СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Проектирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и окружающего мира".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете "Проектирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и окружающего мира".

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Проектирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и окружающего мира".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 города Пугачёва Саратовской области»













Проектирование универсальных

учебных действий

на уроках литературного чтения и

окружающего мира.







Выступление подготовила

учитель начальных классов

Акимова Светлана Юрьевна









Город Пугачёв.

Проектирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 
1) личностные; 
2) регулятивные (включает и действия саморегуляции); 
3) познавательные; 
4) коммуникативные.

Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД.

Как же конкретно могут быть сформированы универсальные учебные действия? Рассмотрим на примере школьных предметов: литературного чтения и окружающего мира.

Требование к результатам изучения этих предметов включают формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.



Личностные УУД

Личностные УУД формируются абсолютно на каждом уроке литературного чтения и окружающего мира, т.к. на каждом уроке формируется знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

На каждом уроке литературного чтения мы проводим анализ прочитанного произведения, обсуждаем, что автор хотел нам показать, чему хотел научить, что нового дети узнали, что для себя отметили. Таким образом идёт осмысление не только поступков героев, но и своих поступков, своих жизненных принципов, ценностей, взглядов и мнений.

На каждом уроке окружающего мира конкретно в 4 классе мы познаём свой организм: как он устроен, какое воздействие на него оказывает окружающая среда, какие есть способы сохранить своё здоровье. Дети познают себя, анализируют, высказывают свои наблюдения.

Таким образом, на этих двух предметах формируются следующие личностные УУД: самоопределение и самосознание, смыслообразование, нравственно – эстетическая ориентация.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание присутствует на каждом уроке.

2.Планирование на данных уроках является неотъемлемой частью, т.к. приходится много пересказывать, а для этого должен быть определённый план. Дети учатся выделять главные моменты и ставить их в нужной последовательности.

Например, по чтению, после знакомства с произведением Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна», мы с ребятами составили краткий план пересказа. На следующий урок дети легко пересказали эту довольно длинную сказку.

По окружающему миру мы сами составляем памятки. Например, когда мы проходили блок «Как человек воспринимает окружающий мир», где шла речь об органах чувств, мы составляли памятки «Береги глаза», «Береги слух», «Береги обоняние». По ним дети легко запоминают информацию. Также планирование необходимо при подготовке проектов. Здесь очень важно «разложить всё по полочкам» и последовательно расссказать.

3.Контроль тоже обязательно присутствует. Нам в этом помогают тетради на печатной основе. Например, по чтению есть задания «Проверь себя». Ребята анализируют, что они усвоили хорошо, а что необходимо повторить.

4.Коррекция производится в тех случаях, когда материал усвоен слабо или неточно. Но её проводят сами же дети. Неточная информация корректируется и дополняется.

5.Оценка. Большинство детей в классе научились сами адекватно оценивать свои результаты, они сами могут перечислить моменты, вызвавшие затруднения в ответе. Например, по литературному чтению оценка ставится за несколько видов работ: за грамотное и выразительное чтение, за правильные ответы на вопросы по тексту и за пересказ. Ребята анализируют и оценивают свою работу на уроке по данным критериям.

6.После самооценки обязательно следует планирование дальнейшей работы по улучшению своих результатов, т.е. саморегуляция.

Познавательные УУД (общеучебные)

И на уроках литературного чтения, и на уроках окружающего мира мы много разговариваем, обсуждаем различные ситуации, анализируем. Дети учатся грамотно строить свои высказывания, осознанно вчитываться в тексты, извлекать наиболее важную информацию, а недостающую информацию находить в различных источниках: в книгах, в интернете, от родителей и т.д. По чтению, например, может встретиться незнакомое слово или фраза, толкования которых в учебнике нет. По окружающему миру иногда бывают такие задания, которые требуют дополнительной информации из дополнительных источников. Например, нужно ответить на вопрос: почему во время насморка мы почти перестаём чувствовать запахи? Или нужно объяснить смысл слова дигустатор. Дети часто сталкиваются с заданиями поискового характера, сами выбирают рациональные пути решения проблемы.

Таким образом, на литературном чтении и окружающем мире формируются все познавательные общеучебные универсальные действия.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). После прочтения любого произведения мы делаем анализ, чему нас оно научило. Дети выделяют главный смысл, подбирают подходящую пословицу и делают вывод.

  • синтез — составление целого из частей. Например, по чтению есть задания: дополни недостающие компоненты в плане к рассказу, создай обложку к книге.

  • установление причинно-следственных связей. По чтению выясняется, например, почему с таким – то героем это произошло? Бывает ли так в жизни? Что бы произошло в реальности в данной ситуации? Были ли вы в похожей ситуации? Например, в басне Ивана Крылова «Стрекоза и Муравей» дети на примере Стрекозы увидели , что бывает, если на заботиться о завтрашнем дне. Стрекоза всё лето пела, а с приходом зимы у неё не было ни еды, ни укромного уголка.

По окружающему миру, изучая тему «Поговорим о вредных привычках», дети узнают, что будет, если человек курит, пьёт алкоголь, принимает наркотики, как это сказывается на его здоровье.

Продолжением этого пункта УУД является следующий:

  • построение логической цепи рассуждений: что, за чем и когда следует. Дети рассуждают, приводят примеры из жизни, т.е. приводят …

  • доказательство;

  • после чего выдвигают гипотезу о том, что нельзя курить, пить алкоголь и принимать наркотики и обосновывают её, используя также научные подтверждения.

Таким образом, познавательные логиеские универсальные действия тоже формируются на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Коммуникативные УУД

На уроках литературного чтения и окружающего мира дети учатся слышать друг друга, проявлять терпение, уважение к мнению товарища, умение вступать в диалог. Это проявляется тогда, когда мы анализируем определённую тему и дети высказывают свои мысли.

Все УУД формируются комплексно, неразрывно. Все они являются продолжением друг друга. Нет наиболее или наименее важных – они все важны.

В процессе систематической работы по формированию УУД на уроках, учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Это даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.















Список литературы

  1. Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5. 

  2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]

  3. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Пособие для учителя. Под редакцией А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2008 

  4. http://standart.edu.ru 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!