СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагноз: неуспеваемость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для школы, наверное, нет более актуальной, значимой и наболевшей проблемы как неуспеваемость. Она  не нова, но почему при всех усилиях и таланте педагогов, службе поддержки и помощи, усовершенствованиях, инновациях и модернизации системы образования  в школах есть неуспевающие  учащиеся  и дети «группы риска»? Ведь каждый психически здоровый ребёнок не хочет плохо учиться.

Просмотр содержимого документа
«Диагноз: неуспеваемость»

Диагноз: неуспеваемость


Для школы, наверное, нет более актуальной, значимой и наболевшей проблемы как неуспеваемость. Она не нова, но почему при всех усилиях и таланте педагогов, службе поддержки и помощи, усовершенствованиях, инновациях и модернизации системы образования в школах есть неуспевающие учащиеся и дети «группы риска»? Ведь каждый психически здоровый ребёнок не хочет плохо учиться.

По оценкам специалистов, от 15 до 40 % российских учащихся начальной школы имеют задержку психического развития; от 20 до 30 % поступающих в школу – готовность ниже среднего или низкого уровня, они составляют «группу риска» с точки зрения успешности обучения. При переходе в среднее звено низкий уровень готовности к обучению имеют от 17-37 % учащихся 3-4 классов.

Что делать? Можно ли вообще решить проблему неуспеваемости? Сложно что-либо утверждать абсолютно, но многим детям с проблемами в обучении можно помочь, причём достаточно эффективно.

Причины неуспеваемости разнообразны, и чаще всего не один, а несколько факторов приводят к неуспеху в обучении. Так, в книге Г.Б.Мониной и Е.В.Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» кроме практических занятий, игр и упражнений дан краткий обзор изучения проблемы неуспеваемости, приводятся данные разных исследований причин неуспеваемости, представлена их подробная классификация.

Все возможные причины неуспеваемости можно объединить в 4 крупных блока:

  • педагогические причины: недостатки преподавания, пробелы в знаниях, неправильный перевод в следующий класс;

  • социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, поведение родителей, низкая материальная обеспеченность семьи, отсутствие режима, безнадзорность;

  • Физиологические причины: общая слабость здоровья, скорость понимания, недостаточный уровень развития речи, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций центральной нервной системы;

  • психологические причины: особенности внимания, памяти, скорость понимания, недостаточный уровень развития речи, узость кругозора, несформированность познавательных интересов.

В разные периоды обучения преобладают те или иные причины неуспеваемости: в начале обучения и во время половой зрелости – физиологические, а в другие периоды - социальные. Однако при всём многообразии причин неуспеваемости можно выделить условно две группы учащихся: одни не могут, а другие не хотят. Учащиеся первой группы не владеют способами и приёмами учебной деятельности. Другая группа детей имеет несформированную учебную мотивацию. Психологи выяснили, что среди мотивов учебной деятельности на первом месте у большинства детей стоит социальная мотивация, т.е. они учатся, чтобы быть включёнными в коллектив. Есть дети, которым интересно и они хотят знать лучше и больше (познавательная мотивация). Существует и мотивация достижения успеха, в том числе и в учебной деятельности. В процессе обучения значимую роль играет и престижная мотивация, когда ребёнок учится, чтобы быть лучше других, быть особо ценным и любимым учителем. Возрастной аспект влияния мотивации на успешность обучения можно представить в виде последовательности:

  • 1-4 класс: учиться, чтобы быть лучше других, быть особо любимым и ценимым учителем, мотивация достижения успеха, познавательная мотивация - направленность на процесс получения знаний, освоение способов учебной деятельности;

  • 5-9 класс: чтобы не слыть бездельником среди сверстников, направленность на оценку учебного труда;

  • 10-11 класс: направленность в будущее, чтобы поступить в вуз и получить престижную работу.

Проведённые исследования по выявлению взглядов учителей, родителей, психологов на школьную неуспеваемость показывают, что мнения о причинах у них разные.

Педагоги главными причинами неуспеваемости считают:

  • здоровье-60%;

  • семейные проблемы-32%;

  • низкую самооценку ученика-16%;

  • тревожность-18%;

  • педзапущенность-24%;

  • сложность программы-16,5 %;

Родители:

  • неинтересное преподавание предмета-36%;

  • лень ребёнка-32%;

  • недостаток внимания детей-28%;

  • отсутствие индивидуального подхода-24%;

  • большие учебные нагрузки-24%.

Психологи считают неуспеваемость следствием:

  • амбиций родителей-30%;

  • незрелости психических функций детей-28%;

  • нарушения здоровья детей-29%;

  • недостаточного учёта индивидуальных особенностей-28 %.

Использовать анкету «Самоанализ успехов в учёбе»

По мнению авторов исследования, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др. И нельзя забывать, что наши поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить прежде всего из интересов самих детей. А посему хотелось бы, чтобы при решении проблемы мы хотя бы иногда спрашивали мнение детей. Разговаривать с подростком надо спокойно и доброжелательно. Всегда стремиться совместно найти выход из создавшейся ситуации, помочь ученику выявить свои резервы и потенциал.

Что влияет на успеваемость ребёнка?

Она прежде всего зависит от его здоровья, развития познавательной сферы, тех или иных способностей, от его мотивации, качества преподавания, состояния здоровья учителя, его веры в ученика, стремление понять и помочь ему.

От учителя во многом зависит, насколько успешно будут решаться проблемы неуспеваемости. Поэтому работа с педагогами по этому вопросу очень важна: это лекции, тренинговые занятия, семинары.

При построении системы психолого-педагогического сопровождения неуспевающих учащихся и детей «группы риска», необходимо определить главные подходы и позиции:

  • здоровье ребёнка, уважение к его личности;

  • исходить из интересов и потребностей ребёнка; учитывать возрастные особенности мотивационной сферы;

опора на позитив, вера в силы ребёнка, понимание, принятие, право на выбор;

  • переход от индивидуализации к самоиндивидуализации;

  • системный подход в работе;

  • комплексная диагностика и комплексная помощь, подход;

  • отслеживание сдвигов (мониторинг) и обратная связь;

  • консилиумная деятельность специалистов;

  • системный подход в консультировании семьи (рассматривается классный коллектив, педагогический, семья как целостная система), в частности, одной из причин «плохого» поведения ребёнка и его неудовлетворительных результатов обучения могут быть нарушения в семейной системе или в школьном коллективе.

Комплексный подход в решении проблемы неуспеваемости – это совместная, взаимосвязанная диагностическая и коррекционно-развивающая работа специалистов: педагога, логопеда, психолога, социального педагога, и если необходимо, то и педиатра, психиатра и других специалистов (в соответствии с диагнозом). Надо учитывать мнения родителей и детей.

Возможен ли переход от индивидуализации в обучении к самоиндивидуализации собственной познавательной и образовательной деятельности?



Этапы работы с неуспевающими, оказание помощи и поддержки


Этап, длительность

Содержание деятельности

Участники

1. Начальная школа:

Диагностика










Школьный консилиум






ПМПК





Консультирование родителей, учителей


Коррекционно-развивающие занятия (КРЗ)

Семинар-практикум: «Причины неуспеваемости»

Детский сад – ранняя диагностика


1-й класс – диагностика «Готовность к школе». Выявление «группы риска»


2-5-й класс – углублённая диагностика слабоуспевающих и неуспевающих, дополнительный сбор данных о них.


Дети «группы риска» 1-5-го класса - психолого-педагогический «диагноз» и рекомендации «Преемственность обучения», 4-5-й класс


Обследование специалистами ПМПК. Медицинский диагноз, рекомендации, перевод в классы 7-8-го вида


Индивидуальные и групповые консультации для родителей и учителей 1-5-х классов, рекомендации


КРЗ и отслеживание изменений


Городской методический семинар по материалам тренинга Г.Б. Мониной (психофизиологические, психологические, социально-педагогические причины) – 8 занятий


Логопед, воспитатель, дети 5-6 лет


Дети 6,5-7 лет

Психолог, логопед, учитель 1-го класса


Дети «группы риска»

Психолог, дефектолог, соцпедагог, учитель


Члены консилиума

Учителя 4-го и 5-го классов


Специалисты ПМПК


Психолог, логопед, соцпедагог

Психолог, логопед, дети «группы риска», учителя, родители



Психологи, логопеды, учителя начальной школы

2. Среднее звено:

Образовательный

Мониторинг




Совещания по теме:

«Проблемные учащиеся»














Консультиров

ание


Собеседование с неуспевающим


Психологический

Мониторинг (интеллект)



Совет профилактики





Педсовет




5-9-е классы


Сбор сведений по успеваемости о посещаемости, анализ, сравнение, отслеживание изменений


Обсуждение с педагогами ситуации обучения и особенностей поведения неуспевающих поведения неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по классам и параллелям. Дополнение банка данных.

Обсуждение путей и вариантов решения проблем персонально по каждому ученику, планирование коррекционной, профилактической работы и договор о комплексной помощи специалистов


Индивидуальное и групповое



Поиск вариантов и способов самостоятельного пути решения проблем обучения (самоиндивидуализация)

Компьютерная программа «Психологический мониторинг», исследование интеллекта, рекомендации, отслеживание динамики

Выяснение причин неуспеваемости, отчёт прогульщиков и неуспевающих, собеседование с ребёнком и родителями, решение о переводе в ВСОШ


Принятие решений о переводе, посещении занятий летом, когда ученик оставлен «на осень», решение о повторном обучении («оставлен на второй год»)

«Проблемные учащиеся»

5-9-х классов

Завуч по учебно-воспитательной работе, педагоги



Учителя, классные руководители, психолог, социальный педагог, завуч по учебно-воспитательной работе




Учащиеся, родители, учителя, администрация, педагоги

Психолог, классные руководители, учащиеся 5-9-х классов

Психолог, учащиеся 9-х классов


Директор школы, завуч по учено- воспитательной работе, социальный педагог, неуспевающий, его родители и классный руководитель



Педколлектив (в особых случаях приглашение неуспевающего и его родителей)

3. Старшая

школа:

курс психологии-

10-11-е классы








Профилактика

Экзаменационного

стресса





Консультирование



Учебный курс психологии, содержащий практические занятия по самоизучению своих особенностей и способностей, развитию умения управлять своим эмоциональным состоянием, тренировочные упражнения на развитие познавательных функций, элементы тренинга личностного роста


2 занятия: 1)организация оптимальных условий подготовки к экзаменам;

«) практикум по снятию экзаменационных страхов, повышению уверенности в успехе


Индивидуальное и групповое

Учащиеся 10-11-х классов











Психолог








Учащиеся, родители, педагоги

Система работы с « проблемными» детьми


































9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!