СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дисперсные системы и растворы»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  химии в 11 классе: «Дисперсные системы и растворы»

Просмотр содержимого документа
««Дисперсные системы и растворы»»

Урок по химии в 11 классе:

«Дисперсные системы и растворы»

Учитель химии высшей категории Бабаова А.Н.

Цель – дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыть значение коллоидных систем в жизни природы и общества. Показать относительность деления растворов на истинные и коллоидные.

Оборудование и материалы:

Технологические карты: схема-таблица, лабораторная работа, инструкции.

Оборудование для лабораторных работ:

Реактивы: раствор сахара, раствор хлорида железа (III), смесь воды и речного песка, желатин, клейстер, нефть, раствор хлорида алюминия, раствор поваренной соли, смесь воды и растительного масла.

Химические стаканы

Бумажные фильтры.

Черная бумага.

Фонарики

Ход урока по химии в 11 классе:

Этап урока

Особенности этапа

Действия учителя

Действия учеников

Организационный (2 мин.)

Подготовка к уроку

Приветствует учеников.

Готовятся к уроку.

Здороваются с учителем.

Введение (5 мин.)

Введение в новую тему.

Подводит к теме урока, задачам и «вопросам для себя»

Знакомит с темой урока.

Выводит на экран задачи сегодняшнего урока.

Принимают участие в обсуждении темы. Знакомятся с темой урока и задачами (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Записывают три вопроса по теме, на которые хотели бы получить ответы.

Теоретическая часть

(15 мин.)

Объяснение новой темы.

Дает задания для работы в группах по поиску нового материала (ПРИЛОЖЕНИЕ №3,4)

Объединившись в группы, выполняют задания сообразуясь с технологической картой, предоставленной схемой (ПРИЛОЖЕНИЕ №4) и требованиями учителя.

Подведение итогов по теоретической части (8 мин.)

Выводы на основе полученных теоретических знаний.

Заранее вывешивает на доске пустые схемы (формат А3) для наглядного заполнения учениками. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Совместно с учениками формулирует основные теоретические выводы.

Маркером заполняют схемы, соответствующие той, по которой работали, отчитываются по проведенной работе в группах

Записывают в технологических картах основные выводы.

Практическая часть (10 мин.)

Выполнение лабораторной работы, закрепление полученного опыта.

Предлагает выполнить лабораторную работу по теме «Дисперсные системы» (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Выполняют лабораторную работу (ПРИЛОЖЕНИЕ №2), заполняют бланки, сообразуясь с инструкцией к лабораторной работе и требованиями учителя.

Обобщение и выводы (5 мин.)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Вместе с учениками делает вывод относительно темы.

Предлагает соотнести вопросы, которые были написаны в начале урока с тем, что получили в конце урока.

Подводят итоги, записывают домашнее задание.

Формы и методы контроля:

Технологические схемы для заполнения (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).

Лабораторная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

Контроль осуществляется фронтально в устной и письменной форме. По итогам выполнения лабораторной работы карты с лабораторными работами сдаются учителю на проверку.

1. Введение:

Ответьте, чем отличаются мрамор и гранит? А минеральная и дистиллированная вода?

(ответ: мрамор – чистое вещество, гранит – смесь веществ, дистиллированная вода – чистое вещество, минеральная вода – смесь веществ).

Хорошо. А молоко? Это чистое вещество или смесь? А воздух?

Состояние любого чистого вещества описывается очень просто – твердое, жидкое, газообразное.

Но ведь абсолютно чистых веществ в природе не существует. Даже незначительное количество примесей может существенно влиять на свойство веществ: температуру кипения, электро- и теплопроводимость , реакционную способность и т.д.

Получение абсолютно чистых веществ – одна из важнейших задач современной химии, ведь именно чистота вещества определяет возможность проявления им своих индивидуальных средств (демонстрация реактивов с маркировкой).

Следовательно, в природе и практической жизни человека встречаются не отдельные вещества, а их системы.

Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гетерогенные и гомогенные системы. Гомогенными системами являются растворы, с которыми мы ознакомились на прошлом уроке.

Сегодня мы познакомимся с гетерогенными системами.

2. Тема сегодняшнего урока – ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ.

Изучив тему урока, вы узнаете:

что такое дисперсные системы?

какими бывают дисперсные системы?

какими свойствами обладают дисперсные системы?

значение дисперсных систем.

Это, как вы понимаете, наши основные задачи. Они прописаны в ваших технологических картах. Но чтобы наша работа была более продуктивной и мотивированной, я предлагаю вам рядом с основными задачами написать не менее трех вопросов, на которые вы бы хотели найти ответ в процессе данного урока.

3. Теоретическая часть.

Дисперсные системы – что это?

Попробуем вместе вывести определение, исходя из построения слов.

1) Систе́ма (от др.-греч. «система» — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

2) Дисперсия - (от лат. dispersio — рассеяние) разброс чего-либо, дробление.

Дисперсные системы – гетерогенные (неоднородные) системы, в которых одно вещество в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объёме другого.

Если мы опять обратимся к повторению и предыдущему уроку, мы сможем вспомнить, что: растворы состоят из двух компонентов: растворимое вещество и растворитель.

Дисперсные системы, как смеси веществ, имеют аналогичное строение: состоят из мелких частиц, которые равномерно распределены в объеме другого вещества.

Взгляните в свои технологические карты, и попробуйте из разрозненных частей составить две аналогичные схемы: для раствора и для дисперсной системы.

Проверим получившиеся результаты, сверив их с изображением на экране.

Итак, дисперсионная среда в дисперсной системе выполняет роль растворителя, и является т.н. непрерывной фазой, а дисперсная фаза – роль растворенного вещества.

Так как дисперсионная система – гетерогенная смесь, то между дисперсной средой и дисперсионной фазой есть поверхность раздела.

Классификация дисперсных систем.

Можно изучать каждую дисперсную систему по отдельности, но лучше их классифицировать, выделить общее, типичное и это запомнить. Для этого нужно определить, по каким признакам это сделать. Вы объединены в группы, каждой из которых дано задание и прилагающаяся к нему блок-схема.

Руководствуясь предложенной вам литературой, найдите в тексте, предложенный Вам для изучения признак классификации, изучите его.

Создайте кластер (блок-схема), указав признаки и свойства дисперсных систем, приведите к нему примеры.  Для помощи в этом вам уже предоставлена пустая блок-схема, которую вам предстоит заполнить.



4. Вывод по теоретическому заданию.

Давайте подведем итоги.

От каждой команды прошу выйти по одному человеку и заполнить схемы, вывешенные на доске.

 (ученики подходят и маркером заполняют каждую из схем, после чего отчитыватся по проведенной работе)

Молодцы, теперь давайте закрепим:

Что является основой для классификации дисперсных систем?

На какие виды делятся дисперсные системы?

Какие особенности коллоидных растворов вы знаете?

Как иначе называются гели? Какое значение они имеют? В чем их особенность?

5. Практическая часть.

Теперь, когда вы знакомы с особенностями дисперсных систем и их классификацией, а также определили по какому принципу классифицируются дисперсные системы, предлагаю вам закрепить это знание на практике, выполнив соответствующую лабораторную работу, предложенную вам на отдельном бланке.

Вы объединены в группы по 2 человека. На каждую группу у вас приложен соответствующий бланк с лабораторной работой, а также определенный набор реактивов, которые вам нужно изучить.

Вам выдан образец дисперсной системы.

Ваша задача: пользуясь инструкцией, определить, какая дисперсная система вам выдана, заполнить таблицу и сделать вывод об особенностях дисперсионной системы.

6. Обобщение и выводы.

Итак, на данном уроке мы с вами изучили более углубленно классификацию дисперсных систем, важность их в природе и жизни человека.

 Однако следует отметить, что резкой границы между видами дисперсных систем нет. Классификацию следует считать относительной.

А теперь вернемся к поставленным на сегодняшний урок задачам:

что такое дисперсные системы?

какими бывают дисперсные системы?

какими свойствами обладают дисперсные системы?

значение дисперсных систем.

Обратите внимание на вопросы, которые вы записали для себя. В рамке рефлексии отметьте полезность данного урока.

7. Домашнее задание.

Мы постоянно сталкиваемся с дисперсными системами в природе и быту, даже в нашем организме существуют дисперсные системы. Для того, чтобы закрепить знания о значимости дисперсных систем, вам предлагается выполнить домашнее задание в форме эссе/

Выберите дисперсную систему, с которой вы постоянно сталкиваетесь в своей жизни. Напишите эссе на 1-2 страницы: «Какое значение имеет данная дисперсная система в жизни человека? Какие похожие дисперсные системы с похожими функциями еще известны?»

Спасибо за урок.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!