14
Нижегородская область Варнавинский район
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС
учебный модуль по химии для 8-9 классов
«Химия в задачах»
Сетевой преподаватель: учитель химии
Волкова Альбина Геннадьевна
2018 год
Программа дистанционного курса по химии «Химия в задачах»
Пояснительная записка
Изучение школьного курса химии направлено на изучение химических процессов, происходящих в природе и технике, как с качественной, так и количественной стороны. Поэтому на занятиях по химии наряду с описанием явлений, фактов, теорий и законов должны рассматриваться и их количественные закономерности, а это предусматривает включение в учебный процесс решение задач различного типа.
Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии, оно позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:
1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.
Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.
Материал данной программы, дополняя базовый курс химии, включает новые знания и умения и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Для этого в него включены задачи межпредметного содержания и экологической направленности.
Курс рассчитан на 17 часов, рекомендуется для учащихся 8-9 классов.
Цель курса – совершенствование навыков решения расчетных задач разного типа.
Основные задачи курса:
повторить материал, рассмотренный на уроках химии;
выработать навыки правильного оформления решения задач;
подготовить к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и справочной информации;
повысить уровень подготовки к ОГЭ по химии;
научить работать в системе дистанционного (электронного) обучения Moodle;
развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, в том числе и с Интернет-ресурсами.
Средство занятий: Сайт http://dood-edu.ru
Формы занятий: off-line занятие: самостоятельная работа учащихся; on-line занятие: дистанционный урок; консультация.
Формы отчетности и контроля: тест, обучающая работа, контрольная работа, задания по решению задач, зачет.
Весь курс состоит из четырех тем.
В 1-й теме «Количественные отношения в химии» рассмотрены понятия «моль», «относительные атомные и молекулярные массы», «количество вещества» и т. п., которые вводились в школьном курсе 8-го класса на самых ранних этапах овладения химическими знаниями и поэтому, как правило, воспринимались учениками приблизительно.
Во 2-й теме «Расчеты по уравнениям химических реакций» все расчеты выполняются с использованием понятия о количестве вещества, а не метода составления пропорций, который предлагается в школьных учебниках. На всех этапах решения задачи необходимо воспитывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Важно научиться на практике оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи.
В теме 3 «Растворы» уделяется особое внимание задачам на растворы т.к. ни одно конкурсное испытание по химии не обходится без этих задач. В ней рассматриваются также «молярная концентрация».
В теме 4 «Тепловой эффект химической реакции» рассматриваются задачи на вычисление теплового эффекта химической реакции и на составление термохимического уравнения.
Особое внимание уделяется задачам по экологии, которые есть в каждой теме, кроме первой. Такие задачи встречаются на олимпиадах по экологии.
Принципы содержание курса:
определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира;
строится на межпредметных связях с математикой, физикой и экологией;
воспитывает у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, связанных с жизнью и деятельностью человека.
Содержание программы курса
На изучение курса отводится 17 ч. За основу взята Программа О.С. Габриелян курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений и задачник Г.П. Хомченко и И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы». В задачнике имеются разделы, в которых приводятся примеры решения типовых задач. Для всех расчетных задач даны ответы.
Тема 1. Количественные отношения в химии (4 часа)
Абсолютная атомная масса, абсолютная молекулярная масса. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса вещества. Закон Авогадро. Число Авогадро. Массовая доля элемента. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия (н.у.). Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по химическим формулам: молекулярной массы; молярная масса; массовая доля элемента; вывод формул соединений по массовым долям химических элементов; моль; количество вещества; относительной плотности газа.
Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций (6 часов)
Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава. Химическая реакция, химическое уравнение. Типы химических реакции. Расчеты: массы (объёма, количества вещества) по известной массе (объёму, количеству вещества) одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате веществ; массы (объёма, количества вещества), если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; массы или объема продукта реакции по известному массе или объему исходного вещества, содержащего долю примеси. Комбинированные задачи. Задачи с экологическим содержанием.
Тема 3. Растворы (4 часа)
Растворы. Массовая и объемная доли компонентов в растворе. Молярная концентрация. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. Задачи с экологическим содержанием.
Тема 4. Тепловой эффект химической реакции (2 часа)
Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение. Расчеты по термохимическим уравнениям. Задачи с экологическим содержанием.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы курса и занятия | Источник информации, литература | Вид деятельности | Форма контроля | Дата |
I | Количественные отношения в химии (4ч) |
| Вводное занятие. | | Знакомство, вводная анкета | | 4.02 |
1. | 1. Абсолютная атомная масса, абсолютная молекулярная масса. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Молярная масса вещества. Расчеты по химическим формулам: молекулярная масса; молярная масса; массовая доля элемента; вывод формул соединений по массовым долям химических элементов. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. & 5 стр.33 | Самостоятельная работа уч-ся, Задачи на вывод химической формулы вещества | Тест, примеры решения задач | 7.02 |
2. | 2. Количество вещества, моль. Закон Авогадро. Число Авогадро. Закон Авогадро и его следствия. Нормальные условия (н.у.). Расчеты по химическим формулам: моль; количество вещества. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. & 15 стр.79 | Самостоятельная работа уч-ся | Тест, примеры решения задач | 14.02. |
3. | 3. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по химическим формулам и уравнениям: плотности, относительной плотности газа, объёма газа. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. & 16 стр.82 | Самостоятельная работа уч-ся, Решение задач | Конкурс на число решенных задач | 21.02 |
4. | 4. Обобщение и закрепление знаний. | | Решение задач | Тест, контрольная работа №1 | 03.03. |
II | Расчеты по химическим уравнениям (6ч.) |
5. | 1. Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава. Химическая реакция, химическое уравнение. Типы химических реакции. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &25-32. Лекционный материал. | Лекция. Самостоятельная работа уч-ся, составление уравнений. | Тест | 7.03. |
6. | 2. Расчет массы (объёма, количества вещества) по известной массе (объёму, количеству вещества) одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате веществ. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &28, стр. 147 | Открытое занятие. Решение задач | Самостоятельная работа на задачи | 14.03 |
7. | 3. Решение задач на «избыток». | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &28, стр. 147 | Решение задач | Самостоятельная работа на задачи | 21.03 |
8. | 4. Решение задач на «выход продукта реакции». | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &28, стр. 147 | Решение задач | Самостоятельная работа на задачи | 28.03 |
9. | 5. Решение задач на «примесь». | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &28, стр. 147 | Решение задач и уравнений | Самостоятельная работа на задачи | 04.04 |
10. | 6. Обобщение и закрепление знаний. Комбинированные задачи. Задачи с экологическим содержанием. | | Решение задач | Контрольная работа №2 | 11.04 |
III | Растворы (4ч.) |
11. | 1. Растворы. Массовая и объемная доли компонентов в растворе. Молярная концентрация. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &24, стр. 124 &34, стр. 186-187 | Лекция Самостоятельная работа | тест | 18.04 |
12. | 2. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и массы растворенного вещества по известной массовой доле его в растворе. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &24 | Решение задач | Взаимопроверка | 25.04. |
13. | 3. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &28, стр.149 | решение задач | Самостоятельная работа на задачи | 02.05 |
14. | 4. Обобщение и закрепление знаний. Комбинированные задачи. Задачи с экологическим содержанием. | | Решение задач | Контрольная работа №3 | 09.05 |
IV | Тема 4. Тепловой эффект химической реакции (2ч.) |
15. | 1. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимическое уравнение. | О.С. Габриелян Химия 8 класс. &26, стр.136 Л.С. Гузей Химия 8 класс. &4.8, стр. 81 http://www.hemi.nsu.ru/ucheb211.htm | Самостоятельное изучение материала | Тест. | 16.05 |
16 | 2. Расчеты по термохимическим уравнениям. Задачи с экологическим содержанием. | | Решение задач. | Выполнение задач | 23.05 |
17 | Подведение итогов | | Итоговая анкета. | Контрольная работа №4 Зачет | 30.05 |
Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса химии учащиеся должны
1. Знать:
химическая реакция, химическое уравнение;
2. Уметь:
самостоятельно работать с разными источниками информации;
делать расчеты по химическим формулам и уравнениям.
3. Уметь вычислять:
количество вещества, массу и объем;
по химическому уравнению массу (количество вещества или объем) по известной массе (количеству вещества или объему) одного из веществ, участвующего в реакции;
массы (объёма, количества вещества), если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
массу (количество вещества или объем) продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;
массу (количество вещества или объем) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного веществ;
Литература для учителя:
О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2009 г.
О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.
О.С. Габриелян. Химия 9 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.
Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1986 г.
И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна. 2005 г.
А.А. Макареня. Повторим химию. Для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1989 г.
Р.П. Суровцева, С.Н. Савицкий. Р.Г. Иванова. Задания по химии для самостоятельной работы учащихся. М.: Просвещение. 1981 г.
А.М. Радецкий, В.П. Горшкова. Дидактический материал по химии.8-9 класс. М.: Просвещение. 2002 г.
Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. Химия. Сборник задач. М.: Дрофа. 1999 г.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Химия (для школьников старших классов и поступающих в вузы). – М.: Дрофа, 1995 г.
Р.Н. Князева, В.П. Артемьев. Задания по химии для учащихся малокомплектной школы. М.: Просвещение, 1993 г.
Г.И. Штремплер. Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 класс. М.: Просвещение, 1999 г.
Литература для учащегося:
О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.
О.С. Габриелян. Химия 9 класс. М.: Издательский дом Дрофа. 2008 г.
Л.С. Гузей, В.В. Сорокин. Химия 8 класс. М.: Дрофа. 2002 г.
Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 1994 г.
Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1986 г.
А.А. Макареня. Повторим химию. Для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1989 г.
Источники информации для учащихся:
Сайт учителя химии и биологи Волковой А.Г.
https://sites.google.com/site/himiya14112012/proekty/distancionnoe-obucenie
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
Видеоуроки. http://interneturok.ru/
Викизнание. http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/
Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Энциклопедия Кругосвет. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/AVOGADRO_CHISLO.html