СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог культур народов, проживающих на территории Калмыкии. Доклад преподавателя БПОУ РК «Политехнический техникум» Каширской Т.Н.. Место проведения: Научно-практическая конференция преподавателей БПОУ РК «ПТ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалог культур народов, проживающих на территории Калмыкии

Просмотр содержимого документа
«Диалог культур народов, проживающих на территории Калмыкии. Доклад преподавателя БПОУ РК «Политехнический техникум» Каширской Т.Н.. Место проведения: Научно-практическая конференция преподавателей БПОУ РК «ПТ»»

Диалог культур народов, проживающих на территории Калмыкии.

Доклад преподавателя БПОУ РК «Политехнический техникум» Каширской Т.Н.. Место проведения: Научно-практическая конференция преподавателей ЬПОУ РК «ПТ»

Согласно переписи 2010 года, 57,4 % населения республики составили калмыки, 30,2 % - русские, а также другие национальности: даргинцы (2,7 %), казахи (1,7 %), турки-месхетинцы (1,3 %), чеченцы (1,2 %), аварцы (0,8 % ), украинцы и корейцы (по 0,5 %), немцы (0,4 %). Ещё 3,3 % населения региона указали другие национальности. Напомним, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов респондентов. На численность отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности.

Так, при переписи было получено более 1000 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличается друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп, отмечают эксперты. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы примерно в 190 национальностей на основе Алфавитного перечня национальностей, разработанного Институтом этнологии и антропологии РАН. Кстати, указать свою национальную принадлежность согласился 283 тыс. 691 житель Калмыкии.

По итогам переписи 2010 года численность калмыков увеличилась на 6802 человека и составила 162 тыс. 740 человек. В России - 183 тыс. 372 калмыка. В нашей республике стало больше даргинцев на 295 человек (7590), турков-месхетинцев на 539 (3675), аварцев на 91 ( 2396), корейцев на 293 ( 1342). При этом количество русских уменьшилось на 12 тыс 403 (85712), казахов на 63 человека (4948), украинцев на 974 (1531), немцев на 572 (1071). Как поясняют эксперты, изменения в национальном составе обусловлены действием факторов, связанных с различиями в естественном воспроизводстве, процессами во внешней миграции, сменой этнического самосознания под влиянием смешанных браков и т.д.

ОБРАЗОВАНИЕ С ПЛЮСОМ

Период 2002-2010 гг. характеризуется ростом уровня образования как городского, так и сельского населения. На 1000 человек городского населения в возрасте 15 лет и старше 723 человека имеют профессиональное образование (высшее, включая послевузовское, среднее и начальное). При этом численность специалистов с высшим профессиональным образованием увеличилась на 107 человек, со средним профессиональным образованием - на 18 человек, а с начальным профессиональным образованием уменьшилась на 41 человека.

Стоит отметить, что впервые при переписи были получены данные о численности специалистов по ступеням высшего профессионального образования. Так, из 1000 лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 9 человек, специалиста – 297 и магистра 5 человек. Из 1000 жителей республики 422 указали источником средств к существованию доход от трудовой деятельности (в 2002 году – 338 человек). Основным этот источник назвали в среднем около 396 из каждой тысячи опрошенных.

В 2002 году свыше 93 респондентов на тысячу отметили одним из источников средств к существованию личное подсобное хозяйство. В 2010 году доход от личного подсобного хозяйства имели лишь 72 человека, а основным его назвали только 25. Численность стипендиатов почти не изменилась по сравнению с 2002 годом и составила 26 человек из 1000. При этом увеличилось число пенсионеров, получающих пенсию по старости, социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца, за выслугу лет. На 1000 человек населения 180 назвали ее одним из источников средств к существованию, а основным - 148.

Численность лиц, получающих пособие (кроме пособия по безработице), составила 120 человек из 1000 и сократилась по сравнению с 2002 годом вдвое. Для 10 человек из 1000 это был основной источник средств к существованию. При переписи были учтены 284 человека, временно находившихся на территории РФ и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 году – 257). По сравнению с 2002 годом численность этой категории населения увеличилась на 27 человек.

Столица - Элиста

Федеральный округ - Южный ФО

Население - 289 481 человек

Территория - 74 731 км²

Дата образования - Образована 4 ноября 1920 года.

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ находится на юго-востоке европейской части России в междуречье Волги и Дона, на юге граничит с Республикой Дагестан, на юго-западе - со Ставропольским краем, на западе и северо-западе - с Ростовской и Волгоградской областями, северо-восточная и восточная граница с Астраханской областью прерывается на небольшом участке выходом к Волге. Юго-восток омывается водами Каспийского моря. Площадь 76,1 тыс. кв. км.

Национальный состав:

Калмыки

162,7 (57,4 %)

Русские

85,7 (32,2 %)

Даргинцы

7,6 (2,7 %)

Казахи

4,9 (1,7 %)

Турки-месхетинцы

3,7 (1,3 %)

Чеченцы

3,3 (1,2 %)

Аварцы

2,4 (1,0 %)

Украинцы

1,5 (0,5 %)

Корейцы

1,3 (0,5 %)

 

Образована в 1920 году.

Столица Элиста.

По данным Переписи населения 2002 в регионе проживают 292 410 человек. По данным Переписи 2010 года - 289 481.

Разрабатываются нефтегазовые месторождения; в недрах сконцентрированы крупные перспективно-прогнозные ресурсы бишофита, азота, углекислого газа, йода, брома, редкоземельных металлов, строительных материалов (кирпичные и керамзитовые глины, известняк-ракушечник, глиногипс, строительные и силикатные пески).

В основном представлены отрасли, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции: легкая и пищевая, а также горнодобывающая (нефтяная и газовая) промышленность, производство стройматериалов.

Главную роль в экономике республики играет сельское хозяйство. Развито крупное отгонно-пастбищное скотоводство. В животноводстве преобладает тонкорунное овцеводство, разводят крупный рогатый скот.

Находясь в окружении русских, калмыки оказали определенное влияние на антропологический облик русского населения юго-востока России, часть которого в результате ассимиляционных процессов восприняла некоторые монголоидные черты. Не обо-

шла эта тенденция и самих калмыков, приобретших за четырехсотлетний период пребывания на волжских берегах новые антропологические черты.

В Нижнем Поволжье, помимо русских, проживали также другие народы, с которыми калмыки имели контакты и связи. Ближайшими соседями калмыков были казахи, ногайцы, туркмены, татары; отношения с каждым из этих народов имели свою специфику и складывались по-разному. Так, с казахами, ногайцами и туркменами калмыки были знакомы еще до принятия ими подданства России. Длительные контакты калмыков со своими тюрко-язычными соседями способствовали заимствованию ими отдельных черт культуры и быта, а в ряде случаев привели к образованию субэтнических групп. В качестве примера можно привести калмы-ков-томутов, произошедших от смешанных браков с казахами и перешедших в своем большинстве в ислам.

В истории калмыцкого народа заметное место занимали отношения с ногайцами. Постоянные и прочные связи установились с каладеджембу-лукскими ногайцами и караногайцами Терской области. О большом влиянии последних на терских калмыков еще в 1900 г. писал в своей статье «Кумские калмыки» М. Тесеркиев [4]. В ней он отмечал, что длительное взаимодействие калмыков с караногайцами привело к тому, что к началу XX в. большинство кумских калмыков хорошо знали их язык и обычаи.

Участие калмыков в составе русских военных экспедиций на Северном Кавказе способствовало знакомству их с горскими народами. Пока шла война на Кавказе, отношения калмыков с горцами не всегда были добрососедскими. Но даже в тех непростых обстоятельствах сами народы находили способы сохранения мирных и дружеских отношений. Так, калмыцкая знать посылала в Дагестан своих людей, чтобы они научились у кавказских мастеров искусству делать сабли, мечи, различные украшения [5, с. 5].

В определенные периоды существовали союзнические и даже династические отношения. Одна из жен Чакдоржапа, старшего сына Аюки-хана, была кумыкская княжна. Сам Аюка-хан был женат на кабардинской княжне, племяннице Каспулата Черкесского. В истории Калмыкии середины XVIII в. значительную роль играла жена калмыцкого хана Дондук-Омбо, кабардинка Джан, происходившая из знатного княжеского рода. После смерти Дон-дук-Омбо принявшие православие Джан (Вера Дон-дукова) и ее дети получили фамилию Дондуковы с княжеским титулом. Их потомки впоследствии породнились с русской дворянской семьей Корсаковых и стали известны как князья Дондуковы-

Корсаковы, внесшие огромный вклад в историю и культуру России.

Первое немецкое поселение вблизи калмыцких кочевий появилось в 1765 г., в 6 верстах южнее г. Царицына. Оно называлось Сарепта, основателями её являлись члены протестантской секты гернгу-теров, пытавшиеся обратить калмыков в свою веру и на практике осуществить общинно-уравнительные принципы их сообщества. Ныне на территории бывшего поселения располагается Государственный музей «Старая Сарепта» г. Волгограда. В музее представлены центры культуры русских, калмыков, немцев, украинцев, татар - народов, на протяжении почти трех столетий активно взаимодействующих в этом регионе нашей страны. Гернгутеры для успешной религиозной пропаганды среди калмыков активно изучали их быт и нравы, овладевали языком, осуществляли врачебную и благотворительную деятельность, знакомили со своей культурой и обучали кочевников своему языку.

Во второй половине 70-х гг. XIX в. на землях Большедербетовского улуса возникли немецкие и эстонские поселения, которые ныне входят в состав западных районов Калмыкии. Немцы и эстонцы в ведении земледелия многое переняли у местных жителей, но и сами оказали влияние на их земледельческую культуру, прежде всего в использовании усовершенствованных сельскохозяйственных орудий труда.

Весьма активную роль в торговле в калмыцких улусах со 2-й половины XVIII в. играли армяне. Астраханские армяне в основном торговали на калмыцких территориях, примыкающих к г. Астрахани икр. Волге, а кизлярские армяне - на юге Калмыкии, деятельность их носила торгово-

Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины.

В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!