СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по теме "Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме "Словообразование"»

Дидактический материал по русскому языку

для организации дифференцированного обучения учащихся старшей школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов

10 класс (базовый уровень)

УМК: «Русский язык 10-11 класс» программа под ред.Н.Г.Гольцовой.

«Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных

учреждений». Авторы: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Обоснование:

Класс условно разделен на три группы.

I группа – «Продвинутый уровень». Обучающиеся, обладающие лингвистическими и творческими способностями. В период обучения в среднем звене не только систематически и тщательно готовились к урокам, но и проявляли активность во внеурочной деятельности по русскому языку – участвовали в различных олимпиадах, викторинах, конкурсах. Хорошо владеют теоретическими понятиями, обладают высоким уровнем грамотности. Предполагаемый результат ЕГЭ – выше 85 б.

II группа – « Стандарт». Обучающиеся, имеющие неплохую практическую подготовку, однако теоретическая база усвоена недостаточно прочно. Способны самостоятельно осваивать материал, разбираться в собственных ошибках, ликвидировать пробелы в знаниях. Мотивированы на получение высокого результата ЕГЭ – 70-80 б.

III группа – «Базис». Обучающиеся, имеющие значительные пробелы в знаниях. Слабо владеют теорией, делают много орфографических и пунктуационных ошибок. Не всегда выполняют домашнее задание, списывают во время проверочных работ. Задача при подготовке к ЕГЭ – достигнуть уровня 65-70 б.











РАЗДЕЛ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».

Цель изучения темы: 1. Уметь безошибочно определять способ образования указанного слова. 2. Уметь находить в предложенном фрагменте текста слово, образованное указанным способом.

  1. Тема «Имя существительное».

П.: Какими способами могут быть образованы имена существительные? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования.

С.: Выпишите из предложений слова, образованные бессуффиксным способом, и определите исходное слово. Каким способом и от каких слов образованы выделенные слова?

1. Его вклад в развитие нашей системы образования огромен: было изменено законодательство, стало более демократичным содержание. 2. В 21 веке человечеству предстоит мучительный отказ от ценностей материальной жизни и трудное обретение духовных ценностей. 3. По свидетельствам современников, именно А.С.Пушкин подтолкнул В.И.Даля, дружба с которым сохранялась до последнего вздоха поэта, к созданию словаря.4. После первой публикации юный читатель понял, что порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник. 5. Вечерами старшая сестра открывала шкаф, выдвигала полки комода и раскладывала по стульям доставшиеся от бабушки наряды. Б.: Определите исходное слово и способ образования нового слова.

Исходное слово

Новое слово

Способ образования слова


Настройщик



Мечтательница



Смущение



Заклёпка



Перевес



Мудрец



Сиделка



Слет



Наушник



Бесстрашие



Обновка



Побережье



Миротворец



Глушь



Безнадежность












  1. Тема «Имя прилагательное».

П.: Какими способами могут быть образованы имена прилагательные? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования. Каким способом образованы слова: пешеходный, приезжий, вечнозеленый, нижегородский?

С.: Распределите слова на два столбика в зависимости от способа образования, выделите приставки и суффиксы. Расскажите о правописании приставок, оканчивающихся на з/с.

Бесправный, безнадежный, бесценный, безлошадный, бездоказательный, безнравственный, бездомный, бесчувственный, безбилетный, бесчеловечный, бесхарактерный, безызвестный, безмятежный, беспрерывный.

Б.: Выпишите из предложений слова, образованные приставочным способом, укажите исходное слово. Используйте способ проверки: при отделении приставки остается исходное слово той же части речи.

1. Ему надо расшифровать древнеегипетский текст, привезенный с раскопок под Каиром. 2. В этой ситуации никому не хочется оставаться беспомощным. 3. В настоящее время многие недовольны состоянием русского языка. 4. Потом философ напишет жене слова, в которых, мне кажется, и скрыт секрет лосевского долголетия и оптимизма. 5. Поэт всегда любил Россию, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время неограниченное господство.

  1. Тема «Глагол».

П.: Какими способами не могут быть образованы глаголы?

С.: Какими способами могут быть образованы глаголы? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования.

Б.: Образуйте глаголы, используя указанные приставки и суффиксы. Укажите способ образования. Расскажите о правописании приставок при-/пре-.

Исходное слово

Приставки, суффиксы

Новое слово

Способ образования

Кричать

Раз/рас и -ся



болеть



Образовать

Пре-



Остановить

При-



Петь

За-



Поскрипеть

-ыва-



Почитать



Слесарь

-нича-









  1. Тема «Наречие».

П.: Какими способами могут быть образованы наречия? Привести по 3-5 примеров на каждый способ образования.

С.: Определите, каким способом образованы наречия. Выделите морфемы, с помощью которых были образованы слова.

Доверчиво, направо, издавна, добела, доходчиво, влево, сначала, вприкуску, досуха, насухо, во-первых, издалека, втроем, дословно, справа, поближе, по-моему.

Б.: Образуйте наречия, используя указанные приставки и суффиксы. Укажите способ образования. Расскажите о правописании суффиксов –о/-а на конце наречий.

Исходное слово

Приставки, суффиксы

Новое слово

Способ образования

холостой

в- и -ую



пустой



низ

по- и -у



бок



прикуска

в- и -у



притирка



лучше

по-



хуже



наш

по- и -ему



зимний



детский

по- и -и



белорусский



перегонка

на- и -и



левый

в- и -о

с- и -а


правый



доходчивый



беспощадный









5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!