Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости у обучающихся во 2 классе»
Дидактический материал на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости у обучающихся во 2 классе
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является не сформированность их орфографической зоркости.
Мы предположили, что : дидактический материал будет являться средством формирования орфографической зоркости у обучающихся 2-х классов, если учитель:
– использует на каждом уроке его разные типы;
- сочетает работу с текстовым и словным дидактическим материалом.
На констатирующем этапе у обучающихся 2 класса при помощи методик: «Найди ошибку» автора Т. В. Шкляровой и написание диктанта (по УМК «Начальная школа 21 века»). Анализ результатов показал, что у обучающихся в основном преобладает средний уровень формирования орфографической зоркости.
С целью повышения уровня формирования орфографической зоркости обучающихся, был спланирован формирующий этап, в рамках которого будет проведено 35 часов русского языка с применением дидактического материала как средства повышения уровня формирования орфографической зоркости .
Планирование уроков формирующего этапа составлено в соответствии с ФГОС по учебнику: Русский язык 2 класс – чл. корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова
Тема урока | Дидактический материал |
Повторяем правописание частей слова | Словный дидактический материал |
Один текст – разные заголовки | Текстовый дидактический материал (какографическое упражнение) |
Учимся озаглавливать текст | Индивидуальные карточки с игровым приемом «Найди одинаковый звук» |
Слово о толковом словаре и тесте | Работа с перфокартой на доске («Найди опасное место» проведение звукового анализа) |
Слова однозначные и многозначные | Индивидуальные карточки с заданиями, орфографический словарь |
Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Индивидуальные карточки с заданием: вставьте пропущенную букву, подберите проверочное слово) |
Работа была продолжена по аналогии.
Чтобы проверить эффективность проведенной работы по формированию орфографической зоркости обучающихся средством дидактического материала на уроках русского языка, был проведен контрольный этап эксперимента с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе
Были получены следующие результаты:
Если на констатирующем этапе высокий уровень формирования орфографической зоркости был у 8 человек (35%), то на контрольном этапе был выявлен у 14 человек (61%), количество человек с высоким уровнем увеличился на 6 человек (26%).
Средний уровень формирования орфографической зоркости на констатирующем этапе был у 10 человек (43%), а на контрольном у 8 человек (35%), количество человек со средним уровнем уменьшилось на 2 человека (9%); они перешли на ступень выше.
Уровень ниже среднего на констатирующем этапе был у 5 человек (22%), а на контрольном этапе – у 1 человека (4%), то есть количество человек с низким уровнем формирования орфографической зоркости уменьшилось на 4 человека (17%).
Таким образом, проведенная целенаправленная работа по использованию дидактического материала на уроках русского языка оказала положительное влияние на формирование орфографической зоркости в 2 классе.
Следовательно, цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, а рабочая гипотеза получила подтверждение.