СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на пед.совете

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете тема "Гражданское воспитание "

Просмотр содержимого документа
«Доклад на пед.совете»

Выступление на педсовете школы от 18 апреля 2018 года.


Степнова Л.Ю.


Гражданско-нравственное воспитание учащихся. Опыт и перспективы.


Гражданственность – интегрированное качество: его можно представить как определенную систему единства общего и составляющих элементов. Условно подразделим эти составляющие на качества;

  1. нравственные – добро, милосердие, справедливость, честность и т.д.

  1. деловые – самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, активность,

  1. правовые – обязанность, право, законопослужность,

  1. чисто гражданские и патриотические – любовь к родине, гордость за нее, уважение к национальным символам, к государственной власти, народам других национальностей и других стран.

Процесс гражданского воспитания включает в себя:

-- формирование системы определенных представлений и понятий,

-- формирование позитивного эмоционального отношения,

-- формирование поведения, позиции т.е. деятельностный подход.

Деятельностный подход , который требует адекватной методики, подразумевает активное участие школьников в воспитательном процессе, а именно учить мыслить, анализировать, делать выбор, принимать решение (на своем детском уровне), общаться со взрослыми и товарищами, совершать поступки.

Все названные компоненты способствуют накоплению, обогащению социально-нравственного опыта, являющегося результатом воздействия школы, семьи, всего воспитательного пространства, а также результатом самовоспитания.

Воспитывая будущего гражданина, исходя из сложности природы гражданственности как явление, полученных исследовательских материалов, необходимо определить содержание понятия гражданственность для детей определенного возраста, уточнить наиболее эффективные формы, мотивы, приемы, создать определенные условия, при которых воспитательный процесс стал бы наиболее результативным.

В педагогике хорошо известно: чтобы привлечь внимание ребят, вызвать интерес, повысить познавательную активность, следует ввести в их жизнь что-то необычное, неординарное, удивить их.

Так к примеру ,в начале курсов географии и ОБЖ я демонстрирую учащимся карту РФ, с ее размерами, численностью населения и наций, богатство природных ресурсов. Схему с содержанием главных символов страны: флаг, герб, гимн. И главными значимыми событиями в стране, исторических и современных, о ее героях в военные годы и мирное время о городах.

Также ведется работа по разъяснению основных гражданских понятий, таких как гражданин, Отечество, права и обязанности, патриот и т.д.

Расшифруем само слово:

Г – горячо любить свою Родину

Р- радуйся ее успехам

А – активно стремиться сохранять чистоту окружающей природы

Ж – желать сохранить мир

Д – дорожить именем «Россиянин»

А – адаптироваться в обществе, принимать его законы

Н – нуждается в поддержке и защите государства

И- использует свои знания и умения в пользу страны

Н - находит пути выразить свою гражданскую позицию

С большим интересом учащиеся готовятся и участвуют в таких мероприятиях, как история родного края,спортивных и военно спортивных состязаниях Большую роль в воспитании гражданственности играет знание о героях отечества. Где отражается уверенность в силе, в победе русского народа. Героические примеры очень важны для воспитания, так как личность развивается через янализ поступков, примера других людей. Через других мы становимся самими собой.

Работа по гражданскому воспитанию не может сводиться к отдельным, даже очень значимым мероприятиям. Необходимо использовать возможности учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, возможности всей жизнедеятельности школьников, всего воспитательного процесса.

В процессе уроков и внеклассной работы по ОБЖ и физической культуре стараюсь , чтобы учащиеся обогащались чувством новизны, удивлением, интересом, особой образностью, эмоциональностью, более глубоким и разносторонним восприятиям определенного явления, возможностью деятельности в разных группах, где учащимся удавалось общаться, распределять роли, оценивать свою и чужую работу, помогать друг другу и сопереживать, с достоинством и с гордостью воспринимать свои и чужие победы. Запомнили ту или иную деятельность эмоционально переживая, определяли свое отношение к увиденному и сделанному.

В.А.Сухомлинский отмечал, что гражданин рождается тогда, когда в человеке возникает желание в чем-то воплотить свои лучшие порывы, создать что-то для других.

Заметим, что потребность в поисках активности присуще человеку от природы и как правило, не требует специальных побуждающих мотивов. Наша главная задача – не подавлять ее в детстве, а дать ей возможность проявиться. А также помочь детям понять, что есть в их жизни нечто великое, священное ни с чем не сопоставимое-Родина.

Гражданско-патриотическое и нравственно воспитание в моей работе

Одно из основных направлений  воспитательной работы школы - гражданско-патриотическое, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

            Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию велась согласно плану работы школы в соответствии с направлением «Гражданин».

В течение года проведена серия классных часов, занятий-тренингов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, проведены мероприятия, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных качеств личности учащихся.

Большинство учащихся класса –члены Клуба Путешественников два раза в год: к 9 мая и 23 февраля организуем «Свечу памяти» в городе Лидзбарг -Вармийский Польская республика, посещаем место захоронение наших воинов , возлагаем цветы и венки, зажигаем свечи .В интернете нашли всю имеющуюся информацию по этому захоронению. Ребята сделали ученические проекты-ММП, которые демонстрируем в памятные даты- на уроках и классных часах. Лекторская группа выступает перед учащимися начальной школы. Пусть это маленький «ручеёк» в большую реку Памяти, но главное учащиеся знают , что нет ничего невозможного ,если перед собой имеешь цель. Родители поддерживают наши начинания и участвуют во всех мероприятиях.

В рамках направления «Гражданин» были проведены следующие мероприятия:

Классные часы на тему:

«Я – гражданин своей страны»

Семья и государство. Я - семьянин. Я – гражданин.

«Моя малая Родина»

«Овеянные славою флаг и герб РФ»

«Величие и слава России»

«День Матери»

«Отец. Отчество. Отечество»

«Белая книга» о невинных жертвах политических репрессий»

«В единстве наша сила» (День единства)

«День прав человека»

«День пенсионной грамотности»

«Толерантное отношение»


В своей работе использую «Технология коллективно-творческой деятельности»

— это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Принципы технологии коллективной творческой деятельности:

  • учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждый ребенок талантлив»);

  • мажорность в общении и обучении;

  • учет субъектности (самостоятельности) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);

  • сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.;

  • приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.);

превращение школы Знания в школу Воспитания.

Например , с применением этой технологии были подготовлены и проведены такие мероприятия, как «Европа моими глазами…»,»Галопом по Европам…», «Европа спортивная»

Формы проведения воспитательной работы

  • Классные часы

  • Индивидуальные беседы

  • Проекты

  • КТД

  • Экскурсии

  • Конференции

  • Диспут

Хочется закончить выступление словами одной притчи, в воспитательном процессе «Все в твоих руках…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!