Доклад к педсовету
Хасанова Татьяна Николаевна
«Диагностико - аналитическая деятельность в воспитательном процессе».
В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляет высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на ее изменения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивает программу развития, программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда.
Изучение и анализ воспитанности группы школьников позволяет:
• конкретизировать цели воспитательной работы;
• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
• обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
• обосновать выбор содержания и методов воспитания;
• соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
• видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
В основу диагностики заложены и действуют следующие принципы:
Изучать – для изучения использовать лишь те диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты.
Понимать – понимание проблем и затруднений участников воспитательного процесса предполагает сопереживание, порождает желание помочь.
Помогать – в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи должна быть собственная активность в сторону саморазвития: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности.
И при этом понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа «Не навреди!» - медицинский лозунг при общении с израненными детскими душами и должен соблюдаться в первую очередь педагог не должен забывать, что ребенок – он такой, какой есть, и необходимо уметь работать и с послушным ребенком и с шалуном.
Смысл этого совета сводится к следующему. Во время проведения методик недостаточно создания доброжелательной атмосферы, тактичного поведения того, кто их проводит. Очень осторожно и аккуратно следует работать с полученными результатами, делать выводы, давать оценки, выносить их на обсуждение. Наша цель – помочь развитию ребёнка, «выращивать» личность, как заботливый садовник растит редкостные цветы в своём саду и ухаживает за ними. Ни в коем случае не «вешать ярлыки», не «выносить приговоры».
Организация диагностики, оформление и использование результатов
Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. В своей работе мы используем диагностические материалы представленные в методическом пособии Е.Д. Худенко «Система воспитательной работы в коррекционном учреждении» для образовательных учреждений VII – VIII видов. Диагностика проводится по определенным методикам, в том числе методикам С.Розенцвейга, А. Беллак, С. Беллак, Рене Жиля. Доступными и приемлемыми явились диагностические методы: наблюдение, устный опрос, анкетирование, заполнение таблицы, решение тестовых задач, проведение и обработка которых не затруднительны для воспитателей.
Изучение и анализ воспитанности группы школьников позволяет:
• конкретизировать цели воспитательной работы;
• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
• обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
• обосновать выбор содержания и методов воспитания;
• соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
• видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:
- определение цели изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- исследование испытуемых;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и
задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
При диагностических процедурах выделено три уровня воспитанности:
• Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.
• Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
• Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без
педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается его активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений, можно вычленить как наиболее информативные:
• санитарно-гигиенические навыки;
• личностное развитие;
• межличностные отношения;
• профессиональная ориентация.
Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.
Использование данных диагностики.
На основании данных диагностики воспитатель
- оценивает состояние воспитанности учеников,
- формулирует проблемы в их развитии,
- выделяет приоритетные задачи воспитания в группе на определенный период.
На основании данных диагностики воспитателем составляется диагностическая карта воспитанности. Карта показателей уровня воспитанности помогает:
1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам.
2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения.
3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим; формировать интерес к познавательной работе, учению.
В конце учебного года составляется сводная карта, в которой отражены показатели за учебный год, составлена диаграмма развития воспитанности, дан анализ проделанной работы.