СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит пакет учебных заданий, направленных на формирование и оценку способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, для учащихся 5-9-х классов по химии и биологии, учитывая специфику учебных предметов и особенности формирования УУД в конкретном возрасте.

Представленные учебные задачи затрагивают значимые вопросы экологического образования при формировании у обучающихся системного представления о природе Байкала, экологически ориентированных жизненных установок.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал»

О.А. Попова

С.В. Андреева

Е.В. Стеренчук




ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ


Планируемые результаты



Байкал в задачах по химии и биологии


Дидактический материал





Управление образования администрации

Ангарского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»»










О.А. Попова

С.В. Андреева

Е.В. Стеренчук


Байкал в задачах по химии и биологии


Формирование универсальных учебных действий в процессе решения учебных задач на уроках биологии и химии



Дидактический материал












Ангарск

2016



Авторы-составители Попова Оксана Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ № 15» г. Ангарск, Стеренчук Елена Валерьяновна, учитель химии и биологии МБОУ «СОШ № 15» г. Ангарск, Андреева Светлана Владимировна, учитель химии МБОУ «СОШ № 15» г. Ангарск


Попова О.А.

Байкал в задачах по химии и биологии. Формирование универсальных учебных действий в процессе решения учебных задач на уроках биологии и химии : дидактический материал / О.А. Попова, Е.В. Стеренчук, С.В. Андреева. – Ангарск: МБОУ «СОШ № 15», 2016.- 39 с.




В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, дидактический материал содержит задания по химии и биологии, разработанные на материале и современных данных об оз. Байкал, ориентированные не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

Дидактический материал будет полезен педагогам, обучающимся.


Содержание


Формирование универсальных учебных действий в процессе решения учебных задач на уроках биологии химии…………………………………… 5

Примеры заданий по химии ………………………………………………….. 7

Примеры заданий по биологии …………………………………………….. 20

Образец протокола диагностической работы …………………………….. 38

Литература………………………………………………………………….… 39





































5



Формирование универсальных учебных действий в процессе решения учебных задач на уроках биологии и химии


Одним из ключевых направление развития системы современного образования является введение Федеральных государственных образовательных стандартов. Изучая Стандарт, можно выделить ведущие моменты, на которых строится образовательный процесс: формирование продуктивных универсальных учебных действий, метапредметных результатов.

В соответствии с деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями – личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, служащий основой для последующего обучения и подлежащий освоению всеми учащимися [1].

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, осваиваемых учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

В результате изучения химии и биологии в основной школе ученик получит подготовку, достаточную для прохождения обучения в старшей школе и средних профессиональных общеобразовательных учреждениях, а также приобретет ключевые компетентности, которые имеют универсальное применение в любом виде деятельности.


6


Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования урок строится на основе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Их учащиеся осваивают «в ходе обучения, особо выделяя те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников» [2].

Функции учебно-познавательных и учебно-практических задач многообразны – они позволяют обучающимся применять знания, формировать опыт творческого мышления и т.д. Соответственно, они применяются в различных звеньях учебного процесса - при постановке цели, изучении нового материала, его закреплении и для домашний заданий. Основным целевым ориентиром в процессе проектирования урока становится способность обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что означает не только и не столько усвоение определенного объема знаний, сколько формирование у обучающихся различных способов деятельности с позиции ее субъекта.

В методической разработке представлены учебно-познавательные и учебно-практические задачи, которые ориентированы в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать эти задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

Предлагаемые планируемые результаты освоения предметного содержания при обучении химии и биологии в основной школе представлены в форме учебных задач, содержание которых основано на современных новейших данных об озере Байкал. Каждый планируемый результат уточнен с ориентацией на его измеряемость и достижимость. Это означает, что в планируемых результатах указаны те элементы предметного содержания и те, умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить в рамках используемых оценочных процедур.

Цель методической разработки: обмен опытом для преодоления методических затруднений педагогов при конструировании уроков в логике системно-деятельностного подхода (в части решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на содержании материала и данных об озере Байкал).




7

Примеры заданий по химии


Раздел I. Основные понятия химии


Планируемый результат: описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существеннее признаки.


Умения, характеризующие достижение этого результата:

определять агрегатное состояние предложенных веществ, учитывая условия, при которых они находятся в данное время;

описывать свойства веществ, непосредственно наблюдаемых или ранее известных.



Умение: определять агрегатное состояние предложенных веществ, учитывая условия, при которых они находятся в данное время.



Задание 1 (базовый уровень)

В зимний и особенно весенний период, когда Байкал еще покрыт льдом и происходит, так называемое подлед­ное цветение воды, то есть интенсивное развитие фито­планктона, который в процессе фотосинтеза выделяет кислород, его содержание повышается до 16—18 мг/л. В Забайкалье, в Ивано-Арахлейских озерах, в отдельные годы в малоснежные зимы, когда лед не покрыт снегом, в период подлёдного цветения фитопланктона и фитобентоса, содержание его повышается до 20—22 мг/л. Из во­ды в свежей проруби кислород иногда выделяется в ат­мосферу в виде пузырьков. Какое вещество в этом рассказе представлено в разных агрегатных состояниях? Запишите его формулу.

Ответ: Н2О, жидкость, твердое (снег, лед) вещество.


Умение: описывать свойства веществ, непосредственно наблюдаемых или ранее известных.


Нефть в лунке, пробуренной во льду Байкала в районе мыса Нижнее Изголовье полуострова Святой Нос перед входом в Баргузинский залив (фото В.П.Исаева, ИГУ).
8


Задание 2 (базовый уровень)

Природные выходы нефти, имеющиеся в шельфовой зоне Байкала, известны с XVIII века. Нефть в виде битума иногда обнажается в береговых обрывах восточного побережья. На берегах озера встречается байкерит, его изотопный состав идентичен составу байкальской нефти. В Среднем и Южном Байкале нефть поступает со дна озера на поверхность, образуя пятна вблизи восточного берега. Летом «гудроновые шарики» вязкой нефти часто появляются у восточного побережья. Зимой нефть из подводных выходов скапливается подо льдом.

Почему нефть не имеет постоянной плотности и температуры?


Ответ: нефть – это смесь.


Задание 3 (повышенный уровень)

В трех пробирках: нефть + Н2О, нефть + Н2О + Н2SО4, нефть + бензол. Нарисуйте – сколько слоев жидкости. Гомогенная ли система?


Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).


Элементы ответа:

  • 1-я пробирка. 2 слоя жидкости: нижний прозрачный - Н2О, верхний темный – нефть, система гетерогенная.

  • 2-я пробирка. 2 слоя жидкости: нижний прозрачный - Н2О + Н2SО4, верхний темный – нефть, система гетерогенная.

  • 3-я пробирка. Один слой – темный (нефть + бензол), система гомогенная.


Умение: характеризовать состав вещества.


Задание 4 (базовый уровень)

Основной составной частью нефти являются: а) природные смолы и полимеры, б) алканы и циклоалканы, в) непредельные углеводороды, г) ароматические углеводороды.


Ответ: а, б, г.



9


Задание 5 (базовый уровень)

На берегах озера Байкал встречается байкерит, его изотопный состав идентичен составу байкальской нефти. Он всплывает кусками величиной с кулак в юго-восточной части озера или выбрасывается вместе со льдинами на южном берегу Баргузинской губы, где носит название морского воска. Байкерит – это воскообразный минерал (разновидность озокерита), представляющий собой смесь твердых углеводородов парафинового ряда.

Отличается низкой температурой плавления (40°). Залегает в трещинах кристаллических пород.  Может служить для получения парафина, широко применяющегося в технике (свечи, искусственные пчелиные соты, в производстве хлопчатобумажных тканей и пр.).

Охарактеризуйте, что представляют собой парафины.


Ответ: Парафины представляют собой смесь твердых углеводородов метанового ряда преимущественно нормального строения с 18-35 атомами углерода в молекуле и температурой плавления 45-65 °С.


Задание 6 (повышенный уровень)

Азот и фосфор входят в состав тканей каждого живого организма. Без них не могут существовать водные растения и, в конечном счете, животные. Опишите свойства азота и фосфора, придерживаясь следующего плана: агрегатное состояние (н.у.), цвет, запах, растворимость в воде.


Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).


Элементы ответа:

  • Приведено описание свойств азота и фосфора (в любой форме):



Вещества

Свойства веществ

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

Азот

Газ

Бесцветный

Отсутствует

Растворим


Фосфор


Твердое

Белый, желтый, красный, черный


Отсутствует


Растворим


10


Планируемый результат: характеризовать вещества по составу и свойствам.


Умения, характеризующие достижение этого результата:

различать простые и сложные вещества на основании их химических формул;

характеризовать состав вещества по их химическим формулам и составлять формулы, зная состав вещества.


Умение: составлять химические формулы веществ на основании информации об их качественном и количественном составе.


Задание 7 (базовый уровень)

Растворенный неорганический фосфор существует в байкальской воде в виде сложного вещества, которое образовано тремя химическими элементами: фосфором, водородом и кислородом. При этом на атом фосфора приходится три атома водорода и четыре атома кислорода. Химическая формула этого вещества:

1) Н3РО3; 2) Н3РО4; 3) Н4 Р2О7; 4) НРО3.


Ответ: 2.


Задание 8 (базовый уровень)


Пропарина во льду Байкала с признаками выхода газа в районе пос.Посольск (фото В.П.Исаева, ИГУ).

На Байкале давно известны выходы метана из донных отложений. В летнее время это всплывающие пузырьки «воз­духа», в зимнее ‑ застывшие во льдах пустоты. Если пробить корку льда и поджечь ‑ газ воспламенится, и будет гореть пару минут. И именно такой газ делает передвижение по зимнему Байкалу опасным занятием, поскольку он «подтачивает» лед и «поддерживает» полыньи. Самым компактным районом разрушительного действия газов на ледяной панцирь озера является район акватории между

11


Голоустной и Посольском (дельтой Селенги), наиболее ча­сто используемый столетиями для сообщения между двумя берегами. Именно в этом месте происходили, естественно, и трагические случаи с проваливаю­щимися под лед обозами с купеческими, государственными и иными грузами. По той же причине действия газов Байкал здесь позднее замерзает и раньше тает. 

Метан – это сложное вещество, состоящее из четырех атомов водорода и одного атома углерода. Запишите молекулярную, структурную и электронную формулы метана, определите валентность углерода в этом газе.

Ответ: СН4, , валентность углерода – IV.



Умение: различать простые и сложные вещества на основании их химических формул.


Задание 9 (повышенный уровень)

Байкал относится к олиготрофным водоемам, т.е. в водах озера содержится небольшое количество биогенных элементов. Биогенными элементами являются кислород, углерод, водород, фосфор, азот, магний, сера, хлор, кремни, железо. В природных водах растворенный фосфор присутствует в виде ортофосфорной кислоты Н3РО4, а кремний – ортокремниевой кислоты Н4SiО4, углерод входит в состав углекислого газа СО2, максимум содержания которого в воде приходится на ночные и утренние часы.

Определите, какие из веществ, о которых говорилось при описании природных процессов, являются простыми либо сложными, и выпишите отдельно химические формулы веществ каждой группы.


Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).


Элементы ответа:

  • Определены формулы простых веществ: Si, О2, С , N2, S, Fe, Mg, Cl2, Р.

  • Определены формулы сложных веществ: СО2, Н4SiО4, Н2О, Н3РО4.




12


Диатомовые водоросли.

Задание 10 (повышенный уровень)

Растворенный кремний обычно всегда присутствует в природных водах, чему способствует повсеместная распространенность кремния в горных породах. В растворенном состоянии кремний существуют в виде ортокремниевой кислоты Н4SiО4. Обогащение вод Байкала кремнием происходит в результате поступления его с водами притоков и атмосферными осадками. Диатомовые водоросли, главные продуценты озера, строят свой панцирь из диоксида кремния. Некоторым видам водорослей, образующим цисты, кремний нужен для формирования оболочки. Интенсивно потребляют кремний и разнообразные виды губок, обитающие в Байкале.

Определите, какие из веществ, о которых говорилось при описании природных процессов, являются простыми либо сложными, и выпишите отдельно химические формулы веществ каждой группы.


Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).


Элементы ответа:

  • Определены формулы простых веществ: Si.

  • Определены формулы сложных веществ: Н4SiО4, SiО2.





13


Планируемый результат: вычислять относительную молекулярную и молярную массу веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях.


Умения, характеризующие достижение этого результата:

вычислять относительные молекулярные массы веществ, зная их химические формулы и относительные атомные массы химических элементов;

соотносить молярную массу и относительную молекулярную массу вещества;

вычислять массовые доли химических элементов в веществе, зная его химическую формулу и относительные атомные массы элементов.


Задание 11 (базовый уровень)

Одним из наименее постоянных минеральных компонентов байкальских вод являются силикаты, или кремнезем (SiO2). Его содержание колеблется от 1,6 до 5,5 мг/л. Это объясняется тесной связью кремния с развитием диатомовых водорослей, в огромных количествах размножающихся в байкальских водах. Микроскопические водоросли одеты стекловидными кремневыми створками, для построения которых они и извлекают кремний из воды. Относительная молекулярная масса кремнезема равна:

1) 58 2) 60 3) 64 4) 70


Ответ: 4.


Задание 12 (базовый уровень)

Растворенный неорганический фосфор существует в природных водах в виде ортофосфорной кислоты (Н3РО4) и продуктов ее диссоциации. Относительная молекулярная и молярные массы ортофосфорной кислоты соответственно равны:

1) 98 и 196 г/моль 2) 98 и 49 г/моль 3) 49 и 49 г/моль 4) 98 и 98 г/моль


Ответ: 4.


Задание 13 (базовый уровень)

Самая низкоминерализованная вода в мире – это вода озера Байкал, т. к. общее содержание неорганических солей в озере не превышает 100 мг/л. В

14


таблице представлен химический состав воды Байкала. Какова массовая доля ионов кальция и магния в байкальской воде?

Химический состав воды озера Байкал (мг/л):


Ответ:15,6% (Ca), 3,2% (Mg).


Умение: вычислять массовые доли химических элементов в веществе, зная его химическую формулу и относительные атомные массы химических элементов.


Задание 14 (базовый уровень)

В минеральном составе байкальских вод, как, впрочем, и большинстве пресных озер и рек, преобладают углекислые соли и, главным образом, гидрокарбонат кальция Ca(НСО3)2 }.

Какова массовая доля кальция в его гидрокарбонате?


Ответ: 25% (Ca).


Умение: решать задачи на вычисление по формулам веществ.



Образец газогидрата, зажатый в манипулятор «МИРа-2».



15

Задание 15 (базовый уровень)

Первое свидетельство существования газовых гидратов на дне Байкала было получено летом 1978 г. Газогидраты внешне напоминают спрессованный снег и могут гореть. Газовые гидраты Байкала — твердые льдоподобные соединения метана с водой, устойчивые при высоких давлениях и низких температурах. Гидраты относятся к нестехиометрическим соединениям и описываются общей формулой М×nН2О, где М - молекула газа-гидратообразователя. В результате молекулярного уплотнения один кубометр природного метан-гидрата в твердом состоянии содержит около 164 м3 метана в газовой фазе и 0,87 м3 воды. 

Сколько м3 метана и воды содержится в 5 объемах байкальского газогидрата?


Ответ: 820 м3 метана, 4,35 м3 воды. 


Задание 16 (базовый уровень)

Естественные проявления газа и нефти на Байкале могут представлять значительную экологическую опасность. Выбросы газа со дна озера создают газовые грифоны и грязевые вулканы. В зимнее время газовые грифоны проявляются в виде малозаметных с поверхности льда «пропарин», представляющих угрозу для транспортных средств и рыбаков. Газовый вулканизм представляет опасность, прежде всего для людей, населенных пунктов и предприятий, расположенных в прибрежной зоне Байкала. Такие события, как катастрофические извержения горючего газа, происходили здесь в недалеком прошлом и сохранились в памяти людей, живших на его берегах. Одним из вариантов названия озера Байкал является перевод с бурятского языка как «Бай Гал» - «стоящий огонь». Свидетельством тому являются также вулканические постройки, сохранившиеся лучше всего на дне озера. Они сложены из вязкого материала темно-коричневого цвета, имеют конусовидную форму, высоту до 1 м, диаметр до 1,5 м. Постройки

содержат до 87% углерода и 11-14% водорода, их органическое вещество относится к парафиновым.

Определите формулу газа, образующего байкальский газогидрат.


Ответ: СН4, метан.





16


Умение: решать задачи на нахождение количества вещества.


Задание 17 (базовый уровень)

В процессе фотосинтеза водоросли на каждый грамм углерода в синтезированном органическом веществе вы­деляют в воду в 2,5—2,8 раза больше кислорода. За год в озере под 1 м2 синтезируется до 127 г. органического углерода, следовательно, при этом выделяется до 320—330 г. кислорода. Сколько это составит для всего Байкала?


Ответ: 10,2 млн. т.


Задание 18 (базовый уровень)

Из атмосферы с осадками, выпадающими над Байка­лом, ежегодно поступает в озеро около 120 тыс. т. раз­личных веществ. Доля веществ, приносимых с атмосферными осадками, в сравнении с веще­ствами, поступающими с водами притоков, до недавнего времени составляла 1,5%. За последние годы она замет­но возросла и составляет 2,5%. Какова масса веществ, поступающих в озеро с водными притоками?


Ответ: 4,68 млн. т.


Раздел II. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества


Планируемый результат: раскрывать смысл периодического закона Д.И.Менделеева.


Умения, характеризующие достижение этого результата:

демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от возрастания их относительных атомных масс;

определять высшую валентность химического элемента в оксидах и газообразных водородных соединениях по положению его в периодической системе химических элементов.



Умение: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от возрастания их относительных атомных масс.



17

Задание 19 (базовый уровень)

Вода в Байкале имеет слабощелочную реакцию из-за наличия в ней щелочных элементов: натрия, кальция, магния и калия и низкого содержания свободной угле­кислоты. У элементов, принадлежащих к семейству щелочных металлов, с возрастанием относительных атомных масс металлические свойства:

1) изменяются периодически; 2) не изменяются; 3) ослабевают; 4) усиливаются.


Ответ: 4.


Планируемый результат: характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция.


Умения, характеризующие эти результаты:

определять число протонов в ядре атома химического элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева;

устанавливать порядок распределения числа электронов по электронным слоям в атоме на основании положения химического элемента в периоде и группе периодической системы.


Задание 20 (базовый уровень)

Концентрация микроэлементов в воде Байкала очень низка. Наиболее устойчивыми малыми элементами глубинной байкальской воды являются V, Co, Cu, Zn, Pb и Mn. У какого из этих элементов в ядре атома содержится 29 протонов? Опишите положение этого элемента в периодической системе (порядковый номер, период, группа, подгруппа). Запишите электронную формулу атома этого элемента.


Ответ: Cu, порядковый № 29, 4 период, I группа, побочная подгруппа. 1s22s22p63s23p63d104s1


Задание 21 (повышенный уровень)

В байкальской воде растворены практически все газы, которые существуют в атмосфере, а также газы подземного происхождения, выделяющиеся со дна озера. Но пропорции газов значитель­но отличаются, потому что неодинакова их растворимость в воде и не все они участвуют в биологическом и био­химическом круговороте. Так, в воде озера больше всего растворено азота, в значительном количестве содержится кислород,

18


углекислый газ. Аргон, гелий, неон, криптон присутствуют в весьма малых концентрациях. Запишите химическими символами газы, которые находятся в одной группе периодической системы, расположив их в порядке возрастания атомных масс. Как называют эти газы, что является общим в

строении их атомов? Для элемента, стоящего третьим в этом ряду, составьте схему строения атома.


Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).


Элементы ответа:

  • Записаны He, Ne, Ar, Kr, VIII группа периодической системы.

  • Указано, что внешний электронный уровень у атомов этих элементов завершен; на внешнем уровне в атомах Ne, Ar, Kr содержится 8 электронов, у He – 2 электрона; инертные, благородные газы.

  • Составлена схема строения атома аргона: .

Раздел III. Многообразие химических реакций


Планируемый результат: характеризовать сущность химических явлений по наличию определенных признаков и объяснять их отличие от явлений физических.


Умение: устанавливать характер наблюдаемого явления по наличию определенных уровней.


Задание 22 (базовый уровень)

Газовый режим водной толщи оз. Байкал стабилен и благоприятен для живых организмов на всех глубинах. Основные растворенные газы, которые содержатся в воде Байкала, - диоксид углерода и кислород. Назовите источники диоксида углерода в байкальских водах.


Ответ: биохимический распад и окисление органического вещества, дыхание водных организмов, фотосинтез



19

Задание 23 (повышенный уровень)

Одна из уникальных особенностей оз. Байкала – высокая концентрация кислорода в воде на всех глубинах. Содержание его в водной толще

изменяется в среднем от 9 до 14,5 мг/дм³. Насыщение воды кислородом составляет 85-100%, в периоды интенсивного развития фитопланктона оно достигает 105-115%, а в придонной области не опускается ниже 75%. Чем можно объяснить увеличение содержания кислорода в воде в период интенсивного развития фитопланктона в озере? Напишите суммарное уравнение этого процесса.


Задание 24 (повышенный уровень)

Основные растворенные газы, которые содержатся в воде Байкала, - диоксид углерода и кислород. Динамика содержания растворенных газов в байкальских водах имеет выраженные сезонные изменения. Так, например, весной при вскрытии озера ото льда по мере прогрева воды начинается развитие водорослей, и содержание диоксида углерода в воде снижается. С чем это связано? Напишите суммарное уравнение этого процесса.


Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).


Элементы ответа:

  • Назван и описан процесс фотосинтеза.

  • Объясняется взаимосвязь увеличения количества кислорода или снижения содержания диоксида углерода в воде и интенсивности развития водных растений.

  • Записано суммарное уравнение фотосинтеза.


Задание 25 (повышенный уровень)

В верхнем слое воды существуют суточные колебания содержания растворенных газов. В формировании суточного хода концентрации растворенных газов, ведущая роль принадлежит биологическим процессам. В дневные и вечерние часы с ростом биомассы фитопланктона концентрация кислорода возрастает, а диоксида углерода уменьшается. Ночным и утренним максимумам содержания СО2 соответствуют минимальные значения О2. С каким биохимическим процессом это связано?




20

Критерии оценивания: содержание верного ответ, и указания по его оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла).

Элементы ответа:

  • Назван и описан процесс фотосинтеза.

  • Объясняется суточная противоположность поглощения СО2 и выделения О2 – световая, темновая фазы фотосинтеза.

  • Записано суммарное уравнение фотосинтеза.


Примеры заданий по биологии


РАЗДЕЛ I. Живые организмы


Планируемый результат: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов.


Умения, характеризующее достижение этого результата:

  • различать существенные и несущественные признаки клеток растений, животных, грибов, бактерий; организмов растений животных, грибов, бактерий;

  • выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

  • различать существенные и несущественные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений животных, грибов, бактерий; организмов растений животных, грибов, бактерий жизнедеятельности организма);

  • выявлять отличительные признаки клеток и тканей растений животных, грибов, бактерий; организмов растений животных, грибов, бактерий.



Умение: выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).

21

Задание 1 (базовый уровень)

Укажите, какие байкальские живые организмы способны образовывать органические вещества из неорганических соединений с использованием энергии солнечного света.

  1. пикопланктон;

  2. гаммариды;

  3. эпишура;

  4. шляпка гриба.


Правильный ответ: а.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 2 (базовый уровень)

Установите, к каким организмам по способу питания относятся байкальские гаммариды автотрофам или гетеротрофам. Почему?


Правильный ответ: Гетеротрофам, так как они питаются готовыми органическими веществами.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 3 (базовый уровень)

Для питания турбеллярии используют:

  1. азот воздуха;

  2. кислород и углекислый газ;

  3. органические вещества отмерших тел;

  4. потребляют ослабленные и больные организмы.


Правильный ответ: 4.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 4 (повышенный уровень)

Обоснуйте планетарное значение зеленого растения, как основного источника накопления кислорода в атмосфере.


22

Описание правильного ответа:

  1. Планетарное значение растений связано с их автотрофным способом питания с помощью фотосинтеза.

  2. Фотосинтез обеспечил не только анаэробное дыхание большинства организмов, но и способствовал появлению озонового экрана, защищающего планету от ультрафиолетового излучения

  3. В органическом веществе зеленых растений накапливается солнечная энергия, за счет которой развивается жизнь на Земле.


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно определена сущность фотосинтеза, при котором в атмосферу выделяется кислород.

  2. Приведенные формулировки не искажают смысл ответа.


Задание 5 (повышенный уровень)

Известно, что щитовник мужской- многолетнее травянистое растение. Выберите из приведенного ниже списка три утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.

  1. пластинка листа щитовника называются (вайи);

  2. имеет корни;

  3. молодые листья улиткообразно свернуты, густо покрыты светло-бурыми пленками;

  4. образует цветки;

  5. на нижней стороне листа образуются семена;

  6. многолетнее споровое растение из семейства многоножковых.


Правильный ответ: 1, 3, 6.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 6 (повышенный уровень)

Выявите признаки, на основе которых даватчан, обитающий в озере Фролиха, объединяют в семейство лососевые

  1. подвид арктического гольца;

  2. самки крупнее самцов;

  3. длина 45 см;

  4. половозрелость наступает к 6 годам;

  5. продолжительность жизни 20 лет;

23


  1. внешне похож на омуля.


Правильный ответ: 1, 3, 6.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Планируемый результат: различать по внешнему виду, схемам и описанию реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов.


Умение, характеризующее достижение этого результата:

  • называть, используя биологические объекты или их изображения, отличительные особенности растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

  • узнавать на реальных биологических объектах или их изображениях части и органоиды клетки; органы цветкового растения; органы и системы органов животных;

  • определять на основе характерных признаков принадлежность растений к разным отделам; принадлежность животных к отдельным типам и классам.


Умение: называть, используя биологические объекты или их изображения, отличительные особенности растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных.


Задание 7 (базовый уровень)

Определите изображенного на рисунке животное Байкальского региона?

24


    1. байкальский омуль;

    2. хариус;

    3. сиг;

    4. сазан;

    5. даватчан;

    6. щука.


Правильный ответ: 2.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 8 (базовый уровень)

Определите изображенного на рисунке животное Байкальского региона?



  1. гадюка;

  2. щитомордник;

  3. гремучая змея;

  4. узорчатый полоз.


Правильный ответ: 2.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.




25

Задание 9 (базовый уровень)

Определите изображенного на рисунке животное Байкальского региона?



  1. черный баклан;

  2. селезень;

  3. турпан;

  4. чомга.


Правильный ответ: 3.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 10 (базовый уровень)

Определите изображенного на рисунке животное Байкальского региона?



  1. обыкновенный аполлон;

26


  1. голубянка;

  2. павлиний глаз малый;

  3. червонец обыкновенный.


Правильный ответ: 1.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 11 (повышенный уровень)

К байкальским ягодам, которые человек использует в качестве продуктов питания, относят:

  1. брусника;

  2. бузина;

  3. костяника;

  4. вороний глаз;

  5. жимолость;

  6. ландыш.


Правильный ответ: 1, 3, 5.


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно названы съедобные ягоды.

  2. Возможна одна ошибка.


Задание 12 (повышенный уровень)

К грибам Иркутской области, которые человек использует в качестве продуктов питания, относят:

  1. свинушка тонкая;

  2. строчки;

  3. мухомор;

  4. рыжики;

  5. болетины;

  6. моховики.


Правильный ответ: 4, 5, 6.


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно названы съедобные ягоды.

27

  1. Возможна одна ошибка.


Умение: узнавать на реальных биологических объектах или их изображениях части и органоиды клетки; органы цветкового растения; органы и системы органов животных.


Задание 13 (базовый уровень)

Какой буквой на рисунке обозначена боковая линия, которая имеется только у рыб?

А

Б В Г

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г


Правильный ответ: Г.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.

Задание 14 (повышенный уровень)

Рассмотрите рисунок и с помощью букв запишите последовательность развития окуня. Ответ запишите в таблицу.

Б Г

А В

28

Правильный ответ:


1

2

3

4

Б

Г

А

В


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Установлена правильная последовательность.

  2. Допускается одна ошибка.


Задание 15 (базовый уровень)

Какой плавник байкальского омуля обозначен на рисунке вопросительным знаком?

  1. хвостовой;

  2. анальный;

  3. жировой;

  4. б оковой. ?


Правильный ответ: 3.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 16 (повышенный уровень)

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.

29


Описание правильного ответа:


Клубень. 1,3 – глазки – это почки, из которых прорастают стебли растения; 2 – верхушечная почка, благодаря ей, побег нарастает в длину.


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно определены биологические объекты на рисунке.

  2. Отсутствие грубых биологических ошибок.



Умение: определить на основе характерных признаков принадлежность растений к разным отделам; принадлежность животных к отдельным типам и классам.


Задание 17 (базовый уровень)

К какому типу относят животное, изображенное на рисунке?



  1. моллюски;

  2. хордовые;

  3. кольчатые черви;

  4. ракообразные.


Правильный ответ: 4.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 18 (повышенный уровень)

Выберите три отличительных признака, характеризующие Эпишуру, как самостоятельный биологический вид.

30


  1. является главным планктоном животных;

  2. в погоне за пищей, способна в течение суток мигрировать глубины 250 м до поверхностных слоев воды;

  3. пропускает через себя большие объемы байкальской воды;

  4. очень крупная, некоторые виды достигают до 8 см;

  5. основной источник питания байкальских рыб.


Правильный ответ: 1, 3, 5.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 19 (повышенный уровень)

Установите тип животных, характерным признаком которых является строение нервной системы в виде трубки. На ее переднем конце формируется головной мозг. Определите, какой цифрой на рисунке обозначен отдел мозга, отвечающий за рефлекторную и проводниковую функцию.



Правильный ответ:

  1. Тип Хордовые.

  2. Продолговатый мозг, обозначен цифрой 8.


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно определены биологические объекты на рисунке.

  2. Отсутствие биологических ошибок.





31


Планируемый результат: анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.


Умение, характеризующее достижение этого результата:

  • Выявлять последствия деятельности человека для живых организмов и давать им оценку.


Задание 20 (базовый уровень)

Верны ли следующие суждения?

А. Изменение путей миграции байкальского омуля на нерест, является одной из причин его сокращения.

Б. Байкальский заповедник способствует сохранению природы на территории заповедника в ее естественном виде.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.


Правильный ответ: 3.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 21 (базовый уровень)

Верны ли следующие суждения:

А. повышенная рекреационная нагрузка (особенно в южной части) способствует ухудшению экологии озера Байкал.

Б. канализационные стоки не являются загрязнителем Байкала.

  1. верно только А;

  2. верно только Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.


Правильный ответ: 1.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.



32

Задание 22 (повышенный уровень)

В последние годы на Байкале наблюдают резкое снижение рыбных запасов омуля. Человек бесконтрольно ведет вылов данного вида. Объясните причины данного явления и предложите, как можно восстановить популяцию данного вида.


Описание правильного ответа:

Омуль изменил пути миграции на нерест.

  1. Увеличился рост численности нерпы, которая мешает рыболовству, рвет сети.

  2. Увеличилась численность Баклана.

  3. Для восстановления численности популяции данного вида рыбы на Байкале необходимо заниматься рыборазведением и запретить незаконный вылов.


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Выявлены последствия деятельности человека для животных организмов.

  2. Показано умение давать аргументированную оценку деятельности человека.

  3. Допускается ответ, включающий три представленных элемента.


Задание 23 (повышенный уровень)

Увеличение численности волков в ряде районов Иркутской области, привела к резкому сокращению численности копытных, которые в свою очередь уничтожили некоторые виды кустарников и подрастающих деревьев. Это позволило волкам нападать на домашний скот. Объясните причины данного явления и предложите, как можно восстановить равновесие в данном сообществе.


Описание правильного ответа:

  1. Волки-хищники, регулируют численность копытных в регионе.

  2. Ограничения в сезонной охоте привели к увеличению численности волков и сокращению численности копытных, которыми они питались в природной среде.

  3. Для восстановления равновесия в Иркутском регионе, необходимо разработать программу по развитию охотничьего промысла. Данная программа позволит охотникам регулировать численность волков.



33

Критерий достижения планируемого результата:

  1. Выявлены последствия деятельности человека для живых организмов.

  2. Показано умение давать аргументированную оценку деятельности человека.

  3. Допускается ответ, включающий три представленных элемента.


Планируемый результат: осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе.

Умение, характеризующее достижение этого результата:

  • Выявлять признаки, определяющие принадлежность к определенной систематической группе живых организмов.


Задание 24 (базовый уровень)

Выявите систематическую группу Байкальских растений, которые имеют вегетативные органы, не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки.

  1. Цветковые;

  2. Папоротники;

  3. Голосеменные;

  4. Диатомовые водоросли.


Правильный ответ: 4.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 25 (повышенный уровень)

Установите соответствие между признаком организма и видом, для которого характерен данный признак:


Признак

Вид

А. Гетеротрофный тип питания.

Б. Ведут придонный образ жизни.

В. Основной потребитель байкальских планктонных водорослей и бактериопланктона.

Г. Размеры могут достигать до 8 см.

Д. Фильтруют большой объём байкальской воды.

  1. Эпишура

  2. Гаммариды



34

Правильный ответ:


А

Б

В

Г

Д

1

2

1

2

1


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Установлен правильный признак соответствия между признаком организма и видом, для которого этот признак характерен.

  2. Допускается одна ошибка.



Планируемый результат: Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

Умение, характеризующее достижение этого результата:

  • Объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению живых организмов.


Задание 26 (базовый уровень)

Ученикам дали задание пронаблюдать за поведением черного садового муравья. И обосновать роль этих насекомых в жизни. Учащиеся пришли к разным утверждениям. Какой цифрой обозначено верное утверждение? Муравьи:

  1. являются полезными почвообразователями;

  2. опыляют цветки плодовых деревьев;

  3. охраняет и разводит тлей;

  4. распространяет семена растений сада.


Правильный ответ: 1.


Критерии достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 27 (повышенный уровень)

Наблюдение за циклом развития растений позволяет определять, что спорами размножаются:

  1. папоротник Орляк;

  2. сосна сибирская;

  3. мох, кукушки лен;

  4. кедр сибирский;

35


  1. хвощ полевой;

  2. можжевельник.


Правильный ответ: 1, 3, 6.


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Правильно определены результаты наблюдения.

  2. Допускается одна ошибка.



Планируемый результат: аргументировать, приводить доказательства родства оз. Хубсугул и оз. Байкал.


Умение, характеризующее достижение этого результата:

  • Приводить факты, подтверждающие родство оз. Хубсугул и оз. Байкал.


Задание 28 (повышенный уровень)

Какая взаимосвязь между оз. Хубсугул и оз. Байкал? Родство связи подчеркиваются:

  1. Схожесть береговых ландшафтов;

  2. Озеро богато рыбой;

  3. В озере 2% мирового запаса пресной воды;

  4. Нетронут дикий оазис дикой природы;

  5. Озера расположены в одном разломе земли;

  6. Вода в оз. Хубсугул пресная, аналогичная Байкальской.


Правильный ответ: 1


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.








36


Раздел II. Человек и его здоровье


Планируемый результат: аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний.


Умение, характеризующее достижение этого результата:

  • обосновывать необходимость профилактики заболеваний, вызываемых живыми организмами (растениями, животными, бактериями, грибами).


Задание 29 (базовый уровень)

Для профилактики заражения вирусным клещевым энцефалитом важно понимать, что заражение человека передается:

  1. При чихании и кашле;

  2. В результате нападения вирусофорных клещей (имаго, личинок, нимф);

  3. Использования одной посуды с носителем вируса;

  4. Рукопожатие с носителем вируса.


Правильный ответ: 2.


Критерий достижения планируемого результата: выбран правильный ответ.


Задание 30 (повышенный уровень)

Для предупреждения заболеваний, вызванные животными байкальского региона необходимо знать причины их возникновения. Установите соответствие между способом заражения организма человека и возникновением заболевания.


Способ заражения организма человека

Заболевание

А. Полевые мыши.

1. Туляремия.

Б. Промысел ондатры на Байкале.

2. Лептоспироз.

В. Укус таежного клеща.

3. Пищевое отравление.

Г. Употребление в пищу ядовитых грибов.

4. Энцефалит.




37


Правильный ответ:


А

Б

В

Г

2

1

4

3


Критерий достижения планируемого результата:

  1. Установлено правильное соответствие.

  2. Показано владение биологическими терминами.

  3. Допускается одна ошибка.

38

Образец протокола диагностической работы


39

Литература


  1. Каверина А.А. Химия. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 128 с. – (Работаем по новым стандартам).

  2. Щербакова Т. Н. Проектирование урока на основе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС основного общего образования // Справочник заместителя директора. – 2014. - № 6. – С. 68.

  3. Воронина Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 157 с. – (Работаем по новым стандартам).

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 159 с.

  5. Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Восточно-Сибирское издательство, 1984. – 365 с.

  6. Русинек О. Т., Тахтеев В. В., Гладкочуб Д. П. Байкаловедение: в 2 кн. – Новосибирск : Наука, 2012. – Кн. 1. – 468 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!