СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по истории Древнего Мира

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Вставьте пропущенные слова.

Древнейшие люди были похожи на , но в отличии от них умели... ... Ученые

назвали древнейшего человека « ». Его первыми орудиями труда были, и

Древнейшие люди занимались... и ... . Жили они группами по два-три десятка человек, которые называют ....

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по истории Древнего Мира»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Палехская средняя школа









Дидактический материал по истории Древнего мира

для 5 класса









Подготовил:

Макаров Н.А., учитель истории,

обществознания, права























п.Палех, 2021-2022 уч. год

1. Вставьте пропущенные слова.

Древнейшие люди были похожи на , но в отличии от них умели... ... Ученые

назвали древнейшего человека « ». Его первыми орудиями труда были, и

Древнейшие люди занимались... и ... . Жили они группами по два-три десятка человек, которые называют ....

2. Найдите ошибки в тексте.

Изучая найденные при раскопках предметы, ученые поняли, что природе потребовалось немного времени, что­бы сотворить это поразительное существо — человека. Именно с неосознанного изготовления и применения ору­дий труда начался тот принципиально новый отрезок пу­ти, который привел нашего обезьяноподобного предка к вершинам современной культуры.

3. «Человек разумный» появился

а) до появления «человека умелого»

б) после появления «человека умелого»

в) одновременно с «человеком умелым».

г) до похолодания на Земле

д) во время похолодания на Земле

е) одновременно с наступлением потепления на Земле

4. Древнейший человек изготовлял и использовал следую­щие орудия труда:

ручные рубила, гарпуны, скребки, проколки, ножи, шилья, иглы.

Поместите в правый? столбик те орудия труда, которые изготовлялись из камня, в левый —те, которые изготовля­лись из кости.

5. Вставьте пропущенные слова.

Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Образовался громадный... — слой льда толщиной до двух километров. Южнее ледника расстила­лась ... . Вместо теплолюбивых животных появились ….. огромные слоны с длинной рыжей шерстью. Главными за­нятиями людей в этот период были ... и ...

6. Похолодание, наступившее на Земле около 100 тысяч лет назад

а) замедлило развитие человека, так как осложнило усло­вия жизни

б) ускорило развитие человека, так как застав­ляло его думать об устройстве своей жизни, чтобы пережить суровые времена

в) никак не повлияло на развитие человека

(укажите правильный ответ и обоснуйте его)

7. Вставьте пропущенные слова.

Несколько сот тысяч лет назад люди стали изготов­лять из камня орудия правильной формы … … . Они делали из камня также—, —, —. Затем люди научились прикреплять острые каменные наконечники к древкам -получилось ... . Из костей животных люди изготовляли ... и ... .

Время, когда основные орудия труда делали из камня, называется ---- -----.



Ко времени появления «человека разумного» челове­ческие стада превратились в постоянные коллективы род­ственников. Такие коллективы называются —. В каж­дом - было по нескольку десятков человек ..., проис­ходивших от общих предков. Во главе ... стояли самые опыт­ные и уважаемые … … .

8. Соединить стрелками:

Мужчины  Собирали съедобные растения изготовляли одежду из шкур готовили пищу

Женщины  Собирали зерна, плоды, корни растений, хворост для костра охотились и ловили рыбу

Дети  Ухаживали за маленькими детьми делали орудия труда

9. Найдите ошибки в тексте.

Около 100 тысяч лет назад человек стал подобен сов­ременным людям. В науке его назвали «человек разумный». По своей внешности «люди разумные», жившие в раз­ных странах, не отличались друг от друга.

10. Изображая животных, древний человек

а) лучше узнавал их повадки

б) думал, что таким образом облегчает себе охоту на них

в) стремился выразить свои чувства, передать красоту окружающего мира

г) передавал свои знания молодым охотникам

д) хотел, чтобы его рисунки увидели потомки

е) хотел прославиться среди своих соплеменников
(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обос­нуйте их)

11. В левый столбик поместите орудия труда, которые существовали до похолодания, в правый —орудия труда, которые появились после наступления потепления на Земле.

Ручные рубила, скребки, гарпуны, топоры, проколки, но­жи, лук, копье, плот, иглы, шилья, лодка, мотыга, серп.

12. Скотоводство возникло

а) до появления мотыжного земледелия

б) после появления мотыжного земледелия

в) одновременно с мотыжным земледелием

г) до появления плужного земледелия

д) после появления плужного земледелия

е) одновременно с плужным земледелием

ж) до начала века металлов

з) после начала века металлов

13.  Проверьте себя, решив следующую задачу.

Первый ремесленник изготовил за один день 2 мед­ных топора, второй —4 топора, третий —3 топора. У кого из ремесленников самая высокая производительность труда?

14. Родовую общину сменила соседская, потому что

а) семья стала менее зависимой от рода, так как при помощи плуга могла сама вспахать свой надел

б) земельные наделы перестали быть равными, их раз­меры стали зависеть от имущественного состояния семьи

в) вождям и старейшинам было проще управлять пле­менем

г) хорошо работавшие, здоровые и сильные члены рода не хотели делиться поровну с больными и слабыми

(укажите правильные ответы и обоснуйте их)

15. Вставьте пропущенные слова.

Несколько десятков тысяч лет назад у людей стали возникать верования в сверхъестественные существа, управ­ляющие миром. Люди называли их —, а самых могущест­венных из них ... . Богов первобытный человек пред­ставлял в виде —, а иногда и —. Изображение бога, вы­резанное из камня или дерева, называется —. Просьба человека к богу называется … . Чтобы заслужить милость богов, люди приносили им … .

Первобытным людям были непонятны такие явления как сон и смерть. Их объясняли действием сверхъ­естественного существа … .

Вера в сверхъестественные существа …, …, … поклонение им называется … .

16. Составьте рассказ, используя следующие слова:
сверхъестественные существа, естественные причины, явления природы, бог, дух, молитва, душа, идол, жертва.

17. Религия возникла потому, что

а) человек не мог объяснить явления природы

б) боялся гнева богов и духов

в) считал себя слабым и бессильным перед силами природы

г) хотел иметь сильных покровителей

д) человек верил в им же самим придуманные сказки

(указать наиболее точные ответы, а также варианты, дающие частично правильный ответ)

18. Найдите ошибки в тексте.

В Древнем Египте земледелие не требовало большого труда: плодородная земля, хорошо увлажненная, прогре­тая горячими лучами южного солнца, давала высокие уро­жаи. Земледелие стало одним из основных занятий египтян. В долине и дельте Нила росли пшеница и куку­руза, в садах — фрукты и виноград.

19. Египет стал быстро развиваться и выделился среди окружающих его стран и народов, потому что

а) там жили трудолюбивые, умные люди

б) у египтян были мудрые вожди

в) удобное географическое положение и благоприятные
природные условия позволяли быстро и эффективно раз­вивать земледелие —основу силы и богатства Египта

г) на этих землях жило много людей

(указать наиболее точный ответ, а также варианты дающие частично правильные ответы)

20. «Четвертый лишний»:

а) рабовладельцы

б) рабы

в) воины

г) крестьяне

21. Подберите синонимы к выделенным словам.
Египетским владыкам для устрашения своих подданных,

для усиления своей власти нужно было, чтобы их считали богами. Ни сил, ни средств не жалели правители Египта для упрочения своего могущества. Строительство гигант­ских гробниц было призвано возвеличить власть повели­теля, показать, что не только земные, но и небесные силы на его стороне.

22. Вставьте пропущенные слова, допишите предложения.
Пленников, захваченных во время войны между племе­нами, убивали, потому что...

Пленников перестали убивать после того, как __ . Их стали обращать в ... . Так возникла ... и разделе­ние общества на ... . На смену ... строю пришел пер­вый в истории человечества эксплуататорский строй --.... Для того, чтобы держать в повиновении рабов и крестьян, вождям и старейшинам потребовалась особая сила --....

23. Государство - это

а) договор между всеми классами о соблюдении интересов друг друга

б) сила, с помощью которой рабовладельцы удерживали господство над рабами и крестьянами

в) орудие защиты - интересов всех классов

г) орудие защиты от внешних врагов

(указать наиболее точный ответ, а также варианты, дающие частично правильные ответы)

24. Египтяне строили пирамиды, потому что

а) выполняли волю своих фараонов, желавших показать свое величие

б) считали фараонов богами и боялись прогневить их

в) хотели показать превосходство своего народа над остальными

г) стремились удивить потомков

(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)

25. Вставьте пропущенные слова.

В IV тысячелетии до н. э. в Египте возникли ___ ___ . Около ___ года до

н. э. образовалось единое Египетское —. Его столицей стал город - - . Египет настолько усилился, что его войска совершали завоевательные походы на юг ___
в ... и на восток __ на … .

Царей Египта называют __ . Как была велика их власть, показывает строительство —, в которых хоронили умерших ___ . Самая большая __ построена около __ лет до н. э. вблизи города __ для __ .

26. Найти лишнего:

а) вельможа

б) чиновник

в) крестьянин

г) стражник

д) надсмотрщик

е) судья

27. Соединить стрелками:

Чиновник

Вельможа

Стражник

Воин

Занимался управлением

Следил, как работают труженики

Охранял имущество знати

Заставлял крестьян отдавать государству зерно и Записывал, сколько у крестьян земли и скота

Следил за тем, чтобы крестьяне вовремя платили налоги

Надсмотрщик



28. Допишите предложения

Сбор в пользу государства называется - - . Работа египетских крестьян на рытье каналов, строи­тельстве дворцов и гробниц называется — .

Присвоение продуктов, созданных трудом других людей, называется - - .

Наиболее богатых и знатных людей называют - - . Людей, находящихся на службе по управлению государ­ством, называют - - .



29. Закончите предложения.

В III тысячелетии до н. э. столицей Египетского царст­ва был город —.

Во II тысячелетии до н. э. столицей Египетского царст­ва стал город —.

Сплав меди с оловом называется — .»

Развитие ремесла в Египте позволило фараонам хоро­шо вооружить войско. Главную его силу составляла — .

В войске фараона были специальные отряды, сра­жавшиеся на легких двухколесных повозках. Эти повозки называются —.

При впадений в море Нил делится на рукава, обра­зуя —.

В болотах Египта рос высокий тростник, который на­зывается —.

30. Захватнические войны, которые вели египетские фа­раоны против соседних государств.

а) усиливал» Египет

б) обогащали все население Египта (кроме рабов)

в) обогащали только рабовладельцев

г) обогащали воинов

д) подрывали силы Египта

е) способствовали развитию культуры

ж) способствовали развитию городов и торговли

(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)

31. Найдите ошибки в тексте.

Главную силу египетского войска составляла много­численная пехота, набранная из ремесленников. Были соз­даны также отряды, сражавшиеся на колесницах —легких двухколесных повозках, запряженных быками. На колес­нице обычно стояли два воина: один правил быками, дру­гой сражался с мечом в руке.

32. Соединить стрелками:

Письменность Необходимость вести учет урожая,

налогов, соблюдать точное коли­чество долен меди и олова при выплавке бронзы

Математика Необходимость указывать время,

сроки полевых работ, ориентировать­ся на местности

Астрономия Необходимость удерживать в памяти

знания, передавать их из поколе­ния в поколение

33. Письменность в Египте возникла потому, что египтяне

а) хотели передать потомкам сведения о героических деяниях своих царей

б) стремились удержать в памяти знания, которых ста­новилось все больше

в) испытывали необходимость обмениваться мыслями, находясь на расстоянии друг от друга

г) подражали другим народам, которые создали пись­менность раньше их

д) хотели передать потомкам сведения о героических делах своих современников

(указать наиболее точные ответы, а также варианты, даю­щие частично правильные ответы)

34. «Четвертый лишний»:

а) локоть

б) рука

в) палец

г) ладонь

35. Закончите предложения.

Развитие хозяйства и установление рабовладельческого строя в Древнем Египте способствовало развитию —: научных знаний, письменности, искусства. Культура Древ­него Египта была тесно связана с — .

Письменность в Египте сложилась окончательно с воз­никновением там — . Знаки-рисунки, которыми пользо­вались египтяне, называются — . Материалом для

письма служил … .

В Древнем Египте возникли арифметика, геометрия, астрономия, медицина.

На основе своих астрономических наблюдений и знаний египтяне составили —.

36. Соединить стрелками:

Бог Солнца Ра Судит души умерших людей

Бог Нила . Насылает, чуму

Богиня войны Льет из кувшина воду

Бог Сет Убил бога Осириса

Бог Осирис Воскрес и стал судьей в загробном царстве

37. Закончите предложения

Высохшие тела умерших называются ... —.

Жилищами богов в Древнем Египте считались ... —.

«Служители богов» в храмах называются —.

38. Вставьте пропущенные слова.

В Древнем Египте было создано много различных лите­ратурных произведений. Среди них были ... — фантасти­ческие сказания о богах. Особенно распространенными бы­ли — об — .

Египтяне любили повести, рассказывавшие о путешест­виях и приключениях. Много раз они переписывали по­весть о —.

39. Художники и скульпторы Древнего Египта рас­писывали стены гробниц и помещали туда статуи умерших, потому что

а) хотели показать потомкам, каков был умерший при жизни

б) верили в загробную жизнь и считали, что умер­шему на том свете будут нужны дома, слуги, рабы

в) хотели таким путем сохранить свои произведения для потомков

г) этого требовали религиозные верования египтян

д) верили в то, что души умерших могут вселяться в статуи

(укажите правильные ответы и обоснуйте их)

40. Составьте небольшой рассказ, используя следующие слова:

Миф, повесть о Синухете, «вечные жилища», архитек­тор, скульптор, храм, колонна.

41. «Четвертый лишний»:

а ) строитель

б) скульптор

в)художник

г)архитектор

42. Подберите синонимы к выделенным словам.

В гробницу помещали статуи ее хозяина, высеченные из камня или вырезанные из дерева. Он и после смерти должен был оставаться тем же, кем был при жизни — фараоном или вельможей.

43. Статуи фараонов в храмах выполнялись высотой в 5—6 раз больше роста человека, потому что

а) такова была древнеегипетская традиция

б) скульпторы и жрецы хотели показать величие владык

в) такие размеры статуй соответствовали масштабам хра­мов

г) такова была воля фараонов

д) египтяне считали; чем больше по размерам статуя, тем она красивее

(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)

44. Из перечисленных природных условий и методов ве­дения хозяйства, укажите те из них, которые характерны и для Египта, и для Междуречья.

Разливы рек с осадком плодородного ила, поливное земледелие, строительство каналов и дамб, наводнения, осушение болот, отсутствие камня и металлов.

45. Установите причинно-следственные связи и объяс­ните их.

В Южном Междуречье, посеянное зерно давало до ста зерен; одна пальма приносила в год до 50 килограммов фиников;

отсутствие папируса в Южном Междуречье, эксплуатация человека человеком, клинопись.

46. Законы царя Хаммурапи

а) защищали крестьян и ремесленников

б) утверждали власть богатых и знатных

в) закрепляли имущественное неравенство

г) провозглашали равные права рабов и рабовладельцев

д) защищали право собственности всех людей независимо от знатности

(укажите ответы, которые, на Ваш взгляд, являются правильными, и обоснуйте их)

47. Хаммурапи правил Вавилонским царством

а) одновременно с Тутмосом III

б) в период правления фараона Хеопса

в) в период восстания рабов и бедняков в Египте

г) до начала упадка Египетского царства

48. Мог ли город в IV—III тысячелетиях до н. э. быть крупным торговым центром, не являясь мощной крепостью и не имея сильной армии?

а) Да, мог, если находился на пересечении торговых путей

б) Да, мог, так как не тратил значительных средств на сооружение укреплений и содержание армии

в) Нет, не мог, так как тут же был бы завоеван и раз­граблен воинственными соседями

г) Нет, не мог, так как крупным торговым центром можно было стать только в результате успешных войн с соседями

(укажите правильный, на Ваш взгляд, ответ и обоснуйте его)

49. Составьте рассказ, используя в нем следующие слова:

Карфаген, колония, финикийцы, алфавит, работорговля, мореплавание

50. Ассирийское царство пало, потому что

а) против него выступили все окружавшие его госу­дарства

б) беспощадные грабежи в побежденных странах настра­ивали их население против завоевателей

в) для подавления сопротивления населения в завое­ванных странах ассирийским правителям приходилось дер­жать там значительные военные силы, что ослабляло госу­дарство

г) слишком большим стало количество пригнанных в страну рабов, для охраны которых не хватало ни надсмотр­щиков, ни войск.

д) в критический момент во главе государства оказа­лись слабые правители

(укажите ответы, которые, на Ваш взгляд, являются пра­вильными)

51. «Четвертый лишний»:

а) Кир

б) Дарий

в) Тутмос III

г) Хаммурапи

52. Найдите ошибки в тексте.

В далекой древности на восточном побережье Среди­земного моря жил небольшой народ - Финикийцы. С раз­витием хозяйства в Египте и Передней Азии финикийские поселки превратились в богатые торговые города. Самыми крупными из них были Тир, Ниневия и Карфаген.

53. Вставьте пропущенные слова.

В VII—VI веках до н. э. вновь усилился ___ . Он стал самым большим городом Передней Азии. Стены домов, рас­положенных на его главной улице, были покрыты синими и оранжевыми ... со сверкающей на солнце поверхностью. Чудом света называли в древ­ности царский дворец. В центре города возвышалась 90-метровая башня. Подниматься на ее вершину имели право только —.

54. «Четвертый лишний»:

а) Вавилон

б) Фивы

в) Ассирия

г) Египет

55. Закончите предложения.

Кочевников, которые пришли в Индию в конце II тыся­челетия до н. э. называли—. Во главе их племен ли вожди, которых называли - - . По развитию и культуры племена ... далеко отставали от населения долины — .

56. Ашока царствовал в Индии

а) до царствования Кира

б) после царствования Хаммурапи

в) до царствования Тутмоса III

г) после завоевания персами Вавилона

57. Рабов называли:

«живые убитые» в Индии

«не поднимающие глаз» в Египте
«чужой», «враг» в Междуречье

(соединить стрелками)

58. Вставьте пропущенные слова.

Древняя Индия была расположена в — на полу­острове — и прилегающей к нему части материка. Высо­чайший в мире --- , вершины которого покрыты

вечными снегами, отделяют Индию от других стран. В За­падной части Индии протекает река —, по восточной части течет —. Обе реки берут начало в — .

59. «Четвертый лишний»

а) брахман

б) шудра

в) фараон

г) неприкасаемые .

60. Найдите ошибки в тексте.

Несколько десятков лет назад в долине Ганга археоло­гами раскопаны города, основанные в III тысячелетии до н. э. При раскопках найдено много бронзовых и золотых вещей, гирь для весов, а также надписей. Ученым удалось разгадать знаки для письма и прочитать надписи.

Во II тысячелетии до н. э. города были покинуты жителями, полуразрушены, занесены землей и забыты на 3,5 ты­сячи лет. Однако ученым удалось установить причины за­пустения этих городов.



61. Вставьте пропущенные слова.

По Восточно-Китайской равнине протекают две большие реки — и —. Они берут начало в — и впадают в— .
Во время дождей — разливается на десятки и сотни километров. Река разрушала берега с полями и садами. Китайцы называли ее «____ », «____», «____».

62. Выпишите из перечисленных групп населения ту, которая, на Ваш взгляд, была источником наибольшего числа рабов в Китае;

а) военнопленные

б) не уплатившие налоги бедняки и члены их семей

в) дети бедняков, проданные в рабство родителями

г) осужденные преступники, находившиеся в тюрьмах

63. Восстание «краснобровых» произошло

а) до восстания «желтых повязок»

б) после восстания «Желтых повязок»

в) до правления царя Ашоки в Индии

г) после правления царя Ашоки в Индии

д) во время правления семьи Цинь

е) во время правления семьи Хань



64. Соединить стрелками реки и страны, по территории которых они протекают:

Нил Китай

Тигр Египет

Евфрат Индия

Ганг Месопотамия

Инд Финикия

Хуанхэ Нубия

Янцзы Персия



65. Назовите эти события. Когда они произошли?

304 года отделяют друг от друга события, одно из которых произошло в Египте, а другое — в Китае.

66. Соединить стрелками имена правителей и назва­ния стран, в которых они царствовали:

Тутмос III Нубия

Хаммурапи Финикия

Кир Египет

Аш ока Вавилон

Дарий I Ассирия

Цинь Ши-хуанди Китай

Индия

Персия

67. О каком восстании идет речь. Определите дату восстания.

В 1750 году до и. э. произошло восстание рабов и бедняков в Египте. 1566 лет отделяет его от восста­ния угнетенных в другой стране Древнего Востока.

68. Соединить стрелками:

Великая стена Египет

Пирамиды Китай

Висячие сады Междуречье

69. Возможность для одних людей присваивать себе продукты труда других людей (эксплуатировать их) появляется

а) до нашей эры

б) с возникновением классов

в) с появлением имущественного неравенства

г) с появлением государства

д) с появлением излишков продуктов труда

е) в I веке до н. э.

ж) с появлением религии

(указать наиболее точные варианты ответа)

70. Установите причинно-следственные связи между следующими историческими явлениями и процессами: повышение производительности труда, возникновение рабства, обработка металлов, рост богатства в семьях старейшин и вождей, изобретение плуга, возникновение государства, распад большого хозяйства общины на мелкие хозяйства отдельных семей, деление общества на классы, возникновение эксплуатации человека человеком, классо­вая борьба.

71. Установите причинно-следственные связи между следующими историческими процессами и явлениями:

расцвет Египетского государства, разорение крестьян­ских хозяйств, восстания рабов и бедняков, обогащение рабовладельцев, упадок Египетского царства, захватничес­кие войны египетских фараонов, восстания покоренных Египтом народов.



72. Государство на острове Крит возникло

а) раньше, чем в Египте

б) позже, чем в Египте

в) одновременно с возникновением государства в Египте



73. Мифы Древней Греции

а) являются целиком вымышленными

б) рассказывают о реально происходивших событиях
в) содержат немало вымыслов, но повествуют о событиях, которые действительно имели место в истории

г) являются вымышленными, но содержат ценные сведения о верованиях и обычаях греков

(указать наиболее точный ответ, а также варианты, дающие частично правильные ответы)

74. Поместите в левый столбик имена персонажей «Илиады», в средний — «Одиссеи», в правый — героев древнегреческих мифов:

Геракл, Медея, Гектор, Авгий, Одиссей, Атлант, Арг, Ахилл, Патрокл, Ясон, Терсит.

75. Вставьте пропущенные слова.

У древних греков было много сказаний о походе на Трою. На основе этих сказаний были созданы две боль­шие поэмы «—» и «—». По преданию, их сочинил великий поэт ... . Название «—» происходило от имени города ... . Так греки называли Трою. В поэме описываются со­бытия, связанные с осадой ... . Лучшим воином среди греков считался могучий и быстроногий ... , вождь одного из греческих племен. Самым сильным и смелым из троян­цев был ... . В поэме описывается поединок между ними и гибель ... . В бою погиб друг Ахилла __ . Поэма заканчивается описанием похорон ... и ... . Погиб и __ .

Чтобы овладеть __ , греки по совету хитроумного __ соорудили огромного деревянного __ . Внутри __ спрятались воины, а остальное войско укрылось на

ближайшем острове. Троянцы приняли __ за дар греков бо­гам и втащили его в город. Ночью воины вышли из ___ и напали на спящих троянцев. Греки перебили в __ муж­чин, взяли в плен женщин и детей, разграбили и подож­гли город.

76ю Вставьте пропущенные слова.

Поэма «Одиссея» рассказывает о приключениях ... при его возвращении из … на родину … остров ... , расположенный у западного побережья ... . Из двенадца­ти кораблей только кораблю … удалось уплыть в море.

Спутники ... рассердили бога грома и молнии ... . … ударил в корабль сверкающей молнией и разбил его. Спас­ся лишь ... , ухватившийся за обломки мачты.

... добрался до ... после десятилетних странствий. Во время отсутствия в его доме хозяйничали знатные юноши … . Чтобы не быть узнанным, он пришел в дом под видом нищего. Поэма заканчивается рассказом, как … с помощью богини ... перебил непрошенных гостей и вновь стал править на ... .

77. Отражены ли в приведенном ниже отрывке клас­совые отношения между греками. Если да, то охарак­теризуйте их.

Идя в бой, греки строились в отряды по племенам и родам. Простые воины сражались пешими в рубашках из холста; вооружены они были копьями и камнями. Вожди выезжали в бой на колесницах, запряженных ко­нями. Кроме копий, у них были бронзовые мечи и дос­пехи, защищавшие тело вождя.

78. Боги покровители различных отраслей хозяй­ства были

а) у египтян

б) только у греков

в) у китайцев и греков

г) у жителей Междуречья и Индии

д) у египтян и персов

79. Неравенство среди богов существовало потому, что

а) это отражало неравенство в отношениях между сами­ми греками

б) боги действительно обладали разной степенью мо­гущества

в) оно должно было показать беднякам и рабам, как должна быть устроена жизнь на земле

(укажите наиболее точный ответ, а также варианты, дающие частично правильные ответы)

80. Миф о Прометее

а) утверждал мысль о том, что люди бессильны в борь­бе с богами

б) утверждал мысль о том, что без помощи богов люди ничего не могут добиться

в) прославлял борьбу героя со злыми богами за счастье людей

г) утверждал мысль о том, что если люди будут чтить богов, те будут им покровительствовать

(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)

81. Соединить стрелками:

Посейдон Бог света и искусства

Гелиос Богиня плодородия

Аполлон Владыка подземного царства

Деметра Бог солнца

Аид Морской бог

Дионис Бог - покрыватель кузнецов

Гефест Бог виноделия

Гермес Бог — покрыватель торговли

Зевс Бог, по чьей воле идет дождь и наступает засуха

82. Закончите предложения.

Слово «аристократ» означает...

Свободное население Аттики (кроме аристократов) называлось ... .

Сосуд с двумя ручками и узким горлом называется ... .

Рыночная площадь вблизи акрополя называлась ... .

Сооружение, так называемый «верхний город», называется... по гречески ... .

Предприятие для постройки и починки судов называется ....

Картина, написанная на сырой штукатурке, называется... .

Лесных богов древние греки называли ... .

Богинь источников Древние греки называли ... .

83. В Афинах в VII веке до н. э. начали чеканить серебряные монеты, потому что

а) быстро развивалась торговля и нужны были деньги для расчетов

б) греки хотели выпустить много денег, чтобы все жили богато

в) было удобнее рассчитываться деньгами, чем обмениваться товарами

(указать правильные ответы и обосновать их)

84. Составьте рассказ, используя следующие слова: Аттика, Афины, демос, аристократы, амфора, агора, верфь

113. «Четвертый лишний»:

а) Одиссей

б) Гектор

в) Солон

г) Ахилл

85. Отношения между демосом и аристократией в Афинах:

а) демос и аристократия имели одинаковые интересы

б) интересы демоса и аристократии были прямо противопо­ложными во всем, что нередко приводило к кровавым столкновениям между ними

в) главной причиной противоречий было различие в иму­щественном положении демоса и аристократии

г) главной причиной противоречий было различие в об­щественном положении демоса и аристократии
(укажите наиболее точный ответ, а также варианты дающие частично правильные ответы)

86. Реформы Солона в Афинах были осуществлены одновременно с

а) восстанием рабов и бедняков в Египте

б) восстанием «Желтых повязок» в Китае

в) царствованием Хаммурапи в Междуречье

г) царствованием Ашоки в Индии

д) захватом Ниневии войсками вавилонского царя

87. Демос сумел одержать победу над аристократами и добиться реформ в Афинах, потому что

а) аристократы пожалели демос и решили отменить долги и долговое рабство

б) аристократы испугались того, что демос поднимет восста­ние и уничтожит их

в) демос показал себя дружным, единым, организованным
г) правителем был мудрый Солон

(укажите правильные, на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)

88. Закончите предложения

Человек, умеющий хорошо говорить, называется ... .

Командующий афинским флотом и войском назывался ... .

Человек, пользующийся правами, установленными законом и несущий обязанности перед государством, называется...

89. Граждане Афинского государства были разделены на 4 разряда по размерам их имущества, несли разные обязанности и имели разные права.

Соедините стрелками разряд граждан и род войск, в котором они должны были служить.

I разряд Тяжеловооруженная пехота

II разряд Легковооруженная пехота

III разряд Матросы на военных кораблях

Конница

IV разряд Командные должности в армии

90. Вставьте пропущенные слова.

На западе Аттики между горами и морем находится широкая равнина. Среди нее возвышается крутой холм со скалистыми обрывами. Здесь во II тысячелетии до н. э. возник город ... . В VII веке до н. э. знатные горожане под­чинили себе все население ... Свое правление знатные греки называли ... . В отличие от ... остальное население Аттики называлось ... .

Греческие крестьяне выращивали ... , а также … … , приносящие плоды,

богатые маслом. Ремесленники изготов­ляли ... - - сосуды с двумя ручками и узким

горлом. На­иболее тяжелые, не требовавшие большого умения ра­боты

выполняли ... .

Между ... и ... шла ожесточенная борьба. В 594 году до н. э. правитель города ... по имени ... примирил ... и ... . Он осуществил реформы, благодаря которым окрепли крестьянские хозяйства. Все мужчины - уроженцы Аттики —стали считаться ... .

91. Поместите в левый столбик представителей класса эксплуататоров, в правый - - представителей класса эксплу­атируемых:

раджа, демос, раб, брахман, вельможа, илот, аристократ, щудра

92. Среди спартанцев в наибольшей степени ценились такие качества как

а) воинская доблесть

б) дисциплинированность

в) ораторские способности

г) умение стойко переносить трудности и лишения

д) дипломатические способности

е) независимость характера

ж) сострадание к слабому

з) краткость речи



93. Вставьте пропущенные слова.

В конце II тысячелетия до н. э. ... вторглись в Грецию и завоевали Лаконику. Завоеватели стали называться .... В середине VII века до н. э. им удалось одержать по­беду над ... .Большую часть покоренного населения ... обра­тили в рабство. Рабов называли здесь ... .Завоеватели сос­тавили класс ... . Каждый ... получал участок земли ... дол­жны были обрабатывать этот участок. ... - были беспощад­ны к покоренному населению. Они убивали самых силь­ных и смелых ... , чтобы запугать остальных. ... ненавидели своих эксплуататоров и не раз поднимали против них вос­стания.

В ... созывались собрания, участвовать в которых могли только ... . На собраниях

избирали … … . … … решал наиболее важные дела, судил провинившихся.

Все ... были воинами; закон запрещал им заниматься другим делом, кроме ... . В бою они строились в несколько рядов, выставив вперед копья. Такое построение называлось ... .

94. Общественный строй и устройство жизни в Афинах были

а) более прогрессивными, чем в Спарте

б) менее прогрессивными, чем в Спарте

(укажите ответ, который, на Ваш взгляд, является пра­вильным, и обоснуйте его)

95 Расположите в левый столбик то, что греки выво­зили в другие страны, в правый то, что ввозили в Грецию: ткани, вино, оливковое масло, оружие, лес, хлеб, рабы, посуда

96.Образование греческих городов-государств на побережье Средиземного и Черного морей

а) способствовало как развитию самой Греции, так и всего античного мира

б) препятствовало развитию Греции, так как распыляло силы греческого народа

в) имело большое значение для местного населения, кото­рое приобщалось к греческой культуре

г) несло мирно живущему местному населению зло, рабство, угнетение

(укажите правильные на Ваш взгляд, ответы и обоснуйте их)

97. Эллины

а) были единым народом, несмотря на то, что расселились на огромной территории, а их города находились далеко друг от друга

б) проживая вдали друг от друга, имели общий язык, обычаи, верования, письменность

в) перестали быть единым народом, так как расселились на большой территории, и перестали поддерживать отношения друг с другом

г) воспринимались другими племенами как единый народ
(укажите правильные ответы)

98. Соединить стрелками имя полководца и сражение, в котором он участвовал:

Леонид Марафонское

Фемистокл Фермопильское

Мильтиад Саламинское

99. Одно из крупнейших восстаний илотов произошло

а) до восстания рабов и бедняков в Египте

б) после разрушения Ниневии

в) до восстания «Желтых повязок» в Китае

г) после восстания «краснобровых» в Китае

д) после реформ Солона

е) до похода греков на Трою

100. Вставьте пропущенные слова.

В V веке до н. э. Афины стали самым могущественным и богатым из греческих городов-государств. Афиняне имели сильный Флот и господствовали на море. В 6 километрах от Афин афиняне устроили … … . В нем разгружались и

грузились торговые корабли. С привезенных в порт товаров купцы уплачивали ...

- налог с торговли.

В середине V века до н. э. большим влиянием в Афи­нах стал пользоваться ... Он был талантливым, образован­ным человеком и славился своим ... . Начиная с ... года до н. э. народное собрание Афин в течение 15 лет избирало ... на высшую должность ... .

Управление государством в Афинах греки называли ... .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!