Просмотр содержимого документа
«"Деятельностный подход, как основное условие реализации ФГОС"»
Составила: Золотухина Людмила Вениаминовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Каратузская СОШ»
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
См. документ ФГОС, пункт 7 (общие положения)
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Системно-деятельностный подход предполагает
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Системно-деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Системно-деятельностный подход
- Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
ценности
образования
Как учить?
обновление
средств
обучения
формирование универсальных способов действий
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению ?
Только с
помощью
действия!
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач :
Действие связано с принятием цели и принятием решения .
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия .
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
- В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями , чтобы уметь решать любые задачи.
Что важно знать и уметь учителю начального образования?
- знать принципы деятельностного подхода;
- уметь реализовать его на практике;
- освоить новую систему оценивания – критериальную;
- освоить принципы организации диалога на уроке.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.