СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в воспитании и обучении ученика детской музыкальной школы.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья написана на оновании собственного профессионального опыта.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в воспитании и обучении ученика детской музыкальной школы.»

Сулейманова Любовь Николаевна

преподаватель по классу фортепиано

первой квалификационной категории

МАУДО ДМШ № 5


Дифференцированный подход в воспитании

и обучении ученика детской музыкальной

школы .


Цель данной статьи рассказать о том , как воспитать ученика детской музыкальной школы.

Не секрет , что каждый ребенок индивидуальность со своим внутренним миром , к каждому необходимо найти свой подход в обучении и воспитании . Для того , чтобы стать хорошим педагогом мало быть хорошим пианистом . Одной из главных задач педагога становится умение найти контакт с учеником . В этом нам поможет обращение к опыту лучших педагогов , что способствует творческому развитию ученика . И здесь можно вспомнить слова И. Гофмана , пианиста XX века : " Никакое правило или совет , данный одному , не могут подойти никому другому , если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям , которые сделают их пригодными для данного

случая ."

В музыкальной педагогике формирование личности и специальных навыков - единый процесс . Здесь можно выделить две стороны развития :

1) формирование исполнительских навыков

2) формирование культурно-развитой личности .

Мастерство педагога состоит в том , чтобы правильно сочетать эти две стороны .

Важнейшим в решении проблем музыкальной педагогики является взаимоотношения учителя и ученика .

Существует несколько типов взаимоотношений .

1) Авторитаризм . Эта педагогика основана на том , что ученик выполняет все , что говорит педагог , не имея возможности что-то сказать . Такой подход к ученику не дает хороших результатов . Учитель ставит определенную задачу , например в исполнении произведения и отступление от нормы строго пресекается .

2) Второй тип педагогики - либеральная . Учитель как бы со стороны наблюдает за учеником . Выявляет сильные стороны учащегося , но не развивает слабые . Ученик развивается однобоко , ограниченно .

3) Третий тип - индивидуальный . Воспитание юного музыканта происходит не однозначно и сложно . Учитель и наблюдает за развитием ученика , и направляет .

Увлекает изучением произведения , развивает исполнительские навыки , расширяет музыкальный кругозор , развивает сильные и также слабые стороны ученика .

И здесь очень важны педагогические способности и мастерство преподавателя .

Если педагог имеет богатый духовный мир , если относится с любовью к ребенку , относится к нему с уважением , умеет слышать ученика , тогда он может развивать его , обучать . Педагог музыкальной школы должен быть психологом , любить детей , уметь добиться результата от ученика , привить любовь к музыке , научить трудиться .

Главным среди способностей педагога является : наблюдательность , тактичность . внимательность и требовательность . Основную сложность в работе составляет то , что ребенок стремится к независимости , самостоятельности .

Также ребенок ищет подтверждение своим действиям от педагога , ищет в нем опору .

Очень важно завоевать доверие ученика . Педагогические способности не врожденные , они также развиваются на практике . Очень важно уметь ясно , интересно , кратко преподавать детям свои знания . И видеть отражение своих слов в действиях ребенка .

Очень часто дети не понимают педагога и стесняются задать вопрос . Поэтому всегда уместно переспросить учащегося понял ли он , что ему сказали . Если нет , то постараться донести до него нужную информацию еще раз . Наше обучение индивидуальное и у педагога есть возможность найти нужные слова для достижения большего результата .

Важно научить ученика грамотно выполнять домашние задания . Одним из важных качеств преподавателя является то , что он любит свой предмет , переживает за успех и не успех в работе , постоянно совершенствуется ( изучает специальную литературу , использует опыт других педагогов ) , пользуется своими наработками . И конечно же очень важно знать свой предмет .

Признаком педагогического мастерства является также умение подобрать репертуар , раскрывающий сильные стороны ученика . Значимым является создание в классе творческой атмосферы - это тоже зависит от педагога .

Какие еще сложности могут встретиться на пути педагога ?

Это - умение педагога найти свой особый подход к ученику . Хотя в целом педагоги признают , что все ученики разные , на самом деле это учитывается редко . Очень важно изучить характер ученика , психику , темперамент . Ведь самая главная наша задача помочь ребенку проявить себя в музыке , привить ему интерес к музыкальным занятиям .

Важно помнить , что каждый ученик обладает своим внутренним миром . Найти подход к ученику - задача педагога . И сам преподаватель должен находиться с в творческом поиске .

Не мало важным в работе педагога является пополнение и изучение нового репертуара , исполнение произведения . Педагогический репертуар юного пианиста постоянно обновляется . становится более сложным . Соответственно и обновляются методы работы . Знание специфики педагогического репертуара помогает преподавателю донести эти произведения до ученика .

Главное в работе преподавателя музыкальной школы вырастить достойных учеников , понимающих и любящих музыку .

Успех в нашей работе зависит от понимания педагогами задач музыкального образования детей.

Каждый педагог должен постоянно учиться . И здесь можно вспомнить слова Г. Г. Нейгауза :

" Хрестоматийная методика , дающая преимущественно рецептуру , так называемые твердые правила , пусть даже верные и проверенные будет всегда первоначальной , упрощенной методикой , нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии , обдумывании , уточнении , оживлении - одним словом , в диалектическом преобразовании . "

Из этого следует , что каждый прием , трактовка произведения требует индивидуального применения в работе с учеником .

С родителями детей необходимо поддерживать тесную связь без их помощи процесс обучения становится сложным . Г. Г. Нейгауз говорил о том , что для хорошего пианиста важнее иметь хороших родителей , чем хороших учителей . Залог успешного воспитания и обучения - это атмосфера в семье , взаимоотношения педагога , родителей и ученика .

Деятельность педагога музыканта очень сложная . Педагогическое мастерство включает в себя личные качества , эмоциональную отзывчивость , культуру , широту кругозора , любовь к детям. Настоящий педагог сделает все для успеха своих учеников , не зависимо от их способностей . Он старается привить любовь к музыке , помочь найти свой путь каждому : один станет музыкантом -профессионалом , другой любителем музыки .


Литература.


1. Милич Б.Е. Воспитание ученика пианиста : Методическое пособие// Б.Е. Милич . - М.:

Кефара, 2008 -184 с.

2.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры : Записки педагога ред. Д. В. Житомирский .

М.: Музыка , 1988 - 240 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!