СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика в работе классного руководителя с семьей и родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие диагностики, роль диагностики в эффективной работе с родителями

Просмотр содержимого документа
«Диагностика в работе классного руководителя с семьей и родителями.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕНННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
“СВЕТЛОГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ”




Контрольная работа


По дисциплине: МДК 03.01

На тему: Диагностика в работе классного руководителя с семьей и родителями.
















СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

1. Понятие о диагностике…………………………………………..4

2. Роль диагностики в эффективной работе с родителями. ..…….8

3. Организация диагностики, оформление и использование результатов…………………………………………………………12
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….16










ВВЕДЕНИЕ


Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Она может быть использована  не только в работе с учащимися, но и в первую очередь её необходимо использовать в работе с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей в результате диагностики, мажет оказать и семье, и ребёнку неоценимую услугу.  Физическое и психическое развитие ребёнка до школы, его положение в начальной школе, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего  ребёнка, семейная атмосфера - эти и другие вопросы педагог непременно должен задать коллективу родителей, сотрудничество с которыми предполагается на долгие годы.

Проведение диагностических исследований среди учащихся и родителей накладывает на классного руководителя определённые обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с получением информации.

 Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер.                

   В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нём не было некорректных фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Диагностику можно        использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с                            
родителями и как аналитический материал после родительского собрания



1. Понятие о диагностике



Диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

В результате   через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.

В соответствии с этим  существуют 3 типа диагностики в работе классного руководителя:

1) начальная;

2) корректирующая (текущая);   

3) обобщающая (итоговая)

1. Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или  году  классному руководителю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика.

Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики:

а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;

б) когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;

в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

         При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

         Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

2. Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решенийИнформация,  полученная в результате текущей диагностики помогает  быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать  работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику  воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

3.  В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);

2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;

3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

         Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

- уровень знаний учеников

- степень социального и психологического развития,

 что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.

         Таким образом, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

демографические данные об ученике и его семье;

данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);

поведение, поступки учащихся;

изучение класса  в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

         Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик  классному руководителю  простых, нетрудоемких, интересных для учеников и одновременно надежных.































2. Роль диагностики в эффективной работе с родителями



Диагностика   может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Любая информация, которую классный руководитель может получить  от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности:

  • Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией.

  • Во-вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке.

  • В-третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов.

Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы:

  • что я хочу получить в результате диагностики?

  • как я буду работать с полученным материалом?

  • что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;

  • тематических и индивидуальных консультаций;

  • внеклассных мероприятий;

  • организации поездок и экскурсий;

  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

  • при анализе работы с классом.

Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения  в школе. Она может заключаться  не только в анкетировании родителей. Достаточно  информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет   определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение. Если  родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает  негативные моменты  из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать  подобный негатив в школьной жизни  своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать  фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным  школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю  снять  напряженность конфликтных ситуаций уже в самом  начале  работы с классным коллективом.

Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей  собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно  провести родительское собрание, которое  позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым.

Для того чтобы  определить, насколько хорошо родители знают  своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям.

Можно провести  исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое. Анкета поможет   родителям самостоятельно определить уровень  проявления способностей ребенка. 

Данные исследования  помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным  на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.



Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Итоговая  диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и    родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе  стояла проблема  общения ребят друг к другу: можно провести  рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся класса предлагается отправиться  на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя  какое-то количество времени после окончания школы. Для  этого необходимо  нарисовать  корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать  свое мнение.     

Приведенные выше  диагностические методики – лишь малая часть  того, что  может использовать классный руководитель  при подготовке родительских собраний в классе.

Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться  определенными правилами.

Правило 1.Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2.Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного руководителя  по изученной проблеме.

Правило 3.Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4.Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5.Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  матери































3. Организация диагностики, оформление и использование результатов



Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.

Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса или диагностическая карта класса. Такую карту можно заполнить к концу года в качестве обобщающей диагностики. Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике; по вертикали - состояние класса по одному показателю. Последняя колонка предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач. В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.

  • К демографическим данным относится: ФИО, дата рождения, данные о родителях.

  • К медицинским данным: сведения о заболевании детей, степень физического развития.

  • Психологические сведения: способности, доминирующие черты характера, увлечения , специальные умения, интересы.

  • Педагогические данные: успеваемость; поведение; отношение к учению, труду; положение в классе; отношения с товарищами; социальная активность; внешкольные занятия ; профессиональные умения.

Для получения данных используется комплекс методов:

1.       разовый письменный опрос

2.        беседы

3.       анализ документов и работ учеников

4.       наблюдение

5.       социометрические и проективные (тесты) методики

6.       анкеты.

 Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям.























ВЫВОДЫ



Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) - необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2002. №.-с.89

2. Пономарёва, А.А. Программа воспитательной работы «Мы – вместе!» [Текст] / А. А. Пономарёва // Завуч начальной школы. - 2013. - № 6 . – С. 4-32.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.

4. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Стефановская. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

5. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя.-М.: Издательство «Просвещение»,.1986.-с.13 

6. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. - СПб.: Речь, 2008. - 192 с., 2008

7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., Педагогика, 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!