СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс: «Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 8 с углублённым изучением

иностранных языков» города Смоленска

 

Русский язык. 2 класс.

«Начальная школа ХХI века»

Тема: «Правописание суффиксов

-ёнок-, -онок-»

 

Учитель начальных классов

Конарева Тамара Михайловна

2015 год

 

Предмет: Русский язык. Класс: 2. Тема: Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык, часть первая, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: «Вентана-Граф», 2013.

Дидактическая цель: создать условия для открытия новых знаний по данной теме.

Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: урок-исследование.

Цели:

1.     Ознакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок-; учить образовывать  новые  слова  с помощью суффиксов и правильно их писать.

2.     Развивать речь, внимание, мышление.

3.     Вызывать интерес к русскому языку.

Задачи урока:

1.     Формирование умения у обучающихся грамотно писать суффиксы -ёнок-, -онок- .

2.     Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах.

3.     Способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая работа.

Методы: частично  - поисковый,  проблемный, креативный (метод конструирования правила).

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У У Д

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

                Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

 

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

 

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Минутка чистописания.  (Слайд №2)

– Посмотрите на первые три пары букв, какую закономерность вы видите? 

 – Посмотрите на группы букв, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?

           
   
   
 
 

 

 

 

- Что про эту букву можете рассказать? Пропишите показ.

- Составьте слова с парной согласной в середине слова.

( Слайд № 3)   Лапка, шляпка, скрипка, голубка, папка.

– Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове?

-  Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук?  Какое слово лишнее?

-Каким способом образованы новые слова? Какой суффикс помог образовать новые слова?  

На что он указывает?  Какое значение придаёт слову?

– Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

   Сказанные детьми понятия, открываются на слайде. (Слайд №4)

После работы идет подведение итогов.

-О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

- Что вы знаете о суффиксе?

Дети устанавливают  закономерность, рассматривая три пары букв. Устанавливают, с какой буквой работаем на минутке красивого письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

 

Дети называют известные им сведения о суффиксе   и графически оформляют  в виде грозди (кластера).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем  и сверстниками;

познавательные:

логические - анализ

объектов с целью

выделения признаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Постановка учебной задачи

На слайдах появляются слова,  содержащие ошибочную информацию. (Слайды №5-8)

Задание «Лови ошибку»

 содержит в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые  достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

Б  - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

  Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Сергеивна или Сергеевна

Ильинична или «Ильинишна»

Ирачка или Ирочка

зайчонок или зайчёнок

 

 

Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

 Разбирая слова «зайчонок» или «зайчёнок», перед детьми встает проблема, которую необходимо решить, если изучить новое правило. Дети определяют тему урока и ставят перед собой задачи.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные -

самостоятельное

выделение -

формулирование познавательной цели; логические -

формулирование

проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Решение проблемного вопроса.

-Знаем ли мы, когда пишутся суффиксы -ёнок-, -онок-? . Может это новая тема урока?  Определите тему нашего урока. Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

Как мы можем узнать об этом? (прочитать правило в учебнике или самим вывести это правило) Какой путь выбираете?  Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

 

 

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.

 

Составление алгоритма.

Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет  правильно писать   суффиксы:

-  Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс     –ёнок–. 

Групповая работа. Сравнение алгоритмов.

- Обратимся к научному источнику. Откройте рубрику «Тайны языка» на странице 110. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

 – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным? (зайчонок)

- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Какие этапы работы вы предлагаете?

Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд №9) Что заметили?

- Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (стр. 110)

Зарядка для глаз. (Слайд №10)

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

 В результате появляются   варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. Затем ребята сравнивают их с выводами с правилом в учебнике.

   Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации.        Высказывания детей.

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление

Закрепление нового материала.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Учитель проводит  дифференцированную работу. Задание для слабоуспевающих детей – составлено на слайде. (Слайд №11)

Задание выполняется комментировано под руководством учителя:

       слон…нок, еж…нок, ут…нок, лягуш…нок, зайч…нок, орл…нок.

 

2 и 3 группы выполняют задание в карточках. После выполнения работы проверка

-Какой вывод по этой работе сделаем?

Задание на интерактивной доске. «Редактирование слов»:

     стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок.

- Почему в работе возникают ошибки?

Ребята учатся применять правило на письме.

Дети делают выводы.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

 После работы ребята делают выводы.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные:

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа. Проверка детьми уровня своих знаний по данной теме. (Слайд №12)

В задании  заложены реакции на верные и на неверные ответы учащихся, поэтому сразу видны слова, в которых допущены ошибки. Проводится работа над ошибками.

Ученики работают по карточкам

Ученики объясняют написание суффиксов -ёнок-, --онок-.

Делают выводы: по какой причине допущена ошибка, какие встретились трудности?

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

7.Рефлексия деятельности

Рефлексия.В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность.

- Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –онок–,–ёнок–?

Оценки за работу. (Слайд №13)

Детям предлагается домашнее задание:  правило  стр. 110, упр. 3 стр. 111.

- Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики разбирают домашнее задание.

 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

рефлексия;

личностные:

смыслообразование

 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс: «Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-»»

"Правописание слов с суффиксами –онок-, -ёнок-

Презентационное сопровождение урока

Конарева Тамара Михайловна

учитель начальных классов

М БОУ СШ № 8

г орода Смоленска

а в и ж б з р о ? п 2

а

в

и

ж

б

з

р

о

?

п

2

[п] Лапка, шляпка, скрипка,  папка. [п] [п] [п] голубка, [п] 2

[п]

Лапка, шляпка, скрипка,

папка.

[п]

[п]

[п]

голубка,

[п]

2

суффикс часть слова обозначается стоит за корнем служит для образования новых слов имеет значение Суффиксы –УШК–, –ЮШК–, –ИК– имеют уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс – ИЩ – указывает на величину предмета. Суффиксы –ЕВН–, –ЕВИЧ–, –ОВН–, –ОВИЧ–, –ИЧН–, –ИЧ– образуют отчества. Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс. 2

суффикс

часть слова

обозначается

стоит за корнем

служит для образования

новых слов

имеет значение

Суффиксы –УШК–, –ЮШК–, –ИК–

имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Суффикс ИЩ указывает на величину предмета.

Суффиксы –ЕВН–, –ЕВИЧ–, –ОВН–, –ОВИЧ–, –ИЧН–, –ИЧ– образуют отчества.

Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс.

2

Лови ошибку Сергеивна Сергеевна  2

Лови ошибку

Сергеивна

Сергеевна

2

Лови ошибку Ильинична  Ильинишна 2

Лови ошибку

Ильинична

Ильинишна

2

Лови ошибку Ирачка Ирочка  2

Лови ошибку

Ирачка

Ирочка

2

Лови ошибку ? зайчёнок зайчонок  2

Лови ошибку

?

зайчёнок

зайчонок

2

Выделить корень Определить какой согласный звук перед суффиксом Твёрдый согласный или шипящие ш,ж,ч НЕТ ДА пишется суффикс -онок пишется суффикс -ёнок 2

Выделить корень

Определить какой согласный

звук перед суффиксом

Твёрдый согласный

или шипящие ш,ж,ч

НЕТ

ДА

пишется

суффикс -онок

пишется

суффикс -ёнок

2

2

2

ё ё ут…нок слон…нок о о лягуш…нок еж…нок о ё зайч…нок орл…нок о ё 11

ё

ё

ут…нок

слон…нок

о

о

лягуш…нок

еж…нок

о

ё

зайч…нок

орл…нок

о

ё

11

Вставь суффикс -онок- или -ёнок- онок ёнок В А ёнок  рыс… С  бельч…. онок  мыш…  онок  страус… ёнок  лис… ёнок  еж… онок ёнок  лос… онок  медвеж… ёнок  слон… ёнок  цыпл… онок  волч… ёнок  козл… 12

Вставь суффикс -онок- или -ёнок-

онок

ёнок

В

А

ёнок

рыс…

С

бельч….

онок

мыш…

онок

страус…

ёнок

лис…

ёнок

еж…

онок

ёнок

лос…

онок

медвеж…

ёнок

слон…

ёнок

цыпл…

онок

волч…

ёнок

козл…

12

Спасибо за урок! 12

Спасибо за урок!

12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей