СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Динамика общественного развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена на основе учебника «Обществознание 10 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по теме «Динамика общественного развития», помочь учащимся разобраться в сложном материале. Наличие визуального ряда, наряду с комментариями учителя, способствует наилучшему восприятию материала. Презентация также будет полезна учащимся, которые могут использовать ее для самостоятельного изучения темы, подготовки домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Динамика общественного развития»

ПЛАН УРОКА 1. Многовариантность общественного развития 2. Целостность и противоречивость современного мира 3. Проблема общественного прогресса

ПЛАН УРОКА

1. Многовариантность общественного развития

2. Целостность и противоречивость современного мира

3. Проблема общественного прогресса

1.  Многовариантность общественного развития Формы социальных изменений Социальная революция Коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества (в экономике, политике, духовной сфере) Социальная эволюция  Постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно  в другое без скачков  и перерывов

1. Многовариантность общественного развития

Формы социальных изменений

Социальная революция

Коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества (в экономике, политике, духовной сфере)

Социальная эволюция

Постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов

1. Многовариантность общественного развития В развитии разных стран и народов много общего – первобытная эпоха сменялась государством, на смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции, рухнули колониальные империи и на их месте возникли десятки независимых государств.

1. Многовариантность общественного развития

В развитии разных стран и народов много общего – первобытная эпоха сменялась государством, на смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции, рухнули колониальные империи и на их месте возникли десятки независимых государств.

1. Многовариантность общественного развития Революционный путь Демократическая респ. ? 1861 г. Россия, подготовка Крестьянской реформы 1917 г. Россия, дальнейшее развитие Реформистский путь Советская республика Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны. Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей развития.

1. Многовариантность общественного развития

Революционный путь

Демократическая респ.

?

1861 г. Россия, подготовка Крестьянской реформы

1917 г. Россия, дальнейшее развитие

Реформистский путь

Советская республика

Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны.

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей развития.

2. Целостность и противоречивость современного мира Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. За последние десятилетия мир сильно изменился. Обострявшиеся противоречия приводили к конфликтам и разрывам сложившихся отношений, менялся сам характер связей и взаимосвязей. В современном мире человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. За последние десятилетия мир сильно изменился. Обострявшиеся противоречия приводили к конфликтам и разрывам сложившихся отношений, менялся сам характер связей и взаимосвязей. В современном мире человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты.

2. Целостность и противоречивость современного мира В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимосвязь между ними. Это – процесс глобализации . Она охватывает различные сферы общества и, прежде всего, экономическую.

2. Целостность и противоречивость современного мира

В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимосвязь между ними. Это – процесс глобализации . Она охватывает различные сферы общества и, прежде всего, экономическую.

2. Целостность и противоречивость современного мира Совокупная выручка Ford Motor Company в 2016 г. – 151 млрд. $ ВВП Латвии  в 2016 г. – 27,7 млрд. $ ВВП Молдавии  в 2016 г. – 6,75 млрд. $ Мировое хозяйство состоит из национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Огромную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании – транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая мощь некоторых ТНК может превышать ВВП отдельных государств.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Совокупная выручка Ford Motor Company в 2016 г. – 151 млрд. $

ВВП Латвии в 2016 г. – 27,7 млрд. $

ВВП Молдавии в 2016 г. – 6,75 млрд. $

Мировое хозяйство состоит из национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Огромную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании – транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая мощь некоторых ТНК может превышать ВВП отдельных государств.

2. Целостность и противоречивость современного мира Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в нее включились новые группы стран – развивающиеся страны, государства Восточной Европы.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в нее включились новые группы стран – развивающиеся страны, государства Восточной Европы.

2. Целостность и противоречивость современного мира Евросоюз – 28 государств (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Латвия, Литва, Кипр и т.д.) Северо-Американский союз – 3 государства (Канада, США, Мексика) ЕАЭС – 5 государств (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия В рамках региональных объединений происходит либерализация торговли, т.е. устранение различных барьеров и ограничений. Самые крупные – Евросоюз, Северо-Американский союз, Евразийский ЭС.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Евросоюз – 28 государств (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Латвия, Литва, Кипр и т.д.)

Северо-Американский союз – 3 государства (Канада, США, Мексика)

ЕАЭС – 5 государств (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия

В рамках региональных объединений происходит либерализация торговли, т.е. устранение различных барьеров и ограничений. Самые крупные – Евросоюз, Северо-Американский союз, Евразийский ЭС.

2. Целостность и противоречивость современного мира Штаб-квартира ВТО в Женеве. В настоящее время в ВТО состоят 161 государство. Россия – член ВТО с 2012 г. Развивает международную торговлю и Всемирная торговая организация (ВТО). Одним из главных ее принципов является устранение дискриминации в торговле, т.е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом, уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Штаб-квартира ВТО в Женеве. В настоящее время в ВТО состоят 161 государство. Россия – член ВТО с 2012 г.

Развивает международную торговлю и Всемирная торговая организация (ВТО). Одним из главных ее принципов является устранение дискриминации в торговле, т.е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом, уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства.

2. Целостность и противоречивость современного мира Многие исследователи подчеркивают противоречивость глобализации + Стимулирующее влияние на экономику. Товары производятся там, где это дешевле и сбываются там, где это выгоднее. Растет прибыль и возможности для роста производства. - Происходит глобализация продукции, т.к. потребитель стремится приобретать всемирно признанное изделие. Это ведет к препятствию развития отечественного производства. - Условия предоставления кредитов МВФ и Всемирным банком нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых они находятся. + Глобализация сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике. - Страны, которым не удалось включиться в новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут пользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Многие исследователи подчеркивают противоречивость глобализации

+ Стимулирующее влияние на экономику. Товары производятся там, где это дешевле и сбываются там, где это выгоднее. Растет прибыль и возможности для роста производства.

- Происходит глобализация продукции, т.к. потребитель стремится приобретать всемирно признанное изделие. Это ведет к препятствию развития отечественного производства.

- Условия предоставления кредитов МВФ и Всемирным банком нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых они находятся.

+ Глобализация сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике.

- Страны, которым не удалось включиться в новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут пользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран.

2. Целостность и противоречивость современного мира Тревогу вызывает глобализация в сфере культуры. Западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т.п.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Тревогу вызывает глобализация в сфере культуры. Западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т.п.

2. Целостность и противоречивость современного мира Глобализация вызвала появление общих проблем человечества. От их решения зависит дальнейший социальный прогресс, сама судьба человеческой цивилизации. В условиях глобального мира противоречия и конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

2. Целостность и противоречивость современного мира

Глобализация вызвала появление общих проблем человечества. От их решения зависит дальнейший социальный прогресс, сама судьба человеческой цивилизации. В условиях глобального мира противоречия и конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

2. Целостность и противоречивость современного мира 1. Предотвращение угрозы новой мировой войны

2. Целостность и противоречивость современного мира

1. Предотвращение угрозы новой мировой войны

2. Целостность и противоречивость современного мира 2. Преодоление экологического кризиса

2. Целостность и противоречивость современного мира

2. Преодоление экологического кризиса

2. Целостность и противоречивость современного мира 3. Сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран

2. Целостность и противоречивость современного мира

3. Сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран

2. Целостность и противоречивость современного мира 4. Стабилизация демографической ситуации, решение проблемы снабжения населения основными продуктами питания, водой и медикаментами

2. Целостность и противоречивость современного мира

4. Стабилизация демографической ситуации, решение проблемы снабжения населения основными продуктами питания, водой и медикаментами

2. Целостность и противоречивость современного мира 5. Международный терроризм

2. Целостность и противоречивость современного мира

5. Международный терроризм

2. Целостность и противоречивость современного мира 6. Преодоление разрыва между богатым «севером» и бедным «югом»

2. Целостность и противоречивость современного мира

6. Преодоление разрыва между богатым «севером» и бедным «югом»

2. Целостность и противоречивость современного мира 7. Борьба с опасными болезнями

2. Целостность и противоречивость современного мира

7. Борьба с опасными болезнями

2. Целостность и противоречивость современного мира 8. Борьба с наркоманией и наркобизнесом

2. Целостность и противоречивость современного мира

8. Борьба с наркоманией и наркобизнесом

 3. Проблема общественного прогресса   Типы социальной динамики:  Линейное движение – прогресс или регресс общества.  Прогресс Регресс  Прогресс  – лат. «движение вперед», характеризуется движением от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному  Регресс  – противоположный по направленности процесс, движение от высшего к низшему процессы деградации,  возврат к изжившим себя формам и структурам.

3. Проблема общественного прогресса

Типы социальной динамики:

  • Линейное движение – прогресс или регресс общества.

Прогресс Регресс

Прогресс – лат. «движение вперед», характеризуется движением от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному

Регресс – противоположный по направленности процесс, движение от высшего к низшему процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

3. Проблема общественного прогресса Древнегреческий поэт Гесиод  (8-7 вв. до н.э.) считал, что человечество деградирует -развивается от лучшего  к худшему: Золотой век Серебряный век Бронзовый век Героический век Железный век Гесиод Золото́й век  - представление, присутствующее  в мифологии практически всех народов,  блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.

3. Проблема общественного прогресса

Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н.э.) считал, что человечество деградирует -развивается от лучшего к худшему:

  • Золотой век
  • Серебряный век
  • Бронзовый век
  • Героический век
  • Железный век

Гесиод

Золото́й век - представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.

 3. Проблема общественного прогресса   Типы социальной динамики:  Платон Аристотель 2. Циклический тип – проходит определенные этапы и заканчивается (напр. теория локальных цивилизаций)

3. Проблема общественного прогресса

Типы социальной динамики:

Платон

Аристотель

2. Циклический тип – проходит определенные этапы и заканчивается (напр. теория локальных цивилизаций)

3. Проблема общественного прогресса Одним из первых теорию общественного прогресса в 18 веке выдвинул французский философ А.Р.Тюрго. А.Р.Тюрго Французский философ-просветитель 18 века Ж.А.Кондорсе считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Ж.А.Кондорсе

3. Проблема общественного прогресса

Одним из первых теорию общественного прогресса в 18 веке выдвинул французский философ А.Р.Тюрго.

А.Р.Тюрго

Французский философ-просветитель 18 века Ж.А.Кондорсе считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума.

Ж.А.Кондорсе

3. Проблема общественного прогресса Г.Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. К.Маркс считал,  что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. Г.Гегель Карл Маркс

3. Проблема общественного прогресса

Г.Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

К.Маркс считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

Г.Гегель

Карл Маркс

3. Проблема общественного прогресса XIX и  ХХ века были охвачены бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе. В ХХ в. появились социологические теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца света», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

3. Проблема общественного прогресса

XIX и ХХ века были охвачены бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе. В ХХ в. появились социологические теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца света», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

3. Проблема общественного прогресса События 19 и 20 века показывают, что не всегда развитие человеческого общества четко идет в каком-либо направлении (прогресс или регресс). За революциями могут следовать контрреволюции, за реформами – контрреформы. Условная линия общественного развития  Общество – сложный организм, в котором функционируют различные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т.п.), развертывается разнообразная деятельность людей.

3. Проблема общественного прогресса

События 19 и 20 века показывают, что не всегда развитие человеческого общества четко идет в каком-либо направлении (прогресс или регресс). За революциями могут следовать контрреволюции, за реформами – контрреформы.

Условная линия общественного развития

Общество – сложный организм, в котором функционируют различные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т.п.), развертывается разнообразная деятельность людей.

3. Проблема общественного прогресса Эти разнообразные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными,  т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.  развитие науки и техники в 20 веке.  мораль и духовность в 20 веке.  изобразительное искусство в 20 веке.

3. Проблема общественного прогресса

Эти разнообразные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

развитие науки и техники в 20 веке.

мораль и духовность в 20 веке.

изобразительное искусство в 20 веке.

3. Проблема общественного прогресса Общественное развитие во многом противоречиво –  в нем присутствуют элементы как прогресса,  так и регресса. Альберт Эйнштейн

3. Проблема общественного прогресса

Общественное развитие во многом противоречиво – в нем присутствуют элементы как прогресса, так и регресса.

Альберт Эйнштейн

3. Проблема общественного прогресса Рост крупных городов, развитие транспорта, усложнение производства и ритмов жизни – все это многократно увеличило нагрузки на человеческий организм, за «городской комфорт и удобства» человек расплачивается стрессами, болезнями органов дыхания и сердца, часами ожидания в «пробках» и т.д.

3. Проблема общественного прогресса

Рост крупных городов, развитие транспорта, усложнение производства и ритмов жизни – все это многократно увеличило нагрузки на человеческий организм, за «городской комфорт и удобства» человек расплачивается стрессами, болезнями органов дыхания и сердца, часами ожидания в «пробках» и т.д.

3. Проблема общественного прогресса В 1930-х годах СССР вышел по объему производства ряда важнейших товаров на первое место в Европе и на второе место в мире. Но эти достижения имели свою цену – миллионы людей стали жертвами голода, сотни тысяч семей были высланы в Сибирь и на север, миллионы людей отбывали сроки в лагерях, практически все население жило в жутчайших условиях.

3. Проблема общественного прогресса

В 1930-х годах СССР вышел по объему производства ряда важнейших товаров на первое место в Европе и на второе место в мире. Но эти достижения имели свою цену – миллионы людей стали жертвами голода, сотни тысяч семей были высланы в Сибирь и на север, миллионы людей отбывали сроки в лагерях, практически все население жило в жутчайших условиях.

3. Проблема общественного прогресса Так что же мы можем назвать ПРОГРЕССОМ? Немецкий философ Ф.Шеллинг (1775-1854) считал, что все критерии весьма спорны и признавал один – приближение общества к правовому устройству.

3. Проблема общественного прогресса

Так что же мы можем назвать ПРОГРЕССОМ?

Немецкий философ Ф.Шеллинг (1775-1854) считал, что все критерии весьма спорны и признавал один – приближение общества к правовому устройству.

3. Проблема общественного прогресса

Современные точки зрения на ПРОГРЕСС

1 . Критерием прогресса является развитие производительных сил, включая самого человека, т.к. направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, степень овладения силами природы. НО , история знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

2 . Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Только свободное развитие человека в свободном обществе может раскрыть его подлинно человеческие качества – интеллектуальные, творческие, нравственные.

3 . Критерием прогресса является развитие производительных сил, которые поставлены на службу человеку. Чем полнее удовлетворяются насущные потребности человека, тем доступнее для него становятся самые разнообразные виды деятельности. Чем человечнее условия жизни – тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Универсальный критерий социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

 Полные блоки презентаций по Истории, Обществознанию и МХК Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/  На сайте также размещены  поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию  и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Полные блоки презентаций

по Истории, Обществознанию и МХК

Вы можете найти на сайте

http://presentation-history.ru/

На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Домашнее задание  Изучить параграф 3  Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

Домашнее задание

  • Изучить параграф 3
  • Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!