Деловая игра как форма учебной деятельности предпологает активизацию мышления, формирование самостоятельности, внесение духа творчество в обучение, приближение обучения к реальной ситуации, удовольсвие от участия в игре и обеспечивает высокую мотивацию, эмоцианальную насыщенность, активную обратную связь.
Деловые игры на уроках русского языка и литературы .
Как сделать русский язык, литературу интересными, занимательными и любимыми предметами? Наверно, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игра – это органическая форма деятельности школьника.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения детей является игрa.
Игра, единственная деятельность ребёнка , имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть попытка организовать свой опыт. Ещё одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни, в поддающуюся контролю ситуацию. Это средство коммуникации.
С позиции личностного подхода, игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка ответить самому себе на вопрос, что есть «Я» в этом мире.
Игра вызывает ценное переживание, ориентированное на накопление «смыслов», на возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Разновидностью игровых форм обучения является деловая игра.
Участвуя в деловой игре, ученики расширяют свой кругозор, учатся применять знания на практике. На уроках с использованием деловой игры у них воспитывается самостоятельность, воля, формируются определённые подходы и позиции: нравственные, эстетические, мировоззренческие установки. В процессе сотрудничества учащиеся становятся более общительными .
Среди деловых игр выделяют управленческие, имитационные и дидактические.
На уроках русского языка применяются, как правило, дидактические игры. Особенность их использования состоит в том, что в учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешн ость выполнения задания связывается с игровым результатом.
Дидактические игры можно использовать в определённой части урока в соответствии с его дидактическими задачами, а можно провести и весь урок в форме дидактической игры.
чёт в форме заочной экскурсии по городу. В игре используются открытки с видом города, карта-схема города.
Следующим примером дидактических игр является дидактический театр, который можно использовать на уроках литературы. Урок-театр предполагает, что все дети в течение года дети участвуют в инсценировании басни, сказки, притчи, легенды, юмористического рассказа. Объединившись в группы, учащиеся по желанию выбирают произведение, а затем разыгрывают свой спектакль.
Имитационные деловые игры позволяют учащимся имитировать различные ситуации, развивают умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. иного мнения, принятие нового. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках урока чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает в себя следующие этапы:
- обоснование требований к проведению игры;
- составление плана ее разработки;
- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материал
- разрешение проблемы;
работы- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов.