СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деятельностный подход, как основное условие реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь». (Восточная мудрость) В этом поможет деятельностный подход, который может послужить основным условием реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«"Деятельностный подход, как основное условие реализации ФГОС"»

Составила: Золотухина Людмила Вениаминовна,  учитель начальных классов,  МБОУ «Каратузская СОШ»

Составила: Золотухина Людмила Вениаминовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Каратузская СОШ»

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

См. документ ФГОС, пункт 7 (общие положения) В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;   переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;   ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

См. документ ФГОС, пункт 7 (общие положения)

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
Деятельностный подход  – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
  • Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.  Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
  • ставить цели,
  • решать задачи,
  • отвечать за результаты.
Системно-деятельностный подход предполагает  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;   учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;   обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Системно-деятельностный подход предполагает

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Системно-деятельностный подход предполагает:  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;   гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Системно-деятельностный подход   Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий   Основная педагогическая задача –  создание и организация условий, инициирующих детское действие       Чему учить?  обновление содержания  Ради чего учить?  ценности образования  Как учить?  обновление средств обучения формирование универсальных способов действий

Системно-деятельностный подход

  • Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий

Основная педагогическая задача

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Чему учить?

обновление

содержания

Ради чего

учить?

ценности

образования

Как учить?

обновление

средств

обучения

формирование универсальных способов действий

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению ? Только с  помощью  действия!

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?

Как помочь его самоопределению ?

Только с

помощью

действия!

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.  Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.

Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач : Действие связано с принятием цели и принятием решения .  Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия .  Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач :

Действие связано с принятием цели и принятием решения .

Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия .

Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого Важно развивать такие стороны:  1) рефлексию,  2) анализ,  3) планирование.  Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

1) рефлексию,

2) анализ,

3) планирование.

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями , чтобы уметь решать любые задачи.
  • В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями , чтобы уметь решать любые задачи.
Что важно знать и уметь учителю начального образования? знать принципы деятельностного подхода; уметь реализовать его на практике; освоить новую систему оценивания – критериальную; освоить принципы организации диалога на уроке.

Что важно знать и уметь учителю начального образования?

  • знать принципы деятельностного подхода;
  • уметь реализовать его на практике;
  • освоить новую систему оценивания – критериальную;
  • освоить принципы организации диалога на уроке.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!