Дидактические материалы к урокам русского языка
при изучении раздела «Типы речи»
Карточка 1.
Отделяем факт от интерпретации.
Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками в толстой черепаховой оправе, он полол, словно огородную гряду, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые в просинь и розоватость лобастые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков. Мальчик не только полол шоссе, он укреплял его по краям, вколачивая самодельной трамбовкой булыжники в гнезде.
-Здравствуй, - сказал он, обернувшись и доброжелательно глядя на меня большими коричневыми глазами из-за круглых плоских стёкол оконной прозрачности.
-Здравствуй, - отозвался я. – Зачем ты носишь очки? У тебя же простые стекла.
-От пыли. Когда ветрено, дорога пылит, а у меня конъюктивит, - пояснил он с гордостью.
-А что это за дорога? Я никогда ее раньше не видел.
-Не знаю... Ты не хочешь мне помочь?
Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал куст чертополоха с темно-красными цветами и цепкими шипиками. Затем я потащил какое-то длинное растение с сухими темными коробочками семенников, будто наполненными ватой. Растение не поддавалось, вцепившись в землю длиннющими волосяно-тонкими корнями. Я изрезал ладони, пока наконец вырвал его из земли. Да, это была работка! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл разом угас.
-Слушай, а зачем тебе это нужно? – спросил я.
-Ты же видишь, дорога заросла. Надо ее расчистить.
-А зачем?
-Ну как же!.. – У него был вежливый, мягкий и терпеливый голос…
Карточка 2
Отделяем факт от интерпретации.
Я уж хотел было отойти от окна, как вдруг послышалось знакомое хлопанье: так и есть – он, маленький злодей в стреляющих сапогах. Ничто ему нипочем: ни ветер, ни холод, ни грязь. Пальтишко распахнуто, шапка скособочилась, глаза шальные, будто он впервые вырвался на улицу. Завертел головой: куда броситься, где поинтересней?
Вдруг он оглянулся и насторожился: на противоположном берегу лужи нерешительно топталась девчонка с портфельчиком, наверное, первоклашка, выискивая, где бы перейти. У мальчишки по лицу расползлась широченная улыбка – предстояло забавное зрелище, тем более, что на ногах у нее были обыкновенные ботинки… Он воровато оглянулся по сторонам, быстро присел на корточки, подставив ей спину. Девчонка схватила его за шею руками. Он поднял ее и прямо через лужу перенес на сухое место. Она что-то ему говорила, наверное, благодарила, а он – вот ведь ерш колючий! – в ответ развернул ее, стукнул по горбушке и беспечно, словно и не произошло ничего, вернулся к хитрой намети у заборчика.
Карточка 3
Отделяем факт от интерпретации.
Меня поразило лицо одного из спутников Марины: высокого брюнета со скорбно сдвинутыми бровями, серыми глазами, выбритыми, иссиня выглядевшими щеками и тяжелой обезьяньей челюстью. Это был С. Я. Эфрон, муж Цветаевой. Привычным движением, которое позже я наблюдал неоднократно, в беседе он часто заслонял кистью руки глаза, как бы защищаясь от чего-то. Уже в этот вечер я понял, что эта мужественно выглядевшая волосатая рука выдавала прирожденную робость. За тридцать лет до своего расстрела Эфрон подсознательно искал защиты. В жизни он чувствовал себя пасынком.
Карточка 4
Отделяем факт от интерпретации
Пишу Вам в райское утро: ни единого облачка, солнце заливает лоб и стол, щурюсь и жмурюсь как кошка. Такая погода у нас стоит уже несколько дней, ничего не хочется делать. Осень, уходя, точно задумалась, оглянулась назад на лето и никак не может повернуться к зиме. Меня такие дни растравляют, как всякая незаслуженная доброта…
Карточка 5
Отделяем факт от интерпретации
Выглянув из окна, мы можем увидеть его парящим в небе. Разной формы, размера и даже цвета. В солнечный день оно белое как снег, в грозу – чёрное, цвета воронова крыла. Радостное – оно мягкое и пушистое, похожее на вату. В хорошую погоду хочется подняться в поднебесье и прыгать на нем, как на волшебном батуте. Никто не знает, каково оно на вкус, но я думаю, что оно сладкое и пахнет утренней росой. Оно летит по воздуху плавно и бесшумно, как пантера на охоте. А когда сердится, горчит и как будто рычит и грозит!
Смотришь на него, и хочется взлететь высоко-высоко и летать, забыв про все сложности и проблемы, а то взглянешь вверх и готов, напуганный его мрачностью и слезами, бежать прочь сломя голову. Ты моё облако, ты моя туча!
Карточка 6
Прочитайте текст и найдите в нем:
1) слова и словосочетания, «отвечающие» за восприятие с помощью органов чувств;
2) сравнения и значимые признаки описываемого объекта;
3) слова и словосочетания, в которых проглядывает идея текста.
Несколько минут назад все было совсем по-другому. Из комнаты доносился громкий переливчатый смех, а потом… потом они ушли.
Теперь комната кажется опустевшей, как будто из нее вынесли всю мебель, и тусклой, как будто вместе с мебелью пропали и цвета. Здесь пахнет ягодным чаем и сладкой выпечкой, на кровати стоит несколько пустых чашек. Я ставлю их на пол и отряхиваю мохнатый плед от хлебных крошек, крошки падают на пол, на прямоугольники света от большого окна. Скоро прямоугольники потускнеют, а потом и вовсе пропадут, потому что солнце спрячется за плоские крыши домов, а небо сначала порозовеет, а потом станет иссиня-чёрным.
Отвожу взгляд от окна. Вроде бы ничего не изменилось: тяжёлые льняные шторы, мягкий пушистый ковер, мольберт у стенки, а рядом деревянный шкаф, доверху забитый книгами с шершавыми корешками, только вот все стало другим, даже воздух.
Я беру чашки: три в одну руку, две в другую, и несу их на кухню.