Применение ИКТ для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.
Чеботарева Ирина Михайловна,
учитель математики МКОУ Копёнкинская СОШ.
Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования на первое место, выдвигает требования к результатам образования, которые должны быть значимы за пределами системы образования. Поэтому цель российского школьного образования ХХI века – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть субъектом продуктивной, самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим мной ведутся поиски новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология, интерактивное и дистанционное обучение. Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.
Мой педагогический опыт «Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения» актуален сегодня.
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера.
Модель использования ИКТ на уроке:
- демонстрация компьютерной презентации;
- тестирование с выбором ответов;
-отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;
- использование электронных учебников, энциклопедий.
Модель использование ИКТ вне урока( внеурочная деятельность):
- поиск информации в Интернете и других источниках;
- подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций;
- подготовка и участие в различных конкурсах и олимпиадах: международные дистанционные конкурсы по математике проекта «Инфоурок», «Мириады открытий», «Олимпис» и др.
Особенности и преимущества использования ИКТ:
- повышение эффективности учебного процесса за счет внесения разнообразия на разных этапах урока;
- возможность показать некоторые процессы в динамике;
- усиление наглядности ;
- осуществление индивидуального подхода в обучении;
- расширение объема учебной информации;
- улучшение организации урока;
- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
- включение учащихся в коллективную деятельность;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета;
- активизация творческого потенциала ученика, включение школьника в современное пространство информационного общества.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения. Осуществляя личностно–ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. А учителю важно получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя этому процессу.
Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Это в свою очередь обеспечивает повышение качества знаний по предмету.