СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционный курс по химии для 8-9 классов по теме "Химия в задачах"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Материал данной программы, дополняя базовый курс химии, включает новые знания и умения и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Для этого в него включены задачи межпредметного содержания и экологической направленности.

Просмотр содержимого документа
«Дистанционный курс по химии для 8-9 классов по теме "Химия в задачах"»

14



Нижегородская область Варнавинский район


















ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС


учебный модуль по химии для 8-9 классов

«Химия в задачах»


















Сетевой преподаватель: учитель химии

Волкова Альбина Геннадьевна






2018 год



Программа дистанционного курса по химии «Химия в задачах»


Пояснительная записка


Изучение школьного курса химии направлено на изучение химических процессов, происходящих в природе и технике, как с качественной, так и количественной стороны. Поэтому на занятиях по химии наряду с описанием явлений, фактов, теорий и законов должны рассматриваться и их количественные закономерности, а это предусматривает включение в учебный процесс решение задач различного типа.


Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии, оно позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:


1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.


Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.


Материал данной программы, дополняя базовый курс химии, включает новые знания и умения и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Для этого в него включены задачи межпредметного содержания и экологической направленности.


Курс рассчитан на 17 часов, рекомендуется для учащихся 8-9 классов.


Цель курса – совершенствование навыков решения расчетных задач разного типа.


Основные задачи курса:


  1. повторить материал, рассмотренный на уроках химии;

  2. выработать навыки правильного оформления решения задач;

  3. подготовить к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и справочной информации;

  4. повысить уровень подготовки к ОГЭ по химии;

  5. научить работать в системе дистанционного (электронного) обучения Moodle;

  6. развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, в том числе и с Интернет-ресурсами.


Средство занятий: Сайт http://dood-edu.ru

Формы занятий: off-line занятие: самостоятельная работа учащихся; on-line занятие: дистанционный урок; консультация.

Формы отчетности и контроля: тест, обучающая работа, контрольная работа, задания по решению задач, зачет.




Весь курс состоит из четырех тем.


В 1-й теме «Количественные отношения в химии» рассмотрены понятия «моль», «относительные атомные и молекулярные массы», «количество вещества» и т. п., которые вводились в школьном курсе 8-го класса на самых ранних этапах овладения химическими знаниями и поэтому, как правило, воспринимались учениками приблизительно.


Во 2-й теме «Расчеты по уравнениям химических реакций» все расчеты выполняются с использованием понятия о количестве вещества, а не метода составления пропорций, который предлагается в школьных учебниках. На всех этапах решения задачи необходимо воспитывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Важно научиться на практике оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи.


В теме 3 «Растворы» уделяется особое внимание задачам на растворы т.к. ни одно конкурсное испытание по химии не обходится без этих задач. В ней рассматриваются также «молярная концентрация».


В теме 4 «Тепловой эффект химической реакции» рассматриваются задачи на вычисление теплового эффекта химической реакции и на составление термохимического уравнения.

Особое внимание уделяется задачам по экологии, которые есть в каждой теме, кроме первой. Такие задачи встречаются на олимпиадах по экологии.


Принципы содержание курса:


  1. определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира;

  2. строится на межпредметных связях с математикой, физикой и экологией;

  3. воспитывает у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, связанных с жизнью и деятельностью человека.

























Содержание программы курса


На изучение курса отводится 17 ч. За основу взята Программа О.С. Габриелян курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений и задачник Г.П. Хомченко и И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы». В задачнике имеются разделы, в которых приводятся примеры решения типовых задач. Для всех расчетных задач даны ответы.


Тема 1. Количественные отношения в химии (4 часа)


Абсолютная атомная масса, абсолютная молекулярная масса. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса вещества. Закон Авогадро. Число Авогадро. Массовая доля элемента. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия (н.у.). Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по химическим формулам: молекулярной массы; молярная масса; массовая доля элемента; вывод формул соединений по массовым долям химических элементов; моль; количество вещества; относительной плотности газа.


Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций (6 часов)


Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава. Химическая реакция, химическое уравнение. Типы химических реакции. Расчеты: массы (объёма, количества вещества) по известной массе (объёму, количеству вещества) одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате веществ; массы (объёма, количества вещества), если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; массы или объема продукта реакции по известному массе или объему исходного вещества, содержащего долю примеси. Комбинированные задачи. Задачи с экологическим содержанием.


Тема 3. Растворы (4 часа)


Растворы. Массовая и объемная доли компонентов в растворе. Молярная концентрация. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Задачи с экологическим содержанием.


Тема 4. Тепловой эффект химической реакции (2 часа)


Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение. Расчеты по термохимическим уравнениям. Задачи с экологическим содержанием.













Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы курса и занятия

Источник информации, литература

Вид деятельности


Форма контроля

Дата


I

Количественные отношения в химии (4ч)


Вводное занятие.



Знакомство, вводная анкета


4.02

1.

1. Абсолютная атомная масса, абсолютная молекулярная масса. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Молярная масса вещества. Расчеты по химическим формулам: молекулярная масса; молярная масса; массовая доля элемента; вывод формул соединений по массовым долям химических элементов.


О.С. Габриелян

Химия 8 класс.

& 5 стр.33

Самостоятельная работа уч-ся, Задачи на вывод химической формулы вещества


Тест, примеры решения задач

7.02

2.

2. Количество вещества, моль. Закон Авогадро. Число Авогадро. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия (н.у.). Расчеты по химическим формулам: моль; количество вещества.

О.С. Габриелян Химия 8 класс.

& 15 стр.79


Самостоятельная работа уч-ся


Тест, примеры решения задач

14.02.

3.

3. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по химическим формулам и уравнениям: плотности, относительной плотности газа, объёма газа.

О.С. Габриелян Химия 8 класс.

& 16 стр.82


Самостоятельная работа уч-ся, Решение задач


Конкурс на число решенных задач

21.02

4.

4. Обобщение и закрепление знаний.


Решение задач


Тест, контрольная работа №1

03.03.

II

Расчеты по химическим уравнениям (6ч.)

5.

1. Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава. Химическая реакция, химическое уравнение. Типы химических реакции.

О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&25-32. Лекционный материал.

Лекция. Самостоятельная работа уч-ся, составление уравнений.


Тест

7.03.

6.

2. Расчет массы (объёма, количества вещества) по известной массе (объёму, количеству вещества) одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате веществ.

О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&28, стр. 147

Открытое занятие. Решение задач


Самостоятельная работа на задачи


14.03

7.

3. Решение задач на «избыток».

О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&28, стр. 147

Решение задач

Самостоятельная работа на задачи

21.03

8.

4. Решение задач на «выход продукта реакции».


О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&28, стр. 147

Решение задач

Самостоятельная работа на задачи


28.03

9.

5. Решение задач на «примесь».


О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&28, стр. 147

Решение задач и уравнений

Самостоятельная работа на задачи


04.04

10.

6. Обобщение и закрепление знаний. Комбинированные задачи. Задачи с экологическим содержанием.


Решение задач


Контрольная работа №2

11.04

III

Растворы (4ч.)

11.

1. Растворы. Массовая и объемная доли компонентов в растворе. Молярная концентрация.

О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&24, стр. 124

&34,

стр. 186-187

Лекция Самостоятельная работа

тест

18.04

12.

2. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе.


О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&24

Решение задач

Взаимопроверка



25.04.

13.

3. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&28, стр.149

решение задач

Самостоятельная работа на задачи


02.05

14.

4. Обобщение и закрепление знаний. Комбинированные задачи. Задачи с экологическим содержанием.


Решение задач

Контрольная работа №3

09.05

IV

Тема 4. Тепловой эффект химической реакции (2ч.)

15.

1. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение.

  1. О.С. Габриелян Химия 8 класс.

&26, стр.136

  1. Л.С. Гузей Химия 8 класс.

&4.8, стр. 81

  1. http://www.hemi.nsu.ru/ucheb211.htm


Самостоятельное изучение материала

Тест.

16.05

16

2. Расчеты по термохимическим уравнениям. Задачи с экологическим содержанием.


Решение задач.


Выполнение задач

23.05

17

Подведение итогов



Итоговая анкета.

Контрольная работа №4

Зачет


30.05


















Требования к результатам обучения


После изучения элективного курса химии учащиеся должны


1. Знать:


  • количество вещества. Закон Авогадро;


  • массовая доля элемента;


  • закон сохранения массы веществ;


  • закон постоянства состава;


  • химическая реакция, химическое уравнение;


  • массовая доля растворенного вещества;


  • что такое раствор;


  • понятие об экзо- и эндотермических реакциях;


  • что такое тепловой эффект химической реакции и термохимическое уравнение;


  • способы решения задач.


2. Уметь:


  • самостоятельно работать с разными источниками информации;

  • делать расчеты по химическим формулам и уравнениям.


3. Уметь вычислять:


  • молекулярную и молярную массы вещества по химическим формулам;


  • массовую долю химического элемента в веществе по его формуле;


  • количество вещества, массу и объем;


  • абсолютную и относительную плотность газов;


  • по химическому уравнению массу (количество вещества или объем) по известной массе (количеству вещества или объему) одного из веществ, участвующего в реакции;


  • массы (объёма, количества вещества), если одно из реагирующих веществ дано в избытке;


  • массой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;


  • массу (количество вещества или объем) продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;


  • массовую долю растворенного вещества в растворе; массы растворенного вещества и растворителя;


  • массу (количество вещества или объем) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного веществ;


  • по термохимическим уравнениям.















































Литература для учителя:


  1. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2009 г.

  2. О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.

  3. О.С. Габриелян. Химия 9 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.

  4. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1986 г.

  5. И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна. 2005 г.

  6. А.А. Макареня. Повторим химию. Для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1989 г.

  7. Р.П. Суровцева, С.Н. Савицкий. Р.Г. Иванова. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М.: Просвещение. 1981 г.

  8. А.М. Радецкий, В.П. Горшкова. Дидактический материал по химии.8-9 класс. М.: Просвещение. 2002 г.

  9. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. Химия. Сборник задач. М.: Дрофа. 1999 г.

  10. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия (для школьников старших классов и поступающих в вузы). – М.: Дрофа, 1995 г.

  11. Р.Н. Князева, В.П. Артемьев. Задания по химии для учащихся малокомплектной школы. М.: Просвещение, 1993 г.

  12. Г.И. Штремплер. Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 класс. М.: Просвещение, 1999 г.















Литература для учащегося:


  1. О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.

  2. О.С. Габриелян. Химия 9 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.

  3. Л.С. Гузей, В.В. Сорокин. Химия 8 класс. М.: Дрофа. 2002 г.

  4. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 1994 г.

  5. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1986 г.

  6. А.А. Макареня. Повторим химию. Для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1989 г.

Источники информации для учащихся:

  1. Сайт учителя химии и биологи Волковой А.Г.

https://sites.google.com/site/himiya14112012/proekty/distancionnoe-obucenie

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/


  1. Видеоуроки. http://interneturok.ru/


  1. Викизнание. http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/


  1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/


  1. Энциклопедия Кругосвет. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/AVOGADRO_CHISLO.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!