СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник по практике "Классное руководство"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распечатывать дневник до приложений. Для 4 опнА, 4опнБ, 3ппН

Просмотр содержимого документа
«Дневник по практике "Классное руководство"»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова»

Педагогический институт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА,

УЧЕТУ И ОЦЕНКЕ РАБОТ СТУДЕНТА

по производственной практике

МДК 03.01. Теоретические и методологические основы деятельности классного руководителя

ПМ.03. Классное руководство

ПП.03.01 ПОМОЩНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах













Нальчик, 2020


Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой производственной практики «Помощник классного руководителя», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации содержат цели и задачи практики; тематику и содержание заданий для обучающихся; приложение.

Данный вид пособия рекомендован студентам специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах во время прохождения производственной практики по ПМ.03.01 «Помощник классного руководителя».




Организация-разработчик:


Педагогический колледж ИПП и ФСО Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова».


Составитель: Кузьменко Л.Г., к.пс.н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин ПК ПИ КБГУ.






















Пояснительная записка



Программа производственной практики является частью основной профессиональной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.

Студент должен в ходе производственной практики приобрести практический опыт:

  • педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

  • анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

  • определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

  • планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

  • определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ. «Классное руководство».

Итоги производственной практики подводятся на итоговой конференции в колледже. На основании представленных документов и характеристики проводится зачет с дифференцированной оценкой. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию.

Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения руководителем практики, учителем начальных классов, методистом. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.



  1. Цель и задачи производственной практики студентов


Производственная практика студентов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах организуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, примерной программой и рабочей программой ПМ 03.01 Классное руководство.

Цель данного вида педагогической практики состоит в закреплении психолого-педагогических знаний студентов по МДК «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» и выработке педагогических умений и навыков организации и проведения воспитательной работы классного руководителя с младшими школьниками.

В процессе практики решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;

- накопление представлений о характере и содержании внепроизводственной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя;

- освоение основных форм внеклассной воспитательной работы;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

  • анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

  • определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

  • планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

  • определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

  • выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

  • формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

  • планировать деятельность классного руководителя;

  • оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

  • совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

  • использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

  • организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

  • осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

  • создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

  • помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

  • составлять план работы с родителям (лицами их заменяющими); вести диалог с родителями (лицами их заменяющими);

  • организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

  • изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

  • формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • анализировать процесс и результаты работы с родителями;

  • использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

  • анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом)


2. Общие и профессиональные компетенции, соответствующие виду профессиональной деятельности:


ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.


ПК 3.1

Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3

Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5

Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6

Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7

Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8

Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

ПК 4.1

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся.

ПК 4.2

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.



Самоанализ по результатам освоения ПК и ОК

Иметь практический опыт


Виды работ на производственной практике и требования к их выполнению

1

2

  • педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;


Проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов. Выбор методов педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы. Составление программы педагогического наблюдения, проведение и анализ результатов наблюдения. Подбор диагностического материала по выявлению уровня самооценки и уровня притязаний.

  • анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

Изучение методики проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов проведения внеклассных мероприятий.

  • определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;


Планирование и организация деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции; определение цели и задач планирования деятельности классного руководителя.

  • планирования, организации и проведения классных часов;

Планирование, организация и проведение классных часов.

  • определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;


Содержание и формы совместной работы классного руководителя с родителями школьников.

Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания.

Определение целей и задач работы с конкретной семьей по результатам наблюдений за ребенком.

  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции

Оформление дневников по практике и комплекта документации. Отчет самоанализ, педагогическая характеристика.









    1. Права и обязанности студентов-практикантов


I. Практикант обязан:

  • подчиняться правилам внутреннего распорядка ОУ распоряжениям администрации, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики;

  • соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; тщательно к ним готовиться; посещать уроки, методические занятия.

  • ежедневно затрачивать на все виды деятельности (посещение уроков, проведение мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.

  • заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогические умения, развивать культуру общения и речи;

  • не покидать рабочее место без уведомления об этом руководства;

  • своевременно предоставлять документацию по педагогической практике администрации ОУ и руководителю практики.

II. Практикант имеет право:

  • принимать участие в воспитательной деятельности класса и школы;

  • обратиться за помощью к администрации и в свое педагогическое учебное заведение.

В случае нарушения дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от прохождения практики.

Практикант, не выполнивший программу практик, не допускается к сдаче квалификационного экзамена.


    1. План непрерывной производственной практики

№ п/п

Дата проведения

Содержание работы

1

1 неделя

1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики: задачи практики; виды деятельности студентов на практике; ведение дневника практики; подготовка студентов к практике (проведение консультаций методистов, учителей); обязанности практиканта.

2. Составление индивидуального календарного плана выполнения заданий производственной практики.

2

2 неделя

  1. Составление характеристики классного коллектива (по плану воспитательной работы)

  2. Анализ плана воспитательной работы учителя, программы воспитательной работы класса, документов классного руководителя, которые он ведёт в классе.

3

3 неделя

1.Составление психолого - педагогической характеристики одного ребёнка (по схеме) с целью определения направлений индивидуальной работы с ним.

2. Наблюдение за классным коллективом с целью изучения психологического климата в классе и особенностей межличностных отношений

4

4 неделя

    1. Диагностика классного коллектива с целью определения воспитанности класса и особенностей межличностных отношений

    2. Подведение итогов диагностики классного коллектива, создание рекомендаций

5

5 неделя

Подготовка к проведению классного часа или КТД, оформление конспекта

6

6 неделя

Создание презентации, наглядных пособий, подготовка учащихся и распределение заданий (при необходимости)

7

7 неделя

Проведение классного часа или КТД по одной из тем, направленных на развитие сплочённости классного коллектив

8

8 неделя

Анализ классного часа по схеме

9

    1. неделя

Проведение беседы с родителями (родительского собрания или консультации) по одной из тем

10

10 неделя

Оформление конспекта беседы и анализа родительского собрания.

11

11 неделя

Педагогическая диагностика воспитательных возможностей семьи. Анкетирование родителей в классе.

12

12 неделя

Определение целей и задач работы с родителями по результатам диагностики и наблюдений за детьми.

13

13 неделя

      1. Подготовка к проведению классного часа или КТД, оформление конспекта,

      2. Создание презентации, наглядных пособий, подготовка учащихся и распределение заданий (при необходимости)

14

14 неделя

  1. Проведение классного часа или КТД по одной из тем, направленных на формирование положительных личностных качеств детей,

  2. Анализ классного часа по схеме

15

15 неделя

Оформление портфолио по практике в соответствии с перечнем документов и соблюдением всех требований.

16

16 неделя

Подготовка к конференции по итогам практики с индивидуальным выступлением, выполнением индивидуального задания, высказыванием собственных выводов и предложений.






    1. Ведение дневника практики и анализ проделанной работы по дням практики


Для каждого дня практики разработаны задания и рекомендации по их выполнению. Результаты выполненных заданий проверяются руководителем практики и заносятся в аттестационный лист.

Дневник обучающегося колледжа является документом учета его работы в период практики, в котором ведется последовательная хронологическая запись просмотренной в базовых учреждениях деятельности учителя начальных классов с указанием даты каждой записи, вида и содержания деятельности в соответствии с требованиями к ведению дневника.

Оформляя дневник, нужно помнить, что его качество, как по содержанию просмотренной работы, так и по оформлению будет характеризовать уровень общей и профессиональной компетентности практиканта. В записях необходимо не только констатировать содержание просмотренной работы, но и уделять внимание анализу специфики работы классного руководителя.

Необходимо помнить, что дневник является одним из средств обучения студентов систематическим рабочим записям, которые нужны не только в период практики, но и для самостоятельной работы после окончания колледжа.

Дневник практики проверяется руководителем практики. Состояние дневников учитывается при выставлении отметок.

Рекомендуется вести дневник ежедневно и оформлять его в представленной форме:

Дата

Содержание работы

Анализ работы

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







15







16






















    1. Структура отчета и рекомендации для студентов к составлению отчета – самоанализа по итогам производственной практики

Отчет – это документ, который позволит вам осуществить анализ собственной деятельности по овладению общими и профессиональными компетенциями.

В итоговом отчете необходимо отразить в свободной форме ответы на следующие вопросы:

  • Какие виды работ выполняли на производственной практике в образовательном учреждении? (указать виды деятельности которыми овладели)

  • Какие знания и умения получили при выполнении заданий практики в ОУ?

  • Какие профессионально значимые качества сформировались на этой практике?

  • Какие направления в работе вызвали затруднения, почему?

  • Какими умениями и навыками еще необходимо овладеть?

  • Какую методическую помощь вам оказали в ОУ?

  • Как повлияла ли практика на профессиональное самоопределение?

  • Самым интересным для меня было?

  • Самостоятельно я могу решать следующие профессиональные задачи?

  • Ваши предложения по организации и производственной практики, методическому оснащению.

Образец оформления отчета по практике

Отчет работы студента

по практике профессионального модуля: _ ПМ.03 Классное руководство

Вид практики ПП.03.01 Помощник классного руководителя


  1. Ф.И.О. студента_____________________________________________________

  2. Специальность __________44.02.02. Преподавание в начальных классах______

  3. Курс_______, группа_________

  4. Время проведения практики____________________________________________

  5. Место проведения практики (организация)_______________________________

  6. Класс практики______________________

  7. Ф.И.О. учителя_______________________________________________________

  8. Содержание и анализ проведенной работы, выполненной во время практики:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации производственной практики___________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Подпись студента_____________________________________________________

Подпись руководителя практики ___________________________/____________/


    1. Рекомендации по составлению и оформлению портфолио по производственной практике

Портфолио по практике – это папка, в которой представлены документы, позволяющие сделать вывод об успешности прохождения практики, уровне сформированности общих и профессиональных компетенций. При подборе материалов обратите внимание, что все предметы оценивания по каждому виду работ должны быть представлены в папке.

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова»

Педагогический институт

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ПОРТФОЛИО

производственной практики

МДК 03.01. Теоретические и методологические основы деятельности классного руководителя

ПМ.03. Классное руководство

ПП.03.01 ПОМОЩНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах

ФИО студента_________________________

Группа_______________________________

Сроки практики________________________

База практики_________________________

Адрес________________________________

Директор ОУ__________________________

Зам. директора по УВР__________________

Класс, в котором проводится практика_____

Классный руководитель _________________

Методист по практике __________________



2020г.

Структура и содержание портфолио:

        1. Титульный лист.

        2. Информационный раздел: сведения о базе практики (полное название образовательного учреждения, адрес, ФИО администрации, контактные телефоны, особенности ОУ)

  1. Список класса практики

  2. Расписание уроков и звонков

  3. Расписание внеурочных занятий, кружков и спортивных секций



Содержание практики (представленные результаты заданий)

  1. Анализ проделанной работы по дням практики

  2. Характеристика классного коллектива (приложение 1)

  3. Анализ плана воспитательной работы учителя, программы воспитательной работы класса, документов классного руководителя, которые он ведёт в классе (приложение 2)

  4. Психолого-педагогическая характеристика одного ребёнка (приложение 3)

  5. Диагностика классного коллектива с целью определения воспитанности и межличностных отношений в классе (приложение 4)

  6. Конспект классного часа или КТД по одной из тем, направленных на развитие сплочённости классного коллектива, презентация к нему и анализ классного часа по схеме (приложение 5).

  7. Конспект классного часа или КТД по одной из тем, направленных на формирование положительных личностных качеств детей, презентация к нему и анализ классного часа по схеме.

  8. Результаты анкетирования родителей с целью определения воспитательных возможностей семьи (приложение 6)

  9. Беседа с родителями (родительского собрания или консультации) по одной из тем, анализ ее проведения (приложение 7).

  10. Отчет студента по прохождению производственной практики.

  11. Характеристика студента данная руководителем практики, заверенная директором школы с печатью.






























Аттестационный лист по производственной практике

«Помощник классного руководителя»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Аттестационный лист по производственной практике

Наименование профессионального модуля ПМ.03 Классное руководство

Вид практики ПП.03.01 Помощник классного руководителя

  1. Ф.И.О. студента ____________________________________________________________

  2. Группа___________ Учебный год __2019-2020_ Семестр____

  3. Специальность ___44.02.02. Преподавание в начальных классах_________________

  4. Место проведения практики (организация)___МКОУ СОШ № __________________________

  5. Время проведения практики_______________________________________________________

  6. Количество часов практики________________________________________________________

  7. Виды, объем и качество работ, выполненные студентом во время практики:

Виды работ

Затраченное время

Оценка

1

Знакомство с классом: посещение занятий с целью наблюдения за межличностными отношения в коллективе, успеваемостью и дисциплиной, традициями детского коллектива. Характеристика классного коллектива и актива класса.



2

Анализ планов воспитательной работы класса, программы воспитания классного коллектива Изучение воспитательной системы работы классного руководителя в начальных классах с различными категориями детей (одаренные дети, имеющие трудности в обучении и воспитании)



3

Составление психолого - педагогической характеристики одного ребёнка (по схеме) с целью определения направлений индивидуальной работы с ним.



4

Диагностика классного коллектива с целью изучения психологического климата в классе и особенностей межличностных отношений



5

Проведение классного часа или КТД по одной из тем, направленных на развитие сплочённости классного коллектива, анализ классного часа по схеме



6

Проведение классного часа или КТД по одной из тем, направленных на формирование положительных личностных качеств детей, анализ классного часа по схеме



7

Проведение беседы с родителями (родительского собрания или консультации) по одной из тем, оформление конспекта беседы и протокола родительского собрания.



8

Педагогическая диагностика воспитательных возможностей семьи. Анкетирование родителей в классе. Определение целей и задач работы с родителями по результатам наблюдений за детьми.



9

Оформление портфолио по практике в соответствии с перечнем документов и соблюдением всех требований.



10

Участие в конференции по итогам практики с индивидуальным выступлением, выполнением индивидуального задания, высказыванием собственных выводов и предложений.




Итого:

часов



Характеристика учебной и профессиональной деятельности студента

в период производственной практики

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Результаты практики оценены___________________ Дата «___»_________2020г.

Подписи руководителя практики________________________________________________

Ответственного лица организации _____________________________________________

МП

Литература


Основные источники:

  1. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие /Барышникова Е.И.-СПб., 2007. – 241с.

  2. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе.- М., Центр «Пед. поиск», 2007. – 160с.

  3. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учеб для студ. вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  4. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.]; под ред. С.А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

  5. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.:Педагогическое сообщество России, 2008. – 430с.

  6. Сергеева В.П. и группа авторов. Методика воспитательной работы. Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.


Дополнительные источники:

  1. Байкова, Л.А., Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Гребенкина, Л.К..- М.: Педагогическое общество России,2007. – 256с.

  2. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 285 с.

  3. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. - Волгоград: Перемена, 2007. – 223 c.

  4. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.

  5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.

  6. Вульфов, Б.З. Основы педагогики/ Иванов, В.Д.- М.: УРАО,2007. – 616с.

  7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера. 2007. - 128с.

  8. Гуров, В.Н.Социальная работа школы с семьей.- М.: СГУ, 2007. - 153с.

  9. Гущина, Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 120 с.

  10. Жуков, Г.Н., Матросов, П.Г., Каплан, С.Л. Основы общей и специальной педагогики: учеб. пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан; под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2009. – 384с.

  11. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.

  12. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2007.- 416с.

  13. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-272 с.

  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272с.

  15. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2007. – С. 126.

  16. Педагогическое консультирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  17. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 384 с.

  18. Щуркова, Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа. 2007. - 111с.

  19. www.pedsovet.org.;

  20. www.school.edu.ru;

  21. www.edu-all.ru;

  22. www.pedlib.ru


Профильные периодические издания:

«Педагогика», «Народное образование», «Начальная школа», «Начальная школа. До и После», «Воспитательная работа в школе», «Методист», «Семья и школа».







Приложения

Приложение 1


Алгоритм написания характеристики коллектива класса


Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество в нем учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).

  1. Характеристика деловой (формальной) структуры коллектива класса:

- сплоченность и организованность учащихся класса (отношение младших школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание учащихся начальных классов);

- актив класса (инициативность и ответственность активистов, отношение к требованиям учителя, их статус в коллективе учащихся; умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль).

  1. Характеристика личностной (неформальной) структуры коллектива класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися класса и т.д.).

  2. Содержание коллективной деятельности класса:

- учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, организация взаимопомощи в производственной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных заданий, степень самостоятельности в выполнении домашней производственной работы и т.д.);

- внепроизводственная деятельность учащихся (виды совместной деятельности и участие в ней младших школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внепроизводственной деятельности; участие младших школьников в кружках и спортивных секциях, творческих коллективах; посещение учащимися учреждений дополнительного образования и т.д.).

  1. Общие выводы:

- характер общего “эмоционального климата” в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности.

- предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.


Приложение 2


Анализ плана воспитательной работы учителя

(программы воспитательной работы с классом)


Описать:

- тему работы методического объединения классных руководителей и тему работы классного руководителя в классе практики, их взаимосвязь.

- функции классного руководителя в данном классе в соответствии с особенностями развития детей и особенностями развития классного коллектива;

- особенности планирования воспитательной работы в классе;

- содержание воспитательной работы в 1, 2 и 3 четвертях;

- совместную работу классного руководителя с родительским комитетом и индивидуальную работу с отдельными родителями учащихся (методы, формы, задачи и результаты).

- совместная работа классного руководителя с администрацией, учителями и внешкольными организациями.

- темы, цели и задачи внеклассных мероприятий и классных часов в плане (программе);

- актив класса и задачи его работы, традиции классного коллектива;

- особенности деятельности классного руководителя в каникулярное время.

- какие цели и задачи ставил перед собой классный руководитель по результатам анализа воспитательной работы прошлого года и были ли они достигнуты; что было сделано для их выполнения?

- какие формы и методы воспитательной работы были наиболее эффективными?

- какие средства были избраны им для достижения поставленных целей воспитания;

- какие изменения произошли в развитии личности учащихся, ученическом и родительском коллективах?

- как привлекался коллектив родителей для решения задач? Разнообразие форм работы, используемых методов, выполнение плана проведения тематических собраний, посещение собраний родителями, участие родителей в классных и школьных мероприятиях, совместные мероприятия родителей и детей.

- чем это подтверждается? (результаты анкетирования, тестирования и других используемых и использованных методов).

- какова активность детей в кружках и секциях дополнительного образования?

- какая работа проводилась индивидуально с детьми группы риска?

- каковы перспективы работы классного руководителя, пути совершенствования воспитательной работы в классном коллективе.


Приложение 3


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА


на учени___ «___» класса __________________________________________________________

Фамилия, имя

«_____»__________________ года рождения.


Обучается в МОУ СОШ №___ с ____________________________________________


  1. Семья

Данные о родителях: (только с согласия родителей)

Отец ____________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Работает __________________________________________________________________________

Образование, место работы, должность

Проживает ________________________________________________________________________

Мать ____________________________________________________________________________

Работает __________________________________________________________________________

Проживает ________________________________________________________________________

С кем проживает учащийся___________________________________________________________

Отношения в семье: атмосфера в семье дружелюбная, тёплая; отношения близкие, доверительные; отношения отчуждённые; взаимопонимание ребёнка с родителями; нет взаимопонимания; другое:___________________________________________________________

Особенности семейного воспитания: строгий контроль за поведением ребёнка; ограничение самостоятельности; большая самостоятельность ребёнка; родители сотрудничают с учителями; вступают в противоречие с учителями. ________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Дата, проведённая работа с родителями:


Результат:










Рекомендации: ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Учебная деятельность

Отношение к учёбе: заинтересованность; увлечение; безразличное; отрицательное; другое:____ __________________________________________________________________________________

Формы выполнения учебной работы: старательность; аккуратность; организованность. _______ __________________________________________________________________________________

Уровень развития внимания: высокий; средний; низкий. __________________________________

Запоминание учебного материала: быстрое; медленное; не запоминает._____________________

__________________________________________________________________________________

По каким предметам испытывает существенные трудности:


Причины затруднений:










Выполнение школьного режима и правил поведения на уроке: ____________________________ __________________________________________________________________________________

Реакция на критические замечания учителя: спокойная; заинтересованная; пассивная; агрессивная; непредсказуемая. _______________________________________________________

Реакция на оценки: спокойная; заинтересованная; пассивная; агрессивная; непредсказуемая. ___ __________________________________________________________________________________

Реакция на собственные неудачи в учёбе: переживание; подъём активности; спад активности; пассивность; равнодушие. ___________________________________________________________

Способность к самооценке своих способностей, успехов и неудач в учёбе: завышена; занижена; адекватна. _________________________________________________________________________

Какими навыками и умениями учебной деятельности владеет _____________________________ __________________________________________________________________________________

Творческие способности:

общие:


специальные:










Какая область знаний вызывает повышенный интерес и почему? __________________________ __________________________________________________________________________________

Предметы, вызывающие повышенный интерес:


Причины интереса:










Рекомендации: ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Межличностное общение

Положение занимаемое в коллективе: лидер; популярный; приятный; непопулярный; изолированный; отверженный. __________________________________________

Отношение к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям: благожелательное; серьёзное; болезненное; равнодушное; враждебное. _____________________________________

__________________________________________________________________________________

Стиль отношений со сверстниками: спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный. _____________________________________________________________________

Пользуется ли авторитетом в коллективе: большинства учащихся; только мальчиков; только девочек; небольшой группы; не пользуется авторитетом. _________________________________

Имеет ли друзей: только в своём классе; вне класса; и в классе и вне класса; сверстников; старше себя; младше себя; ни с кем не дружит. __________________________________________

В качестве кого участвует в школьных мероприятиях: инициатор; организатор; активный участник; пассивный исполнитель; дезорганизатор; не участвует. __________________________

Как выполняет общественные поручения: с удовольствием; хорошо; удовлетворительно; плохо; уклоняется от поручений. ____________________________________________________________

С кем чаще всего бывают конфликты: с одноклассниками; учащимися других классов; учителями; родителями и родственниками. _____________________________________________

Дата, проведённая работа:


Результат:










Рекомендации: ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности личностного развития

Интересы и увлечения: ______________________________________________________________

(перечислить всё, что интересует ученика)

__________________________________________________________________________________

Посещаемые кружки и секции _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Любит ли читать?: читает много; читает мало; не читает. _________________________________

Предпочитает читать: поэзию; исторические романы; технологические издания; детективы; фантастику; мифы; былины; познавательные рассказы; периодическую печать (какие издания) _ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр телепередач __________ часов в день.

Предпочитаемые телепередачи: _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Какие виды труда предпочитает?: умственный; физический; и тот и другой в равной мере; не любит трудиться. ___________________________________________________________________

К какому определённому типу профессий имеет склонность?: _____________________________ __________________________________________________________________________________

Какими профессиями интересуется?: __________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Отношение к себе: скромность; уверенность в себе; неуверенность в себе; самокритичность; самоконтроль; стремление к успеху. ___________________________________________________

Владеет ли навыками культуры поведения: культурен в общении; допускает срыва; не владеет культурой общения. ________________________________________________________________


  1. Вредные привычки и отклонения в поведении:

Курение, употребление алкоголя ____________________________________________________

Тенденции к противоправному поведению _____________________________________________

__________________________________________________________________________________

Участие в драках ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Странные, необычные поступки ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Неискренность, лживость ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дата, проведённая работа:


Результат:







Рекомендации: ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


«_____»_________________ 201_ года.

МП


Составил (а) характеристику:




Приложение 4


Диагностика классного коллектива с целью определения воспитанности и межличностных отношений в классе


Диагностика №1. Схема экспертной оценки уровня воспитанности классного коллектива

(Методика Н.П. Капустиной)

Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Аккуратность и опрятность

6. Отношение к себе


По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень

                          4.4-4 – хороший уровень

                          3.9-2.9 – средний уровень

                          2.8-2 – низкий уровень


1 шкала. Любознательность

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.


2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.


3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.


4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.


5 шкала. Аккуратность и опрятность

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.


6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.


Подсчет баллов:

Ф.И. учащегося

Любозна

тельность

Трудолю

бие

Бережное отноше

ние к природе

Отно

шение к школе

Аккурат

ность и опрят

ность

Отноше

ние к себе

Итоговая сумма баллов

Примечание

1










2










3










4










5































Диагностика № 2. «ПОДАРКИ»

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Таня – книга

Лена – ручка и т. д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и такие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

Приложение 5




ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

КЛАССНОГО ЧАСА


Дата посещения_______________________класс______________________________________________

Цель посещения__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

1. Общие сведения о классном часе

Тема классного часа ___________________________________________________________________

Форма проведения ___________________________________________________________________________________


Цель поставленная учителем, задачи____________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Актуальность и воспитательная направленность классного часа __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место классного часа в воспитательной системе________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

Характеристика используемого оборудования (перечислить):

- средства наглядности

- ТСО ____________________

- раздаточный материал ______________________________________________

- другое ____________________________________________________________

Формы и методы организации деятельности обучающихся:

- формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная, коллективная; метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; словесные, наглядные, практические и т.д.

- другое __________________________________________________________________


2. Организация воспитательной деятельности:


Как решались воспитательные задачи в ходе классного часа:

а) организация работы с учащимися - индивидуальная, групповая или фронтальная работа;

б) активность и инициативность ребят;

в) распределение поручений при подготовке к классному часу;

г) взаимоотношения учитель - ученики (тон, манера обращения);

е) дисциплина;

ж) внешность учащихся, помещение;

з) продолжительность классного часа (от 30 до 45 мин., экскурсия - 1 час 20 мин.);

и) связь с жизнью, наглядность.

Наличие и качество проведения основных элементов организации:

• подготовка учеников к началу классного часа, эмоциональный настрой ________________________ _________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

• организационное начало классного часа (методы и виды деятельности) _________________________________________________________________________________________

• внешняя готовность_______________________________________________________________________

• психологическая готовность обучающихся ___________________________________________________

• внешний вид ___________________________________________________________________________

- Содержание классного часа (Интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания, личностная значимость его для учащихся, соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа, доступность информации)________________________________________

- Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия (коллективная, групповая, индивидуальная, парная и др.)

______________________________________________________________________________________

- Обоснование выбора формы проведения классного часа (музыкально-поэтическая композиция, игра, экскурсия, конкурс, диспут) и др. ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

- Рациональность использования времени на каждом этапе_____________________________________

- Соблюдение санитарно-гигиенического режима и техники безопасности _________________________

- Характеристика этапа подведения итогов классного часа______________________________________


3. Деятельность воспитанников

Уровень активности

- высокий, средний, низкий, инертный, нормальный, динамичный;

- репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность (выбрать)

Интерес к теме ___________________________________________________________________________

Самостоятельность суждений _______________________________________________________________

Речь обучающихся, грамотность ____________________________________________________________

Культура поведения, дисциплина ____________________________________________________________

Морально-психологическая атмосфера классного часа:

- простота общения, взаимоуважение, требовательность, юмор, непредвзятое отношение, объективность оценки, взвешенная реакция, придирчивость, нервозность, раздражение;

- другое _________________________________________________________________


4. Результативность классного часа

Результат классного часа.

Оценка качества проведения.

Выдвижение новых задач для дальнейшей работы.

Воспитание нравственных чувств.

Выводы и предложения по воспитательной работе.

Создание атмосферы творчества, глубины осознания проблемы и т.д._____________________________

Эмоциональность классного часа______________________________________________________

Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия_________________________


Выводы и рекомендации ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


классный руководитель ________________________________________________________________

(Ф. И.О., квалификация)

Подпись классного руководителя ________________


Анализ составила ___________________ __________________________

(Ф.И.О.)


«____» ___________________ 2017 г.




Приложение 6


Титульный лист для оформления показательного классного часа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ



КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ «_______________________________________________»

форма проведения классного часа



Исполнитель: указывается

полностью Ф.И.О., группа, специальность

Класс_______________________________

Дата проведения______________________

Классный руководитель _______________

Методист по практике _________________

Оценка______________________________



Примерные темы классных часов, направленных на развитие сплочённости классного коллектива


  1. Дружба – чудесное слово

  2. Игра (КТД) «Поздравление другу»

  3. Без доброты невозможна настоящая радость

  4. Всемирный день доброты

  5. Давайте жить дружно

  6. Родина начинается со школы

  7. Путешествие в мир добра

  8. Как ты растёшь?

  9. Что ты знаешь о себе?

  10. Кто твой друг?

  11. Как научиться преодолевать трудности?

  12. Для чего нужна улыбка

  13. Какой у тебя характер?

  14. Как воспитывать свой характер?

  15. Мы сами создаём наш класс

  16. У меня зазвонил телефон (об особенностях общения по телефону)

  17. Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной когда мои друзья со мной

  18. Прекрасных профессий на свете не счесть

  19. Безопасный интернет в нашей жизни

  20. Как научиться жить дружно?

  21. Как помириться после ссоры?

  22. Как понять друг друга без слов?



Примерные темы классных часов, направленных на формирование положительных личностных качеств школьников



  1. Правила поведения в школе

  2. Правила поведения в транспорте

  3. Этикет общения в нашей жизни

  4. Мы вечной памяти достойны

  5. День семьи

  6. Слово мама – самое дорогое на свете

  7. Домашние животные - наши меньшие друзья

  8. Стихи и музыка в нашей жизни

  9. Почему здоровье это гигиена и чистота

  10. Моё любимое время года

  11. Дорога в школу и домой

  12. Твоё настроение

  13. Правильное питание – залог здоровья

  14. Зарядка в жизни школьника.

  15. Безопасность на каникулах

  16. Твои привычки

  17. Здоровье и болезнь.

  18. Праздник «Во что играли наши бабушки»

  19. Как защититься от простуды и гриппа.

  20. Вред табачного дыма на людей




Приложение 7


Анкета помогающая выявить воспитательные возможности родителей

(заполняется только с согласия родителей)


    1. Фамилия, имя, отчество родителей_____________________________________

___________________________________________________________________

2. Образование: высшее, среднее, начальное. (Подчеркнуть.)

3. Возраст_____________________________________________________________

4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, ...)? (Подчеркнуть.)

5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери (нет времени, не хватает образования, педагогических знаний; считаете, что должна воспитывать школа)? (Подчеркнуть.)_______________________________________________________

6. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?

______________________________________________________________________

7. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком (в музее, театре, на природе, в парке, в кинотеатре)? __________________________________________________

8. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, по дому, с руководителями кружка?________________________________________________

9. Как и с кем проводит он свое свободное время?__________________________

______________________________________________________________________

10. Какие качества характера своего ребенка вы считаете положительными, какие отрицательными?______________________________________________________

______________________________________________________________________

11. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны (воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины)? _____________________________________________________________________

12. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, нет, не всегда)?

За что хвалите, за что наказываете ребёнка?_________________________________

______________________________________________________________________

13. Как поощряете? Как наказываете?______________________________________

______________________________________________________________________

14. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда)?_______________________________________________________________

15. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?___________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

16. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведе­ние ради воспитания ребенка (да, нет, не всегда)?

17. Какую профессию вы рекомендуете выбрать вашему ребенку? Почему?______

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Приложение 8


Примерные беседы для родителей


1.Стили семейного воспитания

2.Знаете ли вы своего ребенка?

3.Чему надо научить своего ребенка?

4.Значение труда в воспитании детей

5.Труд в семье

6. Что значит любить ребенка?

7.Вежливость

8.Пощрение

9.Детская ложь и ее истоки

10. Наказание как метод воспитания

11.Воспитание мальчика


Основные этапы подготовки родительского собрания


  1. Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения;

  2. Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до собрания (варианты извещения: сообщение по телефону, запись в дневнике, пригласительные билеты)

  3. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом;

  4. Подготовка выставок по теме собрания.

  5. Подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания

  6. Распределение обязанностей по подготовке собрания:

на столах необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей.

  1. Лучший способ размещения родителей – это предложить им занять места своих детей. Состоится ознакомление с рабочим местом, выявится его соответствие состоянию здоровья ребенка.


Основные этапы проведения родительского собрания:


  1. Вступление. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

  2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил обязательно всех присутствующих высказать своё мнение по вопросу, а спрашивал не более трёх-четырёх человек. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть фамилии.

  3. Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить в них пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение, во время которого родители высказывают своё мнение и раскрывают свой опыт перед другими.

  4. Характеристика детей «Ваши дети – наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребёнке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы. На этом этапе лучше использовать тетради доверия для родителей, где даны результаты тестирования, наблюдения классного воспитателя, психолога, выводы, рекомендации.

  5. ОКНО - очень короткие новости. Педагог знакомит родителей с новыми данными науки по вопросам воспитания детей.

Обратная связь:

Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.




Советы по установлению психологического контакта с семьей.

        1. Не поучать родителей, а вместе попытаться разобраться в возможностях ребенка, найти положительные черты и опираться на них.

        2. Не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно и обоснованно.

        3. Остерегаться нотаций, назиданий, морализации и выговоров.

        4. Главное – дать почувствовать родителям, что вы искренне заботитесь об их ребенке.

        5. Помнить о том, что если вы увлекаетесь замечаниями, которые задевают самолюбие, если постоянно жалуетесь на ребенка и сосредоточиваете внимание на недостатках, этим вы отталкиваете от себя родителей.

Используйте главный принцип дипломатии: расставаться с родителями после собрания друзьями.










Приложение 9


Что должен уметь и какими качествами должен обладать классный руководитель для обеспечения успешного воспитания:


  1. Знание детской психологии.

  2. Душевное, ровное, заботливое отношение к детям.

  3. Индивидуальный подход и всегда уважительное отношение к ребенку.

  4. Толерантность как важнейшее профессиональное качество: учитель, как бы он ни устал, как бы ему ни было плохо, никогда не накричит, не обидит ребенка.

  5. Желание, способность, умение видеть, ощущать и чувствовать проблемы, особенности и переживания детей и умение тонко, ненавязчиво, мягко помочь им.

  6. Умение создавать бодрую, светлую созидательную. обстановку в детском коллективе.

  7. Добровольный отказ учителя от позиции превосходства, желания упрекать, поучать, вторгаться в душу ребенка и принуждать его к откровенности; умение выслушать ребенка и терпеливо ждать, когда ребенок настолько уважительно будет относиться к вам, что сам раскроется и захочет поведать вам тайны своих переживаний и проблем.

  8. Умение признавать свои ошибки.

  9. Умение общаться и сотрудничать с детьми.

  10. Умение видеть и радоваться каждому детскому успеху.

  11. Умение создавать условия для успешного проявления в ребенке его наилучших качеств и способностей.

  12. Умение создавать положительную эмоциональную среду и обстановку радости.

  13. Умение и готовность понять детские интересы, взгляды, настроение, моду, кумиров и способность исподволь, не оскорбляя, расширять диапазон детских интересов и представлений.

  14. Умение поддерживать созидательные контакты с родителями.

  15. Владение разными гранями юмора.

  16. Умение рассматривать свое общение и совместную деятельность с детьми как радость в жизни.







38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!