Современные технологии в преподавании истории. Технология критического мышления .
Презентацию подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ «Тагнинская ООШ»
Петрук Марина Васильевна
Что же означает понятие «критическое мышление»?
По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., - и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike - «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» - «делающий оценку, разбор». Критическое мышление - интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически - значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.
Какие цели и задачи ставит данная технология?
- Формирование нового стиля мышления
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
- Развитие аналитического, критического мышления.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Основа технологии критического мышления - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая стадия (фаза) – вызов , когда ставится задача, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания. Например, на стадии вызова применяются такие приёмы, как
- Таблица «З-Х-У».
- Плюс-минус-интересно.
- Верные и неверные утверждения
– Кластер
– Ключевые термины и другие.
Деятельность учителя : выступает в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять.
Внимательно выслушивает их ответы
Деятельность учащихся : актуализирует и обобщает имеющиеся знания по данной теме или проблеме;
задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией. На стадии осмысления:
– Инсерт-система маркировки текста
– маркировочная таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»
- Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
– «Шесть шляп мышления» и другие.
Деятельность учителя : поддерживает у обучающихся активность; выступает в роли консультанта
Деятельность учащихся : получает новую информацию;
осмысливает ее;
соотносит с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. На стадии рефлексии
Синквейн
Эссе
Дискуссия
Круглый стол
Деятельность учителя : возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям.
вносит изменения, дополнения.
даёт творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Деятельность учащихся : соотносит «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления
обобщает полученную информацию;
Одним из приемов, который можно применять на уроках истории и обществознания является составление « КЛАСТЕРА ».
Прием «Четвертый лишний»
Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.
К теме «Религия древних славян»:
Молитва, жертва, идол, летопись
Зевс, Ярило, Стрибог, Перун.
К теме «Древнерусское государство»:
Хазары, печенеги, кривичи , половцы.
Уроки, погосты, полюдье, повоз
СИНКВЕЙН . Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Процесс написание синквейна очень нравиться многим ученикам. Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.
Монголо - татары
сильные, коварные
нападают, сражаются, проигрывают
битва на реке Угре
победа русских
Прием «Верные — неверные утверждения»
Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».
Пример:
вельмож хоронили в гробницах (да);
обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
вельможа не работал (нет).
вельможа носил много украшений (да);
«Знаю - хочу узнать – узнал». Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю
Фараоны – правители Египта
Хочу узнать
Узнал
Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства
В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы?
В какие страны организовывали походы.
Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте?
Легко ли жилось египетскому воину?
Какое вооружение имели египетские воины. Какие войска были в Египте. Как жилось простому египетскому воину.
Прием "Лови ошибку"
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Приём “Жокей и лошадь”.
Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Физкультминутка «да/нет»
Описание: «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).
Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»
Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)
Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)
Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)
Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)
Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)
Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)
Толстый и тонкий вопросы».
Прием «Толстый и тонкий вопросы применяется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов.
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Сколько дней проводились Олимпийские игры?
Дайте объяснение, почему праздник объединял эллинов?
Кто мог участвовать в играх?
Почему вы думаете, что это был чисто мужской праздник?
Что входило в пятиборье?
Предположите, что будет, если между враждующими греческими полисами будет война?
«Пазлы» (Групповая работа )
Учебный текст с большим количеством
терминов, дат, фактов выписывается на
карточки.
Задание: прочитав текст, собрать карточки в
связный рассказ и записать в тетрадь.
Что дает технология критического мышления учителю:
- Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в совместный и интересный поиск.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.
- Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
- Развитие умения анализировать полученную информацию.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Конфуций)
Спасибо за внимание!