С.Л. Прокофьева «Самый большой друг»
Цели: познакомить с произведением С.Л. Прокофьевой «Самый большой друг»; слушать и читать сказку о дружбе, подводить к пониманию, что такое дружба; обсудить черты характера, которые надо в себе воспитывать; обучать выразительному чтению текстов с опорой на знаки препинания; развивать воображение, речь, память.
Ход урока
Актуализация знаний
Речевая разминка
– Прочитайте стихотворение.
Дружба очень нам нужна.
В жизни нашей так важна:
Коль случится что-то вдруг,
К нам придёт на помощь друг!
– Как вы понимаете значение слова дружба? (Ответы детей.)
2.Самоопределение к деятельности
- Сегодня будем с вами говорить о дружбе, постараемся ответить на вопрос, что такое дружба.
– Прочитаем пословицу (Без друга в жизни туго.)
– Как вы понимаете эти слова? (Не имея друга, человек обде-лён полноценным общением, не может рассчитывать на свое-временную и бескорыстную помощь и поддержку. Настоящих друзей найти непросто, без них плохо и одиноко. Если у тебя есть друг, научись беречь его, не обижать, чтобы сохранить дружбу.)
3. Работа по теме урока
1. Введение в тему
– Какие качества в людях цените вы? (Высказывания детей.)
2. Знакомство с автором произведения
– Знакомо ли вам имя автора произведения Софья Леонидовна Прокофьева?
Софья Леонидовна Прокофьева родилась в Москве 14 мая 1928 года. Детство писательницы прошло в атмосфере трепетного отношения к ис-кусству. Её отец, Леонид Евгеньевич Фейнберг, был известным художником, поэтом и писателем.
Мать девочки рано умерла. Соню воспитывала новая жена отца – талантливая переводчица, поэтесса Вера Николаевна Маркова. Именно она привила девочке любовь к литературе, к сказкам.
1955 году С.Л. Прокофьева окончила институт, работала художником-иллюстратором.
После рождения сына, молодая мама читала своему ребёнку сказки, а потом начала придумывать и записывать новые истории.
Сказки С.Л. Прокофьевой наполнены необычайной добротой, они искренни, поэтому так любимы её читателями.
3. Знакомство с произведением
– Прочитаем (или послушайте) сказку «Самый большой друг».
https://www.youtube.com/watch?v=R-4CQjj3Q6U
https://www.youtube.com/watch?v=igLCOliZPbc мультфильм
– Какое впечатление произвела на вас сказка?
4. Работа над содержанием текста
–Подумайте и объясните в чём разница между словами расхвастался и похвастался
Расхвастаться (разг.) – начать хвастаться всё сильнее и сильнее.
Похвастаться – высказаться о себе с хвастовством.
– Почему сказка так заканчивается? Какую мысль хотел донести до нас автор? (Настоящий друг не тот, кто больше ростом, а тот, кто придёт вовремя на помощь.)
5. Пересказ сказки по иллюстрациям
– Расскажите по картинкам историю «Самый большой друг».
1 2
3 4
VII. Рефлексия
–Вспомните, что же вы узнали на уроке.
– Что у вас получалось, а что нет? Подумайте почему.
VIII. Подведение итогов урока
– Какое произведение мы читали на уроке? Кто его автор? (Произведение С.Л. Прокофьевой «Самый большой друг».)