СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме «Метод проектов один из способов развития коммуникативной компетенции при овладении учащимися вторым иностранным языком»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя немецкого языка Барановой О.В на заседаниии ММО

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме «Метод проектов один из способов развития коммуникативной компетенции при овладении учащимися вторым иностранным языком»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАБАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»














Доклад

по теме

«Метод проектов один из способов развития коммуникативной компетенции при овладении учащимися вторым иностранным языком»







Баранова Ольга Владимировна

учитель немецкого языка














с. Хабары

2020

Сегодня никто не оспаривает - важность изучения иностранного языка. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющих не только разговорным языком, но и профессиональной терминологией. Целью обучения второму иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции во втором иностранном языке, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию на основе коммуникативных умений учащихся в родном и первом иностранных языках, а также на основе сформированных ранее общеучебных умений, как на межъязыковом, так и на межпредметном уровнях.

Каждый учитель, который преподаёт иностранный язык, замечал разницу в изучении первого и второго иностранного языка. Новые задачи, которые стоят перед преподавателем иностранного языка, предполагают изменение в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля. Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я активно применяю в своей работе метод проектов. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к нашему предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Для того чтобы побудить учащихся к активной деятельности, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Вспомним, что же представляет собой метод проектов. Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов может преобразовать уроки второго иностранного языка в дискуссионное, исследовательское занятие, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы особенностей культуры страны и межкультурного взаимодействия.

В обучении иностранному языку метод проектов используется в тесном контакте с учебной программой. В основе метода проектов лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание изучаемого языка, но и владение объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Для того чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

С целью восприятия языка как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур.

Таким образом, основная идея подобного подхода заключается в перенесении акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Вот, почему, я обращаюсь к методу проектов. Отличительная черта метода проектов - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

Проблема формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о себе, о школьной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, создавать брошюры, презентации.

Часто учителя предпочитают использовать на своих уроках групповые проекты. Работа над групповым проектом, как и любая групповая работа, позволяет эффективно решать не только учебные, но и специфические определенную трудность для учителя.

Прежде всего, серьезной задачей является само формирование проектной группы. В идеале все ее участники должны быть активными, самостоятельными и ответственными. Чтобы группа успешно справилась с проектом, среди ее участников должны быть: «генератор идей» - тот, кто придумывает, «эрудит» - тот, кто много знает, «критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.

Также должен быть лидер (лидеры) и исполнители. И еще, дети должны обязательно сотрудничать. При этом руководство групповой проектной работой представляет момент проявлять гибкость или принципиальность, видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели и т. п.

Если проекты выполняются детьми регулярно с 5-го класса, то через несколько лет, примерно к 8-9 классу, они смогут эффективно работать над групповым проектом.

Есть еще одно ограничение для групповых проектов – они не должны быть долгосрочными: детям трудно самостоятельно наладить и осуществить совместную деятельность на протяжении длительного времени. Учителю также будет нелегко отслеживать групповую работу в долгосрочном режиме. По этим причинам групповые проекты – это, как правило, урочные и краткосрочные проекты.

Групповые проекты имеет смысл применять, когда наряду с учебными задачами, есть необходимость формировать коллектив класса, развивать у детей навыки сотрудничества. Однако при групповой работе нет возможности дать каждому учащемуся опыт активного и ответственного участия на каждом этапе работы над проектом в одинаковой степени. Всегда кто-то выполняет основную работу, а кто-то отходит на второй план. Поэтому наряду с групповыми проектами дети должны попробовать свои силы и в индивидуальной проектной работе.

Преимущества групповых проектов:

  • - формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

  • - проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне;

  • - групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему больше всего удается;

  • Работа в группе создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаимодействии может поднять статус отдельных учащихся в группе сверстников;

  • - совместная работа дает возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

Также можно выделить и недостатки групповых проектов:

  • - дает возможность отдельным учащимся не проявлять активность, а «выезжать» за счет более инициативных и ответственных участников группы;

  • - нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

  • - у отдельных участников не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы;

  • - труднее организовать и координировать работу;

  • - труднее оценить вклад каждого члена группы.

С целью повышения эффективности коммуникативных компетенций обучающихся на уроках немецкого языка, как второго иностранного, я использую различные виды проектов как групповых , так и индивидуальных:
Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Например проекты «Комната моей мечты», «Расписание уроков», «Мое любимое животное».
Информационные. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Например Проект “Генеалогическое древо моей семьи”

Категория проекта: творческий, краткосрочный, индивидуальный
Возрастная категория учащихся: ученики 5 класса
Цель проекта: развитие коммуникативной компетенции по теме «Моя семья»
Задачи:

  1. совершенствование коммуникативных навыков по теме;

  2. совершенствование навыков восприятия речи носителей языка на слух с целью извлечения необходимой информации;

  3. совершенствование навыков работы с текстом (различные виды чтения);

  4. обобщение и систематизация полученных знаний.

Планируемые результаты: учащиеся собирают сведения о своих близких родственниках: имена, родственные связи и т.д.; составляют план расположения объектов, рисуют генеалогическое древо и презентуют его.
Материально-техническое обеспечение: учебник, ПК с программным обеспечением, семейные архивы (фотографии, информация о родственниках), бумага, цветные карандаши.
Этапы работы над проектом:
Первый этап: учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме
Лексический материал по теме отрабатывается на основе структурно-логических схем, что позволяет не только установить словесно-логические связи, но и ускорить процесс запоминания новых лексических единиц.
Второй этап (организационный): определяются направления работы, обсуждается детальный план работы и форма презентации результатов (генеалогическое древо, рисунок, создание макета и т. д). Третий этап: работа с текстом. Ученики выполняют изучающее чтение текста по теме. Цель данного вида работы — закрепление лексического и грамматического материала по данной теме. Также предлагаются задания на аудирование для развития у учащихся навыков восприятия иноязычной информации на слух. В качестве дополнительного задания предлагается написать о своей семье, роли каждого человека в семье, об обязанностях каждого в семье и т.д.
И, наконец, заключительный этап: подготовка и презентация проектов «Генеалогическое древо моей семьи» . При подведении итогов проектной деятельности я стараюсь оценить каждый проект. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость устной презентации. В большинстве случаях, защита проекта показывает, что повышается коэффициент успешности речевой деятельности:

-увеличился темп речи учащихся;

-пополнился лексический запас учащихся;

-высказывания стали более логичными.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями. Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.

При проведении проектной работы передо мной как учителем возникает ряд проблем. Одна из них — организация работы. Проекты, несомненно, создают дополнительную работу. Если решили использовать при изучении какой-либо темы метод проектов, необходимо все тщательно продумать, разработать, четко определить учебные задачи, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки зависит от типа проекта и его темы, а также от условий проведения. При подготовке проекта учитель должна убедиться, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить. Нужно подробно объяснить каждому, что и как следует делать.

Иногда можно столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, например, отсутствие интереса или мотивации, взаимоотношения с другими членами группы. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Успех группы зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе — 3–5 человека. Желательно, чтобы к каждой группе был сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Необходимо учитывать и психологическую совместимость детей.
Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

В заключении, могу сделать вывод, что метод проектов не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Этот метод позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому формированию активной позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого при изучении предмета.
Считаю, что использование метода проектов на уроках иностранного языка, как второго— это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!