Дискуссия "Наркомания и ее последствия"
Проблема подростковой наркомании в России возникла в середине 80– х годов XX века и является одной из наиболее острых проблем современного российского общества.
Нижняя возрастная граница детей, поступающих в медицинские учреждения с диагнозом наркомания или токсикомания, снизилась до уровня 7-9 лет, а период наиболее активного приобщения к наркотикам выпадает на возраст 14-15 лет. При сегодняшних темпах ее распространения в скором будущем мы столкнемся с ситуацией, когда наркотизмом будет поражена большая часть молодого поколения. Такая ситуация будет означать социально – экономическую катастрофу, т.к. регулярное употребление наркотиков разрушает физическую и психическую системы человека, снижает его интеллектуальные и энергетические ресурсы. Кроме того, наркоман, уже не способный к продуктивной деятельности, все доступные ему деньги направляет в оборот наркобизнеса, который равен обороту военных программ и с каждым годом набирает свою мощь.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что добиться сколько – нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы.
Первичная профилактика в наркологии располагает , по сути дела, двумя основными методами – системой запретов и наказаний и санитарным просвещением. Но существует точка зрения, что запреты, наложенные на наркотики, только стимулируют злоупотребление ими, становясь формой протеста. Ряд исследователей утверждают, что антинаркотическая пропаганда способна пробудить у детей и подростков нездоровый интерес к наркотикам, и тем самым спровоцировать начало их употребления.
Основной акцент должен ставиться на меры первичной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья. Как известно, большая часть наркоманов в России – несовершеннолетние. Поэтому одним из наиболее перспективных путей решения проблемы подростковой наркомании является профилактика с помощью формирования и развития знаний у учащихся о негативном влиянии употребления наркотических веществ на здоровье человека. Очевидно, что главную роль в решении этих проблем отводится учителям, а конкретнее – учителям биологии, т.к. именно при изучении этой дисциплины возможно раскрытие всех сторон негативного влияния наркотиков на организм человека и разработка на этой основе программ первичной профилактики наркозависимости.
Цели :
воспитание у подростков ценностного отношения к здоровью, снижение интереса к алкоголю и психоактивным веществам;
Задачи :
ознакомить подростков с важнейшими последствиями употребления наркотиков,
сформировать негативное отношение к употреблению наркотиков;
Словарь: психоактивные вещества, психическая зависимость, токсикомания, здоровый образ жизни.
Подготовка к дискуссии:
учащиеся разделились на две подгруппы: 1 – отстаивающих идею и 2 – их оппонентов.
ХОД мероприятия:
I. Групповая дискуссия
В последнее время очень часто и очень много мы слышим из СМИ о такой проблеме, как наркомания.
Сегодня я предлагаю всем нам обсудить и разобраться – насколько же серьезна данная проблема. Хочется услышать
ваши мнения.
Предлагаю вам провести групповую дискуссию, с помощью которой мы:
- увидим данную проблему с разных сторон,
- уточним персональные позиции и личные точки зрения всех присутствующих,
- выработаем общее мнение.
Предлагаю тем, кто считает, что можно попробовать наркотики, а потом бросить, – сесть за этим столом (на столе в подсвечнике – свеча темного цвета).
А тем, кто считает, что наркотики это серьезная проблема, сесть за этим столом (на столе в подсвечнике –
светлая свеча).
Мы с вами проводили дискуссии не один раз, и все же я предлагаю повторить правила участия в дискуссии,
т.е. ваши права и обязанности.
Ребята вспоминают и называют правила:
- Уметь слушать друг друга.
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить,
следующий, берущий слово, начинает с краткого обзора того, что было сказано предыдущим выступающим,
затем излагает свои мысли. Можно использовать ключ для передачи.
- Говорить должен кто-то один.
- Говорить по существу.
Иногда учащиеся отклоняются от предмета разговора: “Я не совсем понимаю, какое отношение это имеет к тому,
что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?”
- Необходимость делиться мыслями.
Каждый имеет право высказаться. Соображения каждого ценят и будут ему благодарны. Если его высказывания сомнительны, то: “Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Однако известно, что...” (Вы избавите
ученика от смущения)
- Необходимость повышать самооценку.
Каждый имеет право отказаться, если ему неприятно.
- Недопустимость умаления достоинства.
Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не согласиться с
чьим-то мнением, но что недопустимо судить о людях лишь на основе высказанных ими мыслей: дать понять,
что обидные замечания ранят другого. Такое поведение недопустимо и будет пресекаться.
- Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения.
Глупых вопросов не бывает, каждый из вопросов ценен. Уважайте любой вопрос и ответьте на него в рамках
программы.
После того, как мы с вами вспомнили правила участия в дискуссионной группе, я предлагаю перейти
непосредственно к работе.
Работа в подгруппах.
На доске вывешивается отпечатанный текст (сначала мифа, а после его обсуждения-реальности). Каждый
участник группы делится своим мнением и принимает решение о том, вредно употребление наркотиков или нет.
Если участник изменит свое мнение, что касается серьезности данной проблемы, он по своему желанию может
пересесть за другой стол – на котором в подсвечнике горит светлая свеча.
(Выслушиваются все мнения, обсуждаются).
Планируется, что в конце дискуссии все ее участники будут сидеть за одним столом, на котором в подсвечнике
горит светлая свеча.
“Наркотики: мифы и реальность”
Мифы | Реальность |
Употребление наркотиков. Это возможность попасть в круг избранных. | Человек, употребляющий наркотики, очень быстро оказывается изгоем, его начинают избегать прежние знакомые, друзья. Он оказывается в среде таких же наркоманов, опустившихся людей, преступников. |
Алкоголь – удел “низших”, примитивных людей, наркотики употребляет “элита”. | Как алкоголь, так и наркотики разрушительно действуют на мозг человека – ведут к его деградации, причем многие наркотики делают это значительно быстрее, чем алкоголь. |
Наркотики способствуют творчеству. | В состоянии наркотического опьянения человеку действительно часто кажется, что он делает что-то гениально. Однако чаще всего это иллюзии. На самом деле, уходя в мир иллюзий, человек перестает заниматься творчеством. |
Многие пробовали наркотики, а потом бросили. | Бросить употреблять наркотики часто очень тяжело. Человеку приходится пройти через довольно мучительный процесс “ломки”. Даже от психической зависимости избавиться тяжело. |
Наркотики помогают снять напряжение, расслабиться, улучшают настроение. | Период подъема в наркотическом опьянении сменяется затем состоянием апатии, подавленности, депрессии, тоски, раздражительности, для учащихся это длится значительно дольше. |
Я всегда буду знать меру, в любой момент смогу бросить. | Попасть в зависимость от многих наркотиков можно уже после нескольких приемов. Безопасной меры здесь не существует. |
II. Информационный блок: алкоголь, никотин – вещества, которые очень сильно влияют на состояние
психики человека. При длительном употреблении вызывают зависимость от них. Такие
вещества называются психоактивными.
Есть еще одна большая группа психоактивных веществ - наркотики. Это вещества, оказывающие специфическое
воздействие на центральную нервную систему (возбуждающее, успокаивающее, галлюциногенное и т.д.).
Некоторые наркотики в малых дозах являются лекарствами, поэтому могут назначаться врачом.
Стремясь к достижению определенного состояния, некоторые люди начинают применять наркотики без
медицинского назначения, причем масштабы и последствия такого немедицинского потребления являются
общественно значимыми. Поэтому эти вещества по закону признаются наркотическими и вносятся в
специальный список.
Некоторые вещества также оказывают воздействие на психику человека, но официально не отнесены к
наркотикам. Их называют просто токсическими веществами, то есть веществами, подобными наркотикам, но
не внесенными в список. А тех, кто их употребляет, называют не наркоманами, а токсикоманами.
Однако большой разницы в этом нет.
Употребление наркотиков приводит к болезни – наркомании, т.е. к развитию психической и физической
зависимости от наркотиков. Употребление наркотиков без назначения врача незаконно. Наркотики могут
употребляться в виде таблеток, вводиться внутривенно, вдыхаться, куриться. Любое употребление является
опасным.
К наркотикам относятся препараты, получаемые из конопли (анаша, гашиш, марихуана), мака (морфин,
героин, кодеин, самодельные опиаты).
Целый ряд лекарств (барбитураты, транквилизаторы) также могут быть опасны при немедицинском
употреблении. К наркотикам также относятся кокаин, крэк, эфедрин и т.д. Очень опасно вдыхание паров
препаратов бытовой химии (клея, пятновыводители, бензина и т.д.).
Все эти вещества вызывают состояние опьянение: нарушается координация движений, речь. Человек
делается вялым заторможенным или излишне возбужденным, перестает контролировать себя, не понимает
где находится, что с ним происходит. У него могут быть галлюцинации. Этот человек подвергает риску себя
и окружающих, его поступки не предсказуемы, мыслительные способности резко снижаются.
Наркоманы утрачивают интерес к учебе, работе, любимым занятиям. Они теряют интерес к близким людям,
рвутся их социальные связи.
Обращаем внимание на то, что свечи не случайно стояли на столах.
Свеча символизирует жизнь, которая не вечна. У каждого человека в жизни бывают хорошие и плохие события.
Так же и горела свеча - воск стекал по ней, застывал, принимая разную форму.
Вывод:
Употребление наркотиков ведет к болезни. Страдают все внутренние органы человека.
Разные наркотики по-разному влияют на органы человека
(одни разрушают легкие, другие - печень и т.д.). Особенно страдает мозг.
Безопасных наркотиков не существует.