СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач школы-интерната является социализация обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого педагоги. 

Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с тканью. Дети выполняют работы  в технике – «канзаши». Канзаши – орнамент, сложенный из крошечных (обычно одного) квадратов шелка, которые складываются в лепестки, с использованием методов оригами. Цветы из этих сложенных лепестков ткани могут состоять от 5 лепестков до 75 или больше, в зависимости от конкретного цветка.

В руках обучающихся ткань превращается в красивые полезные вещи, которые  используются как для украшения заколок, так и в качестве броши, ободков, подвесок, серёжек, создают композиции для картин, украшают праздничные наряды, применяя атласные ленты, шифон, органзу, репсовую ленту и другие.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ»»

6


Казённое образовательное учреждение Орловской области «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

303140 Россия, Орловская область, г. Болхов, ул. Генерала Белова 82. тел. 2-39-44; 2-34-10 факс (8486-40) 2-34-10; -e-mail: [email protected]; сайт: http://kouoo-bolhovshkola.ru/


общешкольные педагогические чтения:





информация на тему:


«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В ОБЩЕСТВЕ»





подготовила воспитатель

первой квалификационной категории:

Басихина Оксана Анатольевна




2019 г.

Развитие творческих способностей и личностных качеств, обучающихся с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе


Введение

Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский.

Одной из главных задач школы-интерната является социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого педагоги.

Перед педагогами стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Всем обучающимся с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора обучающемуся с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

ДО предоставляет обучающемуся максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.



Теоретическая часть

Что мы понимаем под словом, «путь социализации», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, оригинальных способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Обучающиеся с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Социализация обучающихся с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности  ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.



Практическая часть.

Обучающиеся КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий в кружке декоративно-прикладного творчества «Волшебная лента».

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но,  у обучающихся  с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью занятий кружка декоративно-прикладного творчества стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах.

Ведущая идея программы кружка - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей художественно – эстетического и трудового воспитания, творческой индивидуальности.

Основной задачей обучения и воспитания, на занятиях кружка является воспитание у обучающихся эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.

Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к  прикладному творчеству, и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д ). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.

Основное направление объединения «Волшебная лента» – выявление и развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного обучения. Развитие творческой активности детей, приобщение их к мировой и отечественной художественной культуре и в целом формирование развитой, гармоничной, культурной, творческой личности. Цель педагога – обучать их основам художественного ремесла, развить самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества - главная идея. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется ознакомлению с произведениями искусства, беседами об искусстве, применяются разнообразные приемы и методы работы (рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная практическая работа обучающихся и т.д ), способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира.

Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с тканью. Дети выполняют работы  в технике – «канзаши». Канзаши – орнамент, сложенный из крошечных (обычно одного) квадратов шелка, которые складываются в лепестки, с использованием методов оригами. Цветы из этих сложенных лепестков ткани могут состоять от 5 лепестков до 75 или больше, в зависимости от конкретного цветка.

В руках обучающихся ткань превращается в красивые полезные вещи, которые используются как для украшения заколок, так и в качестве броши, ободков, подвесок, серёжек, создают композиции для картин, украшают праздничные наряды, применяя атласные ленты, шифон, органзу, репсовую ленту и другие.

Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в технике канзаши собственные элементарные творческие способности (например, при сочетании цветов, фактур тканей). Предоставление учащимся возможности самостоятельного придумывания и изготовления вещей позволяет воспитывать у них чувства вкуса, формирует бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию цветов, сочетанию фактур ткани помогут учащимся в дальнейшем избежать грубых ошибок в сочетании вещей при формировании собственного гардероба, индивидуализировать себя по стилю одежды, образу.

У обучающихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая  с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.

На первый взгляд освоение данной техникой с детьми ОВЗ кажется невозможным, но огромное желание прикоснуться к прекрасному, помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, прививается интерес к труду.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё, же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи, поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.

Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества. При этом я, как руководитель кружка, постоянно корректирую деятельность ребенка, помогаю ему вовремя исправить допущенные ошибки. Результатом такого сотворчества становятся выставки, творческие мастерские. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления обучающихся преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных профессий рабочего человека.


Выводы и рекомендации.

Мы, педагоги, не имеем возможность помочь обучающимся с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.

Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

На каждом занятии стараюсь увеличивать социальную активность детей, развивать доверие к педагогу, создаю ситуации, или даю обучающимся такие задания, решение которых требует от ребёнка проявления самостоятельности. Через такое познание окружающего мира и взаимодействие со взрослыми и происходит получение ребёнком первого положительного опыта социализации.

Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо, во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ-пауз и пальчиковой гимнастики.

Для более эффективного развития творческих способностей структура занятия может выглядеть следующим образом:

1.Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).

Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе

Задачи:

- определить реальный уровень знаний, умений детей.

- построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.

- стимулировать познавательный интерес обучающихся с ОВЗ как условия дальнейшего развития творческих способностей.

- ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.

2. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)

Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.

Задачи:

- развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения

- привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству

3.Творческий этап – закрепление.

Цель: подведение итогов занятия.

Задачи:

- получить положительную самооценку детей

-осознать и поверить в свои возможности

Этап является подведением итогов работы. Чтобы повысить интерес обучающихся к результатам своего труда использую игровые мотивации, в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у обучающихся с ОВЗ, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

В целом, работа кружка позволяет каждому обучающемуся с ОВЗ получать свой первый положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая творческие способности у обучающихся с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме.



























Список литературы

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.

  2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990

3. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.-128с.

4. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.- с.106-109

5. Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004. – с.108-109
6. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического

развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.

7. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб: Речь, 2007

8. Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37.

9. Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.

10. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.-С.Федоров, 2004.-с.4-81.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!