Диагноз: неуспеваемость
Для школы, наверное, нет более актуальной, значимой и наболевшей проблемы как неуспеваемость. Она не нова, но почему при всех усилиях и таланте педагогов, службе поддержки и помощи, усовершенствованиях, инновациях и модернизации системы образования в школах есть неуспевающие учащиеся и дети «группы риска»? Ведь каждый психически здоровый ребёнок не хочет плохо учиться.
По оценкам специалистов, от 15 до 40 % российских учащихся начальной школы имеют задержку психического развития; от 20 до 30 % поступающих в школу – готовность ниже среднего или низкого уровня, они составляют «группу риска» с точки зрения успешности обучения. При переходе в среднее звено низкий уровень готовности к обучению имеют от 17-37 % учащихся 3-4 классов.
Что делать? Можно ли вообще решить проблему неуспеваемости? Сложно что-либо утверждать абсолютно, но многим детям с проблемами в обучении можно помочь, причём достаточно эффективно.
Причины неуспеваемости разнообразны, и чаще всего не один, а несколько факторов приводят к неуспеху в обучении. Так, в книге Г.Б.Мониной и Е.В.Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» кроме практических занятий, игр и упражнений дан краткий обзор изучения проблемы неуспеваемости, приводятся данные разных исследований причин неуспеваемости, представлена их подробная классификация.
Все возможные причины неуспеваемости можно объединить в 4 крупных блока:
педагогические причины: недостатки преподавания, пробелы в знаниях, неправильный перевод в следующий класс;
социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, поведение родителей, низкая материальная обеспеченность семьи, отсутствие режима, безнадзорность;
Физиологические причины: общая слабость здоровья, скорость понимания, недостаточный уровень развития речи, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций центральной нервной системы;
психологические причины: особенности внимания, памяти, скорость понимания, недостаточный уровень развития речи, узость кругозора, несформированность познавательных интересов.
В разные периоды обучения преобладают те или иные причины неуспеваемости: в начале обучения и во время половой зрелости – физиологические, а в другие периоды - социальные. Однако при всём многообразии причин неуспеваемости можно выделить условно две группы учащихся: одни не могут, а другие не хотят. Учащиеся первой группы не владеют способами и приёмами учебной деятельности. Другая группа детей имеет несформированную учебную мотивацию. Психологи выяснили, что среди мотивов учебной деятельности на первом месте у большинства детей стоит социальная мотивация, т.е. они учатся, чтобы быть включёнными в коллектив. Есть дети, которым интересно и они хотят знать лучше и больше (познавательная мотивация). Существует и мотивация достижения успеха, в том числе и в учебной деятельности. В процессе обучения значимую роль играет и престижная мотивация, когда ребёнок учится, чтобы быть лучше других, быть особо ценным и любимым учителем. Возрастной аспект влияния мотивации на успешность обучения можно представить в виде последовательности:
1-4 класс: учиться, чтобы быть лучше других, быть особо любимым и ценимым учителем, мотивация достижения успеха, познавательная мотивация - направленность на процесс получения знаний, освоение способов учебной деятельности;
5-9 класс: чтобы не слыть бездельником среди сверстников, направленность на оценку учебного труда;
10-11 класс: направленность в будущее, чтобы поступить в вуз и получить престижную работу.
Проведённые исследования по выявлению взглядов учителей, родителей, психологов на школьную неуспеваемость показывают, что мнения о причинах у них разные.
Педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
Родители:
неинтересное преподавание предмета-36%;
лень ребёнка-32%;
недостаток внимания детей-28%;
отсутствие индивидуального подхода-24%;
большие учебные нагрузки-24%.
Психологи считают неуспеваемость следствием:
амбиций родителей-30%;
незрелости психических функций детей-28%;
нарушения здоровья детей-29%;
недостаточного учёта индивидуальных особенностей-28 %.
Использовать анкету «Самоанализ успехов в учёбе»
По мнению авторов исследования, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др. И нельзя забывать, что наши поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить прежде всего из интересов самих детей. А посему хотелось бы, чтобы при решении проблемы мы хотя бы иногда спрашивали мнение детей. Разговаривать с подростком надо спокойно и доброжелательно. Всегда стремиться совместно найти выход из создавшейся ситуации, помочь ученику выявить свои резервы и потенциал.
Что влияет на успеваемость ребёнка?
Она прежде всего зависит от его здоровья, развития познавательной сферы, тех или иных способностей, от его мотивации, качества преподавания, состояния здоровья учителя, его веры в ученика, стремление понять и помочь ему.
От учителя во многом зависит, насколько успешно будут решаться проблемы неуспеваемости. Поэтому работа с педагогами по этому вопросу очень важна: это лекции, тренинговые занятия, семинары.
При построении системы психолого-педагогического сопровождения неуспевающих учащихся и детей «группы риска», необходимо определить главные подходы и позиции:
здоровье ребёнка, уважение к его личности;
исходить из интересов и потребностей ребёнка; учитывать возрастные особенности мотивационной сферы;
опора на позитив, вера в силы ребёнка, понимание, принятие, право на выбор;
переход от индивидуализации к самоиндивидуализации;
системный подход в работе;
комплексная диагностика и комплексная помощь, подход;
отслеживание сдвигов (мониторинг) и обратная связь;
консилиумная деятельность специалистов;
системный подход в консультировании семьи (рассматривается классный коллектив, педагогический, семья как целостная система), в частности, одной из причин «плохого» поведения ребёнка и его неудовлетворительных результатов обучения могут быть нарушения в семейной системе или в школьном коллективе.
Комплексный подход в решении проблемы неуспеваемости – это совместная, взаимосвязанная диагностическая и коррекционно-развивающая работа специалистов: педагога, логопеда, психолога, социального педагога, и если необходимо, то и педиатра, психиатра и других специалистов (в соответствии с диагнозом). Надо учитывать мнения родителей и детей.
Возможен ли переход от индивидуализации в обучении к самоиндивидуализации собственной познавательной и образовательной деятельности?
Этапы работы с неуспевающими, оказание помощи и поддержки
Этап, длительность | Содержание деятельности | Участники |
1. Начальная школа: Диагностика Школьный консилиум ПМПК Консультирование родителей, учителей Коррекционно-развивающие занятия (КРЗ) Семинар-практикум: «Причины неуспеваемости» | Детский сад – ранняя диагностика 1-й класс – диагностика «Готовность к школе». Выявление «группы риска» 2-5-й класс – углублённая диагностика слабоуспевающих и неуспевающих, дополнительный сбор данных о них. Дети «группы риска» 1-5-го класса - психолого-педагогический «диагноз» и рекомендации «Преемственность обучения», 4-5-й класс Обследование специалистами ПМПК. Медицинский диагноз, рекомендации, перевод в классы 7-8-го вида Индивидуальные и групповые консультации для родителей и учителей 1-5-х классов, рекомендации КРЗ и отслеживание изменений Городской методический семинар по материалам тренинга Г.Б. Мониной (психофизиологические, психологические, социально-педагогические причины) – 8 занятий | Логопед, воспитатель, дети 5-6 лет Дети 6,5-7 лет Психолог, логопед, учитель 1-го класса Дети «группы риска» Психолог, дефектолог, соцпедагог, учитель Члены консилиума Учителя 4-го и 5-го классов Специалисты ПМПК Психолог, логопед, соцпедагог Психолог, логопед, дети «группы риска», учителя, родители Психологи, логопеды, учителя начальной школы |
2. Среднее звено: Образовательный Мониторинг Совещания по теме: «Проблемные учащиеся» Консультиров ание Собеседование с неуспевающим Психологический Мониторинг (интеллект) Совет профилактики Педсовет | 5-9-е классы Сбор сведений по успеваемости о посещаемости, анализ, сравнение, отслеживание изменений Обсуждение с педагогами ситуации обучения и особенностей поведения неуспевающих поведения неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по классам и параллелям. Дополнение банка данных. Обсуждение путей и вариантов решения проблем персонально по каждому ученику, планирование коррекционной, профилактической работы и договор о комплексной помощи специалистов Индивидуальное и групповое Поиск вариантов и способов самостоятельного пути решения проблем обучения (самоиндивидуализация) Компьютерная программа «Психологический мониторинг», исследование интеллекта, рекомендации, отслеживание динамики Выяснение причин неуспеваемости, отчёт прогульщиков и неуспевающих, собеседование с ребёнком и родителями, решение о переводе в ВСОШ Принятие решений о переводе, посещении занятий летом, когда ученик оставлен «на осень», решение о повторном обучении («оставлен на второй год») | «Проблемные учащиеся» 5-9-х классов Завуч по учебно-воспитательной работе, педагоги Учителя, классные руководители, психолог, социальный педагог, завуч по учебно-воспитательной работе Учащиеся, родители, учителя, администрация, педагоги Психолог, классные руководители, учащиеся 5-9-х классов Психолог, учащиеся 9-х классов Директор школы, завуч по учено- воспитательной работе, социальный педагог, неуспевающий, его родители и классный руководитель Педколлектив (в особых случаях приглашение неуспевающего и его родителей) |
3. Старшая школа: курс психологии- 10-11-е классы Профилактика Экзаменационного стресса Консультирование | Учебный курс психологии, содержащий практические занятия по самоизучению своих особенностей и способностей, развитию умения управлять своим эмоциональным состоянием, тренировочные упражнения на развитие познавательных функций, элементы тренинга личностного роста 2 занятия: 1)организация оптимальных условий подготовки к экзаменам; «) практикум по снятию экзаменационных страхов, повышению уверенности в успехе Индивидуальное и групповое | Учащиеся 10-11-х классов Психолог Учащиеся, родители, педагоги |
Система работы с « проблемными» детьми
9