СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловые игры нa уроках русского языка․

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Деловая  игра как форма учебной деятельности  предпологает  активизацию  мышления,  формирование самостоятельности,  внесение  духа  творчество в обучение,  приближение обучения   к  реальной  ситуации,  удовольсвие  от  участия  в  игре  и  обеспечивает  высокую  мотивацию,  эмоцианальную  насыщенность,  активную  обратную  связь.                   

Деловые игры  на уроках русского языка и литературы .

Как сделать русский язык, литературу интересными, занимательными и любимыми предметами? Наверно, каждому учителю понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игра – это органическая форма деятельности  школьника. 

 В   отличие   от   взрослых,   для  которых  естественной   средой общения  является язык, естественной средой общения детей является игрa.  Игра, единственная  деятельность  ребёнка ,  имеющая  место во все времена и у всех народов. Игра есть попытка организовать свой опыт. Ещё одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни, в поддающуюся контролю ситуацию. Это средство коммуникации. 

С позиции личностного подхода, игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка ответить самому себе на вопрос, что есть «Я» в этом мире. 

Игра вызывает ценное переживание, ориентированное на накопление «смыслов», на возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей.  Разновидностью игровых форм обучения является деловая игра. 

 Участвуя в деловой игре, ученики расширяют свой кругозор, учатся применять знания на практике. На уроках с использованием деловой игры у них воспитывается самостоятельность, воля, формируются определённые подходы и позиции: нравственные, эстетические, мировоззренческие установки. В процессе сотрудничества учащиеся становятся более общительными . Среди деловых игр выделяют управленческие, имитационные и дидактические.  На уроках русского языка применяются, как правило, дидактические игры. Особенность их использования состоит в том, что в учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешн ость выполнения задания связывается с игровым результатом.  Дидактические игры можно использовать в определённой части урока в соответствии с его дидактическими задачами, а можно провести и весь урок в форме дидактической игры. 

чёт в форме заочной экскурсии по городу. В игре используются открытки с видом города, карта-схема города.  Следующим примером дидактических игр является дидактический театр, который можно использовать на уроках литературы. Урок-театр предполагает, что все дети в течение года дети участвуют в инсценировании басни, сказки, притчи, легенды, юмористического рассказа. Объединившись в группы, учащиеся по желанию выбирают произведение, а затем разыгрывают свой спектакль. 

Имитационные деловые игры позволяют учащимся имитировать различные ситуации, развивают умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. иного мнения, принятие нового. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках урока чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр включает в себя следующие этапы:

- обоснование требований к проведению игры;

- составление плана ее разработки;

- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материал                              

- разрешение проблемы;

работы- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!