СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к педагогическому совету по теме: «Самооценка педагога по требованию профстандарта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».

Просмотр содержимого документа
«Доклад к педагогическому совету по теме: «Самооценка педагога по требованию профстандарта»»

:

«Самооценка педагога по требованию профстандарта»

Подготовила: учитель начальных классов Митина Л.И.


Профессиональный стандарт педагога представляет собой документ, в котором раскрыты трудовые действия, необходимые умения и знания для учителя дошкольного, начального, основного и среднего общего образования; трудовые функции процесса обучения, воспитательной и развивающей деятельности. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога влечет за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Пять новых компетенций учителя, предъявляемых профстандартом:

1. Работа с одаренными учащимися.

2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога:

  1. Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

  2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители.

Это методы оценки педагога, а как же самому педагогу оценить свою компетентность, как проанализировать свой уровень развития и, исходя из этого, построить траекторию своего развития?

Изменения, происходящие в сфере российского  образования  ставят перед собой задачу социализации  любого человека,  продуктивной адаптации его в окружающем мире, чем вызывают необходимость постановки  вопроса обеспечения качественным образованием,  получения  полного социально интегрированного результата.

  Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности  успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Гарантом  достижения  поставленных целей является  прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог.

Возникает закономерный вопрос: с чего же начать педагогу? Как построить «свой маршрут», чтобы добиться желаемого результата?  Как определяется в «Профессиональном  стандарте педагога»: « Педагог – ключевая фигура реформирования образования». В стремительно меняющемся открытом  мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать  своим ученикам, становится – умение учиться. 

Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.

  Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.д.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Но эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.       

∙  систематический просмотр определённых телепередач;       

∙  чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;       

∙  обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиям;       

∙  решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;       

∙  посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;       

∙  дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;       

∙  изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; ∙  систематическое прохождение курсов повышения квалификации;       

∙  проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;       

∙  организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;       

∙  изучение информационно-компьютерных технологий;       

∙  посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;   

∙  ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.


 Результат самообразования. 
      Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
      В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:       

∙  результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);       

∙  повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);       

∙  разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;       

∙  разработка новых форм, методов и приёмов обучения;       

∙  доклады, выступления;       

∙  разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;       

∙  выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;      

∙  разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;  

∙  создание комплектов  педагогических разработок;       

∙  обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Но есть еще и объективная реальность! По результатам анкетирования выявлены факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
      - Недостаток времени;

      - Состояние здоровья;

      -Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
      - Недостаточная поддержка со стороны администрации;

И, несмотря на эти факторы, учитель все-таки должен совершенствовать свое мастерство, находить пути решения возникающих на его пути развития трудностей.

Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.

   Таким образом,  в современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».

 Чтобы это произошло, каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, которыми я и закончу своё выступление:

 «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!