СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование игровых технологий на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Использование игровых технологий на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование игровых технологий на уроках математики"»

Использование игровых технологий на уроках математики

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К ним можно отнести игровые технологии. Игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взять. В обучении любому предмету немаловажно, чтобы ученики видели, как полученные знания могут применяться в жизни. Поэтому основная цель математического образования в школе - это предоставление каждому ученику разноуровневых возможностей для получения математической подготовки, максимально соответствующей его индивидуальным интересам, склонностям и способностям. Игровая деятельность позволяет не только активизировать процесс обучения, но и создаёт атмосферу радости познания. В своей педагогической деятельности я применяю игровые технологии уже давно.

Сегодня для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали и любили его предмет? Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке? Как помочь ученику учиться с интересом? Учитель ищет новые пути в надежде, что они помогут правильно организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, увеличить долю самостоятельной работы школьников в приобретении знаний. Очень эффективны в этом игровые технологии.

ЦЕЛЬ:

Развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности), и, тем самым, повышение эффективности обучения.

ЗАДАЧИ:

а) образовательные:

-сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;

-применять знания на практике, ощутить взаимосвязь разных наук;

-научить пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач;

б) развивающие:

- развивать внимание, стремление к знаниям, критическое мышление, наблюдательность, творческое воображение;

в) воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению математики;

-формировать личностные качества учащихся.

Дидактическая игра – не самоцель урока, а средство обучения и воспитания. Для учителя урок-игра, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы, с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях. Технология игровой деятельности представляет собой определённую последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению её итогов и результатов. Использование игровых технологий способствует:

-повышению интереса у учащихся к учебным занятиям в целом;

-росту познавательной активности школьников в процессе обучения;

-приобретению участниками игры навыков принятых ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе игры;

-улучшению отношений между участниками игры и их педагогами;

-повышению самооценки участников игры, так как у них появляется возможность перейти к конкретному делу и проверить свои способности;

-изменить отношение к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью.

Что же касается воспитательной деятельности, то без использования игровой технологии поставить её на должный уровень в современных условиях не представляется возможным. Именно в игре ребёнок любого возраста готов осваивать окружающий мир, его нормы и требования, но только не прямым назиданием или призывом. И это освоение идёт естественным путём, так как игра, участие в игровом процессе является потребностью ребёнка любого возраста. В младшем школьном возрасте игра для ребёнка – естественное состояние, и поэтому ему проще и легче усваивать элементарные понятия и истины именно в игровой форме. В подростковом возрасте у школьника обозначен игровой дефицит. Поэтому давая ему возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель делает его своим союзником. Следовательно, изменяется мотивация участия подростка в том, что происходит во время занятий.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

- игры-упражнения;

-игры-путешествия;

-игры-соревнования;

-сюжетные (ролевые) игры.

Игры-упражнения.

Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это различные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. Дети сами составляют кроссворды по различным темам, придумывают и разгадывают ребусы.

Игры-путешествия.

Они служат для углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в таких играх выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. Часто со старшеклассниками заочно отправляемся в путешествия по различным вузам. Решаем задачи для поступления в вуз и знакомимся с городом, в котором вуз находится.

Игры-соревнования.

Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Например, игра «Книга- книгой, а мозгами двигай». Эта игра рассчитана на весь урок. К играм-соревнованиям относятся уроки типа «Что? где? когда?», «Поле чудес», которые можно проводить по разным темам и в разных классах. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

Сюжетные (ролевые) игры.

Такой урок удобнее всего проводить при повторении и обобщении темы.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик – учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в её процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Каждая дидактическая игра имеет правила , которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Требования при проведении игр.

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание материала доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал должен быть удобен в использовании.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

5. Каждый ученик должен быть активным участником игры.

6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.

9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.

10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!