СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал на тему "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по теме "Односоставные предложения" - это большая подборка различных заданий для отработки навыков по данной теме: упражнения, тесты, проверочные работы.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал на тему "Односоставные предложения"»

ТЕМА: « ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»


Определите тип односоставного предложения:

1 - определенно-личное;

2 - неопределенно-личное;

3 - обобщенно-личное;

4 - безличное;

5 - назывное.

1. С самого утра окна залепило мокрым снегом.

2. В России любят приглашать в гости и принимать гостей.

3. Только шорох камней под ногами.

4. В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба.

5. Будешь почитать отца и мать - узнаешь почет от сына.

6. Ему трудно было дышать и было страшно предчувствовать что-то ужасное.

7. Проводите меня сегодня с работы.

8. В большом пассажирском зале почти никого не было.

9. От будущего не убежишь.

10. Немцы! Немецкий разъезд!

11. Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.

12. Нефть искали с отчаянным упорством.

13. Обещанного три года ждут.

14. После этого можете отправляться на отдых.

15. Даже от собачьего бега в лесу похрустывало.

16. Расскажу тебе все при встрече.

17. В этот момент грузовик тряхнуло и выбросило на обочину.

18. С флагманского судна передали сигнал прекратить огонь.

19. Василию Ярцеву все хотелось включиться в беседу.

20. Вот и осень.

21. Пора спокойно обдумать все.

22. В доме Епиходовых угощали теперь русской кухней.

23. Не стану хвастаться, но, кажется, и читаю, и говорю по-немецки совершенно свободно.

24. Мне даже мимо кладбища не страшно было идти.

25. Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов.

26. А вот с арифметикой и вообще с математикой было очень скверно.

27. В школе будут удивлены случившимся.

28. Добрым делом не кори.

29. Пусть в Европе узнают горькую правду.

30. Из-за грохота за окном мне не спалось.

31. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его.

32. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

33. У въезда в усадьбу всегда многолюдно.

34. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.

35. Страшный треск... Крики...

36. У нас сорвало обе мачты и все паруса.

37. Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

38. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и дума­ешь.

39. Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.

40. Чужим умом умен не будешь.

41. Снявши голову, по волосам не плачут. „

42. Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни од­ного зверя.

43. Хочу записаться в секцию плавания.

44. Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.

45. Вот и весна.

46. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

47. От верного друга не отлучайся и всегда на него надейся.

48. Примите дивное посланье; из края дальнего сего.

49. От его слов становится Никите нестерпимо жутко.

50. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.


Упражнения на отработку темы «Односоставные предложения»


Упражнение 1.


Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.


Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.

Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)



Упражнение 2.


Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.


Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.


По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)



Упражнение 3.


Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.


Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)



Упражнение 4.


Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.


Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)



Упражнение 5.


Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.


1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)



Упражнение 6.


Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.


1) Шумим братец шумим.... (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)



Упражнение 7.



Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.


1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встреча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство".(Г.)10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)



Упражнение 8.



Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.


1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.

(М. Ю. Лермонтов.)



Упражнение 9.


По образцам замените личные предложения безличными (письменно).


Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.


Образец: Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.


Образец: У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У меня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.



Упражнение 10.


Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.


Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.

1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.



Упражнение 11.


Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).


1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит... . (Кор.) 3) Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дохнул сентябрь - и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.



Упражнение 12.


Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.


1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изменивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)



Тест по теме «Односоставные предложения»



1. Укажите неверное утверждение.



1) Односоставные предложения могут быть распространенными.

2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

3) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.

4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен

для понимания смысла предложения.



2.Укажите верное утверждение.



Односоставное предложение - это предложение, в котором:

1) опущено подлежащее,

2) опущено сказуемое,

3) нет второстепенных членов предложения,

4) грамматическая основа состоит из одного главного члена

предложения.



3. Какое предложение является односоставным?



1) Кругом все было тихо и спокойно.

2) Не будем подбрасывать дров в огонь.

3) В небе горела только одна маленькая звездочка.

4) Прошло около двух лет.



4. Какое предложение является односоставным?



1) Посетителей в коридоре нет.

2) Много песен сложено о любви.

3) На небе солнце большое, горячее.

4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.



5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?



1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.

2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.

3) Стою один среди равнины голой...

4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.



6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?



1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.

2) И нам пора опять в далекую дорогу.

3) Влажной землей из окна потянуло.

4) Им еще предстоит долго учиться.



7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?



1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.

2) Опять отложили вылет.

3) Цыплят по осени считают.

4) Придешь завтра ко мне в гости?



8. Какое предложение является односоставным безличным?



1) Что-то нынче и вправду не топят.

2) К птичьему прислушиваюсь крику.

3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.

4) За ночь сильно подморозило.



9. Какое предложение не является односоставным безличным?



1) Мне от тебя ничего не надо.

2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.

3) Этому коню цены нет.

4) Скоро можно было отправляться в путь.



10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?



1) Когда же прикажете ожидать вас?

2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.

3) Сюда ездят любоваться морем и горой.

4) В здешних морях иначе плавать нельзя.



11. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.



(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу...(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)



12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.



(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)



13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.



(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)



14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.



(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)



15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.



(1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера - неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)




Проверочная работа

по теме «Односоставные предложения (с одним главным членом-сказуемым)»

(8 класс)


Распределите предложения по четырём группам. Укажите только номера предложений


определённо-личные предложения

неопределённо-личные предложения

безличные предложения

двусоставные предложения



1. Нелегко придётся нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных.

2. Люсю Катунину включили в редколлегию общешкольной стенной газеты.

3. Невозможно себе представить.

4. Постарайся переселить нас с Людмилой поближе к вашему дому.

5. Даже за тройки меня не ругают.

6. Благодарить её в такие минуты нельзя.

7. Так я думал, поглядывая тайком на сестру.

8. Как ещё унизили там нашу девочку?

9. Пойдём-ка, обсудим с тобой ситуацию.

10. Сейчас к Люси надо быть снисходительней.

11. Не ждите меня.

12. С этой минуты всем стало легко.

13. Ивану недавно дали комнату в совсем новом доме.

14. За нашими стенами трудно что-то уловить.

15. Сейчас сделаю вам укол.

16. Нам советовали отправить отца в больницу.

17. Повернитесь на правый бок и усните.

18. Не хочется верить в худшее.

19. Тебе, Лёнька, буду писать отдельно.

20. Сестру у нас в доме побаиваются.

21. Это было приятно.

22. Мне присылали ответы на гладкой плотной бумаге с названием журнала вверху.

23. Но всё-таки, пожалуйста, не рифмуй.

24. Мне давно хотелось надавать Костику по физиономии.

25. С тех пор у нас дома её так и стали называть: «Безумная Евдокия».

26. Как будто начинаю жить заново.

27. После укола отцу стало легче.

28. Из соседней квартиры постучали нам в стену.

29. Теперь расскажу немного о школе.

30. Они даже слушать меня не хотели.

31. Дом Ивана нельзя было спутать с другими домами.

32. Привыкните к этому. И смиритесь.

33. Меня ждали шестнадцать лет.

34. Подслушивать я не люблю.

35. Почему мне нельзя волноваться?

36. Спроси у любого врача.

37. Меня тоже зовут Леонидом.

38. Жестокость вообще отвратительна…

39. Даже не хочется вспоминать.

40. Меня полгода держали в больнице.

41. Мне надо сказать только два слова.

42. Дома все были взбудоражены.






Ключ


определённо-личные предложения

неопределённо-личные предложения

безличные предложения

двусоставные предложения


№ 4, 9, 11, 15, 17, 19, 23, 26, 29, 32, 36

№ 2, 5, 8, 13, 16, 20, 22, 25, 28, 33, 37, 40

№ 1, 3, 6, 10, 12, 14, 18, 24, 27, 31, 35, 39, 41

№ 7, 21, 30, 34, 38, 42


Тест


1. Укажите неопределённо-личное предложение:

1. Случалось ли вам бывать в степи весной?
2. На балкон выносили ковры, кресла, диваны, выколачивали из них зимний пух.
3. Сегодня днём было тепло.
4. Смешно было слушать этот рассказ.
5. Начинает стихать, можно идти на пляж.


2. Укажите обобщённо-личное предложение:

1. Не будь тороплив, будь терпелив.
2. В ушах у гостя затрещало.
3. Дай ему мой заячий тулуп.
4. Кассир проверял входные билеты.
5. На ипподроме несколько раз звонили.


3. В таких предложениях главный член-сказуемое с обобщённо-личным значением выражается глаголом 2 или 3 лица

1. Назывное
2. Безличное
3. Неопределённо-личное
4. Определённо-личное
5. Обобщённо-личное


4. Укажите тип простого предложения:

Люблю тебя, Петра творенье…

1. Двусоставное
2. Неопределённо-личное
3. Назывное
4. Определённо-личное
5. Безличное


5. Предложение назывным не является:

1. Яркие голубые дни.
2. Маленький ручеёк.
3. Вот серый дом.
4. Теперь он пуст и глух.
5. Запах воды и смолы.


6. Укажите обобщённо-личное предложение:

1. Быть дождю.
2. Бездонную бочку водой не наполнишь.
3. Народные праздники проводят на площади города.
4. Что новенького в газете пишут?
5. Пора идти домой.


7. Укажите обобщённо-личное предложение:

1. Узнаю тебя, жизнь!
2. Пете уже разрешали гулять возле дома.
3. С утра слегка подморозило.
4. Любишь кататься, люби и саночки возить.
5. О жизни думать не устану.


8. Укажите определённо-личное предложение:

1. Музей открывали в десять часов утра.
2. Вас известят о дне приезда.
3. С дождями связано много примет.
4. После драки кулаками не машут.
5. Знаю в своём родном городке каждую улицу.


9. Укажите односоставное предложение.

1. Утром геологи вышли на перевале.
2. Вертолёт доставил медикаменты.
3. Быстро проходит летняя гроза.
4. На дворе уже чуть брезжило.
5. Капли дождя ударили по листьям.


10. Укажите неопределённо-личное предложение:

1. Тихая звёздная ночь!
2. Молнией срезало два дерева.
3. Какая ночь!
4. Город и людей как будто подменили.
5. На деньги ума не купишь!.



Ответы

1) 2
2) 1
3) 5
4) 4
5) 4
6) 2
7) 4
8) 5
9) 4
10) 4


Тест

Вопрос 1

1.Укажите предложения односоставные и двусоставные.  Укажите предложения односоставные и двусоставные. 

1.

Двусоставные

2.

Односоставные

Варианты ответов

  • Осеннее небо затянули тёмные тучи, и начались затяжные дожди.

  • Ветрено и сыро на улице ранним осенним утром.

  • Было немного страшно.

  • Осеннее небо затянуто тучами.

  • Кругом необъятные просторы Волги.

  • Барин, не прикажешь ли возвратиться?

Вопрос 2

2.Среди предложений найдите односоставное определённо-личное.

Варианты ответов

  • Хлеба давно смолотили, а зерно увезли на мельницу.

  • Приветствую тебя, свободный океан.

  • Вырубленного места было всего с версту.

  • Широкие серые каменные плиты.

Вопрос 3

3.Выберите верное (-ые) утверждение (-ия):

А. Определенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо.

Б. В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть в форме третьего лица.

Варианты ответов

  • Верно только А

  • Верно только Б

  • Верно и А, и Б

  • Нет верных утверждений

Вопрос 4

4.Среди предложений найдите односоставное определённо-личное.

Варианты ответов

  • Хлеба давно смолотили, а зерно увезли на мельницу.

  • Приветствую тебя, свободный океан.

  • Вырубленного места было всего с версту.

  • Широкие серые каменные плиты.

Вопрос 5

5.Выберите правильную формулировку.

Варианты ответов

  • Неопределенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых действие совершается неопределенным лицом.

  • Неопределенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член предложения выражен существительным.

  • Неопределенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член предложения выражен глаголом 1-го лица множественного числа прошедшего времени.

  • Неопределенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член предложения выражен глаголом 2-го лица повелительного наклонения.

Вопрос 6

6.Выберите варианты ответов, в которых есть неопределенно-личные предложения.

Варианты ответов

  • Пусть меня еще любят и ищут.

  • Косили, пахали, сеяли не напрасно.

  • Припадая на правую ногу, конь все-таки дошел до двора.

  • Ждут только именинника.

  • Погасите окно, алых штор дешевизну.



Дидактический материал


Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.



Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.

Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)



Упражнение 2.



Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.



Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.



По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)



Упражнение 3.



Спишите предложения. Выделите сказуемые в безличных предложениях.



Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)



Упражнение 4.



Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.



Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)



Упражнение 5.



Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.



1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Останемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сумрачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)



Упражнение 6.



Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.



1) Шумим братец шумим.... (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)



Упражнение 7.



Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.



1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.) 4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встреча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона водили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство".(Г.)10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)



Упражнение 8.



Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено.



1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.

(М. Ю. Лермонтов.)



Упражнение 9.



По образцам замените личные предложения безличными (письменно).



Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.


Образец: Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо затянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.


Образец: У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У меня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.



Упражнение 10.



Прочитайте сложные (сложносочинённые) предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Обе грамматические основы в данных сложных предложениях двусоставны. Замените оба простых предложения безличными. Проанализируйте изменение стилистики высказываний.



Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота. Повеяло холодным ветром, и стало темно.

1. Дом опустел, и я загрустил. 2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины. 3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб. 4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.



Упражнение 11.



Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).



1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит... . (Кор.) 3) Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дохнул сентябрь - и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.



Упражнение 12.



Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односоставных простых предложений или частей сложных предложений.



1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изменивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4)Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воздух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь.(А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.)15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.) 18) Очень уж шумят у нас в классах. (Ч.) 19) В кухне что-то пекли, жарили, даже через закрытую дверь наносило запахи жаренья. (Ф.) 20) Мне было весело вдохнуть в мою намученную грудь ночную свежесть тех лесов. (Л.) 21) Август месяц. Тихо. Сухо. Предвечерний час. (Исак.) 22) Кругом ни души. Пустынно и мёртво. (Сераф.) 23) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (Ч.)



Тест по теме «Односоставные предложения»



1. Укажите неверное утверждение.



1) Односоставные предложения могут быть распространенными.

2) Односоставные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

3) Назывные предложения имеют один главный член предложения - подлежащее.

4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен

для понимания смысла предложения.



2.Укажите верное утверждение.



Односоставное предложение - это предложение, в котором:

1) опущено подлежащее,

2) опущено сказуемое,

3) нет второстепенных членов предложения,

4) грамматическая основа состоит из одного главного члена

предложения.



3. Какое предложение является односоставным?



1) Кругом все было тихо и спокойно.

2) Не будем подбрасывать дров в огонь.

3) В небе горела только одна маленькая звездочка.

4) Прошло около двух лет.



4. Какое предложение является односоставным?



1) Посетителей в коридоре нет.

2) Много песен сложено о любви.

3) На небе солнце большое, горячее.

4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.



5. Какое предложение является односоставным определенно-личным?



1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.

2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.

3) Стою один среди равнины голой...

4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.



6. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?



1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.

2) И нам пора опять в далекую дорогу.

3) Влажной землей из окна потянуло.

4) Им еще предстоит долго учиться.



7. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?



1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.

2) Опять отложили вылет.

3) Цыплят по осени считают.

4) Придешь завтра ко мне в гости?



8. Какое предложение является односоставным безличным?



1) Что-то нынче и вправду не топят.

2) К птичьему прислушиваюсь крику.

3) Раньше на мед смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.

4) За ночь сильно подморозило.



9. Какое предложение не является односоставным безличным?



1) Мне от тебя ничего не надо.

2) Ничто не дается с таким трудом, как дружба.

3) Этому коню цены нет.

4) Скоро можно было отправляться в путь.



10. Какое предложение является односоставным назывным (номинативным)?



1) Когда же прикажете ожидать вас?

2) Невозмутимая тишина и нестерпимый жар.

3) Сюда ездят любоваться морем и горой.

4) В здешних морях иначе плавать нельзя.



11. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.



(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу...(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)



12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.



(1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)



13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.



(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)



14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.



(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)



15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.



  1. Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера - неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!