СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие УУД во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи современной школы развивать ученика как творческую личность, создавая такие позитивные ситуации, чтобы он учился думать, видеть и понимать только позитивными эмоциями

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие УУД во внеурочной деятельности"»









Выступление на педсовете

«Формирование
Учебных Универсальных Действий
через внеурочную деятельность»












Подготовила: Хорошко Г.С.,

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ №18»















«Раз мы взялись за новое дело,мы должны

ИНАЧЕ ДУМАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ”

Авраам Линкольн, 16 президент США


Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, при­влекательно, впечатляя и вдох­новляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными ша­гами... И очень часто будущее не просто входит, оно врывается в нашу устоявшуюся повседневность. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новыми образователь­ными стандартами.

Образ будущего образования, создаваемый Стандартом, несо­мненно, привлекателен. В нем четко прослеживаются черты выпускника завтрашней шко­лы.(слайд2)

Он обладает не только запасом знаний, но и по­зицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для любого педагога — ценность и честь вырастить человека, об­ладающего такими качествами и способностями!(слайд 3)

Федеральный стандарт задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его результат. Меняются требования к образовательным программам и учебным планам. Меняется представление о крите­риях профессионального мастер­ства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность скла­дывается из сложного комплек­са показателей.

В профессиональную жизнь педагога входит понятие «универсальные учебные дей­ствия», которые отражают владе­ние учеником определенными спосо­бами построения деятельности, общения, мышления и оцен­ки. (Слайд 4)

Учебные Универсальные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.(слайд 5)

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Учащийся осваивает умение учиться и развиваться. В процессе этого освоения происходит переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе.(слайд 6)

Вы можете увидеть на слайде (слайд7)вы можете увидеть основные виды УУД. В своем выступлении я хотела бы сегодня осветить только формирование личностных УУД во внеурочной деятельности.


Что же такое личностные УУД? .(слайд 8)

Итак, Личностные УУД можно условно разделить на 3 группы .(слайд 9)

На мой взгляд, именно во внеурочной деятельности наиболее успешно можно реализовать формирование готовности и способности к выбору направления профессионального образования. .(слайд 10).

К личностным УУД относятся:

  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

  • Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • Осваивать новые виды деятельности;

  • Участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально- этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;

  • Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья..(слайд 11)

Во внеурочной деятельности мною используютсясовременные образовательные технологии при формировании личностных УУД:

  • Технология проблемного обучения

  • ИКТ- технология

  • Технология уровневой дифференциации

  • Технология ситуативного обучения

  • Технология продуктивного чтения

  • Проектная деятельность

Давайте рассмотрим несколько примеров заданий, предлагаемых учащимся. .(слайды 13-17) Таким образом, мы видим, что в каждом задании есть личностно-ориентированное зерно.

Задание 1. «Заполни  анкету для поступления в международный клуб путешественников»

Вид личностных УУД: личностное, жизненное самоопределение

Цельформирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.

Возраст: 10–15 лет.

Форма выполнения: индивидуальная.

Описание задания: заполнение анкеты для поступления в международный клуб путешественников.

Материалы: карточки с заданием.

Инструкция: учащимся раздаются карточки, в которых они должны записать информацию о себе. Затем учащиеся рассказывают о себе, используя информацию на карточке. 

Задание 2 Проект «Добро пожаловать в Россию»

Вид личностных УУД: нравственно-эстетическая ориентация

Цель: Участие в творческом процессе, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, культуры; проявление толерантности

Задание 3. Дополните список причин, почему люди изучают английский язык. Скажите, зачем Вы изучаете английский язык.

Вид личностных УУД:смыслообразование( зачем я учу английский язык?)

Цель: формирование положительного отношения к учебе, к познавательной деятельности.

Задание 4. «Оцени поведение другого.»

Вид личностных УУД: нравственно-эстетическая ориентация

Цель: развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи,

Возраст: 11–15 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: прочитать текст, о том, как учащиеся уживаются в одной комнате. По опорам высказать свое мнение.

Технология проблемного обучения

Вид личностных УУД: нравственно-эстетическая ориентация

Цель: признание для себя общепринятых морально-эстетических норм, анализ поведения персонажей текстов, их действий, уважение чужого мнения.

Описание задания: Необходимо разместить в отеле 6 человек, учитывая их характер, предпочтения. Подобрать наиболее подходящее соседство.


В результате проводимой работы я надеюсь увидеть ученика, который будет соответствоватьпортрету ученика со сформированными личностными УУД:

  1. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

  2. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

  3. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься

  4. У ученика развита рефлексия

  5. У ученика сформирована учебная мотивация .(слайд 18).


Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.



 Коротко о других формах учебной деятельности:

Проектная деятельность

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения

регулятивных метапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметныхкоммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность.

 Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Спортивная деятельность.

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные и регулятивные действия.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество «дпи»;

социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;«Подвижные игры»

краеведческая деятельность. »Доноведение»

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Творчество — происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, это процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.

Творческий проект – это самостоятельное учебно – творческое задание, выполняемое под руководством учителя и предусматривающего создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

Младший школьный возраст – это идеальный возраст для обучения созданию творческих проектов. Ребёнок начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Он хочет что-то создать, проявить себя. Пусть пока не так аккуратно, пусть пока криво и непоследовательно. Но сам! Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Что приобретает младший школьник в процессе проектной деятельности? В первую очередь – получит новый жизненный опыт, которым он сможет поделиться с другими участниками проекта, одноклассниками, друзьями, учителями, родителями.

Творческий проект предполагает максимально свободный творческий подход в решении проблемы. У него нет чёткой структуры. Реализуется он в соответствии с интересами детей. Что же может являться продуктом? Стенгазета - «Животные нашего леса», «Красавица Осень»», «Юбилей моего села», «Наш родной край», «Лекарственные травы в нашей местности». Небольшие сочинения - «Профессии наших мам», «Я о маме расскажу…», «Старожилы нашего села», «Россия – Родина моя», «Зимние забавы», «Традиции моей семьи». Книжки – малышки - «Стихи», «Мои игрушки», «Что растет на грядке?», «Береги природу!». Сценарии праздников и классных часов «Как хлеб на стол пришёл», «Осенние посиделки», «Один в поле не воин», «Самая прекрасная из женщин», произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, сувениры, таблицы, гербарии, карта, термометр, рамка для рассматривания фрагмента иллюстрации и др.

Какие же роли выполняют участники в ходе проектной деятельности? На первом этапе учителю отводится главная роль. Он организует, направляет, мотивирует, стимулирует, наблюдает. Школьник является субъектом познавательной деятельности. Он выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений, оценивает. Иногда родители консультируют и помогают ребятам. Тема проекта выбирается из содержания тем внеурочной деятельности либо внеклассного мероприятия. Тема должна быть обширной, но в то же время близка и понятна ученикам. Совместно с детьми обговаривается сложность выполнения проекта, продолжительность его выполнения в режиме внеурочной, внеклассной деятельности, доля самостоятельной работы детей и доля помощи родителей.

Формирование личностных УУД во внеурочной деятельности

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя

(ЭлбертХаббарт)

Личностное развитие учащихся подразумевает, прежде всего, становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности.
К личностным УУД относятся:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

 -осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

-осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

-стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивание: способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности, умения оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Критериями сформированностиличностных УУД следует считать:

-структуру ценностного сознания;

-уровень развития морального сознания;

-присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

-полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Согласно п. 16Ф ГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Одной из актуальных задач внеурочной деятельности является воспитание личности ребёнка, способной к позитивной социализации в окружающем мире.

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

Совместно с родителями провели мероприятия нравственного характера на воспитание у детей доброжелательности, отзывчивости и сострадания:

«День матери», «День именинника», реализовали проекты «Помоги пернатым», «Сердце матери», «Подарок ветерану», «Памятные журавлики», поучаствовали в конкурсе «Путешествие в старый Очёр».

Данные мероприятия позволяют формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Дети очень любят сами участвовать в мероприятии и подводить итог занятия:

Упражнение «Чаша добра»

На столе стоят весы, на одной чаше которых лежат три листа бумаги со словами зависть, жадность, грубость.

- чтобы победить зло, надо вспомнить ваши добрые дела за сегодняшний день и записать их на листочках. Чаша с вашими добрыми делами должна перевесить чашу со злыми словами.

Упражнение ”Я в лучах солнца”. Нарисуйте солнце, в центре круга напишите ”Я”. И вдоль каждого луча напишите свои положительные качества. Количество качеств соответствует количеству лучиков. Потом мы прикрепляем солнышки вокруг большого солнца. Получается красочное панно «Мы солнышки» .


Упражнение«Домик». Построить свой домик, но домик будет необычным. Необходимо взять кирпичики с теми качествами, с которыми вам бы хотелось жить в нём.


МИР ВОЙНА

СВЕТ КАПРИЗ

ЛЮБОВЬ ШАЛОСТЬ

УВАЖЕНИЕ БЕЗДЕЛИЕ

ТЕПЛО ЛЕНЬ

ТРУД СКУКА

СТАРАНИЕ ЗЛО

ТЕРПЕНИЕ ССОРА

ДИСЦИПЛИНА ОБИДА


Делаем вывод: «Мы будем уважать и любить друг друга, терпеливо относится к учёбе. Будем дарить всем свет тепло. А в школьном доме у нас всегда будет МИР».


Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

(адаптированный для младших школьников вариант)

Цель: - выявление сформированности самооценки школьника

Оцениваемые УУД: действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе

Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.


«Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.

В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.

Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.

В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.

Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?»

Уровни сформированности самооценки

Заниженная самооценка являются попадание в четвёртый круг.

Адекватная самооценка – второй и третий круг.

Завышенной – в первый круг.

Таким образом, формирование личностных УУД, обеспечивающих решение задач ценностно-личностного развития учащихся реализуется не только в рамках урочной деятельности, но и в большей степени во внеурочной деятельности: классные часы, индивидуальные беседы, организацию совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов, возможностей каждого ученика, обсуждение тех или иных поступков и решений. Эта работа может быть успешной только в случае создания атмосферы сотрудничества: педагог- обучающийся-родители.


































Родина Наталия Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Очёрская СОШ №1»


Развитие УУД во внеурочной деятельности

через историческую игру и метод проектов


Внеурочная деятельность в наше время является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.

Особенностью нового образовательного стандарта начальной школы становится деятельностный режим обучения. Исходя из этого, в учебный процесс органично вписывается активный метод обучения - это метод проектов. Чем ценна проектная деятельность для школьника? У ребёнка появляется возможность проявить свои творческие способности, знания в определённой области, сделать что-то самостоятельно или в группе, презентовать результат своей работы. Таким образом, работа над проектом затрагивает не только познавательные стороны обучения, но и способствует формированию у детей УУД, таких как: регулятивные(умение планировать и организовывать свою деятельность, корректировать результаты, относительно поставленной цели, оценивать и т.д.); познавательные (осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием различных источников, записывать эту информацию, в том числе с помощью ИКТ и т.д.), коммуникативные (умение слушать, вступать в полилог, принимать иную точку зрения, предлагать и корректно отстаивать своё мнение, взаимодействовать с одноклассниками, учителем, родителями и т.д.). При достижении личностных результатов у школьника формируются: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, чувства сопричастности и гордости за свою школу, Родину, их историю, осознание ответственности за общее благополучие, нравственная оценка как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей, понимание чувств людей и сопереживание им, развитие эстетического чувства на основе знакомства с культурой школы, города, края.

Составляющими любого проекта являются идея, которая несёт в себе определённую проблему, пути её решения и особенно, результат. Важно, чтобы проект имел практическое применение. В своей практике мы опираемся на интересы детей. Понятно, что в первом - втором классе рано говорить о темах, которые исходят от самих учеников, и задача учителя в том и состоит, чтобы вывести детей на проект.


Идея проекта «Мы и школа», который был выполнен нами в рамках мероприятий, посвящённых школьному юбилею, возникла не сразу. Наше проектирование начиналось с общешкольной исторической игры «ФОТОСЛЕД: навстречу юбилею», посвященной 80 – летию школы. Оказывается, историю Очёрской средней школы № 1 хранят многие здания нашего города. Задачей игры стал поиск памятных мест, зданий и сооружений по фотофрагменту со старых снимков и небольшой исторической справке. Кроме того мы фотографировались около или на их месте, обыгрывая пословицу об учёбе, указанную в задании. Так мы с первоклассниками начали творить свою школьную историю и оставили в ней свойфотослед.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты; творческие проекты; приключенческо-игровые проекты; информационные проекты; практико-ориентированные проекты.

В этом учебном году мы с классом активнее принимаем участие в проектной деятельности. Наши проекты – ФОТОСЛЕДЫ «Малковские километры» (к юбилею учителя и краеведа Ф.М. Малкова), «Очёрскому краю» - 80 лет» на начальном этапе имели игровую основу. Главное для меня, как учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители раньше не участвовали в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Знакомя родителей с ФГОС НОО, убеждаем, что они обязаны заботиться об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, содействовать их саморазвитию и самопознанию, конкурентной способности. Они совместно с педагогом сопровождают личностный рост ребёнка на протяжении всей его школьной жизни.

Участвуяв создании и реализации проектов, у родителей появилась возможность сблизиться со своими детьми. Эта работа стала для всех интересным и захватывающим делом. Наши родители вместе с детьми дома объясняли смысл пословиц, выполняли несложные исследования, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, готовить защиту своей работы. Активная жизненная позиция родителей, безусловно, становится образцом для детей, учащихся класса. Деятельность инициативных и ответственных родителей при поддержке и поощрении классного руководителя благотворно влияет и на других родителей класса, с низкой первоначальной активностью. Они также становятся ответственными и полноправными участниками образовательного процесса.

Самым сложным и самым интересным на заключительном этапе проекта оказалось выполнить фотографии, обыгрывая пословицы. Итоговыми мероприятиями становятся экскурсии по памятным местам в городе и фотосессии, которые оформляются в виде презентации.

Конечно, участвовать в ФОТОСЛЕДЕ к юбилею газеты «Очёрский край» и не познакомиться с ней поближе было бы не правильно. Мы в классе реализовали проект «С юбилеем, газета!». Познакомились с рубриками и материалами газеты, выяснили отношение к районной газете родственников. Ввели регулярное чтение газеты в классе (выборочный материал) с обсуждением, выполнили творческое задание «Что я знаю о газете?». Свои материалы отправили на конкурс в Центральную детскую библиотеку. Устойчивый интерес к газете у ребят держится за счет узнаваемости материала (знакомые лица, известные в районе события, объявления и о них самих). И, наконец, самый важный проект этого года для нас «Мы читаем о войне или «70 произведений о ВОв». Приурочен он к юбилею Победы и году литературы. Мы читали по произведению почти каждый день, начиная с марта месяца. Дети приносили книги в школу на пятиминутки чтения. Готовили рисунки к прочитанным произведениям, учились задавать вопросы по прочитанному, читали дома, интересные произведения советовали прочесть одноклассникам или готовили для прочтения в классе. Посетили ЦДБ, тематические часы «Животные на войне», «Дети – герои». Приняли участие в конкурсах рисунков, школьном и районном. Готовили подарки ветеранам. Ходили вручать эти подарки подготовленными детьми по домам. На праздновании Дня Победы ребята также поздравили ветеранов. Дети дарили свои сувениры, произносили слова благодарности и, чувствовалось, что это они делают от чистого сердца.

Этот тематический проект оставил позитивный след в душах детей. Подводя итоги, дети отмечают не только приобретённые знания и коллективную деятельность, но и предлагают идеи новых проектов. Проектная деятельность даёт возможность ученику не только раскрыть свои творческие способности, но и учит ребёнка учиться.



Формирование личностных УУД во внеурочной деятельности

Из опыта работы . Иванова Т. А.

Цель обучения ребёнка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя

(ЭлбертХаббарт)

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В этом году я работаю в 4-в классе. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Мне, как учителю начальных классов необходимо сформировать у моих учащихся готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Учебные Универсальные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Учащийся осваивает умение учиться и развиваться. В процессе этого освоения происходит переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.

Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов нового поколения начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

В школе мною реализовываются программы, которым было отдано предпочтение родителей и детей. Это программы таких кружков, как:

«Умка» (в рамках общеинтеллектуального направления)

Программа этого кружка разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Необходимо развивать способности детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

Занятия способствуют расширению кругозора, развивают мотивацию к познанию и творчеству, формируют логическое и творческое мышление, развивают речь учащихся, обучают младших школьников работе с различными источниками информации, развивают коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

«Основы питания» (оздоровительное направление)

Программа представляет собой новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. На занятиях проводится развитие и коррекция недостаточно сформированных психических процессов (внимание (произвольное), память (долговременная), мелкая пальцевая моторика, мышление и его операции), развитие наглядно-образного и наглядно-действенного, логического мышления, формирование положительных эмоций, творческих способностей.

Это происходит ненавязчиво, естественно, в доступной, интересной, игровой форме. При изучении тем дети опираются на свой опыт, показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создаёт ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении и воспитании детей.

В увлекательной игровой форме дети знакомятся с гигиеной питания, узнают о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получают представления о правилах этикета.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

«Доноведение» (в рамках духовно-нравственного направления)

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

В основе методики преподавания курса «Доноведение» лежит проблемно-поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

«Декоративно-прикладное искусство» (в рамках общекультурного направления)

Занятия способствуют формированию у учащихся художественной культуры, эстетического отношения к труду, учат ценить красоту, развивают творческие способности, воспитывают уважение к труду, учат работать в коллективе, уважать друг друга. Учащиеся учатся пользоваться приспособлениями и инструментами, проявляют эрудицию и фантазию.


«Декоративно-прикладное искусство» (в рамках социального направления)

На занятиях кружка даются элементарные геометрические знания, закладываются основы для понимания различных конструкций предметов, учат детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия. Формируются умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Учащиеся обучаются различным приемам работы с бумагой. Применяются знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивается внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазия детей. Расширяются коммуникативные способности детей. Совершенствуются трудовые навыки.


Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная проектная деятельность учащихся. Это один из эффективных методов формирования универсальных учебных действий. Проектное обучение предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.



В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Федеральные государственные стандарты II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проекта предполагает:

  • связь обучения с жизнью;

  • развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  • развития умения адаптироваться к действительности;

  • умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться.

В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе. Я даю возможность каждому ребёнку проявить себя.

Эту работу я начала ещё в букварный период. Уже тогда дети выполняли небольшие проекты об изученных буквах. Самостоятельно искали материал и делились с нами тем, что они узнали.

Конечно, без помощи родителей не обходимся. А Федеральные государственные стандарты нового поколения и предполагают вовлечение родителей в школьную жизнь.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Поэтому уже сейчас, с первого класса, начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

Организация групповой работы учащихся явилась для меня особой педагогической задачей, так как учащиеся ещё не умели работать в группе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Уже сейчас применяю тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

  • Умение видеть проблемы

  • Умение выдвигать гипотезы

  • Умение задавать вопросы,

то есть развитие регулятивных УУД

  • Подбор литературы по заданной теме

  • Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,

то есть развитие познавательных УУД.

Также некоторые учащиеся создают свои простейшие проекты и презентуют их (развитие личностных и коммуникативных УУД).

Привлекая к этой работе родителей, я объяснила им, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провела специальные собрания-лекции, на которых разъяснила родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация внеурочной и проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.

В условиях правильной организации внеурочной и исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся. Выполняя работу в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Все свои успехи и радостные открытия учащиеся вносят в Портфолио – копилку любых своих успехов.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!