СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Какого цвета музыка"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Музыка - это вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, отражающие его различные переживания и окружающую жизнь. Цвет и звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Музыка тесно связана со многими видами искусства, в том числе и с изобразительным искусством.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Какого цвета музыка"»

Какого цвета музыка?

ВВЕДЕНИЕ

Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Музыка - это вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, отражающие его различные переживания и окружающую жизнь. Цвет и звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Музыка тесно связана со многими видами искусства, в том числе и с изобразительным искусством.

Можно ли изобразить музыку? Есть ли связь между цветом и звуком? Какого цвета музыка? Какое воздействие оказывают эти выразительные средства искусства на человека? На эти вопросы мы захотели найти ответы. Это и определило актуальность данного проекта.

Мы предполагаем, что – если музыка обладает цветом, то должны быть закономерности её цветового изображения.

Целью нашего проекта является выявление цветовых особенностей восприятия музыки.

Для этого мы поставили следующие задачи:

  1. изучить литературу по теме «Связь музыки и цвета»;

  2. провести анкетирование о связи музыки и цвета среди 5-классников.

  3. провести творческий эксперимент-диагностику среди учащихся 5 класса;

  4. проанализировать, сравнить и обобщить полученные результаты.

Предмет, объект и методы исследования вы можете увидеть на слайде.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Связь музыки и цвета

Изучая литературу по теме проекта, мы узнали, что музыку в цвете видели многие древние народы. Например, в Древней Греции семи нотам соответствовали семь цветов радуги.

Вопрос связи звука и цвета волновал многих ученых, композиторов и художников. В конце 16 века живописец и музыкант Джузеппе Арчимбольдо, преподавая живопись, проигрывал своим ученикам ноты и к каждой из них подбирал цветные карточки. Соединить цветовые ощущения с музыкой пробовал итальянский художник, ученый и изобретатель Леонардо да Винчи.

В XX веке композитор Александр Николаевич Скрябин построил свой спектр, в котором нота «ре» была жёлтой, «ми» - голубой, «соль» - оранжевой, «ля» - зелёной, «си» - синей. Известно, что подобным цветным слухом обладал и русский композитор Н.А.Римский-Корсаков.

Японские ученые, выясняя, есть ли у музыки цвет, попробовали при помощи точных измерительных приборов просветить музыку. Оказалось, что музыка, как и человек, имеет свою ауру. Волны спокойной, романтической музыки светятся розовым отливом, нежными тонами. Цвет агрессивной, напряженной музыки жесткий от синего до ярко красного оттенка.

Вопрос связи музыки и цвета до сих пор изучается психологами.

Таким образом, изучив литературу по теме проекта, мы выделили следующие основные положения:

  1. Музыка обладает цветом.

  2. Цветовой спектр музыки зависит от содержания и характера произведения, от его настроения.

  3. Цветовое восприятие музыки слушателями может быть разным.

II. Практическая часть

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы перешли к практической части исследования.

Мы решили провести среди учащихся 5 класса анкетирование с целью узнать их мнение о том, связаны ли между собой музыка и цвет.

Мы составили анкету и предложили ребятам ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли цвета у музыки?

  2. Часто ли слушая музыку, ты её видишь в своем представлении?

  3. Какие цвета тебе нравятся больше?

  4. Какую по характеру музыку ты предпочитаешь слушать?

  5. Сможешь ли ты нарисовать музыку, которую слушаешь?

Нами были опрошены 23 ученика. Ответы были самые разные. Мы их проанализировали, и результаты представили в виде диаграмм (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

20 ребят (87% из опрошенных) ответили, что музыка обладает цветом, но при этом отметили, что легко нарисовать её смогут меньше половины испытуемых. Часто видят музыку в своем представлении 12 ребят (52% опрошенных). Один участник ответил, что, наверное, не сможет никогда нарисовать музыку, но готов попробовать.

Следующим этапом нашего проекта стало проведение диагностирующего эксперимента «Рисуем музыку». Основу этой практической части исследования составил метод цветового моделирования музыки.

Этот метод определения эмоциональных состояний при восприятии музыки неоднократно подтверждался в работах швейцарского психолога Макса Люшера и других исследователей.

Мы воспользовались так называемым «малым» цветовым тестом Люшера. Он включает 8 различных цветов: серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный.

Ребятам было предложено составить цветовую композицию из предложенных 8 основных цветов на прослушанные музыкальные произведения.

Произведения выбирались по критериям:

  1. выбиралась инструментальная классическая музыка, чтобы слова не отвлекали испытуемых;

  2. произведения отбирались в соответствии с яркой художественной образностью;

  3. учитывалась доступность для восприятия школьников (время звучания и объем музыкального материала).

Таким образом, нами был предложен для прослушивания следующий музыкальный материал:

  1. М.Равель – «Игра воды»

  2. И.С.Бах – «Токката ре минор» из цикла «Токката и фуга» для органа

  3. Н.А.Римский-Корсаков – «Полёт Шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Ребята, прослушивая музыку, пытались передать цветом (красками) свои эмоциональные ощущения.

В практической части исследования приняли участие 23 ученика. Рисунки получились разнообразные как по цвету, так и по характеру линий. Анализ работ мы проводили с точки зрения преобладающих цветов. Полученные данные мы оформили в виде таблицы.

Таблица

произведение

М.Равель

«Игра воды»



И.С.Бах

«Токката ре минор» из цикла «Токката и фуга» для органа

Н.А.Римский-Корсаков

«Полёт Шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

цветовая

палитра

Жёлтый: 13уч.= 57%

Синий: 11уч.= 48%

Красный: 11уч.= 48%

Зелёный: 9уч.= 39%

Фиолетовый: 6уч.= 26%

Чёрный: 6уч.= 26%

Оранжевый: 5уч.= 22%

Розовый: 4уч.= 17%

Голубой: 4уч.=17%

Коричневый: 3уч.= 13%

Чёрный: 14уч.= 61%

Серый: 9уч.=39%

Зелёный: 8уч.= 35%

Красный: 8уч.= 35%

Коричневый: 6уч.= 26%

Синий: 5уч.= 22%

Фиолетовый: 4уч.= 17%

Голубой: 3уч.=13%

Розовый: 1уч.= 4%

Белый: 1уч.= 4%

Жёлтый: 12уч.= 52%

Красный: 10уч.= 43%

Голубой: 10уч.= 43%

Зелёный: 9уч.= 39%

Оранжевый: 9уч.= 39%

Коричневый: 7уч.= 30%

Чёрный: 5уч.= 22%

Фиолетовый: 4уч.= 17%

Розовый: 3уч.= 13%

Серый: 1уч.= 4%

Эмоциональная окраска

Жёлтый: радость, легкость, движение «вперед».

Синий: безмятежность, спокойствие.

Красный: активный и позитивный характер.

Зелёный: настойчивость, уверенность.

Чёрный: беспокойство, стресс, депрессия.

Серый: разочарование, апатия, усталость.

Зелёный: настойчивость, уверенность.

Жёлтый: радость, легкость, движение «вперед».

Красный: активный и позитивный характер.

Голубой: стремление к покою и гармонии.

Зелёный: настойчивость, уверенность, упрямство.

Оранжевый: волевое усилие, возбуждение, наступательность.



Для расшифровки полученных результатов мы обратились к Таблице эмоциональных значений цветов в тесте Люшера (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Мы обратили внимание, что эмоциональная окраска музыкальных произведений во многом совпадает с цветовой палитрой рисунков испытуемых. Но были и те немногие цвета (например, коричневый, белый), настроение которых не соответствовало прозвучавшей музыке. Возможно, внутреннее состояние слушателя оказалось ярко субъективным.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что цветовое восприятие музыки отражает, прежде всего, эмоциональное состояние испытуемого. Значения цветовой палитры, в целом, совпали с содержанием произведения.

Эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что закономерности в связи музыки и цвета существуют.

Чтобы заинтересовать своей информацией ребят, мы создали информационный буклет «Музыка и цвет» для распространения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3). В него мы включили следующие разделы:

  1. Из истории взаимосвязи музыки и цвета.

  2. А знаете ли вы…?

Мы считаем, что наша разработка расширит знания о взаимосвязях музыки и цвета, и надеемся, что она будет интересна не только ребятам, но и взрослым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав литературу по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:

        1. Музыка обладает цветом.

        2. Цветовой спектр музыки зависит от содержания и характера произведения. Цвет и музыка связаны между собой через эмоции.

        3. Цветовое восприятие музыки может быть различным.

В ходе практической части исследования мы выяснили, что не всем ребятам легко далось выполнение цветового моделирования музыки.

Музыка и цвет связаны друг с другом через эмоции. Это важно учитывать для сохранения здоровья. Например, правильно отбирать музыку для эмоциональной разгрузки и настроя; подбирать цвета для покраски стен учебных кабинетов.

Наша работа будет интересна всем, кто занимается музыкальным искусством и изобразительным творчеством. Педагоги, родители, учащиеся школ смогут больше узнать об особенностях эмоционального восприятия и цветового моделирования музыки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!