СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика уровня социальной адаптации, профессионального самоопределения и готовности к жизни в современном обществе учащихся 9-ых классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе возникает проблема в выборе профессии и в дальнейшем трудоустройстве у школьников, обучающихся в общеобразовательных школах, но и наиболее остро этот вопрос стоит для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционной школы очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, адаптироваться в современном обществе, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Профориентационная работа в специальной (коррекционной) школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня социальной адаптации, профессионального самоопределения и готовности к жизни в современном обществе учащихся 9-ых классов»















Тема: «Диагностика уровня социальной адаптации, профессионального самоопределения и готовности к жизни в современном обществе учащихся 9-х классов»














Подготовила:

педагог – психолог

Староверова Ю.А













2017г.

В современном обществе возникает проблема в выборе профессии и в дальнейшем трудоустройстве у школьников, обучающихся в коррекционных школах.

Профориентационная работа в нашей школе нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Работа направлена на то, чтобы выпускники знали:

1. свои способности и возможности;

2.основные правила выбора профессии

3.владели основными понятиями в вопросах профориентации

4.имели представление об индивидуальных особенностях личности

Получая консультации педагога – психолога выпускники должны уметь:

1.адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии.

2.ориентироваться в мире профессии и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.

Чтобы помочь учащимся узнать индивидуальные особенности своей личности, определиться с выбором профессии в марте было проведено исследование для учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов. В исследовании принимали участие 17 учащихся 9-х классов (учащиеся 9 «А» - в составе 9 человек (не принимали участие учащиеся надомного обучения и Костин Максим – находился на больничном, 9 «Б» - в составе 8 человек, и так же не принимали участие учащиеся надомного обучения). Участие в исследовании было добровольным и не анонимным. Возраст учащихся от 15-17 лет.

Задачей нашего исследования было:

  1. Изучение специфики профессиональных предпочтений у учащихся Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.

  2. Обобщение у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, востребованных в нашем городе.

  3. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

В ходе работы, по данной теме, мною были использованы следующие (общепринятые) методики:

1.«Дифференциально-диагностический опросник» по Е.А Климову.

Методика Евгения Александровича предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией этих типов.

Данная методика предусматривает интерпретации основных категорий и различные типы профессий:

  1. «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, озеленением городов.

  2. «человек–техника» – все технические профессии;

  3.  «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

  4. «человек – знаковая система» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

  5. «человек – художественный образ» – все творческие специальности.

В результате обработки методики «Дифференциально – диагностический опросник» по Е.А Климову мною были получены следующие результаты:

Результаты по 9 «А» классу:

1.В категории «человек-природа» - Лашин Сергей

2.В категории «человек - знаковая система» - Рыбакова Женя

3.В категории «человек - художественный образ» - Лачугин Егор, Симонова Настя

4.В категории «человек - техника» - было выявлено 4 учащихся (Коротин Максим, Шишкин Денис, Портнягин Сергей, Алексеев Кирилл).

5.В категории «человек-человек» - был выявлен 1 учащийся Демьянов Игорь.

1. Человек-человек»: дворник, санитарка, няня, кухонный работник, уборщик помещений, повар, грузчик, подсобный рабочий.

2. «Человек-природа»: рабочий по озеленению города, работник по посадке лесных насаждений, подсобный рабочий в лесничестве, садовник, цветовод, пчеловод.

3. «Человек - техника»: слесарь, плотник, сантехник, мойщик машин, работник на пилораме, подсобный рабочий на заводе.

4. «Человек-художественный образ»: маляр, штукатур, плиточник, швея, вышивальщица, рабочий по ремонту обуви.

5. «Человек - знаковая система»: кассир, рабочий по оформлению витрин в магазине, работник, выполняющий не сложные задания на компьютере, подсобный рабочий на почту.



2.Тестовый опросник «Определение профессиональных склонностей» автор Г.В Резапкина.

Данный опросник направлен на выявление склонностей, учащихся к различным сферам профессиональной деятельности.

Склонность - это влечение к какому-либо занятию.

В методике Г.В. Резапкиной представлено 6 основных видов профессиональной деятельности:

1.склонность к работе с людьми

2.склонность к исследовательской работе

3.склонность к практической деятельности

4.склонность к эстетическим видам деятельности

5. склонность к экстремальным видам деятельности

6.склонность к экономическим видам деятельности

3.Личностный опросник Ганса Айзенка «Методика определения типа темперамента»

Личностный опросник Ганса Айзенка поможет определить тип темперамента учащихся с учетом интроверсии ( т.е. сдерживание всех своих эмоций внутри себя) и экстраверсии ( т.е. яркое выражение всех своих чувств и эмоций наружу). Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, классической методикой для определения типа темперамента. Выделяют 4 основных типа темперамента личности:

  1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

  2. Флегматик– сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.

  3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, возбуждение преобладает над торможением.

  4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).

Зная особенности типа темперамента и характера учащихся, можно помочь ему занять правильную позицию в жизни, научить уживаться в новом учебном, а в дальнейшем и в трудовом коллективе, найти свое полноценное, профессиональное место в социуме.


«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям.


Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.


Товарищи родители данная информация о результатах тестирования есть в полном объеме, но эта вся информация доступна должна быть только для вас и вашего ребенка. Поэтому если вы хотите подробно ознакомится с этими результатами, вы можете подойти индивидуально:



4.Анкета по изучению профессиональной направленности (Климов)

Было проведено тестирование с вопросами:

-Какую профессию решили избрать;

-Какие профессии вам не нравятся;

-Наметили ли вы пути ее получения, как показало тестирование (почти все отметили училище)

-Если среди ваших родственников, друзей те, кто работают по избранной вами профессии; (у большинства учащихся друзья учится по той же специальности)

-Что привлекает в избранной вами профессии; (возможность создавать что-либо своими руками, спокойная работа, материальная обеспеченность, возможность творческой деятельности и сам процесс трудовой деятельности)



Вывод по результатам проведенного исследования

В соответствии с целями, задачами и проведенной исследовательской работы по теме: «Диагностика уровня социальной адаптации, профессионального самоопределения и готовности к жизни в современном обществе учащихся 9-х классов» можно сделать следующие выводы:

1.В целом, учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов ориентируются в окружающей их действительности.

2.Понимают необходимость получения дальнейшего профессионального образования.

3. Адекватно оценивают необходимость последующего трудоустройства и личной адаптации каждого в современном обществе.

4. И в заключение хотелось бы отметить, что выпускники, в целом, готовы к жизни в социуме и могут стать полноправными членами нашего общества.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, очень меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей.



Рекомендации родителям

  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена - это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи

  • Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

  • Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

  • Будьте тверды и последовательны. Дети прекрасно чувствуют слабость родителей и близких людей. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от ребенка хорошего поведения.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!