СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи нравственного воспитания дошкольника

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»»


Доклад на тему:

«Сказка как средство нравственного воспитания

детей дошкольного возраста»


Задачи нравственного воспитания дошкольника

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

  • этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Наша задача воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками.

  • повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т.д. Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.); показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Нужно научить детей оценивать их. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

  • процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и

выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Отношение к людям проявляются и через отношение к вещам. Так, если дети не убирают за собой игрушки, не кладут на место обувь, одежду, значит, за них это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им новые хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых, и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее. Поэтому,


необходимо воспитывать навыки бережного обращения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Все это необходимо в беседах, в том числе на темы художественных произведений, довести до сознания ребенка.

Значение сказки в воспитании и обучении детей


Обновление содержания образования нацеливает педагогов на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Ребёнок стремится подражать сказочным героям, которые им симпатичны, сюжеты сказок переносятся в детские игры, проживая в игре жизнь сказочных героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно- нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка неоценима.


Сказка - это действенное средство нравственного воспитания детей.

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.

  • Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка воспитывает бережное отношение к книге, учит правилам пользования книгой

  • Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Посредством сказки у детей формируются представления о добре и зле; сказка показывает красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки сказочных героев.

  • Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

  • Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

  • Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка, развивает умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.

Поэтому задача воспитателя создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

Этапы работы при знакомстве детей со сказкой:

- знакомство с содержанием сказки;

  • вовлечение детей в различную деятельность;

  • инсценировка сказки.


Методы ознакомления со сказкой:

  • чтение воспитателя (дословная передача текста). Сказки, которые невелики по объему можно рассказывать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читают по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

  • рассказывание (более свободная передача текста). При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

- дидактические игры н а м а т е р и а л е з н а к о м ы х с к а з о к. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

  • литературные викторины проводят как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

- сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми. Это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и


Формы взаимодействия с родителями:

  • анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка»;

  • памятка «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников»;

  • привлечение к созданию театрализованного уголка в группе, уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам и участие в них;

  • выставка рисунков, поделок по мотивам сказок («Наши любимые сказки», «Зимние сказки», и т.д.);

  • информационные стенды;

- папки-передвижки «Читаем детям», «Рисуем сказку» и т.д.;

  • выставки дидактических игр и рекомендованной литературы;

  • консультации «Как подружить ребенка с книгой», «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказку», «Книги и театр»;

  • индивидуальное собеседование «О чем и как беседовать с детьми после рассказывания или чтения сказки», «Читаем и играем», «Особенности чтения сказок о животных» и т.д.;

  • родительское собрание «Сказка ложь да в ней намек» (с инсценированием сказки, чаепитием);

- представление семейного опыта «Сказка в жизни ребенка».

Будем помнить, что сказка - жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя. Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна остаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!