Доклад: «Активные методы обучения в условиях реализации ФГОС»
Слайд 1
Активные методы обучения (АМО) — это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Слайд 2 (Классификация методов активного обучения).
Существуют разные определения и разные классификации методов активного обучения. Какой бы способ работы с учениками вы не выбрали (или изобрели новый), он может называться методом активного обучения, если соответствует целям, обозначенным ФГОС.
В основе новых стандартов – деятельностный способ обучения.
Современному выпускнику недостаточно иметь крепкие знания по предметам, ему необходимо применять полученные знания в новых ситуациях, в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения.
Слайд 3 (Великая цель образования – это не знания, а действия. Г.Спенсер)
Таким образом, целью образования становятся не знания, а действия.
Я хотела бы поделиться, как и какие методы продуктивного обучения применяются в нашей школе. Выделю ключевое слово продуктивные, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей. Кроме того, пассивная роль на уроке большинству учеников – современных, активных, любознательных - совсем не нравится.
Слайд 4 (в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит).
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах. АМО можно использовать на любом этапе урока. Я расскажу об их использовании на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Поиск новых эффективных форм организации образовательного процесса - интересный но трудоемкий процесс.
1. Интерактивный метод.
Слайд 5 («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)
- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
- ориентирован на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом;
- доминирование активности учащихся в процессе обучения,
- стержневым моментом занятий с применением данного метода является взаимообучение, которое происходит в рамках коллективной деятельности, дискуссий.
2. Игровые методы
Слайд 6
Отмечу формы, которые чаще всего выбирают ученики:
- Инсценирование различной деятельности,
- Ролевые игры,
-интегрированные занятия
- Пазлы и «логические цепочки»,
Инсценировки, различные ролевые игры, использующие все или несколько важнейших элементов игры, направлены на обретение нового опыта, недоступного при пассивной форме обучения.
Слайд 7 Интегрированные формы уроков и внеурочной деятельности развивают навыки коллективной работы и творчества, позволяют создать интересный «продукт». Результат работы доставляет удовольствие, стимулирует активность учащихся. (Например, в нашей школе создан «Кукольный театр», я руководила им 2 года. Проектировали самостоятельно, воплощали на уроках технологии, изо, литературы)
Слайд 8 Игры «Пазлы», «Логическая цепочка» можно изготовить самостоятельно или вместе с детьми к любой теме, учебному разделу. Например, вы, наверное, без труда соберете логическую цепочку и назовете тему моего урока.
Слайд 9
3. Проблемно-исследовательские методы
Учитель подбирает их дифференцированно, в зависимости от уровня активности учеников и исходя из собственного опыта.
Исследования позволяют обеспечить формирование навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Слайд 10
4. Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги) направлены на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение ученика.
Тренинг «Внимательный фотограф» можно предложить не только 9 кл, но и взрослым. Желающие могут потренировать свою орфографическую зоркость. Не всем детям сразу удается найти, назвать и исправить ошибки на фотографиях. Для этого требуется повторить не одну тему из курса рус. яз.
Слайд 11
Каждая группа АМО имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества, несомненно, преобладают. Вы можете оценить их на слайде.
Спасибо за внимание!