СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках русского языка»












Дидактические игры на уроках русского языка

в начальных классах С(К)ОУ VIII вида


















Новая Брянь



Дидактическая игра «Твердый – мягкий» / 4 класс/

Цель: создание условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».

Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Для данной игры класс делится на две команды, в которых точность ответа зависит от знаний каждого участника. В зависимости от того, насколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, класс активируется весь, учитель видит, насколько учащиеся усвоили данный материал, кто делает больше ошибок, кто меньше, с кем необходимо поработать. Проведение игры позволяет максимально развивать память учащихся, также игра позволяет довести навык написания в словах твердого и мягкого знаков до автоматизма. Игра способствует развитию особого чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически-грамотного письма.


Дидактическая игра «Чудо – дерево»./4 класс/

Цель игры: создать условия для комплексного повторения способов словообразования.

- Сегодня мы должны с вами вырастить дерево. Посмотрите оно еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое. Нам нужно образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды. Первая команда образовывает слова с корнем –шум-, вторая команда образовывает слова с корнем –зверь-, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образовывает по одному слову.

(Слова, которые должны получиться у учащихся: бесшумно, шумный, пошуметь, зашуметь, шумок; звереть, зверюшка, зверек, звериный.)

/Слова с корнем шум: бесшумно, слово образовано с помощью приставки и суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный, шумный, слово образовано с помощью суффикса, способ словообразования приставочно-суффиксальный и т.д. аналогичная работа со словом зверь, например, зверюшка, звериный. Третья команда рассказывает о способе словообразования./

-Молодцы ребята! Посмотрите, какое дерево мы с вами вырастили. Красивое дерево у нас получилось, потому что мы работали все вместе, дружно и конечно хорошо усвоили материал. За работу вы получаете жетончики: первая и вторая команда, награждается за то что, они образовали много новых слов, а третья команда как лучшие эксперты в области словообразования.

Для данной игры использовались наглядные средства, это маленькое дерево, и макет большого дерева со словообразовательными частями, которые могут помочь школьникам образовать новые слова. Когда учащиеся образуют новое слово, учитель убирает его схему и присоединяет к стволу дерева ветку с готовым словом, таким образом, получается новое дерево. Это привлекает внимание учащихся, им интересен сам процесс игры, образовывая новое слова, они вносят изменения в рисунок на доску, они сами его создают.

Задачей учащихся является образование новых слов, с помощью суффиксов и приставок. Причем некоторые части слова уже даны в готовом виде, а некоторые учащиеся должны подбирать сами. Учащимся не дана конкретная приставка , поэтому они могут выбрать любую из них. У другой же команды в буквенной записи слова «зверь» при образовании нового слова буква мягкий знак исчезает. Детям необходимо верно выполнить запись данных слов. Группа экспертов – третья команда выполняет задачу контроля, она выражают свое мнение по поводу того, верно ли образовано слово, и называют способ его образования. В этой команде размещаются сильные ученики. Игра позволяет им реализовать свои возможности и повторить ранее изученный материал, довольно сложный по своему содержанию. Таким образом, эти учащиеся учатся высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя различные доводы и аргументы. Слабым школьникам игра так же помогает реализовывать свои возможности, в каких-то случаях проявить свои творческие способности.

Игра позволяет также увидеть, насколько школьники ориентируются в данном довольно сложном материале, насколько они им владеют.


Дидактическая игра «Рассыпанный текст»./4 класс/

Цель: учить школьников соотносить заголовок с основной мыслью текста.

Задача школьников следующая: необходимо составить целостный текст из перепутанных слов и предложений, также подобрать к получившемуся тексту заголовок.

- К нам на урок сегодня пожаловал гость по имени Незнайка. Он хотел попросить вас помочь озаглавить его сочинение, т. к. Незнайка слышал, что вы большие профессионалы в подборе заголовков к текстам. К сожалению, у Незнайки, пока он до нас добирался, случилось несчастье. Все слова в его предложении перепутались, рассыпались. Незнайка не может вспомнить, в каком порядке они находились в предложении.

Ребята, давайте поможем Незнайке вернуть его сочинение в прежнее состояние. В его тексте пять предложений. Вам необходимо составить цельный текст. Знайте, слова в предложении перепутаны, и предложения в тексте тоже. Разделимся на 5 групп. Каждая группа получит свое «рассыпанное» предложение.

Учащиеся получают следующие наборы слов:

Первая группа: стоял, денёк, морозный, зимний.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

- Ребята, прочитайте, какие предложения у вас получились.

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску. Затем учащиеся смотрят, в каком порядке лучше всего разместить эти предложения. Объясняют, почему получившийся набор предложений является текстом. Затем учащиеся подбирают заголовок к сочинению Незнайки.

Пример получившегося текста.

Отличная горка.

Стоял зимний, морозный денек. Ребята строили во дворе горку. Дети трудились целый день. Хорошая получилась горка! Дети весело катались с горки на санках.

- Ребята, Незнайка говорит вам огромное спасибо за помощь, которую вы ему оказали. Теперь он точно получит пятерку за сочинение. В благодарность вам он оставляет жетончики самых мудрых и творческих ребят.

Для игры используются конверты, с рассыпанными словами из предложений, и такие же слова учитель помещает на доске, когда ученики составляли предложения. Использование данного раздаточного материала способствует быстрой организации работы учащихся, экономии времени.

В процессе игры учащиеся объединяются в группы, что способствует сплочению коллектива. В группе учащимся предоставляется возможность высказать свое мнение, послушать мнение других учеников, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Предложения разные по степени распространенности, это позволяет объединять школьников в группы разные по силе. Таким образом, в игре задействован весь класс, все учащиеся проявляют активность. Интерес к игре высок, школьники чувствуют свою ответственность за каждое созданное предложение. Анализируя работу школьников, можно сказать, что игра увлекает их, работа идет с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.

Игра «Выбери три слова» (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.


I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей



Игра «Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4–5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.


огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка


Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  2. Составить предложения, используя данные слова.

Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.


жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки


Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)


Игра «Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Кроме дидактических игр на уроках русского языка можно использовать следующие игровые упражнения и приемы:

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.


МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ


Задания: Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

  • Заменить словосочетания одним словом:

    • – промежуток времени в 60 минут,

    • – военнослужащий, стоящий на посту,

    • – ребенок, любящий сладкое,

    • – очень смешной фильм.

  • Распредели слова на две группы:

    • Найди родственные слова. Выдели корень.

  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов……………. Потом ребята долго вспоминали как…….

  • Составь рассказ по опорным словам:

    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Игровые моменты вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это то, что и составляет явление познавательной активности. Игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!