СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на ШМО классных руководителей "Воспитательная система класса"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса:

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО классных руководителей "Воспитательная система класса"»

МКОУ «Уралинская СОШ» Гунибского района РД
































(Из опыта воспитательной работы старшей вожатой,

классного руководителя 8 класса

Саадулаевой А.М.)















Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса:

  • информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе,

  • координация деятельности учителей- предметников и родителей,

  • прогнозирование и мониторинг успеваемости,

  • содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования,

  • планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.

Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

В основе воспитательной системы по формированию образа жизни, достойной Человека лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.

Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок, чтобы называться достойным Человеком. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Основным направлением воспитательной системы класса является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении:

- работа по программе «Содружество»;

- участие в акциях «Добру дорогу», «Внимание! Ветеран» и «Милосердие»;

- участие в выставках, конкурсах;

- классные часы «Я люблю тебя, Россия!» и многое другое;

- создание поэтических сборников класса;

- летопись класса.

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

• Посещение семей
• Родительские лектории, собрания
• Совместные туристические походы, поездки в театр, музеи (область)
• Организации классных вечеров отдыха с приглашением родителей

• Заседания родительского комитета

При этом главной задачей является воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

Обращается внимание на духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одной из главных педагогических задач является раскрытие особенностей русского характера – высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости:

• Классный часы "Я и природа"
• Участие в выставках "Природа и фантазия", "Осенний бал"

Большое внимание уделяем с ребятами спортивно-оздоровительной работе. Здесь работаем в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями:

- физкультминутки, которые проводят сами учащиеся;

- подвижные игры во время перемен,

- ежегодная краткосрочная программа «Мы - за здоровый образ жизни».


Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Именно это и является доминантой идеи интеграции дидактической и воспитательной подсистем.


















Управление системой



Воспитательное пространство




Воспитательные центры школы:

Музей, библиотека, кабинет информатики, кружки, спорт. секции


Родительский комитет





Классное


сообщество




Классное сообщество


КТД

Воспитывающие ситуации








Коллективные и индивидуальные поручения

Общешкольное и классное самоуправление





Личность классного руководителя











В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.

В основу модели самоуправления положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В нашем классе нет ни одного ученика, который не имеет «должности».

Постоянные групповые поручения (в каждый отдел у нас входит по 2-3 человека) помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству. Объединение в группы происходит в начале учебного года на организационных классных часах. Временные поручения выполняются ребятами независимо от группы.

Высший орган коллектива - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы, проводит выборы.

Рекомендации по использованию опыта

Воспитательная система класса по формированию образа жизни, достойной Человека, ее идейное содержание могут быть использованы классными руководителями общеобразовательных учреждений, а также педагогами, организующими воспитание в различных типах образовательных учреждений и детских коллективах при разработке программ или систем воспитания. Данный опыт деятельности по становлению воспитательной системы может быть использован для демонстрации коллегам на семинарах и методических объединениях.



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!