Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка
Долгоруковского района
Липецкой области
Доклад:
«Искусство общения детей в ГПД»
Подготовила:
Панова С.Г.
2015
В настоящее время большинство родителей выбирают обеспечение материального благосостояния семьи, и значительную часть времени заняты делами. Выбор детей группы продлённого дня, как одна из прогрессивной формы организации жизнедеятельности, их интеллектуального и духовного роста, совершенно очевиден.
Родители убедились в том, что пребывание ребёнка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье. Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.
Продлённый день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продлённого дня возможностей.
В условиях школы продлённый день должен создать для младших школьников такую среду, которая втягивала бы в себя каждого ребёнка, тем самым увлекая его из образовательного пространства в организованное воспитательное пространство, в котором ребёнок будет защищён физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы весело и интересно.
Хорошо продуманное планирование всех направлений работы воспитания совместно с учителями начальных классов, реализующее, комплексный, системный подход к организации, развития учащихся, посещающих ГПД - одно из необходимых условий эффективности работы ГПД.
Решение этой задачи - дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива.
Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребёнка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, гуманистических привычек, навыков общения.
За пределами урока дети могут реализовывать свою самобытность в играх, творческих занятиях, раскрыться цельно. Деятельность учащихся в ГПД многолика по содержанию. В режиме продлённого дня основное место занимает общение. Практика общения может быть организована в различных формах: это
Культура умственного труда (выполнение домашнего задания - организация, помощь).
Индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической поддержки (в том числе занятия по постановке устной речи, почерка, письменной речи и т.д.).
Культура жестов невербальной коммуникации (улыбнуться, обнять и др.).
Участие в мероприятиях, соревнованиях, прогулках - формы организации активного отдыха, служащие для восстановления работоспособности школьников. Возможности этих форм многогранны. Во время соревнований, мероприятий осуществляется широкое и многообразное общение ученика с товарищами по команде и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией. Даёт детям возможность проявить свои способности, склонности, а воспитателю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном ему направлении.
Участие в часах общения (беседах, дискуссиях).
Соблюдение правил общения в настольных, дидактических, ролевых и подвижных играх. Мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в играх. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Игры являются сокровищницей человеческой культуры общения.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети такого возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. В руках воспитателя эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И проблема в том, что никто с нимине занимается целенаправленно и осознанно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребёнку развить в себе творческие задатки, стать открытой личностью, готовой идти на контакт. Все это формируется на занятиях по интересам «Бисероплетение», «Поделки из модулей», в «Работе с витражными красками» в процессе общения. Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Ведь, многие ученики испытывает определенные трудности в налаживании отношений с другими людьми, достижении взаимопонимания.
Творчество в ГПД – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было.
Учитель – эталон и пример всех видов общения.
Обязательным условием в той или иной форме деятельности является заинтересованность учащихся. Занятия должны проводиться по желанию, а не по принуждению. При таком условии любая деятельность оказывает положительное эмоциональное влияние на учащихся и благодаря этому улучшает функциональное состояние их организма.
В группе продленного дня в нашей школе проводится большая повседневная работа по организации внеурочной деятельности учащихся, происходит целостное развитие личности ребенка, его социализации, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и культуры общения.