ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«Усть-Кутский промышленный техникум»
Согласовано:
Зам. директора по МР
ГБПОУ ИО УКПТ
_______ О.В.Васильева
«___» _________ 2023 г.
Доклад по теме самообразования:
«Организация работы мастера производственного обучения
по развитию индивидуальных умений обучающихся»
Автор разработки:
Мастер
производственного
обучения
Высшая категория
Воронина М.В.
Усть – Кут
2023 г.
Тема самообразование мастера производственного обучения Ворониной М.В.
«Организация работы мастера производственного обучения
по развитию индивидуальных умений обучающихся»
«Умение - это высшее человеческое свойство,
формирование, которого является конечной
целью педагогического процесса,
его завершением»
К. К. Платонов
Главная задача мастера производственного обучения – помочь студенту получить и освоить опыт старшего поколения, обогащать и развивать его.
Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Цель всякого трудового обучения формирование умений, определяющих продуктивность, качество и скорость деятельности. Важнейшими характеристиками умений являются их сознательность, целенаправленность, произвольность и способ достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности.
В процессе практических занятий происходит автоматизация некоторых компонентов умений, образование навыков. Эти навыки в свою очередь являются необходимым условием успешного овладения новыми, более обобщенными знаниями, навыками и умениями.
Основные этапы формирования умения, применяемые на практических занятиях мастером производственного обучения:
1. Ознакомление со значением умения, и постановка целеовладения ими. Умения появляются только тогда, когда есть способность адаптировать полученные знания к практической деятельности. В случаях, когда мастер п/о обнаруживает отсутствие у обучающего конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные обучающие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации занятий учебной практики.
2. Ознакомление с последовательностью выполнения действий. Актуализация знаний - один из этапов занятий по учебной практики, подготовка обучающихся к работе, восприятию нового материала, напоминания ранее изученные темы, актуализации их умения и навыка. На этом этапе мастер п\о направляет работу обучающихся таким образом, чтобы они вспомнили необходимые знания, умения и навыки для восприятия новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у обучающихся.
3. Демонстрация мастером п\о обучающимся образца выполнения действий. Цель - создание в сознании обучающихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий и приемов, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке соответствующих приемов и способов работы.
Полный и точный образ трудового действия, в сознании обучающегося возникает не мгновенно. Вначале он запечатлевается в общем виде, затем постепенно уточняется в деталях. Для того чтобы обучающиеся могли осознать показываемое, разобраться во всех его подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь.
Поэтому мастер п\о выполняет показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делает паузы между ними, фиксирует внимание обучающихся не только на конечных, но и на промежуточных моментах действия.
Воспринимая показ трудовых приемов, обучающиеся должны не только понять, но и запомнить во всех деталях то, что им показывает мастер. Поэтому показ трудовых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.
4. Выполнение тренировочных упражнений, нацеленных на овладение умением. При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная отработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.
5. Самостоятельное применение умений. Самостоятельное выполнение обучающимися упражнений по отработке навыков и трудовых приемов. Приёмка готовой работы и проверка усвоенного материала, Подведение итогов работы за день, выявление лучших работ обучающихся. Разбор вопросов и ошибок обучающихся, выставление оценок за работу.
Обучение и учение взаимно обусловлены, поэтому субъективные позиции мастера п/о и обучающегося оказываются тесно связаны между собой: один пришел за тем, чтобы научиться, а другой поделиться своим знанием и сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия.
Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающегося на уроках производственного обучения – один из элементов качественной подготовки будущих профессионалов. Доверяя студентам, самостоятельное выполнение заданий, у обучающихся повышается ответственность, уровень самооценки, что дисциплинирует и повышает профессиональную культуру и любовь к профессии.