СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ    И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Формирование нравственных ценностных ориентаций воспитанников является одной из первостепенных воспитательных задач школ.

Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии педагогов на воспитуемых и в их ответных действиях, т. е в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

         Первые нравственные представления и навыки поведения дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Под воздействием взрослых они постепенно учатся различать хорошее и плохое в своем поведении и в поведении других. У них вырабатываются навыки вежливости, честности, правдивости, скромности, послушания, уважения к старшим и т д.

Младший школьный возраст является оптимальным с точки зрения формирования нравственных представлений у учащихся.          В начальной школе у детей начинают формироваться более сложные нравственные понятия, чувства и навыки поведения. Уроки, занятия в классе   приучают    младших    школьников   к дисциплинированности и организованности, к чуткости и отзывчивости, к товарищеской взаимопомощи, к соблюдению правил поведения. Таким образом, дети овладевают азбукой общей морали. Но они еще недостаточно осознают мотивы своих поступков, их навыки и привычки поведения неустойчивы. Для того чтобы закрепить формирующиеся нравственные качества, нужна дальнейшая воспитательная работа. Хорошо эту работу осуществлять на уроках чтения и развития речи.

Произведения, изучаемые на уроках, показывают нравственную красоту человека. В процессе чтения и беседы по содержанию учащиеся знакомятся с такими понятиями, как добро, справедливость, смелость. При этом нравственная задача заключается в том, чтобы учащиеся как можно живее пережили нравственные настроения, любили произведения, героев. Тексты в учебниках чтения для специальных (коррекционных) образовательных учреждений подобраны авторами с учетом их доступности для детей младшего школьного возраста. Большинство текстов содержит в себе вопросы нравственного характера. Например, И.Бутмин «Трус», В. Донникова «Канавка», рассказы В. Осеевой, стихи А.Барто. На примере таких произведений дается характеристика поступков героев, определяются мотивы их поведения. Учитель при этом не должен давать детям готовые знания, а должен направлять рассуждения детей. Так, например, при изучении русской народной присказки «Лошадка», перед детьми встаёт вопрос «В чем упрекает дед хозяина лошадки?», «Какой совет он даёт?», «Кто из вас согласен с дедом?»

Чтобы ребенок учился обобщать, получал необходимые нравственные представления, воспринимал нравственные ценности, необходимо,  чтобы он пропускал прочитанное через себя, оценивал поступки героев. А затем соотносил его мнение с мнением учителя, одноклассников. Это способствует тому, что ученик соотносит поступки героя со своими собственными. Произведения интересны детям тем, что большая их часть посвящена школьной жизни, забавам детей и морально – нравственным проблемам, возникающим в их жизни. Например, рассказ В.Витка «Мёд в кармане» (Чтение, 2 класс) заставляет учащихся задумываться о последствиях подобных поступков. А чтение рассказа «Воробышкин домик» (по Евгению Шведеру) побуждает детей к трепетному отношению к птицам. И так почти в каждом тексте можно проследить эту нить по формированию нравственных представлений. Объем изучаемых произведений невелик, поэтому даже плохо читающие дети могут ознакомиться с произведением в полном объеме. Задания, предлагаемые детям авторами учебников, разнообразны: лексическая работа со словами, творческие задания, работа над выразительным чтением, вопросы на понимание содержания, пересказ, характеристика героев, определение мотивов их поступков.

Выполнение задач по формированию нравственных ценностных ориентаций во многом зависит от методов и приемов, используемых при работе с текстом.

При этом используются методы устного изложения знаний, работы с печатным словом, наглядного обучения, самостоятельной и творческой работы. Очень важно при подготовке к чтению произведения провести беседу, которая поможет учащимся настроиться на восприятие текста. В аспекте нравственного воспитания особую ценность представляют этические беседы. Они проводятся на каждом с опорой на текст. На уроках чтения и развития речи необходимо проводить самостоятельную работу: предлагать детям различные задания, которые способствуют формированию нравственных представлений. Например, составленные познавательные задачи. При их решении дети используют нравственные понятия при анализе произведения, выражают свое отношение к качествам личности героя.

Для поддержания интереса к изучению произведения уроки могут быть различного типа: урок – анализ, урок - сказка, урок-инсценировка, урок-комментарий, урок-викторина, урок-мастерская и т.д. Такая организация урока способствует поддержанию интереса. Так же необходимо, чтобы урок был интересным, творческим.

Процесс формирования ценностных ориентаций должен быть целенаправленным и организованным, длительным и непрерывным. Процесс воспитания следует построить так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. Детей нужно учить тому, чтобы основы общечеловеческой нравственности стали регулятором их поведения в каждодневных жизненных ситуациях.

В качестве вывода из материала и анализа следует отметить, что формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания свидетельствует о том, что:

Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников

  1. Процесс нравственного воспитания требует четкого представления о морали, нравственном сознании, нравственной воспитанности.
  2. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умение обращаться.
  3. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, выполнять требования коллектива, и т д.

Таким образом, в наших школах необходимо учитывать и обеспечить все условия нравственного воспитания, чтобы в этой сфере занять достойное место в развивающемся мире.

Я заканчиваю свой доклад такими словами: "Цените в своем ребенке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не ординарный, не такой, как все. Воспитывайте в ребенке гордость: "Я  есть в мире, я ценность! "Человек, который сам себя уважает,- уважаем другими, сам себя любит, - любим другими".

 

 

Просмотр содержимого документа
«СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ»

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Формирование нравственных ценностных ориентаций воспитанников является одной из первостепенных воспитательных задач школ.

Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии педагогов на воспитуемых и в их ответных действиях, т. е в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Первые нравственные представления и навыки поведения дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Под воздействием взрослых они постепенно учатся различать хорошее и плохое в своем поведении и в поведении других. У них вырабатываются навыки вежливости, честности, правдивости, скромности, послушания, уважения к старшим и т д.

Младший школьный возраст является оптимальным с точки зрения формирования нравственных представлений у учащихся. В начальной школе у детей начинают формироваться более сложные нравственные понятия, чувства и навыки поведения. Уроки, занятия в классе приучают младших школьников к дисциплинированности и организованности, к чуткости и отзывчивости, к товарищеской взаимопомощи, к соблюдению правил поведения. Таким образом, дети овладевают азбукой общей морали. Но они еще недостаточно осознают мотивы своих поступков, их навыки и привычки поведения неустойчивы. Для того чтобы закрепить формирующиеся нравственные качества, нужна дальнейшая воспитательная работа. Хорошо эту работу осуществлять на уроках чтения и развития речи.

Произведения, изучаемые на уроках, показывают нравственную красоту человека. В процессе чтения и беседы по содержанию учащиеся знакомятся с такими понятиями, как добро, справедливость, смелость. При этом нравственная задача заключается в том, чтобы учащиеся как можно живее пережили нравственные настроения, любили произведения, героев. Тексты в учебниках чтения для специальных (коррекционных) образовательных учреждений подобраны авторами с учетом их доступности для детей младшего школьного возраста. Большинство текстов содержит в себе вопросы нравственного характера. Например, И.Бутмин «Трус», В. Донникова «Канавка», рассказы В. Осеевой, стихи А.Барто. На примере таких произведений дается характеристика поступков героев, определяются мотивы их поведения. Учитель при этом не должен давать детям готовые знания, а должен направлять рассуждения детей. Так, например, при изучении русской народной присказки «Лошадка», перед детьми встаёт вопрос «В чем упрекает дед хозяина лошадки?», «Какой совет он даёт?», «Кто из вас согласен с дедом?»

Чтобы ребенок учился обобщать, получал необходимые нравственные представления, воспринимал нравственные ценности, необходимо, чтобы он пропускал прочитанное через себя, оценивал поступки героев. А затем соотносил его мнение с мнением учителя, одноклассников. Это способствует тому, что ученик соотносит поступки героя со своими собственными. Произведения интересны детям тем, что большая их часть посвящена школьной жизни, забавам детей и морально – нравственным проблемам, возникающим в их жизни. Например, рассказ В.Витка «Мёд в кармане» (Чтение, 2 класс) заставляет учащихся задумываться о последствиях подобных поступков. А чтение рассказа «Воробышкин домик» (по Евгению Шведеру) побуждает детей к трепетному отношению к птицам. И так почти в каждом тексте можно проследить эту нить по формированию нравственных представлений. Объем изучаемых произведений невелик, поэтому даже плохо читающие дети могут ознакомиться с произведением в полном объеме. Задания, предлагаемые детям авторами учебников, разнообразны: лексическая работа со словами, творческие задания, работа над выразительным чтением, вопросы на понимание содержания, пересказ, характеристика героев, определение мотивов их поступков.

Выполнение задач по формированию нравственных ценностных ориентаций во многом зависит от методов и приемов, используемых при работе с текстом.

При этом используются методы устного изложения знаний, работы с печатным словом, наглядного обучения, самостоятельной и творческой работы. Очень важно при подготовке к чтению произведения провести беседу, которая поможет учащимся настроиться на восприятие текста. В аспекте нравственного воспитания особую ценность представляют этические беседы. Они проводятся на каждом с опорой на текст. На уроках чтения и развития речи необходимо проводить самостоятельную работу: предлагать детям различные задания, которые способствуют формированию нравственных представлений. Например, составленные познавательные задачи. При их решении дети используют нравственные понятия при анализе произведения, выражают свое отношение к качествам личности героя.

Для поддержания интереса к изучению произведения уроки могут быть различного типа: урок – анализ, урок - сказка, урок-инсценировка, урок-комментарий, урок-викторина, урок-мастерская и т.д. Такая организация урока способствует поддержанию интереса. Так же необходимо, чтобы урок был интересным, творческим.

Процесс формирования ценностных ориентаций должен быть целенаправленным и организованным, длительным и непрерывным. Процесс воспитания следует построить так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности. Детей нужно учить тому, чтобы основы общечеловеческой нравственности стали регулятором их поведения в каждодневных жизненных ситуациях.

В качестве вывода из материала и анализа следует отметить, что формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе нравственного воспитания свидетельствует о том, что:

Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников

  1. Процесс нравственного воспитания требует четкого представления о морали, нравственном сознании, нравственной воспитанности.

  2. Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умение обращаться.

  3. Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, выполнять требования коллектива, и т д.

Таким образом, в наших школах необходимо учитывать и обеспечить все условия нравственного воспитания, чтобы в этой сфере занять достойное место в развивающемся мире.

Я заканчиваю свой доклад такими словами: "Цените в своем ребенке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не ординарный, не такой, как все. Воспитывайте в ребенке гордость: "Я есть в мире, я ценность! "Человек, который сам себя уважает,- уважаем другими, сам себя любит, - любим другими".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!