СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал к урокам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка материалов к контрольнам урокам в 7 классе поможет учителю проверить знания учащихся по темам: "Местоимение", "Причастие" и "Деепричастие".

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к урокам»

Дидактический материал для контроля знаний по темам «Местоимение», «Причастие», «Деепричастие» 7класс


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи

съедают серую пелену тумана.

Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям желтой пшеницы,

верхушкам далекого леса.

На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него

впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в нее и с наслаждением наедаешься

пахучих ягод.

Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель

перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся

водоросли.

Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки.

Слушаешь их песню и замираешь от восторга. (113 слов)

Контрольное сжатое изложение по теме «Местоимение»

Сойки

Это было ранней весною. Лес еще не успел одеться.

Мы шли в лесу по нашей тропинке. Вдруг послышались тихие, незнакомые и очень приятные

звуки. Было похоже, что в глухом лесу собрались настоящие музыканты, играют на флейтах,

фаготах и еще каких-то диковинных инструментах.

Прячась за деревьями, мы увидели много рыжеватых соек. Усевшись на сучках деревьев, сойки

пели и щебетали. Раньше мы не знали, ни от кого не слыхали, что беспокойные, крикливые сойки умеют красиво петь и даже устраивать концерты. Обычно их можно видеть на лесных дорогах и опушках. Заметит сойка собаку или человека и, перелетая с сучка на сучок, издает резкий, тревожный и неприятный крик. По этому крику звери и птицы узнают о близкой опасности, стараются поскорее укрыться. А тут поют!

Подкравшись тихонько, мы стали слушать лесную музыку, любоваться веселыми, нарядными музыкантами.

Неожиданно лесной концерт был испорчен. По нашим следам примчался мой охотничий пес

Фомка. С высунутым мокрым языком он стал носиться под деревьями и распугал соек. С тревожным криком они разлетелись.

Мы очень рассердились на глупого Фомку.

(По И.С. Соколову-Микитову.)

Контрольное тестирование по теме «Местоимение»

I вариант

1. Найдите соответствия.

А) Мой, твой, наш, ваш. определительные местоимения

Б) Нечто, что-то, что-либо, о ком-нибудь. отрицательные местоимения

В) Любой, другой, иной, сам. притяжательные местоимения

Г) Никакой, не с кем, некого, ни у кого.  неопределенные местоимения

2. Отметьте в каждом ряду слово, не являющееся местоимением:

А) она, наша, обе, самый;

Б) столько, весь, там, тот;

В) будто, всякий, другой, те.

3. Отметьте предложение, в котором слово ТО является местоимением.

А) То светило солнце, то шел дождь.

Б) Это было то самое здание.

В) Если начнутся дожди, то придется нам уехать.

4. Укажите, какое из местоимений

А) изменяется по родам, числам и падежам:

Я, ты, он, мы;

Б) не имеет именительного падежа, рода и числа:

Сам, весь, себя, другой;

В) употребляется для связи простых предложений в составе сложных:

Тот, себя, который, никто.

5. Определите, в каком предложении личное местоимение употреблено в значении

притяжательного.

А) Мы сразу увидели на площади его.

Б) Его дом узнали сразу.

В) Его никто не захотел увидеть еще раз.

6. Найдите ошибки в определении разрядов местоимений:

А) весь - относительное;

Б) мой - притяжательное;

В) о нем - личное;

Г) любой - относительное;

Д) себя - возвратное.

7. Отметьте строку, в которой все местоимения не имеют формы именительного падежа:

А) ничего, самому;

Б) нечего, никого;

В) никем, кем-то;

Г) некого, себя;

Д) чем, себя.

8. Укажите разряд выделенных местоимений.

Некое беспокойство сквозило в ее глазах.

А) указательное; В) определительное;

Б) неопределенное; Г) притяжательное.

Иного ответа мы от нее и не ждали.

А) отрицательное; В) относительное;

Б) определительное; Г) притяжательное.

9. Раскройте скобки и выпишите те словосочетания, в которых к местоимениям 3-го лица

прибавляется Н.

А) Рассказал (он), подошел к (он), заметил (она).

Б) Нашел около (она), увидел (она), писал (она).

В) Шел с (они), писал (они), ждал (они).

10. Укажите местоимения, пишущиеся через дефис:А) (ни) кто; Г) (ни) (в) чем;

Б) что (либо); Д) какой (то);

В) (не) сколько; Е) (кое) кого.

11. Укажите местоимения, пишущиеся слитно:

А) (не) (с) кем; Г) (кое) (в) чем;

Б) (не) чего; Д) чем (то);

В) (не) которые; Е) (ни) чем.

12. Укажите местоимения, пишущиеся раздельно:

А) (ни) (у) кого; Г) (ни) (о) ком;

Б) (не) кем; Д) (не) (к) кому;

В) (ни) кто; Е) что (нибудь).

13. Отметьте ряд, в котором все местоимения пишутся через дефис:

А) (кое) что; (ни) кого, (ни) чей;

Б) (кое) кто, что (либо), кто (нибудь);

В) (кое) кому, (в) чем (либо), (ни) какой.

14. Раскройте скобки. Отметьте ряд, в котором все местоимения пишутся слитно.

А) (ни) кто, (ни) какой, (не) (с) кем;

Б) чего (то), (не) чего, (ни) (о) ком;

В) (не) скольких, (ни) какой, (не) что.

15. Раскройте скобки. Отметьте ряд, в котором все местоимения пишутся раздельно.

А) о чем (то), (не) (у) кого, (не) кого;

Б) (не) (в) чем, (ни) (на) кого, (ни) кого;

В) (ни) (перед) чем, (ни) (в) чем, (ни) (к) кому.

16. Вставьте буквы Е или И.

А) н___ сколько не стеснялся;

Б) н___ на кого не обижался;

В) н___ в чем выйти;

Г) н___ на кого рассчитывать;

Д) н___ кто не узнал;

Е) н___ кого обвинять;

Ж) н___ кого не боялся;

З) н____ у кого не спрашивал;

И) н____ от кого не скрывал;

К) н____ с кем поговорить.

17. Укажите местоимения, в которых допущена ошибка:

А) ни на кого не похож;

Б) нечем хвалиться;

В) нискем не говорил;

Г) ни о чем не спрашивал;

Д) ничего говорить;

Е) не которые условия;

Ж) ни какие обстоятельства;

З) ни о каком предложении;

И) ни к кому не обращался.

18. Вставьте буквы. Укажите предложения, в которых местоимения пишутся с НЕ.

А) Тут нет н___ чего, чему можно было бы удивляться.

Б) Н___ чем его не удивишь.

В) Н___ у кого не следует спрашивать.

Г) Мне бояться н___ кого и н___ чего.

Д) Н___ сколько человек кинулись вслед бежавшему.Е) Нам нужно расстаться на н___ которое время.

Ж) Народу много, а работать н___ кому.

19. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении местоимений.

А) У него нет близких друзей.

Б) Мы остановились напротив его.

В) Ихние вещи он не брал.

Г) Мы вели разговор об этом событии.

Д) Я услышал неожиданно мое имя.

20. Укажите ошибки в характеристике местоимений:

А) стоит над ними (н.ф. - мы, указательное; во мн.ч., Т.п., явл. дополнением);

Б) повел за собой (н.ф. - себя, возвратное; Т.п., явл. дополнением);

В) взяться за нее (н.ф. - он, личное, 3-го лица; в ж.р., ед.ч., Р.п., явл. дополнением).

II вариант

1. Найдите соответствия.

А) Этот, столько, таков, тот.  неопределенные местоимения

Б) Кто, чей, который, что. указательные местоимения

В) Другой, каждый, весь, самый. относительные местоимения

Г) Что-нибудь, нечто, несколько, кое-что. определительные местоимения

2. Отметьте в каждом ряду слово, не являющееся местоимением:

А) тоже, как-то, лишь, любой;

Б) там, малый, сколько, где-то;

В) общий, себя, туда же, точно.

3. Отметьте предложение, в котором слово ТО не является местоимением.

А) То там, то здесь появляются шляпки грибов.

Б) То событие осталось в нашей памяти навсегда.

В) Не то туман, не то дым окутывал рощу.

4. Укажите, какое из местоимений

А) изменяется по родам, числам и падежам:

Я, ты, вы, тот;

Б) не изменяется по падежам:

Тот, таков, такой, этот;

В) изменяется только по падежам:

Чей-нибудь, мой, никто, другой.

5. Определите, в каком предложении личное местоимение употреблено в значении

притяжательного.

А) Его никто там не знал.

Б) В эту минуту они позвали его.

В) Его картины были всегда очень необычными.

6. Найдите ошибки в определении разрядов местоимений:

А) нечего - отрицательное;

Б) чей-то - отрицательное;

В) иной - притяжательное;

Г) мы - личное;

Д) никто - отрицательное.

7. Отметьте строку, в которой все местоимения имеют только одну падежную форму:

А) никакой, нисколько;

Б) никто, ничто;

В) ничей, несколько;

Г) некто, нечто;

Д) некоторый, кто-то.8. Укажите разряд выделенных местоимений.

Нечто интересное мы должны были узнать на этой встрече.

А) указательное; В) неопределенное;

Б) отрицательное; Г) определительное.

Нам было трудно выполнить такое задание.

А) определительное; В) указательное;

Б) относительное; Г) притяжательное.

9. Раскройте скобки и выпишите те словосочетания, в которых к местоимениям 3-го лица

прибавляется Н.

А) Взяли у (он), видели (он), записали (они).

Б) Смеялись над (они), говорить (она) писать (они).

В) Ждал (он), играл с (она), позвал (они).

10. Укажите местоимения, пишущиеся через дефис:

А) что (то); Г) (не) кого;

Б) чего (либо); Д) (кое) кто;

В) (не) (у) кого; Е) каких (нибудь).

11. Укажите местоимения, пишущиеся слитно:

А) к чему (то); Г) (не) скольких;

Б) (ни) чем; Д) о чем (то);

В) (ни) кому; Е) чьими (то).

12. Укажите местоимения, пишущиеся раздельно:

А) (не) которых;

Б) (ни) каким;

В) (ни) (с) какими;

Г) какие (то);

Д) что (либо);

Е) (ни) чем.

13. Раскройте скобки. Отметьте ряд, в котором все местоимения пишутся через дефис:

А) чей (нибудь), (не) сколько, (кое) (с) кем;

Б) какой (то), (кое) что, чьими (нибудь);

В) (ни) (о) чем, что (либо), (ни) кем.

14. Раскройте скобки. Отметьте ряд, в котором все местоимения пишутся слитно:

А) (не) кто, (не) что, (ни) (с) какими;

Б) (ни) кем, (ни) каких, (ни) (с) кем;

В) (ни) сколько, (не) который, (не) сколько.

15. Раскройте скобки. Отметьте ряд, в котором все местоимения пишутся раздельно:

А) (ни) (о) ком, (ни) чей, (ни) (с) какими;

Б) (кое) (о) чем, (кое) кто, (не) сколько;

В) (кое) (в) чем, (не) (у) кого, (кое) (к) кому.

16. Вставьте буквы Е или И:

А) н ___ о чем не думал;

Б) н ___ сколько человек;

В) н ___ что не смущало;

Г) н ___ про кого не спрашивал;

Д) н ___ в какую не соглашался;

Е) н ___ за чем не надо идти;

Ж) н ___ чего надеть;

З) н ___ которые подробности;

И) н ___ у кого не просил;

К) н ___ кем заменить.

17. Укажите местоимения, в которых допущена ошибка:

А) нечего взять;

Б) не во что не верить;

В) ни к чему не приспособлен;

Г) некому помочь;

Д) некоторые обстоятельства;

Е) некого винить;

Ж) нивкаких условиях;

З) ни кому не говорить;

И) ни о каких причинах.

18. Вставьте буквы. Укажите предложения, в которых местоимения пишется с НИ.

А) Н ___ чего не сказала она ему в ответ.

Б) Вокруг н ___ чего не оставалось, кроме брошенных рыбаками лодок.

В) Н ___ которые молчали и с вниманием слушали.

Г) Н ___ с кого спрашивать, когда сам виноват.

Д) Н ___ чьих голосов мы там не услышали.

Е) Мне н ___ к кому было обратиться.

Ж) Он н ___ каким ремеслом не занимался, н ___ к кому не ездил.

19. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении местоимений.

А) У них нет надежды на спасение.

Б) Об этом происшествии пришлось вновь вспомнить.

В) При первой встрече она протянула ее руку.

Г) Ихи взгляды большинство присутствующих не разделяло.

Д) У его были гости в этот день.

20. Укажите ошибки в характеристике местоимений:

А) любым событием (н.ф. - любой, определительное; в ед.ч., ср.р., Т.п., явл. определением);

Б) в нескольких местах (н.ф. - несколько, относительное; П.п., явл. определением);

В) у тех домов (н.ф. - тот, указательное; в ед.ч., Р.п., явл. определением).


Контрольное подробное изложение по теме «Причастие».

Предлагаемый текст довольно трудный, поэтому требует большой предварительной

подготовки. Желательно, чтобы текст в напечатанном виде был у каждого ученика для работы

с ним. Можно использовать два урока (один - на подготовку к изложению, второй для написания текста). В таком случае анализ изложения можно будет провести в начале следующего урока, а работу над ошибками учащиеся выполнят дома.


Но самое замечательное в доме - были поющие двери. Как только наставало утро, пение

дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли

были тому виною, или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, - но

замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно, наконец, слышалось: "батюшки, я зябну!" Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если мне случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, майскою темною ночью, глядящею из сада, сквозь растворенное окно, на стол, уставленный приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими раскатами, страхом и шорохом ветвей... и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний! (Н.В. Гоголь)

Задания.

1Определите тему и основную мысль текста. Укажите ключевые слова.

2Озаглавьте текст.

3Определите тип речи. Какие части речи характерны для данного типа

речи? Какова роль причастий в данном тексте?

4Определите стиль речи. Найдите в тексте метафоры, эпитеты.

5Какими средствами выражается отношение автора к описываемому?

6 Вспомните правило постановки знаков препинания в предложениях с

причастными оборотами. Приведите примеры из текста.

7 Объясните написание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.

Контрольный диктант по теме «Причастие»

В ту ночь никто на корабле не спал.

И вот наконец в блеске утренней зари от одного края моря до другого открылась страна,

сияющая разноцветными стенами гор. Прозрачные реки низвергались с этих гор в океан. Над

зеленью лесов летали стаи веселых птиц. Листва была так густа, что птицы не могли проникнуть внутрь леса и потому кружились над его вершинами.Блаженный запах цветов и плодов долетел с берега. Казалось, что каждый глоток этого запаха вливает в грудь бессмертие.

Взошло солнце, и страна, окруженная пеленой водяной пыли от водопадов, вдруг

вспыхнула всеми красками, какие дарит солнечный свет, когда он преломляется в граненых

хрустальных сосудах.

Страна блистала, как алмазный пояс, забытый на краю моря девственной богиней неба и

света.

Так, говорят, была открыта страна, названная впоследствии Флоридой.

(124 слова) (К. Паустовский)

Дополнительные задания.

1. Морфологический разбор.

I вариант - названная;

II вариант - окруженная.

2. Морфемный разбор.

I вариант - забытый;

II вариант - открыта.

3. Обозначить суффиксы причастий и прилагательных.

4. Выписать отглагольное прилагательное. Подобрать однокоренное причастие.

Обосновать принадлежность слов к разным частям речи.



Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори.

Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял

толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую

ледяную закраину.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на

деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге,

и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками.

Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой

колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откуси сразу половину, собачка не

выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот

молодому человеку. (153 слова)

(К.Г. Паустовский. "Золотая роза")

Дополнительные задания.

1. Синтаксический разбор:

I вариант - последнее предл.;II вариант - 6-е предл.

2. Морфемный разбор:

I вариант - налетая;

II вариант - прижавшись.

3. Определить вид деепричастий.

4. Объяснить графически правописание Н - НН в прилагательных и причастиях.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!