Просмотр содержимого документа
«Диагностика психологического климата в классном коллективе»
КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
Цель: выявление психологического климата классного коллектива.
Возраст: учащиеся 7-го класса.
Инструкция: Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-х балльной шкале:
всегда – 4
часто – 3
иногда – 2
никогда – 1
В нашем классе бодрое, радостное настроение.
В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.
В классе ребята дружные.
Ребятам нравится вместе проводить свободное время.
Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.
В классе осуждают нарушителей дисциплины.
Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.
Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.
В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.
Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.
В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.
У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.
Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.
Общественные поручения выполняются ребятами охотно.
Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.
Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.
Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.
В классе часто звучит добрая шутка, юмор.
На все события класс реагирует бурно, коллектив обсуждает их.
Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.
Обработка данных.
По каждому ученику: сумма баллов по всему тесту делится на количество вопросов (20 вопросов).
По классному коллективу: суммируются данные по каждому ученику и делятся на количество человек в классе.
Для оценки степени благоприятности психологического климата класса используется следующая шкала градаций:
4,0 – оптимальный психологический климат;
3,9-3,6 – положительный психологический климат;
3,5-2,6 – ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик;
2,5-1,6 – ситуативно-отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;
1,5-1,0 – негативный психологический климат коллектива
Данные карты субъективных оценок психологического климата
№ теста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Баллы | 3.05 | 3.1 | 2.6 | 3.0 | 3.1 | 3.2 | 1.45 | 2.5 | 1.9 | 2.35 | 2.15 | 2.05 | 2.3 | 1.75 | 1.95 |
Анализ полученных данных:
6 человек оценивают психологический климат в классе как ситуативно-положительный или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик;
8 человек оценивают психологический климат в классе как ситуативно-отрицательный или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;
1 человек оценивает психологический климат в классе как негативный;
Ответы учащихся в целом отражают показатель 2.43, что характеризует психологический климат в классе как ситуативно-отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик.
Выводы исследования: результаты проведенной методики неутешительные. Необходимо вплотную заняться улучшением психологического климата в классном коллективе. Следует организовывать общие коллективные дела, совместные переживания (коллективные поздравления с днем рождения; выражение искреннего сочувствия в дни неудачи, болезни). Требуется выделить большее количество времени на проведение классных часов, направленных на сплочение классного коллектива.