СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Современные технологии в преподавании истории. Технология критического мышления"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Современные технологии в преподавании истории. Технология критического мышления"»

Современные технологии в преподавании истории. Технология критического мышления . Презентацию подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ «Тагнинская ООШ» Петрук Марина Васильевна

Современные технологии в преподавании истории. Технология критического мышления .

Презентацию подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ «Тагнинская ООШ»

Петрук Марина Васильевна

Что же означает понятие «критическое мышление»?  По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., - и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike - «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» - «делающий оценку, разбор». Критическое мышление - интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически - значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Что же означает понятие «критическое мышление»?

По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., - и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike - «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» - «делающий оценку, разбор». Критическое мышление - интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически - значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Какие цели и задачи ставит данная технология? - Формирование нового стиля мышления - Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность - Развитие аналитического, критического мышления. - Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации - Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Какие цели и задачи ставит данная технология?

- Формирование нового стиля мышления

- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

- Развитие аналитического, критического мышления.

- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Основа технологии критического мышления - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Первая стадия (фаза) – вызов , когда ставится задача, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания. Например, на стадии вызова применяются такие приёмы, как - Таблица «З-Х-У». - Плюс-минус-интересно. - Верные и неверные утверждения – Кластер – Ключевые термины и другие. Деятельность учителя : выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять. Внимательно выслушивает их ответы Деятельность учащихся : актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме; задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Основа технологии критического мышления - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая стадия (фаза) – вызов , когда ставится задача, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания. Например, на стадии вызова применяются такие приёмы, как

- Таблица «З-Х-У».

- Плюс-минус-интересно.

- Верные и неверные утверждения

– Кластер

– Ключевые термины и другие.

Деятельность учителя : выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.

Внимательно выслушивает их ответы

Деятельность учащихся : актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;

задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. На стадии осмысления: – Инсерт-система маркировки текста – маркировочная таблица «Знаю – хочу узнать – узнал» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. – «Шесть шляп мышления» и другие. Деятельность учителя : поддерживает у обучающихся активность; выступает в роли консультанта Деятельность учащихся : получает новую информацию; осмысливает ее; соотносит с уже имеющимися знаниями.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. На стадии осмысления:

– Инсерт-система маркировки текста

– маркировочная таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»

  • Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

– «Шесть шляп мышления» и другие.

Деятельность учителя : поддерживает у обучающихся активность; выступает в роли консультанта

Деятельность учащихся : получает новую информацию;

осмысливает ее;

соотносит с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. На стадии рефлексии Синквейн Эссе Дискуссия Круглый стол Деятельность учителя : возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. вносит изменения, дополнения. даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Деятельность учащихся : соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления обобщает полученную информацию;

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. На стадии рефлексии

Синквейн

Эссе

Дискуссия

Круглый стол

Деятельность учителя : возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.

вносит изменения, дополнения.

даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Деятельность учащихся : соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления

обобщает полученную информацию;

Одним из приемов, который можно применять на уроках истории и обществознания является составление « КЛАСТЕРА ».

Одним из приемов, который можно применять на уроках истории и обществознания является составление « КЛАСТЕРА ».

Прием «Четвертый лишний» Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова. К теме «Религия древних славян»: Молитва, жертва, идол, летопись Зевс, Ярило, Стрибог, Перун. К теме «Древнерусское государство»: Хазары, печенеги, кривичи , половцы. Уроки, погосты, полюдье, повоз

Прием «Четвертый лишний»

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.

К теме «Религия древних славян»:

Молитва, жертва, идол, летопись

Зевс, Ярило, Стрибог, Перун.

К теме «Древнерусское государство»:

Хазары, печенеги, кривичи , половцы.

Уроки, погосты, полюдье, повоз

СИНКВЕЙН . Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Процесс написание синквейна очень нравиться многим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка. Монголо - татары сильные, коварные нападают, сражаются, проигрывают битва на реке Угре победа русских

СИНКВЕЙН . Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Процесс написание синквейна очень нравиться многим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.

Монголо - татары

сильные, коварные

нападают, сражаются, проигрывают

битва на реке Угре

победа русских

Прием «Верные — неверные утверждения» Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». Пример: вельмож хоронили в гробницах (да); обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет); фараон мог приказать побить вельможу палками (да); вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да); вельможа пахал землю у себя на участке (нет); вельможа не работал (нет). вельможа носил много украшений (да);

Прием «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Пример:

вельмож хоронили в гробницах (да);

обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);

фараон мог приказать побить вельможу палками (да);

вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);

вельможа пахал землю у себя на участке (нет);

вельможа не работал (нет).

вельможа носил много украшений (да);

«Знаю - хочу узнать – узнал». Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока. Знаю Фараоны – правители Египта Хочу узнать Узнал Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? В какие страны организовывали походы. Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте? Легко ли жилось египетскому воину? Какое вооружение имели египетские воины. Какие войска были в Египте. Как жилось простому египетскому воину.

«Знаю - хочу узнать – узнал». Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю

Фараоны – правители Египта

Хочу узнать

Узнал

Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства

В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?

В какие страны организовывали походы.

Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?

Легко ли жилось египетскому воину?

Какое вооружение имели египетские воины. Какие войска были в Египте. Как жилось простому египетскому воину.

Прием

Прием "Лови ошибку"

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Приём “Жокей и лошадь”. Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём “Жокей и лошадь”.

Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Физкультминутка «да/нет» Описание: «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания). Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков» Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да) Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет) Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да) Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.) Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет) Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

Физкультминутка «да/нет»

Описание: «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»

Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)

Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)

Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)

Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)

Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)

Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы применяется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов.

Толстый и тонкий вопросы».

Прием «Толстый и тонкий вопросы применяется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов.

Тонкие вопросы Толстые вопросы Сколько дней проводились Олимпийские игры? Дайте объяснение, почему праздник объединял эллинов? Кто мог участвовать в играх? Почему вы думаете, что это был чисто мужской праздник? Что входило в пятиборье? Предположите, что будет, если между враждующими греческими полисами будет война?

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько дней проводились Олимпийские игры?

Дайте объяснение, почему праздник объединял эллинов?

Кто мог участвовать в играх?

Почему вы думаете, что это был чисто мужской праздник?

Что входило в пятиборье?

Предположите, что будет, если между враждующими греческими полисами будет война?

«Пазлы» (Групповая работа ) Учебный текст с большим количеством терминов, дат, фактов выписывается на карточки. Задание: прочитав текст, собрать карточки в связный рассказ и записать в тетрадь.

«Пазлы» (Групповая работа )

Учебный текст с большим количеством

терминов, дат, фактов выписывается на

карточки.

Задание: прочитав текст, собрать карточки в

связный рассказ и записать в тетрадь.

Что дает технология критического мышления учителю: - Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в совместный и интересный поиск. Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:  - Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу. - Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. - Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими. - Развитие умения анализировать полученную информацию.

Что дает технология критического мышления учителю:

- Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в совместный и интересный поиск.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

- Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.

- Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.

- Развитие умения анализировать полученную информацию.

«Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)    Спасибо за внимание!

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.»

(Конфуций)

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!