации ребенка с ОВЗ"»

Тема: Трудовое воспитание в семье как важнейший фактор социализации ребенка с ОВЗ

"Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду в жизни".

К.Д. Ушинский

Уровень развития, который достигнет ребенок, зависит от позиции родителей. То есть от того, как вы относитесь к своим детям: с пониманием и в постоянных поисках чего-то обучающего  - развивающего и воспитательного. Труд — чрезвычайно значимая составная часть воспитания, от которой зависит общее развитие детей и их подготовка к трудовой деятельности. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Школа и главное - семья психологически и практически должны готовить детей к сознательному, активному труду на пользу общества. Труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы ребенка и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Поэтому задача родителей не только заинтересовать, но и научить, необходимо вселять в детей уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Главное условие для благоприятного развития ребёнка – правильная организация его семейного воспитания. Роль родителей трудно переоценить. Воспитание ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя. Так как ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и, даже в меру своих сил помощником родителей.

Именно в семье идёт первоначальное воспитание! В семье ребёнка необходимо обучить многому: обслуживать себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Но не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Только объективная оценка помогает укреплять у них желание делать все самим, стремление работать лучше, преодолевать трудности, добиваться результата.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за одеждой, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, которые необходимо выполнять каждому школьнику дома и в интернате. Если в семье детей не приучают к выполнению трудовых обязанностей, то у многих из них воспитывается иждивенчество. Самообслуживание является частью общественно полезного труда детей. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности дома, оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка дома, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах), уборка, содержание в чистоте и порядке спальни, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви — таков перечень дел, которыми могут заниматься наши дети. Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

В старшем возрасте возможно более широкое привлечение детей к труду взрослых. Для этого следует использовать самые разнообразные ситуации — уборка комнаты после ремонта, сбор урожая, прополка огорода, подготовка к празднику и т. п. Важно, чтобы в ходе совместного дела дети почувствовали, ощутили, что трудиться нелегко, взрослые тратят много сил для того, чтобы жизнь протекала в порядке, чистоте, уюте.

К задачам семейного воспитания детей можно отнести:

1. Обеспечение максимальной возможности для ребенка самостоятельности в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

2. Выработка положительного отношения к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье и умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Формирование привычки к определенному виду труда в течение установленного времени;

4. Выработка твердых навыков и выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;

5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую;

6. Научить осуществлять действия совместно с товарищами или родителями.

Задачи каждого родителя заключаются в том, чтобы сформировать у детей понимание необходимости для каждого человека участия в труде. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и выполнять определенную работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

Уроки трудового обучения, проводимые в школе, создают необходимые условия, которые могут пригодиться им в профессиональной деятельности.

Читая и разбирая с детьми художественные произведения трудовой тематикой (а домашнее чтение было и остаётся необходимостью), просматривая и обсуждая кинофильмы на соответствующие темы мы психологически подготавливаем учащихся к труду. Сбор пословиц и поговорок о труде также имеет большое воспитательное значение.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая подготовка — это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с детьми, семьи и школы направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность! 

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!