СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение, виды и формы 

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение»

Дистанционное обучение в наше время

Начать хотелось бы с определения дистанционных образовательных технологий из закона РФ N 3266-1 «Об образовании». «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и

педагогического работника». [3] Так же в законе говорится о том, что ОУ вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что сейчас государство полностью поддерживает и разрешает использование ДОТ на всех этапах обучения. Что в свою очередь, даёт нам повод для рассуждений, где же применять дистанционное обучение? В каких случаях и на каких уроках.

Актуальность данной работы подкрепляется приоритетным проектом «Современная цифровая образовательная среда». Целью данного государственного проекта является создание условий для непрерывного образования на базе цифровой платформы онлайн-

образования. Проект реализуется в период с 2016 года по 2025 год. [4] Помимо государства, есть прямая необходимость сделать обучение непрерывным для учащихся в периоды карантина, во время болезни детей. Так же, дистанционное обучение позволит создать условия для расширения образовательной программы дополнительными курсами.

В последние годы, наблюдается тенденция ухудшения общего здоровья учащихся из-за чего в образовательных учреждениях не редко можно видеть карантины, большое количество пропусков занятий отдельными учащимися. Остро встаёт проблема, как изучить материал отсутствующим на занятиях. Так же, в информатике существует ряд интересных тем, которые не могут быть охвачены в основной образовательной программе, но могут быть интересны учащимся.

Выход из именно таких ситуаций и предлагают нам дистанционные технологии обучения. Остаётся только определить какие именно формы дистанционного обучения и в каких ситуациях стоит применять.

1. Формы дистанционного обучения.

Для того, чтобы разобраться какие технологии применимы для каких ситуаций, необходимо понять, какие же бывают формы организации дистанционного обучения.

  1. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат- технологий. Чат-занятия проходят в режиме “on-line”, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений

действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность

дистанционных педагогов и учеников. Возможна реализация дискуссий, обсуждений важных вопросов. Так же чат-занятия могут позволить учащимся задать вопрос преподавателю и сразу же получить на него ответ.

  1. Веб-занятия — дистанционные уроки, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет.

Веб-занятия могут включать в себя материалы, оставленные для ознакомления преподавателем, форумы, тестовые задания, практические задания.

  1. Компьютерная телеконференция — компьютерная телеконференция — это видеоконференция с применением ПК с возможностью быстрого Интернет-соединения, наличием микрофона и цифровой видеокамеры. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.

Основные недостатки этого вида дистанционного обучения — высокие требования к скорости соединения, которая может быть технически недоступна в некоторых регионах, и наличие специального оборудования.

Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения.

Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов.

Вышеописанные формы дистанционного обучения могут быть реализованы в рамках электронного курса.

2. Электронный курс как разновидность дистанционного обучения.

Электронный учебный курс — это образовательное электронное издание или ресурс

для поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование. [5]

С точки зрения информационно-коммуникационных технологий электронный учебный курс (ЭУК) — это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

    • постановку познавательной задачи;

    • предъявление содержания учебного материала;

    • организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний);

    • рефлексию учащихся;

    • организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы).

При этом ЭУК, обеспечивает непрерывное обучение, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, решение проблем, поставленных задачами курса. Электронный учебный курс может иметь встроенные механизмы адаптации под нужды конкретного учащегося, делающие процесс обучения более индивидуальным, а значит и

более эффективным.


ЭУК может включать в себя все формы дистанционного обучения. Такие как чат-

занятия, веб-занятия, которым и является электронный курс сам по себе и телеконференции.


Говоря о электронных курсах стоит упомянуть о технологиях, используемых при данном виде обучения. Таких технологий две:

    • Управляемое обучение;

    • Самостоятельное обучение.

Управляемое обучение предполагает собой контроль со стороны учителя. Прямое участие в объяснении материала, в проведении и организации занятий. Такая технология даёт возможность полностью контролировать ход занятий. Но при использовании управляемого обучения в меньшей мере решается проблема развития у учащихся навыка к самообучению, самостоятельному поиску решений к поставленным задачам, самостоятельному определению проблематики темы.

В свою очередь самостоятельное обучение даёт больший простор для творческого подхода к изучению темы учащимся. Расходует меньше времени преподавателя. Убирает рамки в нахождении пути реализации поставленных задач.

Задача выбора, управляемого или самостоятельного обучения решается, на мой взгляд, тематикой изучаемого материала и сложностью поставленных задач.

Как говорилось ранее, электронный курс – это программная реализация. Таким образом, можно сделать вывод что необходимо понять, какой программный продукт можно использовать для реализации электронных курсов и дистанционного обучения в целом.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!