СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дебаты. Из опыта работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время Дебаты являются инновационной технологией, позволяющей учащимся развивать самые разнообразные качества личности. Статья и презентация знакомит с опытом работы при подготовке, проведении и судействе Дебатов. Представлены наиболее интересные для учащихся темы Дебатов

Просмотр содержимого документа
«Дебаты. Из опыта работы»

Дебаты как инновационная образовательная технология. Из опыта работы


Ляшенко Валентина Владимировна

учитель географии и экономики

МБОУ СОШ № 20 г. Воронеж


Какие ассоциации возникают у вас при слове «Дебаты»?

Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…

Для современных школьников дебаты представляют интересную программу и познавательную и интеллектуальную игру, в которую можно играть в семье, в классе и на турнирах и чемпионатах разного уровня.

Причем, в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, «Дебаты» не только способствуют большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и дают равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, признавать право на существование других взглядов, выступать на публике.


Таким образом, дебаты представляют собой современную инновационную образовательную технологию, основным направлением которой является подготовка человека к адекватному восприятию мира и жизни в нем; на развитие обучающегося, на раскрытие его личностного потенциала. Овладев данной технологией, учащиеся в полном объеме реализуют также личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы в соответствие с требованиями ФГОС.

Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:

1) проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает возможность управления ходом дискуссии и более адекватного оценивания работы участников;

2) предоставляют участникам возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) развивают навыки критического мышления, т.е. навыки формулирования проблемы, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

4) развивают исследовательские и организационные навыки (приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, апеллируя к различным источникам, а форма его выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения);

5) высвечивают проблему с различных точек зрения и ориентируют на поиск возможных путей ее решения.


В отличие от других средств обучения, дебаты требуют мгновенного включения всего комплекса способностей и умений, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы. В ситуации неопределенности нужно действовать сразу и быстро находить эффективные способы решения проблем.

При использовании данной технологии применяются такие методы обучения как творческий, исследовательский, проблемного изложения, поисковый, а также методы воспитания – убеждение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие и самореализация.


Дебаты можно проводить как на уроке – при закреплении ранее изученного материала, так и во внеурочное время.

В нашей школе мы проводим ежегодный турнир «Дебаты» в рамках декады истории и географии. Турнир состоит из отборочного этапа (игры между командами каждого класса), полуфиналов (игры между командами параллельных классов) и финала (игра между командами-победителями полуфиналов). Желательно, следующую игру проводить через 4-5 дней, чтобы командам дать время на основательную проработку темы. Чем глубже будет проработана тема – тем интереснее пройдет игра!


Дебаты начинаются с темы. Тема - это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов, звучит как утверждение. Темы могут быть разные – от предметных до межпредметных, а также просто интересных подросткам на данном этапе их жизни.

Пример тем для дебатов, связанных с применением знаний по географии:

  • Туризм наносит вред обществу;

  • Большие размеры территории России тормозят ее экономическое развитие;

  • Земле угрожает глобальное потепление;

  • Гастарбайтеры нужны России;

  • Экономика должна быть экономной;

  • В России преобладает американский образ жизни;

  • Забота об окружающей среде – роскошь, которую мы больше не можем себе позволить;

  • Развивающиеся страны нуждаются в сильной диктатуре и т. д.

Также популярны и другие темы, например: «Лучше быть умным, чем добрым», «ЕГЭ необходимо отменить», а на тему «Фастфуд полезен для здоровья» лучше всего начинать проведение игр в 8-х классах.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для учащихся. Исходя из опыта проведения дебатов в школе, при выборе темы мы руководствуемся следующими правилами: на отборочные и полуфинальные игры темы соответствуют объему изучаемого материала по географии, истории и обществознанию, а на финальной игре зачастую тему предлагают сами учащиеся, выбирая наиболее значимые для них в настоящий момент проблемы. Так, например, бурно прошли дебаты на темы:

«Для женщины главное - семья»,

«Подростки 21 века – потерянное поколение» (тему предложили сами учащиеся!),

«Высшее образование должно быть платным!»

«Служба в армии: год в топку или долг Родине?»

Существенный момент – тема дебатов не должна быть очень сложной.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

1. Подготовка дебатов.

Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

  • Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

  • Определение исходного тезиса дебатов.

  • Подбор, изучение и анализ основной литературы.

  • Распределение ролей.

  • Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов, поддержек – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта.

  • Разработка экспертами критериев оценки.

  • Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

На этапе подготовки дебатов особенно велика роль учителя как наставника, помощника, направляющего начала, особенно для команд-новичков, впервые участвующих в турнире, а также для учащихся 8 и 9-х классов, так как они еще не вполне могут проявить глубину и широту суждений по некоторым вопросам общественной жизни. Допускается привлечение в качестве наставников для команд и учащихся 11 класса, прошедших трехлетнюю «школу дебатов» в предыдущих турнирах.

На какой стороне – «Утверждения» или «Отрицания» будет выступать команда – решает жребий. Поэтому при выборе темы для следующей игры учащиеся должны быть готовы к отстаиванию каждой позиции.

Трудности, с которыми часто сталкиваются учителя и ученики:

- низкий уровень развития речи учащихся;

- низкий уровень коммуникативной культуры;

- низкая мотивация к самостоятельной деятельности;

- отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения; неумение выделять главное, существенное.

Но тренер команды всегда должен помнить, что любая технология – это всего лишь средство достичь более высоких целей, ради которых эта технология и была разработана. Всё преодолимо! Нужно только набраться терпения, увлечь ребят, иногда бывает достаточным поприсутствовать на интересной игре более опытной команды или сыграть самим в первый раз.


2. Проведение дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление.

В основу игры положена имитация классических парламентских прений. Существуют две стороны, условно называемые правительство и оппозиция (утверждение и отрицание). Правительство предлагает некий законопроект. Цель оппозиции – доказать судьям и парламенту, что данный законопроект не может быть принят. В качестве парламента выступают все собравшиеся слушатели (зрители), а в качестве судей учителя – именно они выносят окончательное решение.

Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия. Необходимо помнить о корректном поведении спикеров. Это связано в первую очередь с тем, что участникам предписано избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности. Это значит, что для аргументации своей точки зрения участник должен владеть различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации, нередко и отличным чувством юмора. Таким образом, дебаты представляются эффективным средством формирования личностно значимой позиции современных школьников.


3. Обсуждение игры. Судейство

Не победить, а убедить – вот, что достойно славы» (В.Гюго)

Судейство в дебатах осуществляется нечетным количеством судей. Игра не может закончиться вничью (за исключением случаев предварительной договоренности организаторов турнира): судья должен вынести решение в пользу одной из команд.

Решение судьи является окончательным, команды не могут аппелировать, как бы им иногда этого не хотелось сделать – ведь судейство нередко субъективно, а порой и судьи принимают решения не всегда единогласно!

Квалифицированное судейство - искусство не проще искусства полемики. Ведь осуществлять судейство, стимулируя дальнейший рост качества игры, развивая познавательную активность ее участников, а главное - обеспечивая объективность оценки непросто.

Очень важно, чтобы судья выступал лишь внимательным слушателем диалога команд, как бы временно "забыв" свои знания по данной теме.

В медицинской терминологии используется термин "обнуляться", т.е. свести свой предыдущий опыт в данной области к нулю. Тем самым он дает равные шансы командам доказать свою правоту. Для команд задача состоит убедить аудиторию, а не дебатировать с хранящим молчание в течение всей игры человеком, которому наверняка известна истина. К сожалению, случается, что судья вольно или невольно включается в игру, мысленно оппонируя тому или иному аргументу, приводя свои собственные "за" и "против", а еще хуже, используют свои убеждения в качестве критерия истины.

При вынесении своего вердикта судья обязательно должен аргументировано объяснить, почему он принял данное решение, почему одна команда была более убедительна, чем вторая!

Решение судьи, комментарии и прочая информация записывается в протокол, который по окончанию игры может быть представлен игрокам по их желанию.

Итог игры предсказать невозможно: иногда, казалось бы, изначально более слабая команда оказывается намного убедительнее опытных соперников. Большую роль здесь играет уверенность спикеров в правильности своей позиции, эмоциональность выступлений, точные вопросы, юмор и находчивость.


И в заключении хотелось бы сказать. За несколько лет работы по данной технологии в школе стало заметно, что дебаты набирают все большую популярность не только среди учащихся старшего звена, но и среди учителей-предметников, которые приходят на финальные игры даже в свой методический день. Обсуждение итогов финальной игры проходит эмоционально и с разнообразными комментариями.

Существует несколько форматов проведения дебатов. Мы ориентируемся на Всемирный формат школьных дебатов, с которым команда нашей школы впервые познакомилась на Международном турнире дебатов в Комарово.

Участие в данном турнире, а также победы в Парламентских дебатах, проводимых в течение двух лет Молодежным Парламентом Воронежской области, 3 место на 1 чемпионате «Дебаты 2015» среди команд общеобразовательных учреждений г. Воронеж, причем все 3 спикера команды вошли в десятку лучших спикеров города, встречи на Дебатах со студентами Воронежского Государственного Педагогического Университета, позволяют школьникам не только выходить на более высокий уровень, но и повышают уверенность в своих силах, самооценку и дальнейшее определение жизненного пути. Так, участница международного турнира в Комарово (Санкт-Петербург), ученица нашей школы Грошева Яна, работает помощником одного из депутатов Воронежской областной Думы.

Опыт проведения и участия в дебатах разного уровня позволяет сделать вывод о значимости и важности данной технологии, как для школьников, так и для студентов.


Желаю успехов всем начинающим на этом тернистом, но столь увлекательном пути!


  1. Дебаты: Учеб.-метод. комплект. – М.: Бонфи, 2001. – 294 с. (Толерантность: объединяем усилия) – Содержание: Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: Учеб. пособие для педагогов и учащихся; Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках: Учеб.-метод. пособие для учителя.

Интернет-ресурсы

  1. Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA) http://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_образовательная_ассоциация_«Дебаты» + http://www.idebate.org/

Всемирный формат школьных дебатов http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_формат_школьных_дебатов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!